Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Журнал » 2023 №47 : Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология
    Просмотров: 9191

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.7

 

 В. И. ЛУБОВСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

BogdanovaTG@mgpu.ru,

Н. М. Назарова,

МГПУ, Москва,

NazarovaNM@mgpu.ru

 

Статья написана к 100-летию известного отечественного психолога, одного из ученых, очень много сделавшего для развития современной специальной психологии в нашей стране, — доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования В. И. Лубовского. В ней рассматриваются разные сферы деятельности академика и достижения его самого и основанной им школы. На протяжении многих лет им развивались идеи культурно-исторической теории Л. С. Выготского и его последователей, среди которых главное место занимал А. Р. Лурия, научный руководитель В. И. Лубовского; разрабатывались теоретико-методологические основы специальной психологии, включая исследование общих и специфических закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определение понятия «особые образовательные потребности». Проблемы дифференциальной диагностики нарушений развития и связанные с ее применением на практике психологические аспекты инклюзивного обучения были в центре внимания ученого на протяжении всей его научной деятельности. Значим вклад В. И. Лубовского и его учеников в изучение психологии детей с задержкой психического развития.

Существенным достижением стало создание под руководством ученого первого в нашей стране учебника для вузов «Специальная психология», который до настоящего времени является основным для студентов, обучающихся по специальностям дефектологического и психологического профилей. В создании учебника участвовали отечественные ученые, являющиеся ведущими специалистами в разных областях специальной психологии.

В. И. Лубовский был просветителем в самом точном значении этого слова: он принимал участие в создании терминологических словарей по психологии и дефектологии; своими многочисленными яркими выступлениями привлекал внимание к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ключевые слова: В. И. Лубовский; специальная психология; закономерности психического развития детей; особые образовательные потребности; дети с задержкой психического развития.

 

Для цитаты: Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 81–89. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.7

 

Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: BogdanovaTG@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-5886-6494

 

Назарова Наталия Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: NazarovaNM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8052-9849

 

 

Литература

 

 

1. Богданова Т. Г. Определение понятия «особые образовательные потребности» в работах В. И. Лубовского // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 1 (75). С. 15–21.

2. Богданова Т. Г., Назарова Н. М. Особые образовательные потребности как основа использования образовательных технологий // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова; Уральский государственный педагогический университет. Вып. 10. Екатеринбург: [Б. и.], 2018. С. 347–358.

3. Коробейников И. А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников: методические рекомендации. М.: [Б. и.], 1982. 33 с.

4. Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 3–7.

5. Лубовский В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4. С. 77–87.

6. Лубовский В. И. Л. С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 118–124.

7. Лубовский В. И. Методологические проблемы специальной психологии // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. М.: ЛОГОМАГ, 2013. С. 9–36.

8. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. № 6. 1971. С. 15–19.

9. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности как условие успешного развития детей с ограниченными возможностями // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2011. № 1. С. 47–52.

10. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с.

11. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии). 2-е изд., доп. М.: Буки Веди, 2013. 198 с.

12. Лубовский В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 230–240.

13. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50–60. DOI: 10.17759/ pse.2016210405

14. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 460 с.

15. Специальная психология: учебник для бакалавриата и магистратуры: в 2 т. / под ред. академика РАО В. И. Лубовского. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.