PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2023 №47 : Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

  Просмотров: 59

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.5

 

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ВЗАИМОСВЯЗИ БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Н. Г. Дядык,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

djadykng@cspu.ru

 

Под буллингом понимают физическое и психологическое насилие, которое испытывают на себе учащиеся. Буллинг — это феномен групповой, и он имеет свою структуру. Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи между структурой буллинга и психологической атмосферой в школьном коллективе. В 2022 г. было проведено исследование структуры буллинга в школах города Челябинска и Челябинской области. Выборку составили 467 школьников от 10 до 16 лет, из них 228 мужского и 239 женского пола. Для сбора эмпирических данных использовались методика выявления буллинг-структуры Е. Г. Норкиной и опросник риска буллинга А. А. Бочавер и др.

Результаты исследования показали, что буллинг-структура связана с психологическим климатом в школе. Предикторы буллинга прямо связаны со склонностью детей занимать позиции жертвы, наблюдателя, помощника инициатора травли и обратно с позицией защитника жертвы и инициатора буллинга. Уровень благополучия прямо связан со склонностью занимать позицию инициатора и защитника, а также обратно связан со склонностью занимать позицию жертвы, наблюдателя и помощника инициатора травли. Таким образом, тип буллинга связан с буллинг-структурой, а также местом нахождения школы, ее типом, уровнем небезопасности в классе и полом школьников.

 

Ключевые слова: буллинг; структура буллинга; системный анализ; агрессия; школьный коллектив.

 

Для цитаты: Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 61–72. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.5

 

Дядык Наталья Геннадьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: djadykng@cspu.ru

ORCID: 0000-0002-9256-3438

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

  Просмотров: 46

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.4

 

СИСТЕМНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Л. Г. Лигай,

МГПУ, Москва,

LigajLG@mgpu.ru,

Е. Ю. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovaeyu@mgpu.ru,

В. В. Земченкова,

МГПУ, Москва,

zemchenkovavv@mgpu.ru

 

В статье представлены результаты исследования потенциала образовательной деятельности вуза по подготовке высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в условиях изменений подготовки аспирантов. По результатам анкетирования трех групп респондентов: аспирантов первого года обучения, аспирантов второго и третьего года обучения и их научных руководителей — был проведен сравнительный анализ позиций респондентов о действующей и будущей системе подготовки в аспирантуре.

В результате исследования были выявлены основные цели поступления в аспирантуру, планы аспирантов на защиту кандидатской диссертации, мнение о качестве образования в аспирантуре на текущий момент и об отношении научных руководителей к изменениям в подготовке аспирантов в связи с принятием нового Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Проведенный системный социолого-статистический анализ и контент-анализ полученных в ходе исследования данных позволил сформулировать ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности по подготовке аспирантов к защите кандидатской диссертации и выявить точки зрения научных руководителей на перспективы реализации новой модели подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В настоящий момент остро стоит вопрос совершенствования деятельности аспирантуры как института подготовки высококвалифицированных научных кадров. От повышения эффективности работы этого института во многом будет зависеть будущее российской науки. Разработанная программа и представленный инструментарий могут лечь в основу полевого исследования по мониторингу процесса подготовки аспирантов. Материалы статьи могут быть интересны научным руководителям аспирантов и работникам управления аспирантуры и докторантуры.

 

Ключевые слова: системный анализ; аспирант; аспирантура; научный руководитель; подготовка научных и научно-педагогических кадров; социально-психологический анализ.

 

Для цитаты: Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 45–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.4

 

Лигай Лада Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент департамента философии и социальных наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LigajLG@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-2171-6572

 

Данилова Елена Юрьевна, специалист отдела интеграции образования и науки управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: danilovaeyu@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-6371-468X

 

Земченкова Виктория Викторовна, специалист отдела сопровождения научных проектов и разработок управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: zemchenkovavv@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-3102-4932

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность/интолератность к неопределенности»

  Просмотров: 53

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.3

 

МНОГОМЕРНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕНОМЕНА

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ/ИНТОЛЕРАТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

 

М. В. Злобина,

НГУ, Новосибирск,

marinazlobina1991@mail.ru,

О. М. Краснорядцева,

ТГУ, Томск,

krasnoo@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ в процессе проведения психологического консультирования по проблеме родительских потребностей. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью и родительско-детские отношения. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ позволяет нормализовать внутрисемейные отношения, скорректировать неэффективные модели воспитания и обучения ребенка, создать гармоничные условия для его развития и воспитания.

Статья посвящена системному анализу многомерности психологических характеристик феномена толерантности/интолерантности к неопределенности. На основе теоретического анализа литературы показано, что основными трудностями, с которыми сталкивается исследователь при обращении к феномену толерантности к неопределенности, являются терминологическая неоднозначность, определение размерности феномена, его отделение от смежных конструктов, неоднозначность во взглядах на природу самого феномена (как личностной черты или динамической характеристики).

Эмпирическое исследование проведено на выборке 728 человек с использованием нового опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой, шкалы толерантности к неопределенности Д. Маклейна MSTAT-I и опросника интолерантности к неопределенности IAS С. Баднера (в адаптации Т. В. Корниловой и М. А. Чумаковой). Выявлено, что корреляции показателей по трем шкалам толерантности/интолерантности к неопределенности не превышают значения 0,52 по модулю.

Результаты сравнения групп мужчин и женщин по показателям толерантности к неопределенности отличались некоторой неоднозначностью: в одном случае мужчины демонстрировали большую толерантность к неопределенности по ряду показателей шкалы MSTAT, но на расширенной выборке более толерантными (по показателям опросника НТН) оказались женщины. Размер эффекта во всех случаях был небольшой. Зафиксировано, что толерантность к неопределенности не связана с возрастом, интолерантность к неопределенности слабо положительно связана с возрастом, а межличностная интолерантность к неопределенности — слабо отрицательно. Сравнение разных возрастных групп выявило незначительное различие по показателям межличностной интолерантности к неопределенности. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: толерантность к неопределенности не является характеристикой, однозначно зависящей от пола или возраста, и может по-разному проявляться в разных группах. Корреляции показателей трех методик толерантности к неопределенности свидетельствуют о том, что все они могут измерять смежные, но не идентичные конструкты. Это свидетельствует в пользу многомерности, сложности и многогранности феномена толерантности к неопределенности.

 

Ключевые слова: толерантность к неопределенности; интолерантность к неопределенности; межличностная интолерантность к неопределенности; системный анализ.

 

Для цитаты: Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность/интолератность к неопределенности» // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 32–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.3

 

Злобина Марина Владимировна, психолог, старший преподаватель кафедры психологии личности Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, Новосибирск.

E-mail: marinazlobina1991@mail.ru

ORCID: 0009-0003-8793-9546

 

Краснорядцева Ольга Михайловна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета, Томск.

E-mail: krasnoo@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1549-9994

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

  Просмотров: 53

УДК 159.973

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.2

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Т. Н. Бразгун,

МГППУ, Москва,

bayzel10@yandex.ru,

В. В. Ткачева,

МПГУ, Москва,

vikt-tkacheva@yandex.ru

 

Статья посвящена исследованию родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ в процессе проведения психологического консультирования по проблеме родительских потребностей. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью и родительско-детские отношения. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ позволяет нормализовать внутрисемейные отношения, скорректировать неэффективные модели воспитания и обучения ребенка, создать гармоничные условия для его развития и воспитания.

В статье представлены программа психологического консультирования семьи ребенка с нарушениями развития по проблеме родительских потребностей для оптимизации характера взаимоотношений и процессов воспитания детей в семье, а также результаты исследования родительско-детских отношений в процессе проведения психологического консультирования родителей детей с ОВЗ. Во время индивидуальной беседы специалист может выявить проблемы и переживания взрослых членов семьи, родительские установки, особенности родительского отношения. Исследование показало, что родительское отношение в семьях детей с ОВЗ характеризуется детоцентристскими установками родителя, неприятием нарушений ребенка, гиперопекой или инфантилизацией ребенка с ОВЗ.

 

Ключевые слова: психологическое консультирование; родительско-детские отношения; родительские потребности; система психологической помощи семьям; дети с ОВЗ.

 

Для цитаты: Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 20–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.2

 

Бразгун Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: bayzel10@yandex.ru

ORCID: 0009-0009-5046-5918

 

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва.

E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-5876-3604

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

  Просмотров: 62

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.1

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

В статье обосновываются задачи развития у школьников самостоятельности, ответственности и активности как целевых факторов их разностороннего личностного и социального развития, необходимых для обеспечения их эффективной образовательной деятельности. Проведенное экспериментальное исследование было направлено на изучение характера различий в проявлении личностных качеств учащихся с высокой и низкой успеваемостью. Данные, полученные на выборке 124 школьников по 35 показателям позволили выявить личностные установки, предопределяющие их эффективную образовательную деятельность.

Результаты исследования свидетельствуют о важности самостоятельности, позволяющей человеку ощутить свою личностную независимость от разнообразных социальных влияний и вмешательств в ситуациях принятия ответственных решений, выбора ближних и отдаленных целей с преимущественной опорой на свои возможности. В исследовании показано, что для школьников с высокой успеваемостью в большей мере характерна социальная ответственность. Свою успеваемость школьники напрямую соотносят с необходимостью в дальнейшем брать на себя ответственность по многим аспектам общественного развития общества. Они выстраивают свою будущую профессиональную перспективу как фактор устойчивого личностного успеха и процветания.

 

Ключевые слова: успеваемость; личностные качества; социальный потенциал; образовательная среда; самостоятельность личности; ответственность личности; активность личности; психологические тесты; показатели; критерии развития.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 5–19. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.1

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости

  Просмотров: 179

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОФИЛЕЙ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru,

С. А. Чаганова,

НГПУ, Новосибирск,

aurum94@mail.ru 

 

В статье рассматривается личность с позиции личностного профиля, позволяющего количественно выявить и качественно описать ее особенности, учитывающие преобладание определенного типа чувствительности к справедливости и построить прогноз развития поведенческих реакций личности при нахождении в значимой для нее ситуации несправедливости. Подчеркивается необходимость изучения личностных особенностей во взрослом возрасте, так как к периоду взрослости черты личности приобретают наибольшую устойчивость и стабильность. Личностный профиль строится на основании включения в него следующих радикалов: черт личности, типов психологических границ, мировоззренческих установок и типа поведения.

Приведены результаты эмпирического исследования, осуществленного методом тестирования на взрослой выборке по следующим методикам: Опросник чувствительности к справедливости; Пятифакторный опросник личности; Психологические границы личности; Границы Я; Опросник диагностики агрессии; Шкала веры в справедливый мир. Обработка данных проводилась методами математической статистики: кластерным (метод полной связи, метод Уорда и k-средних), сравнительным (Н-критерий Краскела – Уоллиса) и качественным анализом профилей на основании данных стандартизации тестовых баллов по шкале Маккола.

Выявлены и описаны личностные профили лиц с преобладанием одного типа чувствительности к справедливости: нарушитель, бенефициар, свидетель, жертва. Установлено, что лица с преобладанием определенного типа чувствительности к справедливости отличаются специфическими личностными особенностями, выраженными в разном сочетании черт личности, установок и типа поведения, и по-разному реагируют на ситуации несправедливости. В каждом личностном профиле также отмечена тенденция личности к альтруистическим или эгоистическим ориентациям и их сочетаниям в отношении восстановления нарушенной справедливости.

 

Ключевые слова: системный анализ; личностный профиль; чувствительность к справедливости; ситуация несправедливости; черты личности; психологические границы.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 93–113. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

Чаганова Светлана Алексеевна, аспирант по направлению «Общая психология, психология личности и история психологии» Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: aurum94@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7391-5653


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ

  Просмотров: 153

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.7

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК:

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

О. И. Титова,

КГПУ им. В. П. Астафьева,

Красноярск,

944058@mail.ru,

Е. В. Котова,

АГЗ МЧС России,

Химки,

e.kotova@amchs.ru 

 

Усиление либерализации гендерных отношений потребовало законодательной поддержки традиционных ценностей семьи, при этом содержание гендерного сознания и гендерных установок россиян изучено мало, а в психологических исследованиях применяются типологии, которые давно не пересматривались. В этой связи настоящая статья посвящена определению и систематизации эмпирических типов гендерных установок.

В исследовании приняли участие 456 человек (44 % мужчин, 56 % женщин) в возрасте от 18 до 70 лет. Респондентам было предложено заполнить авторский опросник изучения гендерных установок. С помощью факторного анализа были определены ключевые компоненты системы гендерных установок. Проведенный кластерный анализ позволил описать эмпирические типы гендерных установок.

По результатам исследования установлено, что взаимосвязи отдельных гендерных установок образуют типологические группы. В статье дана психологическая характеристика шести типов гендерных установок: 1) эгалитарный, нивелирующий различия между мужчинами и женщинами (20 %); 2) андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам (23 %); 3) отрицающий личностные взаимоотношения в сексе (13 %); 4) отрицающий равновесие между семьей и работой, с моральными установками к сексу (18 %); 5) патриархально-пуританский (8 %); 6) ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений (18 %). Установлено, что большинство женщин относятся к представителям типа «ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений», а большинство мужчин — к представителям типа «патриархально-пуританский». Среди людей старшего возраста выявлено преобладание типа «андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам», в то же время для молодежи характерно преобладание «патриархально-пуританского» типа. В практическом плане учет описанных в данной статье типов гендерных установок позволит более адресно осуществлять психологическое консультирование.

 

Ключевые слова: система гендерных установок; гендер; тип гендерных установок; кластерный анализ; половозрастные особенности.

 

 

Для цитаты: Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 82–92. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.7

 

Титова Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск.

E-mail: 944058@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9983-6144

 

Котова Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, Химки.

E-mail: e.kotova@amchs.ru

ORCID: 0000-0002-2436-5325


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности

  Просмотров: 151

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М. В. Сокольская,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова,

Москва,

mvsokolskaya@mail.ru,

О. Ю. Богомолова,

СахИЖТ — филиал ДВГУПС,

Южно-Сахалинск,

bogomolova_ok@mail.ru 

 

Актуальной задачей современного образования является реализация программ, направленных на формирование мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования мотивационной готовности к деятельности в образовательной организации. В настоящей статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия» в концепциях отечественных авторов. Сформулированы, проанализированы и описаны психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, которые позволяют оптимизировать показатели сформированности мотивационной готовности к деятельности. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Представлена модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

По результатам проведенного теоретико-методологического исследования сделаны выводы о поэтапном формировании мотивационной готовности личности к будущей профессиональной деятельности на протяжении всего обучения в вузе. Предложена модель реализации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к деятельности студентов вуза, разработанная на основе личностного, деятельностного и системного подходов, которая включает несколько блоков и затрагивает все аспекты взаимодействия студентов с преподавателями и кураторами. Модель представлена как комплексный инструмент, который позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы на разных этапах профессионального становления, учитывающий все основные характеристики, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. В этом смысле модель можно рассматривать как многоуровневую динамическую систему, где каждый уровень представляет собой свою среду, собственные законы и правила функционирования. Взаимодействие между уровнями определяет поведение системы в целом, а их взаимозависимость — ее устойчивость и способность к изменению.

 

Ключевые слова: студенты; модель; учебно-профессиональная деятельность; динамическая система; мотивация; психолого-педагогические условия; профессиональная деятельность.

 

Для цитаты: Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 71–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

Сокольская Марина Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

E-mail: mvsokolskaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-5693-2021

 

Богомолова Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Сахалинского института железнодорожного транспорта — филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск.

E-mail: bogomolova_ok@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9929-3143


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии

  Просмотров: 153

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.5

 

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ

 

Е. М. Корж,

МПСУ, Москва,

kem_66@mail.ru,

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru 

 

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их применение в психологической практике имеют важное значение и могут внести существенные изменения в современную психологию. В настоящее время активно разрабатываются новые методы использования искусственного интеллекта в сфере нормализации психического здоровья. В статье рассматриваются разработки в области технологий искусственного интеллекта и их применения в когнитивной, клинической и организационной психологии. Обсуждаются вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в контексте потенциальных рисков их внедрения в повседневную и клиническую практику.

На сегодняшний день проведено значительное количество исследований по использованию роботизированного искусственного интеллекта в психиатрии, психологии и психотерапии. При этом существует потребность в качественном анализе проведенных исследований, включая системную оценку пользы и потенциального вреда применения новых технологий. Преимущества применения искусственного интеллекта очевидны в сфере обслуживания социально незащищенных групп населения, а также в целях улучшения предоставляемых услуг в области нормализации психического здоровья граждан. Однако существует риск возникновения психологической зависимости при длительном использовании специализированных приложений. Кроме того, для эффективного внедрения технологий искусственного интеллекта в практическую психологию необходим системный анализ этических и социальных последствий применения ИИ для своевременного выявления возможных проблем.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект; новые технологии; системная оценка; организационная психология; когнитивная психология; клиническая психология; аватары; интеллектуальные роботы; интеллектуальные агенты.

 

Для цитаты: Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 60–70. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.5

Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: kem_66@mail.ru

ORCID: 0009-0003-6779-7333

 

Громова Анастасия Владимировна, студент Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: nasooo1993@mail.ru

ORCID: 0009-0007-3827-0902


     Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов

  Просмотров: 126

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ «СВОЙ – ЧУЖОЙ»

СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

 

В. Б. Никишина,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

vbnikishina@mail.ru,

Е. А. Петраш,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

upetrash@mail.ru,

Л. А. Моргун,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

an_morgun@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию проблемы моральных дилемм, стоящих перед студентами медицинских вузов. В настоящее время в этой области исследований наблюдается нарастание объема публикационной активности. При этом ученые выделяют моральные дилеммы, возникающие в сфере управленческой практики, а также технологические, религиозные и другие. Актуальным остается вопрос изучения моральных дилемм в медицинской практике.

Исследование динамики решения моральных дилемм студентами медицинских вузов реализовано путем разработки анкеты, включающей в себя 10 моральных дилемм. Общий объем выборки составил 187 человек в возрасте 20–26 лет. Респондентами стали студенты медицинских вузов, обучающиеся по медицинским (лечебное дело, стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело — 104 человека) и немедицинским (клиническая психология, фармация — 83 человека) специальностям.

Результаты проведенного исследования показали, что время решения моральных дилемм «свой – чужой» значимо меньше времени решения дилемм «чужой – чужой». Следовательно, можно говорить о том, что фактор личного знакомства с человеком является определяющим в условиях необходимости оказания помощи. Таким образом, выбор в пользу знакомого человека осуществляется значимо чаще, чем в пользу незнакомого, и требует меньше времени при принятии решения. Было установлено, что в ходе решения моральных дилемм «чужой – чужой» требуется значимо больше времени, чем при решении дилемм «свой – чужой». Выбор при этом осуществляется по критерию подобия — в пользу оказания помощи человеку одного пола и возраста с респондентом или по ассоциированию с близкими (друзьями, родственниками).

 

Ключевые слова: моральные дилеммы; свой – чужой; чужой – чужой; студенты медицинских вузов.

 

Для цитаты: Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 49–59. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: vbnikishina@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2421-3652

 

Петраш Екатерина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: petrash@mail.ru

ORCID: 0000-0002-3177-088X

 

Моргун Любовь Александровна, лаборант кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: an_morgun@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1099-485X

 

 


     Читать полностью...