Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №48 : Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов

Просмотров: 31

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.08

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ Э. Л. ДЕСИИ Р. М. РАЙАНА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И. Ю. Суворова

МПСУ, Москва,

i.suvorova89@gmail.com,

 

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru,

 

А. С. Толстова,

МПСУ, Москва,

angelina.tolstowa@yandex.ru

 

Статья посвящена эмпирической проверке шести видов мотивации в теории мотивации Э. Деси и Р. Райана, определяемых через такие параметры, как регулятивные стили и воспринимаемый локус причинности. Согласно теории, внутренняя мотивация соответствует внутренней регуляции поведения, т. е. интернализации внешнего контроля во внутренний план. Для проверки данного конструкта была создана модель в соответствии с существующим инструментарием. В рамках модели были применены удовлетворение потребности в автономии и автономная Эго-идентичность, которые были связаны с внутренней мотивацией. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 22 лет (54 женщины и 26 мужчин).

В результате эмпирической проверки были подтверждены практически все гипотезы: внешнее давление и фрустрация личностной автономии связаны с невозможностью сформировать собственное представление о себе, о целях и выборе собственного пути, что способствует формированию внешней мотивации вместо внутренней. Верным является и обратный механизм: когда у человека удовлетворена потребность в автономии, у него сформирована автономная идентичность, что соответствует формированию внутренней мотивации. Этот механизм реализуется благодаря итернализации внешних объектов во внутренний план личности, что возможно, когда потребность в автономии удовлетворена.

Из четырех гипотез не подтвердилась только гипотеза о взаимосвязи внутренней мотивации и успеваемости. Это может свидетельствовать о том, что существует такая побочная переменная, как способность. Еще одним фактором, исказившим результаты, может быть временной отрезок проведения исследования. Исследование проводилось в течение двух периодов студенческой жизни — учебный и сессионный, — поэтому стоит брать один период исследования, для того чтобы такая переменная, как внешнее давление, не исказила все данные.

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом

Просмотров: 47

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.07

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

 

Ю. Ю. Макагонова,

МГПУ, Москва,

makagonovaiulia@yandex.ru

 

Современная психологическая практика располагает большим разнообразием техник и приемов, предназначенных для профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников. Однако для многих практических разработок актуальна проблема методологического обоснования и характерна потребность в методической систематизации накопленного объема инструментария. Решение данного вопроса требует выработки стандартизированных схем помощи ребенку с проблемным поведением с учетом особенностей его развития. Прежде чем организовывать психологическую проработку агрессивных форм поведения, необходимо провести общепсихологическую диагностику личностных характеристик, поведенческих проблем и ситуаций, которые наиболее характерны для конкретного ребенка или группы детей. Дошкольники группы риска, склонные к развитию разных форм агрессивного подведения, нуждаются в ранней психодиагностике и последующей психологической помощи и развитии у них более адаптивных форм социального поведения и стабильного психоэмоционального развития.

В статье предложена психологическая модель работы с агрессивным поведением дошкольников при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработка модели основывается на психодиагностике их личностных параметров и включает в себя три блока направлений психологической работы с детьми: развитие прогностической деятельности,расширение спектра эмоциональных реакций на фрустрацию и обучение разным способам удовлетворения потребностей без агрессии. Представленная психологическая модель может быть применена практикующими психологами и педагогами с учетом выявленных особенностей детей данной группы. Предложенная модель работы с агрессивным поведением детей с речевым дизонтогенезом выносится на обсуждение.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Опросник самооценки подростков и взрослых: надежность, валидность, факторы

Просмотров: 45

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.06

ОПРОСНИК САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ, ФАКТОРЫ

 

В. П. Шейнов,

РИВШ,Минск,

Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

 

                                                          А. С. Девицын,

БГУ, Минск,

Республика Беларусь,

devitsin@gmail.com

 

Изучение самооценки в настоящее время особенно актуально ввиду негативного влияния на нее чрезмерного увлечения социальными сетями, которое имеет место как в молодом, так и в более старшем возрасте. Для изучения изменений в самооценке, происходящих по мере перехода подростков во взрослое состояние, необходимо иметь опросники, пригодные одновременно для подростков и взрослых. Цельюданного исследования является разработка короткой версии опросника самооценки для подростков и взрослых, доказательство ее надежности и валидности и построение факторной модели самооценки.

Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 3153 испытуемых, в том числе 2570 взрослых 18–76 лет и 583 подростков 1017 лет; среди испытуемых — 1716 женщин, 854 мужчины, 392 девушки и 191 юноша.

В исследовании использованы опросник самооценки подростков, короткая версия опросника зависимости от смартфона, опросник зависимости от социальных сетей, опросник ассертивности, шкала самоуважения М. Розенберга, шкала удовлетворенности жизнью, опросник застенчивости.

Результатом исследования явился пригодный для подростков и взрослых короткий (состоящий из восьми вопросов), надежный и валидный опросник их самооценки, обладающий лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия для подростков. Построены состоятельные трехфакторные модели опросника самооценки, практически идентичные для подростков и взрослых.

Единый опросник для подростков и взрослых позволяет изучать изменения в самооценке, происходящие по мере перехода подростков во взрослое состояние, а выявленные факторы самооценки — изучать роль этих факторов в формировании и взаимосвязях самооценки с другими свойствами личности.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий

Просмотров: 42

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.05

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

 

Ю. Н. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovayn@mgpu.ru

 

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи (см. журнал «Системная психология и социология» № 2 (42) / 2022, № 4 (44) / 2022). В данной статье представлен вариативный (зарубежный и отечественный) подход к диагностике особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапевтических технологий. Рассматривается гипотеза о том, что родительско-детское взаимодействие, обусловленное психотравмирующей ситуацией для членов семьи рождением ребенка с нарушением развития, имеет особенности, которые могут быть диагностированы, в том числе средствами арт-терапевтических технологий. Показано, что творческая директивная деятельность членов семьи в процессе арт-терапии позволяет психологу в процессе целенаправленного наблюдения определить характер отношения взрослых к ребенку, наличие трудностей эмоционально-коммуникативных проявлений и наметить коррекционный маршрут для работы психолога с проблемной семьей. В теоретическом блоке статьи анализируется позиции зарубежных и отечественных исследователей о возможности использования арт-терапевтических технологий в работе с семьей ребенка с нарушениями развития, показывается вариативность их использования в диагностике и коррекции трудностей развития ребенка с ОВЗ и «проблемного поля» семьи такого ребенка. Отмечается факт отсутствия научных работ в отечественной специальной психологии по целенаправленному использованию арт-терапевтических технологий в диагностике особенностей психологического взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. Констатирующая часть эксперимента с использованием арт-технологий на основе количественных и качественных показателей обеспечила выявление особенностей и уровневых, критериально обусловленных, качественных характеристик родительско-детского взаимодействия в семье с ребенком с ЗПР и с семьей с нормально развивающимися дошкольниками.

 

Результаты данного эксперимента показали разную информативность диагностических (зарубежных и отечественных) подходов при использовании арт-терапевтических технологий в определении родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР; психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР, характеризующиеся неоднородностью выраженности и разноуровневым характером их проявления; необходимость осуществления психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЗПР, по формированию их компетенций в гармонизации взаимодействия в проблемным ребенком в семье.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)

Просмотров: 35

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.04

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

 Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

bogdanovatg@mgpu.ru

 

В статье проводится анализ зарубежных литературных источников по проблемам создания позитивных установок во взаимодействиях между людьми без нарушений в развитии и теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. При этом подчеркивается необходимость создания условий для формирования позитивных установок, поскольку от этого зависит качество жизни людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Рассматривается один из вариантов работы по преодолению негативных установок по отношению к людям с разными типами нарушенного развития, основанный на сопоставлении эффективности трех вариантов воздействия для создания позитивных установок: когнитивного вмешательства, сочетания когнитивного и поведенческого вмешательства, отсутствия вмешательства. В рамках когнитивного вмешательства подросткам предоставлялась информация о людях с ограниченными возможностями, их особенностях и возможностях; при сочетании когнитивного и поведенческого компонентов помимо информации давалась возможность реального взаимодействия на занятиях паралимпийскими видами спорта под руководством спортсменов-инвалидов. Именно комбинированная стратегия, основанная на сочетании информирования и реального взаимодействия, привела к лучшим результатам в плане изменения установок.

 

Исследования, проведенные в разных странах, направленные на создание позитивных установок по отношению к людям, имеющим ограниченные возможности, показали, что для этого необходимо проводить поиск различных методов психологического воздействия на всех участников общения. Можно изменить негативное отношение к людям с ограниченными возможностями с помощью воздействий, интегрированных в процесс воспитания. Полученные результаты показывают, что наибольших позитивных сдвигов можно достичь с помощью воздействий, сочетающих предоставление информации об особенностях личности и поведения людей с ограниченными возможностями и инвалидов, способах предпочитаемых и комфортных для них взаимодействий и непосредственного опыта общения с ними. В будущих исследованиях необходимо попытаться эффективно сочетать информационную и поведенческую составляющие воздействия, включающую элементы личного общения с инвалидами, чтобы получить более детальную картину того, что именно сделало поведенческое вмешательство более успешным.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Перевозкина Ю. М., Иванов В. И Системный анализ фрустрационной толерантности военнослужащих: разработка и первичная психометрическая проверка диагностического опросника

Просмотров: 39

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: РАЗРАБОТКА И ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА

 

 

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

В. И. Иванов,

НВИ, Новосибирск,

Vasyagansk@mail.ru

 

В статье рассматривается необходимость развития и выявления психологической устойчивости к стрессогенным факторам у военнослужащих, что связано со спецификой проведения современных военных действий. Анализируется проблема возникновения значительного количества несистематизированной информации относительно феномена толерантность к фрустрации. Обсуждаются концептуальные вопросы, связанные с фрустрационной толерантностью, которая выступает многомерным феноменом. Представлен теоретический конструкт фрустрационной толерантности, который основывается на двух теоретических позициях – С. Розенцвейга и Р. Лазаруса, С. Фолкмана. В результате проведения анализа данных теорий фрустрационная толерантность военнослужащих представлена в виде системы, структурными компонентами которой выступили когнитивный, эмоциональный и психофизиологический. В свою очередь, эти компоненты раскрываются по разному в трех типах фрустрационной толерантности у военнослужащих: эффективный, импульсивный, удерживающий. В каждом типе дается характеристика трех компонентов.

Показано, что предложенная системная модель может быть положена в основу опросника для выявления фрустрационной толерантности у военнослужащих. Приведены данные психометрической проверки опросника, которые отражают тот факт, что опросник обладает конструктной валидностью, а включенные в него утверждения – хорошей дискриминативностью. Делается вывод о том, что приставленный опросник «Фрустрационной толерантности военнослужащих» может включен в диагностический инструментарий в процессе подготовки курсантов Росгвардии.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Смоловская Л. Б., Машкова Л. А. Внутренний конфликт с позиции системной психологии

Просмотров: 56

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Л. Б. Смоловская

МИП, Москва

smolovskajalb@mgpu.ru

 

Л. А. Машкова

НИУ ВШЭ, Москва

la.mashkova@gmail.com

 

Целью статьи является предложение концептуальной модели и разработка теоретического содержания понятия внутреннего конфликта.

 

В настоящий момент существует множество различных систем описания мотивации, присутствует ряд способов понимания внутренних конфликтов. Однако эти две сферы нуждаются в уточнении и дополнительных теоретических моделях, которые позволяли бы более детально описывать данную проблему. Многие потребности в разных подходах – как психодинамических, так и гуманистических, а также в современных постмодернистских, рассматриваются не с системной позиции, а как наблюдения частных авторов. Этой частью проблемы внутренних конфликтов подробно занимается системная психология, предлагая структуру понимания потребностей и мотиваций человека.

 

В статье рассматривается проблема выделения внутреннего конфликта, его понимание с позиций системной психологии. Дается анализ субъектности конфликта на основе построения уникальной для каждого человека семантической сети, связывающей понятия (объекты, удовлетворяющие потребности) с самими потребностями через базовые концепции — единицы знаний об окружающем мире. Такое понимание позволяет определять и концептуально выстраивать механику внутреннего конфликта. Разбираются случаи, в которых напряженность будет существовать, однако ее уровень недостаточно велик для выделения внутреннего конфликта.

 

Далее рассматривается динамика внутреннего конфликта - через аналогию с эквалайзером. Приводятся факторы, которые влияют на формирование концепций. Приводится понятие уровня психической напряженности, которое может быть осмыслено при помощи с одной стороны - субъективной оценки, а с другой - математического аппарата, позволяющего вводить определенный уровень математической строгости. Коротко описывается симптоматика внутреннего конфликта через термин стресса. Рассматриваются разные пути сглаживания внутреннего конфликта, которые могут быть использованы в практической работе.

 

В разделе «выводы» подводится итог статьи, еще раз обозначаются ключевые аксиоматические моменты, из которых строится все дальнейшее понимание процесса выстраивания внутреннего конфликта.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников

Просмотров: 53

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Е. С. Романова,

 МГПУ, Москва,

 RomanovaES@mgpu.ru,

 

Б. М. Абушкин,

 МГПУ, Москва,

 AbushkinBM@mgpu.ru

 

С. Ю. Решетина

 МГПУ, Москва

 reshetinas@rambler.ru

 

В статье дается обоснование необходимости последовательного формирования представлений школьников относительно своих личностных и социальных возможностей для наиболее полной реализации своих ценностных установок. Рассматриваются инновационные развивающие занятия, реализующие проектную деятельность школьников по формированию у себя ведущих социальных качеств – самостоятельности, ответственности и активности. Проектная деятельность школьников в контексте своего личностного развития рассматривается как последовательная этапная работа по формированию у них осознанного понимания содержательных особенностей психологических характеристик, формированию навыка своего личностного развития в реальном социальном окружении; развитию потребности в саморазвитии; вовлечению школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, формированию навыков аналитического суждения о преимуществах и недостатках в своем личностном развитии.

 

Рассматриваемая логика личностного самоопределения и развития представляет новую практику использования тренингов в психологической работе со школьниками. Направленную на активное и целенаправленное формированию личностных качеств школьников. Программа работы школьников, включает в себя 4 последовательных этапа. На первом этапе решается задача первичной диагностики учащихся по наиболее важным для развития школьников качествам. На втором этапе решаются задачи развивающей практики – освоение техник интерпретации количественных показателей диагностических тестов; раскрытие своего внутреннего потенциала; овладение психологическими знаниями; стимулирование потребности в саморазвитии. На третьем этапе осуществляется вовлечение школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, которые определяются личностной природой человека и основываются на его социальных потребностях, ценностных установках и личностных возможностях. На четвертом этапе школьники делают заключение относительно социальной достаточности достигнутого ими уровня развития. У школьников формируется заключение относительно своих личностных ресурсов.

 

Представленные в статье проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников содержат в себе актуальный и необходимый развивающий практикум по формированию у обучающихся новых знаний, умений и навыков.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»?

Просмотров: 222

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.9

 

ЧТО ТАКОЕ «СТРУКТУРА ДЕФЕКТА»?

 

В. И. Лубовский

 

Статья посвящена системному исследованию параметров привязанности и ревности. В целях изучения их взаимосвязей было приведено эмпирическое исследование, в котором участвовали 70 студентов гуманитарных вузов в возрасте от 18 до 21 лет. Для определения стиля привязанности у испытуемых были использованы следующие методики: тест на тип привязанности Э. Чен (в адаптации Е. Кротовой) и «Опросник привязанности к близким людям» Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского. Для определения уровня ревности использовалась шкала ревности Р. Лихи.

Настоящая статья публикуется в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения выдающегося ученого, основателя научной школы российской специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика РАО В. И. Лубовского, более двадцати лет проработавшего в МГПУ. Многоплановость и разносторонность его научных интересов отражены в более чем 200 публикациях, включая несколько известных учебников и монографий, отдельные из которых переведены на иностранные языки. Научный вклад В. И. Лубовского в области специальной психологии и педагогики имеет общемировое значение.

Материал последней статьи В. И. Лубовского был любезно предоставлен редакцией научно-методического журнала «Специальное образование» для репринта. В научной статье автором подчеркивалась невозможность отражения содержания основного понятия специальной психологии и специальной педагогики — «структура дефекта» — как набора определенных количественных показателей психологических / психофизиологических функций. Отмечалось, что существует чрезвычайная вариативность и совпадение количественных показателей ряда функций при нескольких дизонтогенетических типах нарушенного развития. Таким образом, при анализе процесса психодиагностики типов развития В. И. Лубовский выделял этап дифференциальной психодиагностики и ее объект — познавательную сферу и психофизиологические возможности. Им было подчеркнуто, что в пределах каждого типа развития при вариативности показателей отдельных функций сохраняются определенные соотношения: функция, наиболее развитая по сравнению с другими, при всех индивидуальных вариантах и динамических изменениях сохраняет более высокое место, как и остальные, тоже остающиеся на своих местах. Это соотношение и представляет основные компоненты структуры дефекта.

 

Ключевые слова: структура дефекта; недостатки (нарушения) развития; дифференциальная психодиагностика; наглядно-образное мышление; зона ближайшего развития / обучаемость; стандартизованные интеллектуальные тесты; количественные оценки; способ познавательного взаимодействия (или способ взаимодействия с окружающей средой).

 

Для цитаты: Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 95–104. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.9

 

Лубовский Владимир Иванович (1923–2017), кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Москва.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Просмотров: 193

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.8

 

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ В. И. ЛУБОВСКОГО

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Д. В. Лубовский,

МГППУ, Москва,

LubovskiyDV@mgppu.ru

 

В статье проанализировано значение работ В. И. Лубовского, созданных им в последние годы жизни, для теории и практики современного специального обучения. Прослеживается развитие положений культурно-исторического подхода в исследованиях ученого. Показано теоретическое и практическое значение его концепции общих и специфических закономерностей развития, предложенного им подхода к диагностике нарушений развития, представлений о структуре дефекта, о проблемах и противоречиях инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: В. И. Лубовский; диагностика нарушений развития; нарушенное развитие; общие и специфические закономерности; структура нарушений; инклюзивное образование.

 

Для цитаты: Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 90–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.8

 

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психологопедагогического университета, Москва.

E-mail: LubovskiyDV@mgppu.ru

ORCID: 0000-0001-7392-4667

 


  Читать полностью...