PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2011 №3 : Казаренков В.И. Творчество педагога как система

  Просмотров: 5191

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАК СИСТЕМА

 

 

Казаренков В.И.,

РУДН, Москва



 В статье раскрывается содержание роли высшего образования и науки как ведущего системного интегратора во всестороннем развитии творческого потенциала личности в социокультурном, экономическом, правовом, нравственном и экологическом отношениях, обеспечивающих целостную многомерную самореализацию человека.

Ключевые слова: творчество педагога, самоактуализация  личности, система.

 

TEACHER’S CREATIVITY AS A SYSTEM



Kazarenkov V.I.

Peoples’ Friendship

University of Russia (PFUR),

 Moscow



In this article the content of the role of the higher education and the science is discussed as the leading system integrator of the all-round development of the personality’s creative potential in the socio-cultural,  economic, legal, moral and ecological directions, providing the integral multidimentional self-actualization of the person.

Key words: teacher’s creativity, self-actualization of the personality, system.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования

  Просмотров: 6674

3.Психология и образование

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСВОЕННОГО ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    

Романова Е.С.,
МГПУ, Москва

 

 

 В статье раскрывается понимание внешних и внутренних критериев оценки практических форм обеспечения интегративного содержания высшего образования на основе компетентностного подхода при профессиональной подготовке студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиограмма, компетентностный подход, современные образовательные стандарты, профильно – модульное планирование, кредитно-рейтинговая система.

 

 

NEW FORMS OF THE PRACTICAL REALIZATION OF  

THE ASSIMILATED INTEGRATIVE CONTENT

OF THE EDUCATION

 

  

Romanova E.S.,

MCPU, Moscow

 

 

In this article the interpretation of the outer and inner criterions of the estimation of practical forms of integrative  content of the higher education is discussed on the basis of the competent approach during the professional students’ training.

Key words: professional competences, professiogram,  competent approach, up-to date educational standards, profile –modular planning, credit- rating system.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Ирина-Коган В.Р., Сенкевич Л.В, Фаринович В. Системно-психологические особенности мотивационной и познавательной сферы психически больных

  Просмотров: 11583

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ 

 СФЕРЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

 

Ирина-Коган В.Р.,

                                                                                                 Сенкевич Л.В.,

                                                                                                    Фаринович В.В.,

Государственная классическая

академия им. Маймонида,

Москва

 

 В статье изложены основные результаты системной диагностики типов психической работоспособности и мотивационных профилей лиц с различными психическими расстройствами. Определены системно-психологические характеристики нарушений личности и мышления шизофренической и органической природы, типы доминирующей мотивации больных шизофренией, эпилепсией и маниакально-депрессивным психозом.

Ключевые слова: шизофрения, симптоматическая эпилепсия, эпилептическая болезнь, маниакально-депрессивный психоз, патопсихологическая диагностика, дефект личности и мышления шизофренической природы, интеллектуально-мнестическое снижение, психическая работоспособность, мотивация развития личности, мотивация развития социума.

 

SYSTEM-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE MOTIVATIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF MENTALLY DISEASED PERSONS

 

Irina – Kogan V.R.,

                                                                                                Senkevich L.V.,

                                                                                                 Farynovich V.V.,

State Classical Academy

 by Maimonides,

Moscow

 

 In this article the main results of systems diagnostics of types of psychic work capacity and motivational profiles of persons with different psychic disorders are represented. System-psychological characteristics of personality disorders and thinking disorders of schizophrenic and organic nature, types of dominant motivations of schizophrenics, epileptics, and manic-depressive psychosis patients are determined.

Key words: schizophrenia, symptomatic epilepsy, epilepsy, manic-depressive psychosis, pathopsychological diagnostics, defect of personality and thinking of schizophrenic nature, intellectual-mnemonical lowering, psychic work capacity, motivation of personality development, motivation of society development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Липп Д. Сексуальность и ощущение неловкости и беспокойства в подростковом возрасте

  Просмотров: 4909

СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ОЩУЩЕНИЯ НЕЛОВКОСТИ И БЕСПОКОЙСТВА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

                                                                                Липп Дидье

                                                                                             Институт Монсури,

                                                                                         Париж, Франция

 

перевод с французского Филатовой О.А.

 

В статье исследуются особенности сексуального развития и способов поведения  подростков в контексте социального развития и изменений, имеющих место  в обществе. Внимание обращено на то, что подростки, испытывая затруднения в поисках любви и счастья, всё больше прибегают в сфере сексуального к более незрелым, но зато не терпящим отлагательств, способам поведения. Распространение этого феномена приводит к вытеснению всегда считавшейся нормой  гетеро- и генитальной сексуальности.

 Ключевые слова: подростковый возраст, сексуальные способы  поведения, наслаждение, частичные импульсы, зрелость ЭГО.

 

 

SEXUALITY AND FEELINGS OF UNEASINESS AND ANXIETY IN ADOLESCENCE

 

                                                                                      Lippe Didier

                                                                                                 Institute Monsourit

                                                                                       Paris, France

 

The translation from French is done by Fylatova O.A.

 

In this article the features of sexual development and types of behaviour in adolescence are studied in the context of social development and its changes, happening in the society. A special attention draws to the problem, that adolescents, having difficulties in love and happiness searching, resort most of the time to the immature but exigent types of behaviour in sexual sphere. The spread of this phenomenon leads to the repression of the hetero – and genital sexuality, that is always considered to be normal.

Key words: adolescence, types of sexual behaviour, enjoyment, partial impulses, EGO maturity.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

  Просмотров: 12400

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ХАРАКТЕРА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Кулагина И.Ю.,

     Поляков Е.А.,

МГППУ,

Москва

 

В статье обсуждается вопрос о содержательной психологической характеристике различных типов акцентуаций характера. Представлены данные о мотивации и ценностных ориентациях, свойственных  подросткам с сензитивным, психастеническим, астеноневротическим, гипертимным и истероидным типами акцентуаций характера. Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного с подростками, воспитывающимися в семьях и детском доме.

Ключевые слова: тип характера, акцентуация характера, мотивация надситуативного уровня, ценностные ориентации, подростковый возраст

 

MOTIVATIONAL TENDENCIES WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTERS IN ADOLESCENCE

                                                                                                              

 

      Kulagina I.Y.,

                                                                                                                   Polyakov E.A.,

MSPPU, Moscow

 

 

In this article the question of richness of the content of the psychological characteristic of different types of accentuations of the character is discussed. The data of motivation and values of adolescents with sensitive, psychoasthenic, asthenoneurotic, hyperthymic and hysteroid types of accentuations of the character are represented. The empirical results of the studies of the adolescents, brought up in families and orphanage are shown.

Key words:  type of the character, accentuation of the character, motivation of the transsituational level, values,adolescence.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе

  Просмотров: 16285

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ И

ГЕТЕРОХРОННОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

                                                                                                                        Шилова Т.А.,

     МГПУ, Москва



 В настоящей работе рассматриваются факторы неравномерности и гетерохронности развития психики в онтогенезе, оказывающие влияние на состояние учения и поведения школьников. Показана роль неравномерности и гетерохронности в развитии личности в онтогенезе.

Ключевые слова: онтогенез, гетерохронность, системогенез, психические процессы, учебная деятельность, учебная мотивация, обучаемость, специальные способности.

 

THE STATE OF THE PROBLEM OF IRREGULARITY AND HETEROCHROMIA AND ITS FUNCTION IN PSYCHIC DEVELOPMENT IN ONTOGENESIS

                                                                                        

  Shilova T.A.,

   MCPU, Moscow



The author considers the facts of irregularity and heterochromia of development of the psyche in ontogenesis, that have an influence on the pupils’ learning and behaviour. It was also shown the role of irregularity and heterochromia during the development of the personality in ontogenesis.

Key words: ontogenesis, heterochromia, systemogenesis, psychological processes, learning activity, learning motivation, special abilities, trainability.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Яньшин П.В., Косова А.Н. Отражение эмоциональной значимости маскированных семантических стимулов в микромоторике руки

  Просмотров: 5640

ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ

МАСКИРОВАННЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ В МИКРОМОТОРИКЕ РУКИ

 

 

Яньшин П.В. , Косова А.Н.,

МГПУ, Самара

 

  

  В статье изложены результаты экс­пе­ри­мен­та (мо­де­ль об­рат­ной ди­на­ми­че­ской мас­ки­ров­ки), цель которого – ис­сле­до­ва­ние свя­зи непроизвольной микромоторной ре­ак­ции ру­ки, производящей стереотипные произвольные движения, с влиянием подпороговых слов. Ги­по­те­за: мик­ромо­тор­ные из­ме­не­ния свя­за­ны с лич­но­ст­но-зна­чи­мым смы­сло­вым со­дер­жа­ни­ем под­по­ро­го­вых (40мс) слов-сти­му­лов. Группы: 86 бе­ре­мен­ных жен­щи­н (с угрозой вы­ки­ды­ша и без), 34 небеременные женщины и 34 муж­чи­ны. Стимулы различались по эмоциональной валентности и провокационности в соответствии с жизненной ситуацией испытуемых. Ре­ак­ция ру­ки сни­ма­лась ма­ни­пу­ля­то­ром «мышь». Обнаружен микромоторный эффект, сов­па­даю­щий с эмоционально-смысловой значимостью под­по­ро­го­вых слов.

Клю­че­вые сло­ва: под­по­ро­го­вое вос­при­ятие, се­ман­ти­че­ский прай­минг, микромо­тор­ная ре­ак­ция, об­рат­ная ди­на­ми­че­ская мас­ки­ров­ка, личностно-смысловая значимость.   

 

REFLECTION OF THE EMOTIONAL SIGNIFICANCE OF

MASKED SEMANTIC STIMULI IN THE MICROMOTOR MANUAL REACTION


Yanjshin P.V., Kosova A.N.,

MCPU, Samara

 

The article presents the results of the experiment (used a masked priming paradigm), the purpose of which was to investigate the involuntary manual micro reaction, on the hand producing stereotyped voluntary movements, as a response to subliminal presentation of emotionally meaningful words. The hypothesis predicts that “deviations” in a motor reactivity are determined by the effect of subliminal presentation (40ms) of individually significant  semantic information (words). Four groups of subjects, 86 pregnant women (with a threatened miscarriage and without), 34 non-pregnant women and 34 men. Stimuli differed in emotional valence and provocativeness in accordance with the life situation of subjects. The reaction of the hand was detected by a computer mouse. “Mikromotor effect” – a significant difference in movements in response to different subliminal words, which coincided with the emotional significance of the  words, was found.

Key words: subliminal perception, semantic priming, micromotor reaction, masked priming paradigm, personal-semantic significance.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологии

  Просмотров: 17117

2.  Психологические исследования

 

ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И

                                           МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГИИ                                                                                                    


Романова Е. С.

Макшанцева Л. В.

МГПУ, Москва


В статье рассматриваются особенности обучения экспертной психологической деятельности бакалавров и магистров, приведение его в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Показана роль использования основ социально-психологической экспертизы в образовательном процессе как базы для практической деятельности психологов. Освещена нормативно-правовая сторона обучения экспертной деятельности бакалавров и магистров по психологическим направлениям подготовки.

Ключевые слова:  основная образовательная программа, профессиональные компетенции, экспертная деятельность, социально-психологическая экспертиза.

 

THE EXPERT ACTIVITY TRAINING OF THE BACHELORS AND MASTERS OF PSYCHOLOGY

 

                               Romanova E.S.,

                                                                                              Makshantseva L.V.

                                                                                                MCPU, Mosсow

 

In this article the features of expert psychological activity training of the bachelors and masters of psychology are considered and its reduction in conformity with the Federal state educational standard of the higher professional training is discussed. The role of use of bases of socio-psychological examination in educational process is shown as the bases for practical activities of psychologists. It is reported about the standard-legal side of training for expert activity of bachelors and masters of different areas of psychological teaching.

Key words: the basic educational program, professional competence, expert activity, socio-psychological expertise.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Урываев Ю.В. Цель, результат и гомеостазис в динамической системе организма

  Просмотров: 5825

ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТ И ГОМЕОСТАЗИС В ДИНАМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ ОРГАНИЗМА


Урываев Ю. В., 

МГПУ, Москва

 

 

 Междисциплинарный обзор предполагает, что особой целью систем живых организмов является способность стабилизировать свои процессы выживания. Живые клетки приобрели способность выживать путем адаптации, совершенствуя ее постепенно или скачками. Прокариоты, менее интегрированные и резистивные организмы, слабо адаптивны, по сравнению с более совершенными эукариотами,- сущностями с более продолжительной жизнью, обладающими лучшей адаптацией из-за централизованного ядра, интегрирующего метаболические процессы клетки. Многоклеточные организмы, вплоть до человека с  дифференцированными наружными и внутренними частями или органами (лат. «орудия»), стали жить намного дольше благодаря общебиологическому способу сочетанной метаболической  ауторегуляции. Млекопитающие с их развитым мозгом приобрели отчетливую способность раздельно регулировать поведение и внутреннюю среду. Отсюда простая «цель», как паттерн нервной систематизации для преодоления и избегания неблагоприятных отклонений состояния тела, преобразовалась в осознанную через запоминание специальных сигналов речевых органов. Совершенствуя мозговые механизмы селективных ассоциаций и воспоминаний, человек научился оперировать перспективными и близкими целями.

Ключевые слова: система биологическая, система   функциональная, системообразующий фактор, цель, сигнальность, адаптивность

 

THE GOAL, THE RESULT AND HOMEOSTASIS IN DYNAMICAL SYSTEM OF THE ORGANISM

                                                                                                                   

 Urivaev Y.V.,

MCPU,Moscow

 

An interdisciplinary overview is suggested that the essential purpose of systems of living organisms is to stabilize processes for surviving. Living cells have gained the quality to survive by adaptation, improving one gradually and by metamorphoses in evolution. Procariots, less integrated, less resistive, restoring poorer and advanced eucariots, longer life span entities have manifested better adaptation owing to centralized nucleus, which integrates the whole metabolic processes of a cell. Multicellular organisms up to humans with differentiated own external and internal parts, or organs (lat. “tools”) have got life interval extremely longer by common biological mean - combined metabolic autoregulation. Mammals with developed brain have received visible ability to regulate separately behavior and autonomous milieu interior. Hence a simple “purpose” as the pattern of neuronal systematization to overcome and avoid unfavourable deviations of the body state has turned to be conscious by remembering special signals of speech organs. Perfecting brain mechanisms of associative selection and recalling learnt the human to operate with long- and short-term purposes. 

Key  words: biological system, functional system, purpose, surviving, condition signality, adaptation.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2011 №3 : Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии

  Просмотров: 13692

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В КОМПЛЕКСЕ СОВРЕМЕННОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

 

Тюков А.А.,

МГПУ, Москва 

 

     В статье раскрываются онтологические и гносеологические основания комплекса наук  о человеке. Описывается категориальное ядро комплексной психологии развития. Формулируются фундаментальные законы образования человека. Определяется комплекс предметов педагогической психологии, таких как психология воспитания, психология формирования сознания, психология социального и предметного обучения и психология педагогического мастерства.

Ключевые слова: системный подход; методология комплексного подхода; категории личности, сознания и деятельности; предметы комплексной психологии развития; основной закон образования человека; законы педагогической деятельности.

 

DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY IN THE MODERN ANTHROPOLOGY COMPLEX

 

Tyukov A.A.,

MCPU, Moscow

 

     The article focuses on the ontological and gnoseological foundations of the human sciences complex. It describes the categorical nucleus of the integrative developmental psychology, and formulates the fundamental laws of human education. A set of educational psychology subjects is defined including psychology of upbringing, psychology of consciousness formation, social and subject teaching and teaching skills.

Key words: systems approach; comprehensive approach methodology; categories of personality, consciousness and activity; subjects of the integrative developmental psychology; basic law of human development; teaching laws.


     Читать полностью...