Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №18 : Р. С. Немов, Д. А. Яценко, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

  Просмотров: 1998

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

Р. С. Немов,

МПГУ, Москва,

Д. А. Яценко,

МосГУ, Москва

 

В статье представлены результаты перекрестной валидизации системы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов практической работы с личностью, а также их согласованности между собой. Одно из исследований касалось использования данной системы независимыми экспертами для оценки психологических теорий личности; другое содержало экспертную оценку параметров, входящих в состав данной системы; третье относилось к сравнению критериев оценки психологических теорий личности, предложенных зарубежными учеными, с параметрами, входящими в состав данной системы анализа.

Ключевые слова: система метанаучного конструктивно-критического анализа; теоретическая и эмпирическая валидность; перекрестная валидизация.

 

THE СROSS-EXAMINED VALIDATION THE CONSRUCTIVE-CRITICAL SYSTEM OF METASCIENTIFIC ANALYSES OF PERSONALITY INVESTIGATIONS

 

R. S. Nemov

MCU, Moscow,

D. A. Jatsenco,

MosHU, Moscow

 

The results of cross-examined validation of the system of constructive-critical metascientific analyses of theories, empirical investigations, methods of practical personality psychology and their interconnections are presented in the article. The sums of three investigations are presented in the report. In the first of them that system was used by independent experts to estimate various theories of personality. The second investigation concerned estimations of parameters, included in that system. The third investigation related comparison the criteria, that proposed by foreign scientists, for analysis personality theories, with parameters of that analytical system.

Keywords: the system of constructive-critical metascientific analyses, empirical validity, cross-examined validation.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)

  Просмотров: 1990

ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(RT-TEST)

 

Б. Н. Рыжов,

Л. Б. Смоловская,

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена описанию теста на переключение умственных действий RT-TEST, предназначенного для оценки одного из показателей гибкости мышления. Статья включает описание принципов работы методики, процедуры применения теста и регистрации результатов тестирования. В статье также приводятся результаты валидизации методики RT-TEST.

Ключевые слова: системная психология, переключение умственных действий, RT-TEST, психическая работоспособность, типология интеллекта, версативный и ингенитивный интеллект.

 

TEST SWITCH MENTAL ACTIONS (RT-TEST)

 

B. N. Ryzhov,

L. B. Smolovskaya,

MCU, Moscow

 

The article is devoted to description of the method of RT-TEST. The article includes a detailed description of the methodology, the procedure of application test and data processing. The article also contains information about validation.

Keywords: system psychology, switching mental actions, RT-TEST, mental efficiency, typology of intelligence, versativ and ingenitive intelligence.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

  Просмотров: 2077

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства А. П. Куницына, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: право, нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, личность, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA

BEGINNING OF XIX CENTRY. A. P. KUNITSYN

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of leading a prominent figure of the Russian Enlightenment A. P. Kunitsyn, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that have allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: law, moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, personality, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Сведения об авторах №18

  Просмотров: 2039

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

 

РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович — кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, почетный работник общего образования Российской Федерации.

REMORENKO Igor Mikhaylovitch — PhD (Pedagogy), associate professor, rector of the Moscow City University, honorary employee of general public education of the Russian Federation.

E-mail: rector@mgpu.ru

 

 

 

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » Приложения : Никипорец-Такигава Г.Ю., Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., Лобазова О.Ф. Особенности преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в высокотехнологичной информационной среде

  Просмотров: 1228

Никипорец-Такигава Г.Ю.,

Кузьменко Г.Н.,

Отюцкий Г.П.,

Лобазова О.Ф.

РГСУ (Россия, Москва)

 

Особенности преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в высокотехнологичной информационной среде

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : С. В. Львова, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

  Просмотров: 3027

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

 

С. В. Львова,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS

 

S. V. Lvova,

MCU, Moscow

 

The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.

Key words: self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : И. Ю. Кулагина, Н. И. Константинова, РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

  Просмотров: 2517

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И. Ю. Кулагина,

Н. И. Константинова,

МГППУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию мотивации родителей (матерей) и их детей младшего школьного возраста. Показаны общее сходство их мотивационных профилей и различия в выраженности мотивации разного типа; взаимосвязи родительских и детских мотивационных систем с преобладанием духовно-нравственной мотивации и отсутствием дифференциации мотивов; более тесные ценностно-смысловые связи между матерями и дочерями, по сравнению с матерями и сыновьями.

Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, мать, ребенок, младший школьный возраст.

 

PARENTS AND CHILDREN: TENDENCIES OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT

 

I. Ju. Kulagina,

N. I. Konstantinova,

MSPPU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the motivation of parents (mothers) and children of early school age. The total similarity of their motivational profiles and differences in the significance of different types of motivation; the relationship of parent and child`s motivational systems with predominance of moral motivation and lack of motive`s differentiation; closer semantic-value links between mothers and daughters, compared with mothers and sons, are shown.

Keywords: moral motivation, egocentric motivation, hedonistic motivation, mother, child, early school age.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Б. М. Коган, М. М. Ахмедова, ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

  Просмотров: 2396

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР

 ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Б. М. Коган,

М. М. Ахмедова,

МГПУ, Москва

 

Проведено сравнительное исследование эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 8–11 лет, больных аутизмом и шизофренией. У всех обследованных выявлена недостаточность сформированности эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы могут быть использованы как критерии диагностики ранних проявлений этих расстройств.

Ключевые слова: эмоциональная и когнитивная сфера, аутизм, шизофрения

 

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF CHILDREN WITH AUTISM AND SCHIZOPHRENIA

 

B. M. Kogan,

M. M. Akhmedova,

MCU, Moscow

 

A comparative study of emotional and cognitive sphere of children aged 8–11 years with autism and schizophrenia. All surveyed identified insufficient formation of the emotional sphere. Features of emotional and cognitive spheres can be used as criteria for the diagnosis of early symptoms of these disorders.

Key words: emotional and cognitive sphere, autism, schizophrenia


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 2608

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва

 

Целью настоящей публикации является обзор психологических, нейропсихологических и психолингвистических закономерностей формирования смыслового восприятия в норме и изучение сформированности пространственных представлений у младших школьников. Анализируются психологические причины, обусловливающие ограничение возможностей смысловой обработки языковых конструкций, содержащих пространственные и квазипространственные отношения младшими школьниками в норме и с недоразвитием речи.

Ключевые слова: смысловое восприятие устной речи, декодирование речи, пространственные представления, логико-грамматические конструкции языка, младшие школьники, общее недоразвитие речи.

 

SPATIAL REPRESENTATIONS IN STRUCTURE OF SMYS-LOVOGO OF PERCEPTION OF THE SPEECH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

 

S. M. Valyavko,

Ju. A. Shulekina,

MCU, Moscow

 

The aim of this issue is a review of psychological, neuropsychological and psycholinguistic regularities of speech comprehension in norm and study of formation of spatial representations in younger students. Analyzes the psychological reasons for the limited possibilities of the semantic processing of language constructs that contain spatial and quasispatial relations for primary school children in norm and with general speech underdevelopment.

Key words: spatial representations, oral speech comprehension, decoding of speech, logical-grammatical struсtures of language, younger students, general speech underdevelopment.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Л. В. Сенкевич, ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

  Просмотров: 2687

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Л. В. Сенкевич,

РГСУ, Москва

 

В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей индивидуально-мотивационного профиля аддиктивно развивающейся личности. Методологической основой исследования является системная теория мотивации, разработанная Б. Н. Рыжовым. Автор статьи на основе теоретического анализа разрабатывает программу исследования, формулирует его цель, задачи и с помощью эмпирических методов проверки гипотез выявляет взаимосвязь и взаимообусловленность особенностей мотивационного профиля личности, ее мотивационного потенциала и склонности к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: мотивационный профиль, системная теория мотивации, аддиктивное поведение, алкогользависимые, наркозависимые, биологические и социальные виды мотивации.

 

THE PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL PROFILE OF ADDICTIVE DEVELOPING PERSONALITY EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH WITHIN SYSTEMS THEORY OF MOTIVATION

 

L. V. Senkevich,

RSSU, Moscow

 

The article contains the results of empirical research focused on identifying characteristics of individual motivational profile-paced addictive personality. The methodological basis of the study is the system theory of motivation developed by B. N. Ryzhov. The author of the article on the basis of theoretical analysis developing a program of research, formulates research problems and with empirical methods for testing hypotheses identifies the relationship and interdependence of the characteristics of motivational profile of personality, its motivational potential and propensity for addictive behavior.

Key words: motivational profile, system theory of motivation, addictive behaviors, persons dependent on alcohol, persons dependent on drugs, biological and social types of motivation.


     Читать полностью...