PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Aктивная жизненная позиция школьников как ведущий фактор личностного самоутверждения
Рыжов Б. Н., Машкова Л. А., Столярова Г. И. Динамика мотивационных показателей в старшей школе
Валявко С. М., Жокина П. А. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Борисова В. А. Влияние развития творческого воображения на эмоциональную сферу младших школьников
Баранов Е. Г. Динамика формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера
Немов Р. С., Яценко И. И. Мотивация обучения взрослых людей русскому языку как иностранному

История психологии и психология истории

Иванов Д. В., Галюк Н. А. Психологическая мысль в России в XVII веке: к истокам основных идей о потенциальных возможностях человека, его борьбе и труде (Продолжение, начало в № 4 (20) 2016)

Мнения

Консон Г. Р. О психологии трагического в искусстве (на примере героев опер и ораторий Г. Ф. Генделя)

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 2 (22)
Правила для авторов
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №19 : Л. П. Набатникова, А. А. Голубниченко, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  Просмотров: 5763

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Л. П. Набатникова,

МГПУ, Москва,

ААГолубниченко,

ООО «Инвентив Хелс Клиникал»Москва

 

Статья посвящена исследованию личностного самоопределения старших школьников с разным уровнем выраженности застенчивости. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности ценностно-смысловой сферы, самореализации, целеполагания и планирования собственной жизни застенчивых старшеклассников в сравнении с их незастенчивыми сверстниками. Рассмотрен и обоснован процесс влияния застенчивости на личностное самоопределение.

Ключевые слова: личностное самоопределение, застенчивость, старший школьный возраст, ценностные ориентации, смысл жизни, самореализация, планирование собственной жизни, выбор профессии.

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-DETERMINATION

IN SHY HIGH SCHOOL STUDENTS

 

L. P. Nabatnikova,

MCU, Moscow

A.A. Golubnichenko,

Inventiv Health Clinical, Moscow

 

The article describes some features of the personal self-determination in high school students with different severity of the shyness. Empirical study shows the specific differences in values and in a self-fulfillment, a goal-setting and planning of shy high school students’ future life in comparison with their peers without shyness suffering. The impact of shyness on personal self-determination has been interpreted and justified.

Key words: personal self-determination, shyness, high school student, values, meaning of life, self-fulfillment, planning your own life, career choices.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Н. К. Бакланова, Л. В. Данилова, МУЗЫКАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Просмотров: 6146

МУЗЫКАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. К. Бакланова,

МГПУ, Москва

Л. В. Данилова,

МГИК, Москва

В статье подчеркивается необходимость и излагаются теоретические аспекты и технология эмоционального развития детей в процессе творческой деятельности. Рассмотрены возможности игры-драматизации, организация творческой деятельности детей в процессе постановки оперы-сказки, приведены задания на основные виды творческой деятельности, изложены требования к педагогу дополнительного образования.

Ключевые слова: эмоциональное развитие; игра-драматизация; творческая деятельность.

 

MUSIC-AND-EMOTIONAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF CREATIVE ART WORK

N.K. Baklanova,

MCU, Moscow

L.V. Danilova,

MSI of Culture, Moscow

The article emphasizes the necessity and reveals theoretical aspects and technology of children’s emotional development in the process of creative work. The potential role of an improvisational game and the ways of organization of creative work in the process of a fairy-tale opera staging are described, tasks focusing on main types of creative work are given. Main requirements for a teacher of an additional qualification course are presented.

Key words: emotional development, dramatization game, creative work.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : В. И. Лубовский, С. М. Валявко, К. Е. Князев ЗАБЫТЫЙ, НО НЕ УТРАЧЕННЫЙ ТЕСТ

  Просмотров: 5504

ЗАБЫТЫЙ, НО НЕ УТРАЧЕННЫЙ ТЕСТ

В. И. Лубовский,

С. М. Валявко,

К. Е. Князев.

МГПУ, Москва

В статье рассматривается эмпирическая попытка повышения эффективности методики «Рисуночный тест Вартегга». На основе современных подходов в психодиагностике и достижений компьютерной статистики авторы рассматривают возможность объективизации рисуночного теста и приводят сравнительные данные о его надежности и валидности.

Ключевые слова: психодиагностика, валидность, надежность, интерпретация, рисуночный тест, рисуночный тест Вартегга.

 

LOST, BUT NOT FORGOTTEN TEST

V. I. Lubovsky,

S. M. Valyavko,

K. E. Knyazev.

MCU, Moscow

The article examines an empirical attempt to improve efficiency of the "Wartegg drawing test". On the basis of modern psycho-diagnostics approaches and achievements of computer statistics the authors consider that it is possible to make this drawing test more objective and with this in view the comparative data of its reliability and validity results are presented.

Key words: psychodiagnostics, validity, reliability, interpretation, drawing tests, Wartegg drawing test, WZT.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Г. Р. Консон, ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»

  Просмотров: 5625

ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ

В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»

 

Г. Р. Консон,

РГСУ, Москва

В статье анализируется психология инфернального двойника героя, который в романе «Доктор Фаустус», несмотря на усилия выглядеть правдивым и положительным, остается лжецом, искажающим объективную сущность яв­лений. При этом двойник, воспроизведенный в качестве весьма эрудированного психолога-циника с шизофреничным мышлением, трактован не как самостоятельное явление, а как порождение деперсонализированного сознания человека. Подобное раздвоение личности изображено Т. Манном специально для того, чтобы иметь возможность «увидеть» перед собой живущего внутри себя антагониста и изучить его психологию.

Ключевые слова: Томас Манн, «Доктор Фаустус», Адриан Леверкюн, двойник, характер, психология, философия, культура, искусство, музыка, Ницше.

THE PSYCHOLOGY OF INFERNAL DOPPELGANGER OF THE HERO

IN THE NOVEL BY THOMAS MANN THE “DOCTOR FAUSTUS”

G. R. Konson

RSSU, Moscow

The article analyzes the psychology of infernal Doppelganger of the hero in the novel “Doctor Faustus”. The Doppelganger is a liar distorting the essence of the objective phenomena, despite of his efforts to look truthful and positive. Simultaneously the image of the Doppelganger is shown as a very erudite psychologist and cynic with schizophrenic thinking. And he is a whole treated not as an independent phenomenon, but as a product of depersonalize human consciousness. This split personality is specifically depicted by T. Mann in order to be able to “see” the antagonist living inside the man and study the psychology of such antagonist.

Key words: Thomas Mann, “The Doctor Faustus”, Adrian Leverkiihn,  Doppelganger, character, psychology, philosophy, culture, art, music, Nietzsche.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 6522

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.М. Валявко

 МГПУ, Москва

В статье описано начало развития самооценочного отношения у нормально развивающихся старших дошкольников и их сверстников с разными типами недоразвития речи. Наиболее близки к нормально развивающимся  заикающиеся, наиболее своеобразны  дети с общим недоразвитием речи. Описаны также корреляции уровней развития самооценки старших дошкольников с другими особенностями их личности.

Ключевые слова: психологическая диагностика, самооценка, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, заикание.

S.M. Valyavko

MCU, Moscow

ANALYSIS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN SELF-ESTEEM

The article is devoted to the description of the beginning of a self-esteem development in normally-developing senior preschool children and their peers with different types of speech underdevelopment. The study showed that children with stuttering problem are closer to the normally-developing children, while children with general speech underdevelopment have more peculiar differences. The correlation between the levels of the senior preschool children self-esteem development and their personality features has been also described.

Key words: psychological diagnostics, self-esteem, senior preschool children, general speech underdevelopment, stuttering.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : И. М. Реморенко, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

  Просмотров: 4084

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

 

И. М. Реморенко,

МГПУ, Москва

 

В статье приводятся результаты исследования общественного мнения и его роли в государственно-общественной политике в сфере образования. Дается описание процессов трансформации российского образования, роли общественности в управлении образованием, исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы.

Ключевые слова: общественное мнение, государственно-общественная политикауправление, общественность, образовательный процесс.

 

PUBLIC OPINION AND ITS ROLE IN STATE & PUBLIC POLICY

 

I. M. Remorenko,

MCU, Moscow

 

The article presents the results of the study of public opinion and its role in the state-public policy in education system. The process of Russian education transformation is described and the role of the socially active members in the education management is shown, the management of information technology is investigated together with the ways of communication in the education system.

Key words: public opinion, state-public policy, management, public relations, educational process.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : А. В. Ткаченко, В. А. Пегов, Г. М. Случ, АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

  Просмотров: 3929

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

В. А. Пегов,

СГАФКСТ, Смоленск,

Г. М. Случ,

СГАФКСТ, Смоленск

 

В статье рассмотрен подход к изучению человека и общества, разработанный в трудах Р. Штейнера и его последователя Б. Ливехуда. Показана возможность синтеза современной социологии и антропософии.

Ключевые слова: современная социология, индивидуализированная социология, антропософия, научная парадигма, фазы социализации, индивид, личность, религия, мораль, биографический метод.

 

THE RELEVANCE OF RUDOLF STEINER'S IDEAS FOR MORDEN SOCIOLOGY

 

A. V. Tkachenko,

MCU, Moscow,

V. A. Pegov,

SSAPCST, Smolensk,

G. M. Sluch,

SSAPCST, Smolensk

 

 

The article describes the approach to the study of man and society developed in the works of Rudolf Steiner and his follower Bernard Lievegoed. It points to the possibility of synthesis of modern sociology and anthroposophy.

Keywords: modern sociology, individualized sociology, anthroposophy, scientific paradigm, socialization phases, individual, personality, religion, morality, biographical method.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

  Просмотров: 3802

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.

 

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL

 

E. S. Romanova,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow

 

The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time.

Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. М. Коган, А. А Яшин, ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

  Просмотров: 4186

 

ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Б. М. Коган,

А. А Яшин,

МГПУ, Москва

 

В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики.

Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, групповая диагностика.

 

THE STYLE OF FAMILY UPBRINGING THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND PARENTS

B. M. Kogan,

A. A. Yashin,

MСU, Moscow

 

The article represents the results of an original study of the views of parents, secondary and high school pupils in the style of family upbringing practiced by one parent or both ones. It also demonstrates how, and to what degree, the position of parents differs from that one of their children. The author attempts to analyze the veracity of the results of parent-child relationships surveys conducted in the format of group diagnosis.

Key words: family upbringing, parent-child relationships, group diagnosis.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

  Просмотров: 3907

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality


     Читать полностью...