PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2012 №6 : Кабанов И. С. Свистунова Е. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Просмотров: 16443

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кабанов И. С.

Свистунова Е. В.

МГПУ, Москва

 

В данной статье обсуждается возможность использования Теста чернильных пятнен Роршаха для выявления особенностей становления психологических защит у детей дошкольного возраста в рамках системного подхода к диагностике. Особое внимание уделено перспективе изучения индивидуальной картины развития, как определяющего компонента манифестации и переструктурирования основных защитных механизмов личности (ЗМЛ). Дается представление о значении ЗМЛ для нормального развития ребенка, способного оказать прямое воздействие на формирование либо эффективных, либо дисгармоничных программ адаптации.

Ключевые слова: системный подход к диагностике, тест чернильных пятен Роршаха, защитные механизмы личности, дошкольное детство.

 

 

APPLYING OF RORSHAKH’S INK SPOTS TEST

FOR RESEARCHING OF DEFENCE MECHANISMS WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN

 

Kabanov I. S.

Svistunova E. V.

MCTTU, Moscow

 

In the following article an opportunity of applying of Rorshakh’s ink spots test for discovering of preschool aged children's features of psychology defence moulding within the framework of systems approach to diagnosis is discussed. The main attention is devoted to the perspective of styduing of individual development as determinative component of manifestation and restructuring of the main personal defence mechanisms. An idea of meaning of personal defence mechanisms for normal children's development is given, which can provide straight influence of effective or disharmonious adaptation program forming.

Key words: systems approach to diagnosis, Rorshakh’s ink spots test, personal defence mechanisms, preschool childhood.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Григорьева Л. П., Вишнёва Е. А., РОЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ В ОПОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

  Просмотров: 5922

РОЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ В ОПОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ  С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 

Григорьева Л. П.,
Вишнёва Е. А.,
МГЛУ, Москва

 

Изучался механизм целостного опознания изображений до и после их вербализации. Исследование включало психофизический аспект (определение характеристик  целостного опознания зрительных образов) и психофизиологический аспект (изучение функциональных систем мозга, обеспечивающих целостное опознание). Анализ результатов выявил низкую успешность опознания изображений без их предварительной вербализации. Обсуждаются возможности формирования  компенсаторных стратегий опознания у детей с нарушениями гностических механизмов.
Ключевые слова: зрительный образ, опознание, научение опознанию, стратегии компенсации, гностические механизмы.

 

THE ROLE OF VERBAL CODING IN VISUAL PATTERN RECOGNITION

IN CHILDREN WITH COMPLEX DISORDERS

 

Grigorjeva L.P.,
Vishneva E.A.,
MSLU, Moscow

 

The mechanism of whole image recognition of visual  figures were studied.  The study task included aspects: psychophysical (concerned with definition of characteristics of images whole recognition); and psychophysiological (study of functional mental systems providing whole recognition). The results analysis  discovered that children with complex disorder have low level of efficiency of visual image recognition. Possibilities to develop some compensation strategies for children abnormalities of gnostic mechanisms are discussed.
Key words: image; recognition; gnostic mechanisms; children with complex disorders.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Крыжановская Л.М., КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Просмотров: 8067

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                             

  Крыжановская Л.М.,

МГПУ, Москва

 

В статье отражены проблемы коррекционной деятельности учителя в условиях инклюзивного образования. Выделяются принципы и методы коррекционной работы. Представлен психологический инструментарий совместной деятельности учителя с группой учащихся, психотехники коллективного общения и управления проблемной ситуацией в процессе обучения.

Ключевые слова: интегративное обучение; кооперативное сотрудничество; методы коллективной деятельности; дискуссия; психологический анализ процесса мышления; проблемная ситуация; «мозговой штурм»; коллективная мыслительная деятельность.

 

CORRECTIONAL WORK IN A CONDITION OF  INCLUSIVE EDUCATION

 

Kryzhanovskay L. M.

MCTTU, Moscow

 

In this article problems of correctional activity of a teacher in conditions of inclusive education are reflected. Principles and methods of correctional work are detected. The psychological tool of joint activity of a teacher with group of pupils, psychotechnics of collective dialogue and management of a problem situation in the course of training are presented.

Key words: integrative education; cooperative cooperation; methods of collective activity; discussion; the psychological analysis of process of thinking; a problem situation; «brain storm»; collective cogitative activity.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Валявко С.М. Аверьянова Е.В. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

  Просмотров: 6824

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Валявко С.М.
Аверьянова Е.В.
МГПУ, г. Москва

 

Cтатья посвящена рассмотрению вопроса половых и возрастных особенностей формирования ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым  развитием.
Ключевые слова: половозрастные особенности, ценности, ценностные ориентации, дошкольники,  общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание.

 

AGE AND SEXUAL FEATURES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS  OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH BROKEN SPEECH DEVELOPMENT

 

Valyavko S. M.

Averyanova E. V.
MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to consideration of a question of sexual and age features of formation of the valuable sphere of children of the advanced preschool age with the broken and standard speech development.
Keywords: sexual u age differences,values, valuable orientations, preschool children, speech disorders, stummering


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Коган Б. М., Абрамова О. В., ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИХ НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТАТУСА В 3-Х ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

  Просмотров: 5506

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИХ НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТАТУСА В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

Коган Б. М.,

Абрамова О. В.,

МГПУ, Москва

 

Скриннинговая диагностика детей в 6, 12, 24 месяцев прогнозирует нейроповеденческий исход развития ребенка в 3 года. Скрининговый метод идентифицирует детей с риском когнитивного, вербального и моторного дефицита развития. Выявлены маркеры дефицита развития.

Ключевые слова:нейроповеденческий исход развития,  маркер развития, прогнозирование, младенцы, ранний возраст, скрининговый метод, когнитивный дефицит развития, вербальный дефицит развития, моторный дефицит развития.

 

OBSERVING IN FIRST YEAR OLD CHILDREN FOR 3 YEARS OLD

PROGNOSIS OF NEURODEVELOPMENTAL OUTCOME

Kogan B. M.

Abramova O. V.,

MCTTU, Moscow

 

Neurodevelopmental outcome of 3 years old children is able to predict by screening observing in 6, 12, 24 months. Screening test results identify high risk children with  verbal,  cognitive and motor  developmental deficiencies. Developmental deficiency markers are revealed.

Key words:neurodevelopmental outcome,  developmental markers, prognosis, infants, early ages, screening test, cognitive deficiency, verbal deficiency, motor deficiency.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Рыжов Б.Н. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

  Просмотров: 7643

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Рыжов Б.Н.,
Чибискова О.В.,
МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты исследования когнитивных способностей учащихся, обучающихся в разных профильных классах, и результаты апробации психологической программы развития когнитивных способностей учащихся разных профильных групп.
Ключевые слова: успешность учения, профиль обучения, типы системных способностей, ингенитивный, версативный и уравновешенный типы когнитивных способностей, развитие когнитивных способностей.

 

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES

OF UPPER SCHOOL STUDENTS IN THE PROFILE TRAINING

Ryzhov B.N.,
Chibiskova O.V.
MCTTU, Moscow

 

In this article the results of the researching of the cognitive abilities of students, studying  in different profile classes, are presented and the results of the approbation of the psychological program of development of cognitive abilities are shown.
Key words: success of learning, profile training, types of system cognitive abilities, ingenious, versatile and balanced types of cognitive abilities.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Гандер Д. В. ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

  Просмотров: 6190

ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

 

Гандер Д. В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются вопросы духовности личности в профессиональной деятельности. Духовность представлена как высокая нравственность и интеллектуальность профессионала. Приведены экспериментальные данные развивающего обучения в высшем профессиональном учебном заведении,  направленного на развитие профессионально важных качеств, самосознания, рефлексии и духовности.

Ключевые слова: духовность, летная подготовка,  структура ПВК,  развивающее обучение.

 

SPIRITUALITY AS AN AIM OF TRAINING

AT A  HIGHER VOCATIONAL  EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

 

 

Gander D. V.

MCTTU, Moscow

 

In the article questions of spirituality of the personality in professional activity are considered. Spirituality is presented as a high moral and intellectuality of the professional. Experimental data of developing training in the highest professional educational institution are givan, directed on development of professionally important qualities, consciousness, reflection and spirituality.

Key words: spirituality, fly training, professional important qualities structure, developmental training.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

  Просмотров: 6264

CИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

 

Рыжов Б. Н., Белоусов А.С.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию личности слепых и слабовидящих людей.  Рассматривается такой аспект личности как мотивация. Исследуются возрастной аспект потери зрения и его связь со структурой профиля мотивации.

Ключевые слова: личность, незрячие, слабовидящие, мотивация, системная психология.

 

 

 

SYSTEM PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PEOPLE WITH SERIOUS PATHOLOGY OF VISUAL ANALYZER

 

Ryzhov B. N., Belousov A. S.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the research of personality of blind and visually impaired people. Such aspect of personality as motivation is considered. The age-related aspect of loss of eyesight and its connection with the profile structure of motivation are analyzed.

Keywords: personality, blind, visually impaired, motivation, systems psychology.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)

  Просмотров: 5686

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)

 

УЧИТЕЛЬ[1]

 

Направление профессиональной деятельности:  Специалист в области образования

Область профессиональной деятельности:  80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование

Вид экономической деятельности:   80.21. Основное общее, среднее (полное) общее  образование


     Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №6 : Геворкян Е. Н., Романова Е.С., Абушкин Б. М. ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА НА ДОЛЖНОСТЬ «УЧИТЕЛЬ»

  Просмотров: 5424

ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
 НА ДОЛЖНОСТЬ  «УЧИТЕЛЬ»

 

Геворкян Е. Н., Романова Е.С.,
Абушкин Б. М.,
МГПУ, Москва

 

Представлен проект профессионального стандарта на должность «Учитель».  Стандарт   разработан для 3-х квалификационных уровней в соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций (шестой, седьмой и восьмой в соответствии с Национальной рамкой квалификаций), в каждом из которых 10 и более профессиональных функций (единиц профессионального стандарта), определяющих требования к компетенциям учителя.
Ключевые слова: аттестация, профессиональный стандарт, квалификационный уровень, оценка и сертификация квалификаций, единица профессионального стандарта, действия, знания, умения.

 

THE PROJECT OF PROFESSIONAL STANDARD
FOR A POST OF "TEACHER"

Gevorcian E.N., Romanova E.S.,
Abushkin B.M.
MCTTU, Moscow

 

The project of a vocational standard to a post "teacher" is presented. The standard is developed for the 3rd qualifying levels in accordance with a branch frame of qualifications (the sixth, seventh and eighth qualifications according to the National qualifications frame), in each of which there are more than 10 professional functions (units of a professional standard), defining requirements to competences of a teacher.
Key words: certification, professional standard, qualifying level, assessment and certification of qualifications, unit of a professional standard, action, knowledge, abilities.

 


     Читать полностью...