Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №19 : В. И. Лубовский, С. М. Валявко, К. Е. Князев ЗАБЫТЫЙ, НО НЕ УТРАЧЕННЫЙ ТЕСТ

  Просмотров: 3837

ЗАБЫТЫЙ, НО НЕ УТРАЧЕННЫЙ ТЕСТ

В. И. Лубовский,

С. М. Валявко,

К. Е. Князев.

МГПУ, Москва

В статье рассматривается эмпирическая попытка повышения эффективности методики «Рисуночный тест Вартегга». На основе современных подходов в психодиагностике и достижений компьютерной статистики авторы рассматривают возможность объективизации рисуночного теста и приводят сравнительные данные о его надежности и валидности.

Ключевые слова: психодиагностика, валидность, надежность, интерпретация, рисуночный тест, рисуночный тест Вартегга.

 

LOST, BUT NOT FORGOTTEN TEST

V. I. Lubovsky,

S. M. Valyavko,

K. E. Knyazev.

MCU, Moscow

The article examines an empirical attempt to improve efficiency of the "Wartegg drawing test". On the basis of modern psycho-diagnostics approaches and achievements of computer statistics the authors consider that it is possible to make this drawing test more objective and with this in view the comparative data of its reliability and validity results are presented.

Key words: psychodiagnostics, validity, reliability, interpretation, drawing tests, Wartegg drawing test, WZT.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Г. Р. Консон, ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»

  Просмотров: 3928

ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ

В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»

 

Г. Р. Консон,

РГСУ, Москва

В статье анализируется психология инфернального двойника героя, который в романе «Доктор Фаустус», несмотря на усилия выглядеть правдивым и положительным, остается лжецом, искажающим объективную сущность яв­лений. При этом двойник, воспроизведенный в качестве весьма эрудированного психолога-циника с шизофреничным мышлением, трактован не как самостоятельное явление, а как порождение деперсонализированного сознания человека. Подобное раздвоение личности изображено Т. Манном специально для того, чтобы иметь возможность «увидеть» перед собой живущего внутри себя антагониста и изучить его психологию.

Ключевые слова: Томас Манн, «Доктор Фаустус», Адриан Леверкюн, двойник, характер, психология, философия, культура, искусство, музыка, Ницше.

THE PSYCHOLOGY OF INFERNAL DOPPELGANGER OF THE HERO

IN THE NOVEL BY THOMAS MANN THE “DOCTOR FAUSTUS”

G. R. Konson

RSSU, Moscow

The article analyzes the psychology of infernal Doppelganger of the hero in the novel “Doctor Faustus”. The Doppelganger is a liar distorting the essence of the objective phenomena, despite of his efforts to look truthful and positive. Simultaneously the image of the Doppelganger is shown as a very erudite psychologist and cynic with schizophrenic thinking. And he is a whole treated not as an independent phenomenon, but as a product of depersonalize human consciousness. This split personality is specifically depicted by T. Mann in order to be able to “see” the antagonist living inside the man and study the psychology of such antagonist.

Key words: Thomas Mann, “The Doctor Faustus”, Adrian Leverkiihn,  Doppelganger, character, psychology, philosophy, culture, art, music, Nietzsche.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 4295

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.М. Валявко

 МГПУ, Москва

В статье описано начало развития самооценочного отношения у нормально развивающихся старших дошкольников и их сверстников с разными типами недоразвития речи. Наиболее близки к нормально развивающимся  заикающиеся, наиболее своеобразны  дети с общим недоразвитием речи. Описаны также корреляции уровней развития самооценки старших дошкольников с другими особенностями их личности.

Ключевые слова: психологическая диагностика, самооценка, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, заикание.

S.M. Valyavko

MCU, Moscow

ANALYSIS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN SELF-ESTEEM

The article is devoted to the description of the beginning of a self-esteem development in normally-developing senior preschool children and their peers with different types of speech underdevelopment. The study showed that children with stuttering problem are closer to the normally-developing children, while children with general speech underdevelopment have more peculiar differences. The correlation between the levels of the senior preschool children self-esteem development and their personality features has been also described.

Key words: psychological diagnostics, self-esteem, senior preschool children, general speech underdevelopment, stuttering.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : И. М. Реморенко, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

  Просмотров: 2235

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

 

И. М. Реморенко,

МГПУ, Москва

 

В статье приводятся результаты исследования общественного мнения и его роли в государственно-общественной политике в сфере образования. Дается описание процессов трансформации российского образования, роли общественности в управлении образованием, исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы.

Ключевые слова: общественное мнение, государственно-общественная политикауправление, общественность, образовательный процесс.

 

PUBLIC OPINION AND ITS ROLE IN STATE & PUBLIC POLICY

 

I. M. Remorenko,

MCU, Moscow

 

The article presents the results of the study of public opinion and its role in the state-public policy in education system. The process of Russian education transformation is described and the role of the socially active members in the education management is shown, the management of information technology is investigated together with the ways of communication in the education system.

Key words: public opinion, state-public policy, management, public relations, educational process.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : А. В. Ткаченко, В. А. Пегов, Г. М. Случ, АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

  Просмотров: 2108

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

В. А. Пегов,

СГАФКСТ, Смоленск,

Г. М. Случ,

СГАФКСТ, Смоленск

 

В статье рассмотрен подход к изучению человека и общества, разработанный в трудах Р. Штейнера и его последователя Б. Ливехуда. Показана возможность синтеза современной социологии и антропософии.

Ключевые слова: современная социология, индивидуализированная социология, антропософия, научная парадигма, фазы социализации, индивид, личность, религия, мораль, биографический метод.

 

THE RELEVANCE OF RUDOLF STEINER'S IDEAS FOR MORDEN SOCIOLOGY

 

A. V. Tkachenko,

MCU, Moscow,

V. A. Pegov,

SSAPCST, Smolensk,

G. M. Sluch,

SSAPCST, Smolensk

 

 

The article describes the approach to the study of man and society developed in the works of Rudolf Steiner and his follower Bernard Lievegoed. It points to the possibility of synthesis of modern sociology and anthroposophy.

Keywords: modern sociology, individualized sociology, anthroposophy, scientific paradigm, socialization phases, individual, personality, religion, morality, biographical method.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

  Просмотров: 2027

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.

 

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL

 

E. S. Romanova,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow

 

The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time.

Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. М. Коган, А. А Яшин, ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

  Просмотров: 2334

 

ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Б. М. Коган,

А. А Яшин,

МГПУ, Москва

 

В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики.

Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, групповая диагностика.

 

THE STYLE OF FAMILY UPBRINGING THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND PARENTS

B. M. Kogan,

A. A. Yashin,

MСU, Moscow

 

The article represents the results of an original study of the views of parents, secondary and high school pupils in the style of family upbringing practiced by one parent or both ones. It also demonstrates how, and to what degree, the position of parents differs from that one of their children. The author attempts to analyze the veracity of the results of parent-child relationships surveys conducted in the format of group diagnosis.

Key words: family upbringing, parent-child relationships, group diagnosis.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

  Просмотров: 2080

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  Просмотров: 2012

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В. А. Борисова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.

 

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE

 

V. A. Borisova,

MСU, Moscow

The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities.

Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Т. А. Шилова, Е. А. Пономарева, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  Просмотров: 2083

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Т. А. Шилова,

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва

 

В работе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на состояние социального взаимодействия участников образовательного пространства. Показана роль организационной культуры, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации, стиля руководства, урегулирования конфликтов в структуре управления школой.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социально-психологический климат, социально-психологическая адаптация, стиль руководства, управление в образовательном пространстве.

 

SOCIAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL SPACE

 

T. A. Shilova,

E. A. Ponomareva,

 

MСU, Moscow

 

 

In the present work examines the socio-psychological factors influencing the condition of social interaction between the participants of the educational space. The role of organizational culture, socio-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, conflict resolution in the management structure of the school.

Keywords: social interaction, social-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, management in the educational space.


     Читать полностью...