PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Aктивная жизненная позиция школьников как ведущий фактор личностного самоутверждения
Рыжов Б. Н., Машкова Л. А., Столярова Г. И. Динамика мотивационных показателей в старшей школе
Валявко С. М., Жокина П. А. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Борисова В. А. Влияние развития творческого воображения на эмоциональную сферу младших школьников
Баранов Е. Г. Динамика формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера
Немов Р. С., Яценко И. И. Мотивация обучения взрослых людей русскому языку как иностранному

История психологии и психология истории

Иванов Д. В., Галюк Н. А. Психологическая мысль в России в XVII веке: к истокам основных идей о потенциальных возможностях человека, его борьбе и труде (Продолжение, начало в № 4 (20) 2016)

Мнения

Консон Г. Р. О психологии трагического в искусстве (на примере героев опер и ораторий Г. Ф. Генделя)

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 2 (22)
Правила для авторов
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №20 : С. В. Львова, К. А. Аракелян, ВЛИЯНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  Просмотров: 2433

ВЛИЯНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

С. В. Львова, К. А. Аракелян, МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию влияния занятий по лего-конструированию на развитие первоклассников. Приводятся результаты исследования личностной креативности первоклассников после проведения развивающих занятий. Доказывается эффективность программы дополнительного образования, которая позволяет активизировать творческую деятельность детей, их любознательность, интересы, воображение.

Ключевые слова: дополнительное образование; лего-конструирование; креативность; творческое развитие.

 

THE IMPACT OF A LEGO-ENGINEERING ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FIRST-GRADERS

 

S. V. L ’vova, K. A. Arakelyan, MCU, Moscow

 

The article is devoted to the study of a lego-engineering class influence on the first-graders’ development. It presents the results of the study of the first-graders’ personal creativity after the series of lego-engineering lessons. The first results have proved the effectiveness of the program of additional education, it allows to activate children’s creativity, their curiosity, interests and imagination.

Keywords: additional education, lego-engineering, creativity, creative development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : И. И. Васильева МАКРОЭРГОНОМИКА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭРГОНОМИКИ

  Просмотров: 2466

МАКРОЭРГОНОМИКА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭРГОНОМИКИ

 

И. И. Васильева, Институт психологии РАН, Москва

 

В статье представлен обзор зарубежной литературы, посвященной макроэргономике как новой комплексной парадигме эргономики. Описаны причины ее возникновения, приведены основные понятия, положения, методы, персоналии, важнейшие направления и современный формальный статус. Показано, что макроэргономика возникла как результат выхода за традиционные границы предмета эргономики и обнаруживает устойчивую тенденцию интеграции с организационной психологией. Указана необходимость разработки системно-теоретического фундамента макроэргономики. Эргатиче-ская система предлагается как базовая модель интеграции социально-психологических и предметных (машинных) факторов труда.

Ключевые слова: макроэргономика; эргономика; организационная психология; организация труда; культура безопасности; партисипативная эргономика; рабочая система; безопасность в топливно-заправочной компании; безопасность в энергетике; деятельностный подход.

 

MACROERGONOMICS: A NEW PERSPECTIVE ON ERGONOMICS

 

I.I. Vasil’eva, Institute of Psychology, Russian Science Academy, Moscow

 

The article provides an overview of macroergonomics as a new paradigm of ergonomics based mainly on English-language articles. The background of its occurrence, basic concepts, statements and methods of macroergonomics as well as modern state, personalities and an example of the specific macroergonomic case of safety culture forming are considered. It is demonstrated that the macroergonomics has arisen as result of through-boundaries development of the traditional subject of ergonomics and shows a clear trend to integration with organizational psychology. The necessity of development of the systemic-theoretical model of macroergonomics is specified and the ergatic system is considered as proper one.

Keywords: macroergonomics; ergonomics; organization psychology; labour organization; safety culture; participatory ergonomics; work system; safety at petroleum distribution operation; safety at power plant; activity approach.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : С. М. Валявко, П. А. Жокина, СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  Просмотров: 2522

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

С. М. Валявко, П. А. Жокина, МГПУ, Москва

 

В статье освещаются различные аспекты понимания самооценки в современной зарубежной литературе. Несмотря на то что проблема эмоционально-оценочного отношения к самому себе уже много лет находится в фокусе внимания психологов, данный феномен нельзя считать изученным полностью. Статья представляет собой обзор последних публикаций в области психологии самооценки, переведенных авторами на русский язык.

Ключевые слова: личность; самость; «Я-концепция»; самооценка; «Я-образ»; эмоционально-оценочное отношение; образование.

 

CURRENT RESEARCHES ON SELF-ASSESSMENT ON PROBLEMS IN FOREIGN PSYCHOLOGY

 

S. M. Valyavko, A. Zhokina, MCU, Moscow

 

The article highlights various aspects of understanding of self-assessment in the modern foreign literature. Despite the fact, that the problem of emotional-evaluative attitude to yourself is in the focus of psychologists’ attention for many years, this phenomenon can not be considered as fully studied. The article presents a review of recent publications in the field of psychology of self-assessment, translated by the authors of the article into Russian language.

Keywords: personality; selfness; «self-concept»; «self-assessment»; «self-image»; emotional-evaluative attitude; education.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : Е. С. Романова, МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ для системы дополнительного образования

  Просмотров: 2341

МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

для системы дополнительного образования

Е. С. Романова, МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблема организации комплексной подготовки студентов педагогических вузов для системы дополнительного образования детей. Современное дополнительное образование — это самостоятельный образовательный источник, а не только элемент существующей системы общего образования, способствующий развитию ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. В связи с этим предъявляются особые требования к содержанию и качеству подготовки педагогов для системы дополнительного образования. Разработанные модульные программы подготовки студентов для системы дополнительного образования детей включают в себя блок дисциплин, которые образуют целостную логическую структуру в составе программы.

Ключевые слова: студенты; дополнительное образование; эффективность обучения; модульные программы; направления работы педагога.

 

 

MODULE TRAINING PROGRAMS FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

E. S. Romanova, MCU, Moscow

 

The article deals with the problem of organizing of a comprehensive training for students of pedagogical universities for the system of additional education for children. At present, modern additional education is an independent educational source, and it isn’t just an element of the existing system of general education, it contributes the key competences into the different spheres of a child’s development. In this regard, special demands are made to the content and quality of teachers’ training for the system of additional education. Modular programs, developed for additional education for children, include blocks of disciplines based on a coherent logical structure.

Keywords: students; additional education; effectiveness of learning; modular programs; teacher’s areas of work.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Сведения об авторах №19

  Просмотров: 5680

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

РЫЖОВ Борис Николаевич — доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. Лауреат премии  Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

RYZHOV Boris Nikolayevich  Doctor of Psychology, Full professor. Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.

 

E-mail: rizhov51@mail.ru.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : В. М. Ананишнев, А. В. Ткаченко, В. В. Фурсов, МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

  Просмотров: 5668

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

В. М. Ананишнев,

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва

В. В. Фурсов,

РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

Статья представляет собой обзор международной практики в области оценки качества работы высших учебных заведений. На основании анализа зарубежных подходов предлагаются критерии для оценки деятельности российских вузов.

Ключевые слова: критерии и показатели деятельности вузов, мониторинг вузов, международный рейтинг вузов, качество образования, образовательные индикаторы.

THE INTERNATIONAL CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING UNIVERSITY ACTIVITIES

V. M. Ananishnev,

A. V. Tkachenko,

MCU, Moscow

V. V. Fursov V. V.,

RNRMU, Moscow

The article provides an overview of international practice in assessment of quality of higher education institutions. Using the analysis of foreign approaches it proposes some criteria for assessing the activity of Russian universities.

Key words: criteria and indicators of university activities, monitoring of universities, international rating of universities, quality of education, educational indicators.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII –НАЧАЛА XIX ВЕКА. И.П. ПНИН

  Просмотров: 5838

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII –НАЧАЛА XIX ВЕКА. И.П. ПНИН

                                                                                            Д. В. Иванов,

                                                                           НГПУ, Новосибирск

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства И. П. Пнина, внесшего свой необычный вклад в развитие отечественной психологической мысли в конце XVIII − начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципах, которые позволили ему описывать психологические феномены.

Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE END OF THE 18TH AND IN THE BEGINNING OF THE 19TH CENTURIES. I.P. PNIN

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

The article deals with the idea of a prominent leading figure of the Russian Enlightenment I.P. Pnin, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of Russian educator’s representations about a man and human nature, a struggle and principles that have allowed him to describe the psychological phenomena.

Keywords: moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Б. Н. Рыжов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (XIII – начало XIV веков)[

  Просмотров: 5708

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 (XIII – начало XIV веков)[1]

Б. Н. Рыжов

 МГПУ, Москва

         Статья является продолжением исследования, посвященного системной периодизации развития современной Европейской цивилизации и сопоставления этапов развития цивилизации с соответствующими периодами жизни человека. Начало этого исследования, опубликованное в № 14-15-17 журнала «Системная психология и социология», включает описание аналогий в психологическом развитии ребенка от рождения до семи лет и развития цивилизации с V по XII века. Настоящая часть посвящена исследованию психологической конгруэнтности младшего школьного возраста ребенка и периода XIII – начала XIV столетий в истории Европейской цивилизации.

Ключевые слова: системная периодизация развития, среднее детство, младший школьный возраст, наглядно-образное мышление, искусство

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION

(THE 13TH – THE BEGINNING OF THE 14TH CENTURIES)

B. N. Ryzhov,

MCU, Moscow

The article is a continuation of the study on the system periodization for the development of the modern European civilization with the further stages comparing of the civilization development with the relevant periods of human life. The beginning of the study was published in № 14-15-17 of the journal «Systems psychology and sociology» and it was included the description of the psychological development analogies between the child from the birth to seven years and the development of civilization during the 5th and 12th centuries. This part is devoted to the study of the psychological congruence between a primary school age child and the period of the 13th – beginning of the 14th centuries in the history of European civilization.

Key wordssystem development periods, childhood, primary school age, visual-creative thinking, art, gothic, universities, crusade, scholasticism.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : В. П. Шейнов, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

  Просмотров: 5670

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

ВПШейнов,

Республиканский институт высшей школы,

МинскРеспублика Беларусь

В статье показано, что на уверенность в себе индивида значительно влияет соотношение составляющих его психологического пола. У мужчины положительное влияние на все компоненты уверенности в себе (общую уверенность, социальную смелость, инициативу в социальных контактах) оказывают маскулинность и общее количество его маскулинных и феминных качеста (гендерная сумма). У женщин маскулинность также положительно влияет на все три составляющие уверенности в себе, а гендерная сумма — на общую уверенность в себе и инициативу в социальных контактах. В части выработки уверенности в себе женщины (в отличие от мужчин) оказались весьма чувствительны к оценкам их поведения родителями в детстве.

Ключевые слова: уверенность в себе, психологический пол, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, мужчины, женщины.

SELF-RELIANCE AND PSYCHOLOGICAL GENDER

V. P. Sheinov,

 Republican Institute of Higher Education,

Minsk, Belarus

The article shows that a person’s self-reliance significantly depends on the proportions of the components of the own psychological gender. Men are more confident when they have all the components of their self-reliance (a general self-reliance, a social courage, an initiative in social contacts) describing in masculine qualities, in so-called “masculinity”, together with the total number of masculine and feminine characteristics (a total gender amount). The masculinity has also a positive impact on women in all three components of self-reliance, as well as a total gender amount impacts on a general self-reliance and an initiative in social contacts. It is also observed that women (unlike men) were very sensitive to their parents’ estimates in their childhood and this fact effects more strongly on women’s self-reliance.

Key words: self-reliance, psychological gender, social boldness, initiative in social contacts, male, female.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : М. С. Староверова, ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  Просмотров: 5720

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

М. С. Староверова,

 МГПУ, Москва

Статья посвящена изучению особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройствами аутистического спектра. Подчеркиваются необходимость эмоционального контакта с матерью как условие развития детей данной категории и невозможность его обеспечения со стороны матерей. Описывается характер взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в зависимости от тяжести и характера проблем аффективного развития детей.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, аффективное расстройство, эмоциональный контакт, личностные деформации матерей.

 

FEATURES OF THE MOTHER INTERACTION WITH CHILDREN HAVING AUTISM SPECTRUM DISORDERS

M. S. Staroverova,

MCU, Moscow

The article is dedicated to the research of peculiarities of interaction between mothers with children having autistic spectrum disorders. Mother emotional contact necessity is emphasized as a condition of children’s progression in this category, as well as disability of providing the contact from mothers’ side. It contains description of the character of mother and children with autistic spectrum disorders interaction depending on the severity and character of children affective progression.

Key words: children with autistic spectrum disorders, affective disorder, emotional contact, mothers’ personal deflection.


     Читать полностью...