PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2017 №22 : Р. С. Немов, И. И. Яценко, МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

  Просмотров: 1551

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ  

РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

 

Р. С. Немов, 

МГПУ, Москва, 

И. И. Яценко, 

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва 

 

В статье предпринята попытка построения модели мотивации обучения взрослых людей русскому языку как иностранному, исходя из понимания мотивации поведения, по К. Левину. Раскрыты и описаны индивидуальные (личностные) и ситуационные (социально-психологические) составляющие такой мотивации. Приведены примеры из практики обучения русскому языку как иностранному, соответствующие данной модели и связанные с обучением иностранцев в Московском государственном университете им. МВЛомоносова. 

Ключевые словарусский языкмотивация обучения. 

 

ADULTS’ TRAINING MOTIVATION IN STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE 

 

R. S. Nemov, 

MCU, Moscow, 

I. I. Yatsenko 

Lomonosov MSU, Moscow 

 

The article attempts to build a model of motivation of adults teaching Russian as a foreign language, based on the understanding of the motivation for the behavior of K. Levin. Disclosed and described the individual (personal) and situational (psychosocial) components such motivation. Examples of teaching Russian as a foreign practice, this model is appropriate and related to foreigners studying at Lomonosov Moscow State University. 

Keywords: Russian language; motivation training. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Е. Г. Баранов, ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

  Просмотров: 359

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА 

 

Е. Г. Баранов, 

ВА ВКО, Тверь 

 

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования ценностно-смысловых структур личности молодого человека. Убеждения и ценности индивида формируются в процессе внутриличностного конфликта. Существуют такие периоды в жизни человека, во время которых он становится более чувствительным и восприимчивым к новой информации. В эти периоды существенно увеличивается количество и качество внутриличностных конфликтов, происходит кардинальная перестройка мировоззрения и переосмысление ценностей. Обучение в вузе является одним из таких периодов, для которого особенно характерна гетерохронность когнитивного и психосоциального развития личности курсанта. Это создает условия для создания основы ценностно-смысловой сферы военного профессионала, которая окончательно сформируется непосредственно в войсках. Управленческие воздействия вышестоящего командования, профессиональное общение и взаимодействие с коллегами, а также система воспитательной работы являются всего лишь факторами, способствующими или тормозящими преобразования убеждений курсанта в профессиональные ценности офицера. 

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности; кризис развития личности; период информационно-психологической сензитивностигетерохронность развития личности курсанта; ключевой коммуникатор. 

 

 

 

 

 

DYNAMICS OF THE FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE OFFICER 

 

Е. G. Baranov,  

MA AD, Tver 

 

In the article psychological mechanisms of formation of value-semantic structures of the person of the young man are considered. Сonvictions and values of the individual are formed in the process of intrapersonal conflict. There are such periods in a person's life, during which time he becomes more sensitive and receptive to new information. During these periods, the number and quality of intrapersonal conflicts increases significantly, a cardinal reorganization of the world outlook and a rethinking of values are taking place. Education in the university is one of such periods, for which the heterochronality of the cognitive and psychosocial development of the cadet is especially characteristic. This creates the conditions for creating the basis of the value-semantic sphere of the military professional, which will finally be formed directly in the troops. Administrative influences of higher command, professional communication and interaction with colleagues, as well as the system of educational work are just factors that contribute or impede the conversion of the cadet's сonvictions into the professional values of the officer. 

Keywords: value-semantic sphere of the personality; crisis of personality development; period of information-psychological sensitivity; heterochronality of cadet personality development; key communicator. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : В. А. Борисова, ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 370

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

 

В. А. Борисова,  

МГПУ, Москва 

 

В статье представлены результаты изучения влияния развития воображения на эмоциональную сферу младших школьников. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что творческое воображение младших школьников развито недостаточно. Кроме того, в эмоциональной сфере завышены показатели отрицательных эмоций. Реализация программы по развитию творческого воображения способствовала не только улучшению показателей воображения, но и оказала положительное влияние на эмоциональную сферу младших школьников. 

У учащихся снизилось переживание негативных эмоций (таких как гнев, страх, печаль), переживание положительных эмоций (радости) возросло. Таким образом, развитие воображения улучшает общее эмоциональное состояние младших школьников. 

Ключевые слова: воображение; эмоциональная сфера; младшие школьники; уровень развития. 

 

THE IMPACT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION ON THE EMOTIONAL SPHERE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN 

 

V. A. Borisova 

MCU, Moscow 

 

The article presents the results of studying the influence of imagination on the emotional sphere of younger schoolchildren. The obtained data of the experiment allow to conclude that the levels of development of creative imagination of younger schoolboys is not sufficiently developed. In addition to the emotional sphere inflated figures of negative emotions. Implementation of the program for the development of creative imagination contributed to not only improve imaging, but also had a positive impact on the emotional sphere of younger schoolchildren. Students decreased the experience of negative emotions (such as anger, fear, sadness), positive emotions (joy) has increased. Thus, the development of the imagination, improves the emotional state of younger schoolchildren.  

Keywords: imagination; emotional sphere; younger schoolchildren; the level of development. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : С. М. Валявко, П. А. Жокина, САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БИЛИНГВИЗМОМ

  Просмотров: 1966

САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

С БИЛИНГВИЗМОМ 

 

С. М. Валявко 

П. А. Жокина, 

МГПУ, Москва 

 

Изучение билингвизма началось более века назад. На протяжении многих десятилетий считалось, что двуязычие — причина различных нарушений развития. Несмотря на большой объем исследований, посвященных психологии билингвизма, личность ребенка-билингва остается открытой для изучения. Авторы проверили связь раннего детского двуязычия с самооценкой ребенка. 

Ключевые слова: метаязыковая деятельность; билингвизм; мейнстрим; самооценка; старшие дошкольники. 

 

 

SELF-EVALUATION ATTITUDE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH BILINGUALISM 

 

S. M. Valyavko, 

P. A. Zhokina, 

MСU, Moscow 

 

Studying of bilingualism has begun more than a century ago. For many decades it was considered that bilingualism is the reason of various violations of development. Despite the large volume of the researches devoted to bilingualism psychology, the identity of a bilingual-child is still open for studying. The authors have reviewed the interdependence of early children's bilingualism with self-esteem of the child. 

Keywords: metalinguistic activities; bilingualism; mainstream; self-evaluation attitude; self-esteem; older preschoolers. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Б. Н. Рыжов, Л. А. Машкова, Г. И. Столярова, ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

  Просмотров: 320

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ  

  

 

Б. Н. Рыжов, 

МГПУ, Москва, 

Л. А. Машкова, 

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,  

Г. И. Столярова, 

лицей № 1533, Москва 

  

Статья посвящена лонгитюдному исследованию мотивации старших подростков в начальном и завершающем периодах обучения в старшей школе. В исследовании, выполненном с использованием теста системного профиля мотивации (СПМ), показано существование на завершающем этапе обучения в школе тренда мотивационных показателей в сторону антропоцентрической мотивации с доминированием познавательной мотивации, а также мотивации защиты своего «Я» и самосохранения. Эти тенденции наблюдаются на фоне депрессии социоцентрических видов мотивации — альтруизма, нравственности и самореализации. 

Ключевые слова: системная психология; системный профиль мотивации; системная периодизация развития; старший подростковый возраст; ранняя юность; антропоцентрическая мотивация; социоцентрическая мотивация; самореализация; нравственность; познавательная мотивация; защита «Я»; самосохранение. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

  Просмотров: 462

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ 

 

Е. С. Романова, 

Б. М. Абушкин, 

МГПУ, Москва 

 

Статья посвящена вопросам формирования активной жизненной позиции школьников на основе освоения психологических технологий личностной самооценки и профессионального самоопределения школьников. Обсуждается содержание и возможность использования системно выстроенной логики организации психологической работы с учащимися на основе их познавательной и созидательной активности, базирующихся на идее достижения максимальной эффективности в своем будущем карьерном развитии.  

Ключевые слова: социальные установки; профессиональное развитие; личностные качества; карьерные ориентиры; эмоциональная направленность; интересы; способности. 

 

ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS AS THE LEADING FACTOR OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION 

 

E. S. Romanova, 

B. M. Abushkin, 

MCU, Moskow 

 

The article is devoted to questions of formation of students’ active life position on the basis of the development of psychological technologies of personal-esteem and professional self-determination in schoolchildren. The problem of content and the possibility in system line with the logic of the organization of a psychological work with students is discussed based on their cognitive and creative activity, based on the idea of achieving of a maximum efficiency in their future career development. 

Keywords: social attitudes; professional development; personal qualities; career guidance; emotional orientation; interests; abilities. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Сведения об авторах №21

  Просмотров: 6060

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

    

ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ.

VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (psychology), docent. A docent at the department of clinical and special psychology at the Institute of psychology, sociology and social relations of the Moscow city university.

 E-mailvalyavko@yandex.ru


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с.

  Просмотров: 6153

Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с. [1]

 

Создание фундаментальной теории психологии — важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы и негативный опыт многих неудачных попыток создать такую теорию в предшествующие периоды развития психологии, и большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться в современной психологии. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : П. Б. Мрдуляш, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

  Просмотров: 7474

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

П. Б. Мрдуляш

РАНХиГС, Москва

 

В статье предложена классификация образовательных программ, построенных на проектной работе обучающихся. Основой для классификации является та часть проектной деятельности, которую осваивают обучающиеся — постановка задачи, формирование проектной идеи или планирование процесса организации и реализации проекта. Отдельно рассмотрены программы подготовки государственных служащих и проектно-проблемные программы.

Ключевые слова: управление проектами; образование; подготовка государственных служащих.

 

CLASSIFICATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS

 

P. B. Mrdulyash,

RANEPA, Moscow

 

The article proposes a classification of educational programs in which students make a project. The basis for the classification is that part of the project management that students master. This is either setting the task, or forming a project idea or planning the process of organizing and implementing a project. Training programs for government officials and design-problem programs are described in more detail.

Keywords: project management; education; training programs for government officials.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : G. Simons, TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY

  Просмотров: 6094

TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY[1]

 

G. Simons,

Center for the study of asymmetric threats of the Swedish University of defense,

Stockholm, Sweden

 

The article deals with the problem of physical threats intangible means. Investigate aspects of information and communication security BRICS.

Keywords: BRICS; intangible threats; brand; reputation; information security; communication security.


     Читать полностью...