PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2019 №30 : С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  Просмотров: 337

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkоSM@mgpu.ru

 

Современная психодиагностика, по мнению ряда зарубежных исследователей, переживает глубокий кризис. Подобный системный кризис отмечается и в России. Выделяют ряд причин этого явления, в том числе методологический тупик и спад экспериментальных психологических исследований. Реализация гуманитарной парадигмы в специальном обучении в России нередко происходила уступая требованиям непрофессионального сообщества, включая подмену нозологических диагнозов и профессиональной дефектологической лексики размытыми определениями, отказ от обследований специалистов, неприятия тестирования детей, критику тестов и т. п.

Однако в начале XXI века появился ряд методологических исследований американских ученых, в которых предлагаются конкретные шаги к валидизации отдельных шкал и тестов.

С учетом большой научной значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение наиболее важных методологических аспектов используемых в практике диагностических методик. Интуитивно-эмпирические попытки (по В. И. Лубовскому) стандартизации и интерпретации некоторых малоформализованных методик, особенно рисуночных, не дали желаемого результата. Это надолго явилось серьезным препятствием для научного прогресса в этой сфере. Несмотря на экологичность рисуночных тестов и простоту их использования, трудности и неоднозначность в интерпретации результатов существенно уменьшили все плюсы их применения. Отношение к ним как к недостаточно надежным диагностическим средствам стало общепринятым. При этом рисуночные тесты продолжали оставаться в арсенале отечественных и зарубежных исследователей. Каталог этих методов постепенно дополняется и детализируется.

Продолжение соответствующей работы над теоретико-методологической основой рисуночных тестов, и особенно над их стандартизацией, является актуальной задачей психодиагностики. Для психологии развития и специальной психологии ее решение имеет особенное значение, так как диагностика детей младшего возраста и лиц с ограниченными возможностями предъявляет специальные требования к психометрическим инструментам.

В статье также предлагается новый алгоритм формализации рисуночных методик, который основан на совершенствовании способа интерпретации посредством введения количественной процедуры оценки. Описывается работа по апробации предложенного алгоритма и обсуждаются ее результаты.

 

Ключевые слова: психодиагностика; методики психодиагностики; формализация диагностических испытаний; валидность; надежность; стандартизация и унификация; интерпретация; малоформализованные методы; проективные рисуночные тесты.

 

Для цитаты: Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспек тивы // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 24–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.03

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkоSM@mgpu.ru


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №30 : Ю. Л. Арзуманов, О. В. Коротина, А. А. Абакумова, ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ СИНТЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА

  Просмотров: 327

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ СИНТЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА

 

Ю. Л. Арзуманов,

О. В. Коротина,

А. А. Абакумова,

НМИЦ ПН им. В. П. Сербского, Москва,

arzumanov42@mail.ru,

ole4ka_koroti4@mail.ru,

abakumova46@mail.ru

 

Многочисленные клинические исследования показывают, что у наркозависимых людей, употребляющих синтетические психоактивные вещества, быстрее формируется социальная дезадаптация, выше риск развития интоксикационных психозов, чаще проявляются эмоционально-личностные расстройства и нарушения волевых процессов, а также интенсивнее проявляется целый ряд негативных следствий в когнитивной сфере, которые сопровождаются системными специфическими нарушениями внимания, восприятия, памяти, мышления.

Данное исследование направлено на выявление эмоционально-личностных особенностей наркозависимых лиц, употребляющих синтетическое психоактивное вещество метилендиоксипировалерон (МДПВ) в сравнении с группой здоровых лиц по специальным шкалам сокращенного варианта Миннесотского многофакторного личностного опросника MMPI — методика «Мини-мульт».

Выявлено, что у зависимых преобладает примитивно-бытовое мышление, социальная дезадаптация, безразличное отношение к собственной жизни, низкая продуктивность умственной деятельности, дистимия. Получены данные, которые показывают достоверные различия в эмоционально-личностной сфере по профильным шкалам депрессии, психастении и шизоидности у наркозависимых от психоактивного вещества МДПВ и здоровых испытуемых. По шкале «Депрессия» у зависимых людей показатели выше, чем у здоровых лиц. Это может быть связано с высоким уровнем личностной тревожности, нарастающим чувством страха, паническим состоянием, мыслями о смерти, низкой самооценкой, стигматизацией болезни наркомании и формированием личности наркозависимого человека. По шкалам «Психастения» и «Шизоидность» у лиц, употребляющих наркотик, с высокой степенью достоверности показатели ниже, чем у здоровых. Снижение показателей по шкале «Психастения» у зависимых людей выявляет такие черты, как трусливость, подозрительность, недоверчивость, осторожность, склонность ко лжи, отсутствие воли, склонность к манипуляциям. Оценка результатов по шкале «Шизоидность» указывает на такие черты характера, как скудность мышления, склонность к фантазированию, резонерству.

 

Ключевые слова: личностные особенности; психоактивные вещества; синтетический катинон; метилендиоксипировалерон (МДПВ); наркозависимая личность; личностная сфера; волевая сфера.

 

Для цитаты: Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 13–23. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.02

 

Арзуманов Юрий Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией клинической нейрофизиологии Национального научного центра наркологии — филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mailarzumanov42@mail.ru

Коротина Ольга Викторовна, научный сотрудник Отдела психотерапии и медицинской реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях, медицинский психолог высшей квалификационной категории Национального научного центра наркологии — филиала  Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mail: ole4ka_koroti4@mail.ru


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №30 : Б. М. Коган, А. З. Дроздов, СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕВУШЕК С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ

  Просмотров: 1316

СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕВУШЕК С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

Б. М. Коган,

МГПУ, Москва,

KoganBM@mgpu.ru,

А. З. Дроздов,

НМИЦ ПН им. В. П. Сербского, Москва,

alex00582@yandex.ru

 

Под аутоагрессивным поведением в современной клинической психологии и психиатрии понимаются осознаваемые или неосознаваемые действия, направленные на нанесение самоповреждений как в физической, так и в психической сферах. В профильной литературе этот поведенческий феномен многие авторы рассматривают как деструктивный механизм психологической защиты. Более того, аутоагрессивные поведенческие акты могут фенотипически проявляться в самообвинении, вплоть до формирования комплекса вины и греховности; самоунижении, доходящем зачастую до синдрома невротического самобичевания; нанесении себе различной степени тяжести телесных повреждений, нередко являющихся суицидальными попытками; злоупотреблении алкоголем или другими психоактивными веществами; парафильных формах сексуального поведения; стремлении к участию в экстремальных спортивных соревнованиях; предпочтении опасных для здоровья и жизни профессий. Но проявления аутоагрессии, безусловно, нельзя интерпретировать только как симптом клинического мазохизма.

В статье приводятся результаты изучения иерархии механизмов психологической защиты и личностных характеристик 104 соматически и психически здоровых девушек, у бо́льшей части которых в анамнезе проявлено аутоагрессивное поведение для преодоления фрустрации, вызванной психоэмоциональным стрессом.

В заключение авторы обсуждают выявленные особенности применения девушками с несуицидальным самоповреждающим поведением в анамнезе механизмов психологической защиты и их личностные характеристики в аспекте понимания этого антистрессорного действия как особой деструктивной стратегии преодоления стресса и патологической почвы для формирования и развития специфической аддикции.

 

Ключевые слова: несуицидальное самоповреждающее поведение; механизмы психологической защиты; импульсивность; психические расстройства; соматические нарушения; аутоагрессивное поведение; личностные характеристики.

 

Для цитаты: Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 5–12. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.01

 

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии, социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mgpu.ru

Дроздов Александр Зосимович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабора торией Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mail: alex00582@yandex.ru


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : А. В. Ткаченко, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАБОТАХ О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА И РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

  Просмотров: 367

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАБОТАХ О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА И РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

 

А. В. Ткаченко,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

В статье рассматриваются основные положения социологии религии двух родоначальников социологической науки — Огюста Конта и Герберта Спенсера. На основе анализа их научно-методологических и религиоведческих концепций автор статьи выдвигает тезис об использовании ранними позитивистами системного подхода к изучению религиозного феномена. Подчеркивается мысль о том, что и О. Конт, и Г. Спенсер воспринимали религию как составную часть цельной системы, внутри которой все элементы взаимозависимы.

 

Социология религии как отрасль социологии начала развиваться с самого зарождения этой науки. Среди идейных предшественников первых социологов называются Ш. Л. Монтескье, Вольтер, И. Кант, Ф. Шлейермахер, А. Сен-Симон и других мыслителей, живших преимущественно в XVIII – начале XIX вв. Их влияние на становление социологии религии кратко описано автором статьи. При этом упомянуты менее известные заимствования, сделанные О. Контом и Г. Спенсером у Т. Гоббса, А. Тюрго и Н. Кондорсе, и проводятся параллели со взглядами на религию Э. Литтре, Э. Тайлора, В. Парето, Э. Дюркгейма, М. М. Ковалевского, Г. Лебона, З. Фрейда и Р. Арона. Наиболее подробно разбирается вклад в социологию религии О. Конта. Указывается, что основатель социологии рассматривал общество как систему, функционирующую по законам социальной статики и динамики.

 

Религия, в его представлении, как часть общества подчиняется тем же законам и находится в положении динамического равновесия. Это, в свою очередь, означает: религия может трансформироваться, что позволило О. Конту предложить свой вариант религии, способный, по его замыслу, заменить традиционные конфессии. Далее в статье анализируется социологическая теория религии Г. Спенсера. Выделяются главные составляющие этой теории: сравнение религиозных институтов с частями единого социального организма и выделение присущих им социальных функций. Обращается внимание на то, что ни О. Конт, ни Г. Спенсер не предсказывали полного искоренения религии и замены ее на научное знание.

 

В выводах и заключении статьи автор отмечает соответствие воззрений О. Конта и Г. Спенсера современному восприятию религии с позиций системного подхода.

 

 

 

Ключевые слова: социология религии; системный подход; социальная система; социальная подсистема; социальный институт.

 

 

 

Для цитаты: Ткаченко А. В. Системный подход в работах O. Конта, Г. Спенсера и родоначальников социологической науки // Системная психология и социология. 2019. № 1 (29). С. 109–120.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА

  Просмотров: 486

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА

 

 

О. А. Добрина,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В статье представлена попытка построения системы понятий для разработки целостной концепции социальных рисков и угроз идентичности. С этой целью рассматриваются исследования британского социолога Э. Гидденса, посвященные проблемам поздней современности, социального риска и идентичности. Анализируется система понятий, представленная в сочинениях позднего Гидденса в основном атрибутивно, выявляются связи между ними; это позволяет представить концепцию социальных рисков и угроз идентичности в качестве единой теории. В качестве методологической основы исследования используется синтез системного анализа основных понятий и интерпретативного подхода.

 

Предпринятый анализ выявил, что ключевым объяснением процессов поздней современности Э. Гидденс считает процесс дисконнекции, предполагающий исключение индивида в социальном пространстве из отношений локального измерения и в социальном времени, что ведет к разрыву с традицией. Введенное Гидденсом понятие «среда риска» анализируется на технологическом, экономическом, социальном и информационно-ментальном уровнях. Выделяются три составляющие рискогенной среды.

 

Идентичность индивида интерпретируется не как данность, а как заданность. Она постоянно, практически ежедневно конструируется как рефлексивный выбор в рамках альтернатив: глобализация и фрагментация, открытость и недостижимость, доверие и неопределенность, индивидуализация и стандартизация. Конструируя собственную идентичность, человек вынужден соизмерять ее с социально одобряемыми стандартами материального и духовного потребления, создавая связный и непротиворчивый нарратив своей идентичности.

 

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что работы позднего Гидденса представляют собой своеобразный цикл, базис построения целостной теории социальных рисков и угроз идентичности. Выявленная нами система понятий может стать методологической основой для их операционализации и поиска индикаторов будущих эмпирических исследований в области социологии риска и идентичности.

 

 

 

Ключевые слова: поздняя современность; рефлексивность; дисконнекция; социальный риск; среда риска; идентичность; нарратив идентичности; доверие; защитный кокон; траектория «Я».

 

 

 

Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции Э. Гидденса // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 100–108.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

  Просмотров: 264

«СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

 

А. А. Зых,

 

Университет Нижней Силезии,

 

Вроцлав, Польша

 

 

 

В эпоху современных технологий и электронного образования актуальной становится проблема реализации идеи об открытых университетах для людей пожилого возраста. В статье представлены принципы московского проекта «Серебряный университет», финансируемого с февраля 2018 года мэром Москвы Сергеем Собяниным, его реализация и предварительные результаты.

 

Программа адресована жителям Москвы пенсионного возраста, которые хотели бы вести активный образ жизни и использовать все возможности для самореализации. Основные цели этого проекта — обеспечить пенсионерам условия для полноценной жизни, помочь им найти новых друзей и заполнить свободное время полезными делами, развить их интересы. Проект разработан с учетом лучших мировых практик, в работе над ним принимают участие специалисты в области психологии и геронтологии, спорта, искусств а и культуры. Данный вид пилотного исследования во многом определил сферу как потребностей и интересов, так и образовательных, жизненных устремлений московских пенсионеров.

 

В статье автор дает оценку функционирования польских университетов третьего возраста (UTA) с точки зрения критической образовательной геронтологии. Предпринята попытка ответить на вопросы, каково будущее UTA в Польше и наблюдается ли их закат во втором десятилетии XXI века.

 

В заключение автор утверждает, что концепция «Cеребряного университета», реализованная в рамках социальной политики, может стать альтернативой для польской системы образования пожилых людей.

 

 

 

Ключевые слова: критическая образовательная геронтология; «Серебряный университет»; социальная политика для пожилых людей; университет третьего возраста.

 

 

 

Для цитирования: Зых А. А. «Серебряный университет» как альтернатива польской системе образования для пожилых людей // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 84–99.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Д. В. Иванов, ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  Просмотров: 446

ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

 

 

Д. В. Иванов,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В истории отечественной психологической мысли еще многие вопросы ждут своих ответов. В плане их поиска особый интерес может представлять генезис психологической мысли в России эпохи Просвещения относительно потенциальных возможностей человека, описания его сущности (естества) посредством рассмотрения такого уникального феномена, как борьба. Психологическая мысль эпохи Просвещения, принявшая традиционные подходы (кардиогностический, утопический, апокалиптический), оставшиеся с предыдущих времен, по-новому, в соответствии с достижениями современной ей науки взглянула на человека, увидев в нем субъекта борьбы, достойного быть счастливым в самостоятельно выстраиваемой им жизни. Человек борющийся в психологическом гнозисе характеризуется как целостный, социально-культурный индивид; он способен к преодолению внутренних и внешних препятствий развития и саморазвития, стремится к телесному, духовному, нравственному самосовершенствованию.

 

Русским просветителям человек виделся борющимся как в повседневности, так и в игре, обучении, труде, а также на пределе героических возможностей, в том числе в военном (ратном) деле. Психологический гнозис борьбы русских мыслителей значим для историко-психологического исследования, поскольку содержит характеристики и модусы, при помощи которых описывается образ человека борющегося.

 

Изучение психологической мысли в России в эпоху Просвещения помогает создавать «ровность ткани истории отечественной психологии», расставлять значимые акценты в формирующихся о ней представлениях у новых поколений исследователей.

 

 

 

Ключевые слова: психологическая мысль; генезис; борьба; человеческая сущность; естество; человек борющийся; психологическая рефлексия; гнозис; психологическая система; нравственная психология.

 

 

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Генезис психологической мысли в России: идея о человеке борющемся в трудах эпохи Просвещения // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 75–83.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Б. М. Абушкин, А. В. Мещанкин, Н. С. Мерцалова, СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  Просмотров: 326

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

 

НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

 

 

Б. М. Абушкин,

 

А. В. Мещанкин,

 

МГПУ, Москва,

 

Н. С. Мерцалова,

 

НМИЦК Минздрава РФ, Москва

 

 

 

В статье рассматривается новый подход для системной организации адаптивной личностной диагностики подростка и активного диалога с ним, направленный на осознание и развитие своих личностных качеств, а также социальных интересов и возможностей.

 

Современная диагностическая практика в образовательной сфере использует практически все методические разработки психологии. Многообразие методик определяется их измерительными характеристиками. Многие из них восходят к середине прошлого века и ранее.

 

Проблема системной организации работы психологов в решении современных задач диагностической работы в школе обуславливается разрозненностью как в использовании научно-понятийного аппарата, так и в интерпретации получаемых результатов, ограничиваемой отдельными аспектами личностного портрета. Системный подход, характерный для современного этапа построения практической работы в психологии, предполагает вести работу со школьниками начиная c системно-образуемых качеств формирующейся личности.

 

Предлагаемый подход для организации адаптивной работы со школьниками с учетом современных вычислительных возможностей компьютеров и информационных технологий позволяет выйти на системный анализ и прогноз по индивидуальным аспектам развития школьников.

 

Для решения поставленной задачи был выбран инструмент психолингвистического анализа письменной речи подростков для исследования особенностей их эмоциональной сферы. В работе предложен метод поиска корреляции когнитивных особенностей человека и его письменной речи, основанный на современных методах дистрибутивной семантики. При разработке методики был обоснован набор базовых эмоций и на их основе осуществлена разметка испытуемыми заранее выбранных прилагательных русского языка, набрана статистика по предложенным прилагательным. На основе полученного эмпирического материала осуществлялась разметка других прилагательных русского языка с использованием математических процедур. На контрольной выборке подростков с заведомо известными профессиональными перспективами проходило обучение нейронной сети, которая ставит в соответствие эмоциональному портрету профессиональные перспективы и в дальнейшем адаптивно подстраивается под все новые изменения. Получены первые результаты, позволяющие судить о валидности всего программного комплекса.

 

 

 

Ключевые слова: психолингвистика; базовые эмоции; дистрибутивная семантика; когнитивные способности мозга; письменная речь; анализ текста.

 

 

 

Для цитаты: Абушкин Б. М., Мещанкин А. В., Мерцалова Н. С. Системная организация психологической работы со школьниками на основе психолингвистического анализа письменной речи // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 68–74.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто, СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

  Просмотров: 313

СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

 

 

 

И. А. Кибальченко,

 

Т. В. Эксакусто,

 

ЮФУ ИКТиИБ, Таганрог

 

 

 

Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта.

 

В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (φ* = 2,321, при р ≤ 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом эмп по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю очный медленный» (рефлексивный) (φ* = 1,968, при р ≤ 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, эмп точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.

 

 

 

Ключевые слова: стиль; концепт; успешность; опыт отношений; родительская семья.

 

 

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 58–67.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : В. П. Шейнов, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

  Просмотров: 333

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

 

 

 

В. П. Шейнов,

 

РИВШ,

 

Минск, Республика Беларусь

 

 

 

Ассертивное поведение является конструктивной альтернативой манипуляции и агрессии, поэтому актуально изучение вопросов, связанных с ассертивностью. В теоретическом отношении очень важно понимать, что в ассертивность, в содержательном плане, подразумевает оценку взаимосвязи между ценностями, взглядами и поведением людей. Это проявляется в практически важных аспектах социального взаимодействия ассертивных личностей с окружающими. Задачи приведенного в статье экспериментального исследования таковы: 1) выявить возможные связи ассертивности личности с выбором стратегии поведения в конфликте, с коммуникативным самоконтролем, со степенью ее удовлетворенности трудом, браком и жизнью в целом; 2) обнаружить ментальные отличия при сопоставлении полученных результатов с аналогичными результатами зарубежных исследователей.

 

Всего в исследовании приняли участие 421 человек: 228 мужчин и 193 женщины в возрасте 21–77 лет. В исследовании выявлены связи ассертивности личности с выбором ею стратегий поведения в конфликте, с ее коммуникативным самоконтролем, удовлетворенностью трудом, жизнью в целом и браком. Большинство этих связей имеют иной характер, нежели те, что обнаружены в зарубежных исследованиях. При этом результаты, полученные для мужчин и для женщин, значительно отличаются.

 

В стратегиях поведения в конфликте общим для мужчин и женщин являются положительная связь ассертивности с такой стратегией поведения в конфликте, как соперничество, отрицательная связь со стратегией приспособления и отсутствие связи со стратегией сотрудничества. Средний показатель выбора стратегии соперничества у мужчин статистически значимо превосходит аналогичный показатель у женщин, а средние «женские» показатели выбора стратегии сотрудничества и приспособления превосходят эти показатели у мужчин.

 

 

 

Ключевые слова: ассертивность; личность; социальное взаимодействие; стратегии поведения в конфликте; коммуникативный самоконтроль; удовлетворенность трудом, жизнью и браком; мужчины женщины.

 

 

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 47–57.

 

 


     Читать полностью...