Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №18 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

  Просмотров: 1546

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.

 

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL

 

E. S. Romanova,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow

 

The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time.

Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. М. Коган, А. А Яшин, ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

  Просмотров: 1753

 

ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Б. М. Коган,

А. А Яшин,

МГПУ, Москва

 

В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики.

Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, групповая диагностика.

 

THE STYLE OF FAMILY UPBRINGING THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND PARENTS

B. M. Kogan,

A. A. Yashin,

MСU, Moscow

 

The article represents the results of an original study of the views of parents, secondary and high school pupils in the style of family upbringing practiced by one parent or both ones. It also demonstrates how, and to what degree, the position of parents differs from that one of their children. The author attempts to analyze the veracity of the results of parent-child relationships surveys conducted in the format of group diagnosis.

Key words: family upbringing, parent-child relationships, group diagnosis.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

  Просмотров: 1598

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  Просмотров: 1538

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В. А. Борисова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.

 

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE

 

V. A. Borisova,

MСU, Moscow

The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities.

Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Т. А. Шилова, Е. А. Пономарева, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  Просмотров: 1609

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Т. А. Шилова,

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва

 

В работе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на состояние социального взаимодействия участников образовательного пространства. Показана роль организационной культуры, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации, стиля руководства, урегулирования конфликтов в структуре управления школой.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социально-психологический климат, социально-психологическая адаптация, стиль руководства, управление в образовательном пространстве.

 

SOCIAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL SPACE

 

T. A. Shilova,

E. A. Ponomareva,

 

MСU, Moscow

 

 

In the present work examines the socio-psychological factors influencing the condition of social interaction between the participants of the educational space. The role of organizational culture, socio-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, conflict resolution in the management structure of the school.

Keywords: social interaction, social-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, management in the educational space.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Р. С. Немов, Д. А. Яценко, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

  Просмотров: 1553

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

Р. С. Немов,

МПГУ, Москва,

Д. А. Яценко,

МосГУ, Москва

 

В статье представлены результаты перекрестной валидизации системы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов практической работы с личностью, а также их согласованности между собой. Одно из исследований касалось использования данной системы независимыми экспертами для оценки психологических теорий личности; другое содержало экспертную оценку параметров, входящих в состав данной системы; третье относилось к сравнению критериев оценки психологических теорий личности, предложенных зарубежными учеными, с параметрами, входящими в состав данной системы анализа.

Ключевые слова: система метанаучного конструктивно-критического анализа; теоретическая и эмпирическая валидность; перекрестная валидизация.

 

THE СROSS-EXAMINED VALIDATION THE CONSRUCTIVE-CRITICAL SYSTEM OF METASCIENTIFIC ANALYSES OF PERSONALITY INVESTIGATIONS

 

R. S. Nemov

MCU, Moscow,

D. A. Jatsenco,

MosHU, Moscow

 

The results of cross-examined validation of the system of constructive-critical metascientific analyses of theories, empirical investigations, methods of practical personality psychology and their interconnections are presented in the article. The sums of three investigations are presented in the report. In the first of them that system was used by independent experts to estimate various theories of personality. The second investigation concerned estimations of parameters, included in that system. The third investigation related comparison the criteria, that proposed by foreign scientists, for analysis personality theories, with parameters of that analytical system.

Keywords: the system of constructive-critical metascientific analyses, empirical validity, cross-examined validation.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)

  Просмотров: 1523

ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(RT-TEST)

 

Б. Н. Рыжов,

Л. Б. Смоловская,

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена описанию теста на переключение умственных действий RT-TEST, предназначенного для оценки одного из показателей гибкости мышления. Статья включает описание принципов работы методики, процедуры применения теста и регистрации результатов тестирования. В статье также приводятся результаты валидизации методики RT-TEST.

Ключевые слова: системная психология, переключение умственных действий, RT-TEST, психическая работоспособность, типология интеллекта, версативный и ингенитивный интеллект.

 

TEST SWITCH MENTAL ACTIONS (RT-TEST)

 

B. N. Ryzhov,

L. B. Smolovskaya,

MCU, Moscow

 

The article is devoted to description of the method of RT-TEST. The article includes a detailed description of the methodology, the procedure of application test and data processing. The article also contains information about validation.

Keywords: system psychology, switching mental actions, RT-TEST, mental efficiency, typology of intelligence, versativ and ingenitive intelligence.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

  Просмотров: 1602

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства А. П. Куницына, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: право, нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, личность, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA

BEGINNING OF XIX CENTRY. A. P. KUNITSYN

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of leading a prominent figure of the Russian Enlightenment A. P. Kunitsyn, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that have allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: law, moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, personality, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Сведения об авторах №18

  Просмотров: 1591

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

 

РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович — кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, почетный работник общего образования Российской Федерации.

REMORENKO Igor Mikhaylovitch — PhD (Pedagogy), associate professor, rector of the Moscow City University, honorary employee of general public education of the Russian Federation.

E-mail: rector@mgpu.ru

 

 

 

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » Приложения : Никипорец-Такигава Г.Ю., Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., Лобазова О.Ф. Особенности преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в высокотехнологичной информационной среде

  Просмотров: 939

Никипорец-Такигава Г.Ю.,

Кузьменко Г.Н.,

Отюцкий Г.П.,

Лобазова О.Ф.

РГСУ (Россия, Москва)

 

Особенности преподавания учебных предметов гуманитарного цикла в высокотехнологичной информационной среде

 


     Читать полностью...