1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
Статьи журнала » 2023 №45 : Ткачева В. В. Научный вклад В. Г. Петровой в развитие специальной психологии и педагогики
Просмотров: 798

УДК 159.922.76+376-056.26

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.10

 

НАУЧНЫЙ ВКЛАД В. Г. ПЕТРОВОЙ

В РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

В. В. Ткачева,

МПГУ, Москва,

vikt-tkacheva@yandex.ru

 

Информационная статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося советского, российского ученого, доктора психологических наук Веры Георгиевны Петровой. Представлены направления влияния научного наследия В. Г. Петровой на развитие специальной психологии и педагогики за рубежом.

 

Ключевые слова: В. Г. Петрова; специальная психология и педагогика; дети с интеллектуальными нарушениями; теоретико-методологические основы; диагностический инструментарий; коррекционные приемы.

 

Для цитаты: Ткачева В. В. Научный вклад В. Г. Петровой в развитие специальной психологии и педагогики // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 111–113. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.10

 

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва.

E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru

Статьи журнала » 2023 №45 : Иванов Д. В. Проблема способностей в работах российских просветителей первой половины XVIII в. Феофан Прокопович (системный анализ)
Просмотров: 1064

УДК 159.9.01

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.09

 

ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ

В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье показано, что отечественная психологическая мысль первой половины XVIII в. фокусировала внимание на потенциальных возможностях человека петровского времени, который обнаруживал готовность трудиться на благо отечества. Предлагается учитывать в качестве исторических источников, представляющих рефлексивное знание в истории отечественной психологической мысли воинские и исторические песни, сказки, позволяющие увидеть востребованные обществом способности человека. Отмечается, что актуальными становятся общие способности, среди которых готовность к борьбе, событийному обучению, ручная умелость, владение искусством и профессиональным мастерством. Показано, что одним из истинных подвижников просвещения того времени явился Феофан Прокопович, организовавший свой кружок, вошедший в историю как «Ученая дружина Петра». Подчеркивается, что прогрессивно ориентированный мыслитель, имевший опыт прочтения систематического курса лекций по психологии, выдвинул ряд идей и теорий, системно взаимосвязанных между собой, признавая достижения естествознания и выделяя в качестве основной обязанности человека занятия благородными искусствами — философией и поэзией. Прокопович различает способности, одаренность и образование человека, но рассматривает их как единство нравственного и деятельностного начала. Видит необходимость в морально-нравственном воспитании способного человека, стремящегося стать благополучным. В статье показано, что в первой половине XVIII столетия в отечественной психологической мысли обозначились определенные пути рассмотрения и решения проблемы человеческих способностей.

 

Ключевые слова: системные идеи; просветительство; «дарования природные»; человеческие способности; ручная умелость; борцовскость; юнак; воинские и исторические песни; сказки, архетипическая ситуация; человек петровского времени; человек борющийся.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Проблема способностей в работах российских просветителей первой половины XVIII в. Феофан Прокопович (системный анализ) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 100–110. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.09

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

Статьи журнала » 2023 №45 : Круглова Е. А. Системный анализ российской психологической мысли на этапе становления психологии как самостоятельной науки (XVII–XVIII вв.)
Просмотров: 716

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (XVII–XVIII вв.)

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru

 

В статье системно анализируется исторический период XVII–XVIII вв., сыгравший ключевую роль в становлении отечественной психологии как самостоятельной науки. Представлен анализ научной деятельности наиболее выдающихся представителей российской психологической мысли. Показано, что отечественная психология в XVII в. развивалась как оригинальное направление общественной мысли, не была закрытой для идей, которые существовали в Западной Европе. Само XVII столетие стало ключевым в плане появления психологических теорий, которые еще продолжали оставаться умозрительными, но предполагали описания эмпирического характера, что запустило механизм обретения психологией самостоятельности. Активно продуцируются материалистические идеи об особенностях восприятия и познания окружающего мира человеком на основе органов чувств. Показательно формирование основ высшего образования с углубленными курсами психологии в ведущих учебных заведениях страны. В XVIII столетии в России появляются работы, которые содержат взаимосвязанные вопросы и раскрывающиеся здесь понятия психологического характера. Психологические понятия рассматриваются системно, возникает основание для последующего обсуждения предметной области психологии. В работах отечественных просветителей присутствует самостоятельность суждений и критичность по отношению к психологическим изысканиям западноевропейских авторов.

 

Ключевые слова: система; системный анализ; психологическая мысль; психология; просветители; душа; человек; профессиональный тезаурус.

 

Для цитаты: Круглова Е. А. Системный анализ российской психологической мысли на этапе становления психологии как самостоятельной науки (XVII–XVIII вв.) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 87–99. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

Статьи журнала » 2023 №45 : Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации
Просмотров: 817

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ

 

Р. С. Немов,

МГПУ, Москва,

NemovRS@mgpu.ru


В ХХ в. психология, будучи самостоятельной экспериментальной наукой, вновь вернулась к объяснению поведения людей, т. е. к решению той задачи, которая изначально была поставлена перед ней с момента зарождения системы научных знаний в середине первого тысячелетия до н. э. Эта тенденция, в частности, проявилась в выходе на первый план психологической проблематики личности. Во второй половине ХХ столетия на одном из первых мест в проблематике психологии личности оказалась мотивация поведения человека. За последние несколько десятков лет было опубликовано большое количество научных трудов по проблеме мотивации. В них сложилась своя терминология, частично заимствованная из разговорного и литературного языка, используемого при объяснении причин человеческого поведения, частично разработанная учеными-психологами. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью проведения системно-исторического анализа имеющейся терминологии, с целью придания строго научного статуса современным знаниям.

В статье представлены основные понятия, используемые в научных психологических исследованиях мотивации. В их число входят такие часто встречающиеся в отечественной и зарубежной научной литературе термины, как потребность, мотив, драйв, инстинкт, цель, стимул, интерес, желание, побуждение, влечение, а также некоторые понятия, употребляемые преимущественно в зарубежной, прежде всего английской, психологической литературе. Предлагаются и сравниваются их различные определения, обсуждается происхождение соответствующих терминов.

 

Ключевые слова: мотивация; потребность; мотив; инстинкт; цель; стимул; интерес; желание; побуждение; влечение; системно-исторический анализ.

 

Для цитаты: Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 77–86. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

Немов Роберт Семенович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: NemovRS@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8193-9719

Статьи журнала » 2023 №45 : Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками
Просмотров: 1054

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

М. В. Переверзева,
РГСУ, Москва,
melissasea@mail.ru


В современной России значительно возрастает число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, в отсутствии каких-либо полезных интересов, в том числе к учебной деятельности. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.

Методологической основой настоящей работы послужили исследования специфики, причин и факторов возникновения девиантного поведения, социально- и психолого-педагогических подходов к профилактике отклонений. В качестве методов исследования использованы системный анализ, обобщение научно-методической, социально-психологической и педагогической литературы, моделирование процесса работы с трудными детьми, психолого-педагогическое наблюдение, посещение консультаций и занятий с подростками в социальном центре.

Специалисты выделяют четыре основных направления работы с девиантными подростками: оказание медицинской помощи; лечение и уход; социальная адаптация подростков; психологическая, педагогическая и воспитательная работа. Благодаря параллельной воспитательно-педагогической работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки.

Таким образом, в современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений норм поведения подростками, включая учебную дисциплину, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социально-психологическая работа; педагогические методы; воспитание; профилактика.

 

Для цитаты: Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

Переверзева Марина Викторовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: melissasea@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4992-2738

 

Статьи журнала » 2023 №45 : Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик
Просмотров: 670

УДК 159.9.072.43

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНОЙ РЕАКЦИИ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

 

А. В. Козлов,
РОСБИОТЕХ, Москва,
19880588@bk.ru,
М. А. Козлова,
РОСБИОТЕХ, Москва,
7012946@bk.ru

 

 В статье рассматриваются результаты внедрения инновационного подхода на основе использования мышечного тестирования в качестве дополнения к традиционным диагностическим методикам. Описаны методические рекомендации для дальнейшего применения мышечного теста в практической работе педагогов-психологов и психологов-диагностов.

В исследовании приняли участие 536 студентов, прошедших диагностику по методике самооценки психических состояний (Г. Айзенка) и опроснику суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой. Из них было отобрано 84 респондента в возрасте от 16 до 20 лет, у которых было выявлено превышение показателей по шкалам негативных психических состояний и обнаружена психоэмоциональная нестабильность. Эти респонденты были поделены на две равные по численности группы. Студенты, вошедшие в экспериментальную группу, дополнительно прошли мышечное тестирование, которое позволило выявить наиболее проблемные в психологическом плане вопросы, что послужило поводом для более тщательной и глубокой проработки данных вопросов на консультационных встречах.

Результаты исследования показали, что после прохождения консультирования в экспериментальной группе, где стандартная диагностика дополнялась мышечным тестированием, была выявлена выраженная положительная динамика показателей психического состояния респондентов, а также снижение суицидального риска, тогда как в контрольной группе положительная динамика этих же показателей была менее выражена. Это дает основание говорить о повышении надежности применяемых психодиагностических методик посредством их дополнения мышечным тестированием. Таким образом, стандартная диагностика, дополненная мышечным тестированием, благотворно влияет на качество психодиагностики с целью оказания квалифицированной психологической помощи и способствует большей результативности психологического консультирования. Очевидно, необходимо продолжать изучение мышечного тестирования как диагностического инструмента для практического внедрения в деятельность специалистов.

 

Ключевые слова: надежность психодиагностики; позная реакция; мышечный тест; студенты; тревожность; психологическое консультирование; психическое состояние; суицидальный риск.

 

Для цитаты: Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 56–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

Козлов Алексей Владимирович, преподаватель Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail:19880588@bk.ru

ORCID: 0000-0001-6347-7007

 

Козлова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail: 7012946@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4138-0903

 

 

Статьи журнала » 2023 №45 : Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период
Просмотров: 836

УДК 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

 

ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

 

 

О. Б. Полякова,
РГСУ, Москва,
pob-70@mail.ru,
Т. И. Бонкало,
НИИОЗММ ДЗМ, Москва,
bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

 

Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами привели в постковидный период к изменению взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост, а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи. В этой связи настоящая работа посвящена описанию вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период.

В исследовании использовался комплекс методик, направленных на выявление карьерного потенциала личности, а также на оценку профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов — 21,7 лет.

По результатам исследования установлены весьма высокая корреляционная связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией (независимостью), вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.

 

Ключевые слова: карьерные ориентации; студенческая молодежь; профессиональная подготовка; постковидный период.

 

Для цитаты: Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 45–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

 

Полякова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета, Москва (Россия).

E-mail: pob-70@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2581-5516

 

Бонкало Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, доцент, начальник отдела комплексной экспертизы и координации научно-исследовательских проектов и разработок Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва (Россия).

E-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0887-4995

 

 

Статьи журнала » 2023 №45 : Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей
Просмотров: 906

УДК 159.955

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ:
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

 

И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru,
Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru

 

Статья посвящена системному анализу взаимосвязей, возникающих между базовыми убеждениями и разными типами познавательной позиции студентов. В ходе исследования использовались методики, направленные на изучение базовых убеждений и характеристик познавательной позиции индивида. Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, студенты Южного федерального университета, Таганрогского института имени А. П. Чехова, Ростовского государственного экономического университета.

Результаты системного теоретического анализа предпосылок многомерности и специфичности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции студентов как особого типа познавательного отношения к миру определили постановку цели исследования. В процессе работы использовались количественные и качественные методы: кластерный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ — для получения сравнительно однородных групп, поиска статистических различий между ними и выявления взаимосвязей результатов в группах. Внутренняя однородность четырех групп студентов, определенных в процессе кластеризации, подтверждена значимыми различиями. Разная мера их выраженности в группах обусловила факты инверсии: высокие показатели одних характеристик (например, обоснованности, децентрации) при низких показателях других (объективированности, категориальности).

Обнаружена специфика взаимосвязей в группах. Структура взаимосвязей в группе 1 характеризуется сочетанием показателей неопределенной познавательной позиции с верой в контролируемость событий. Эта структура дополняется амбивалентностью между познавательным потенциалом и ресурсом его реализации. В группе 2 специфика взаимосвязей состоит в интеграции ряда по-разному выраженных характеристик метакогнитивного опыта, обусловливающих, с одной стороны, ценность собственного Я, а с другой — неверие студентов в возможность самоконтроля над событиями. В группе 3 специфика структуры взаимосвязей заключается в выраженной амбивалентности характера связей, обусловленного недостатками сформированности характеристик открытой познавательной позиции и базовых убеждений, отражающих неустойчивость и ограниченность их возможностей. В группе 4 специфика взаимосвязей характеризует относительную гармоничность когнитивно-личностного ресурса. Выявленные различия стали основанием для вывода о неоднородности и нелинейности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции как вероятного предиктора специфики интеллектуально-личностного ресурса студентов.

 

Ключевые слова: базовые убеждения; концептуальные способности; познавательная позиция; студенты; системный анализ; нелинейность взаимосвязей.

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibalirina@sfedu.ru

ORCID: 0000-0001-7730-7172

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: exakusto@sfedu.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

 

Статьи журнала » 2023 №45 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура короткой версии опросника оценки незащищенности от кибербуллинга
Просмотров: 984

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.02

 

 ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА КОРОТКОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА
ОЦЕНКИ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск,

Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

А. С. Девицын,

БГУ, Минск,

Республика Беларусь,

a.dziavitsyn@gmail.com

 

Кибербуллинг — это поведение, которое характеризуется как третирование других лиц через Интернет, прежде всего социальные сети и смартфон, причем угроза подвергнуться травле наиболее реальна для пользователей, страдающих зависимостью от них. Кибербуллинг приводит к виктимизации жертв киберагрессии: кибериздевательства негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека, создают серьезные психосоциальные проблемы, вызывают стресс, тревожность, депрессию.

С целью защиты от кибербуллинга разработан опросник НК-22 «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга», позволяющий предупреждать пользователей Интернета о грозящей им опасности стать жертвой кибербуллинга. Результаты тестирования по этому опроснику коррелируют с виктимизацией и зависимостью от социальных сетей и смартфона; с помощью этого опросника получен ряд новых результатов об указанных опасных явлениях. В последние годы в среде российских, белорусских и зарубежных психологов получил развитие тренд на сокращение количества заданий в опросниках, поскольку более короткие опросники облегчают сбор и обработку информации, улучшают ее качество и позволяют получить большее количество результатов. В соответствии с данной тенденцией в статье построены и обоснованы короткая версия опросника — НК-13 — и его трехфакторная модель.

Доказаны надежность и валидность короткого опросника НК-13. Кроме того, выявлено, что он обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его прообраз — опросник НК-22. Показано, что факторы и переменные построенной трехфакторной модели незащищенности от кибербуллинга наилучшим образом объясняют сущность данного конструкта.

 

Ключевые слова: незащищенность от кибербуллинга; жертвы незащищенности; короткий опросник; факторная структура; модель; социальные сети; смартфон; интернет; зависимость; психологические проблемы.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура короткой версии опросника оценки незащищенности от кибербуллинга // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 18–30. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.02

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2191-646X

 

Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск (Республика Беларусь).

E-mail: a.dziavitsyn@gmail.com

ORCID: 0000-0002-2804-4107

 

 

Статьи журнала » 2023 №45 : Рыжов Б. Н. Любовь. Системно-психологическая интерпретация феномена
Просмотров: 1064

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.01

 

ЛЮБОВЬ. СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена попытке объяснения феномена любви с позиций системной психологии. В ней рассмотрены социальные ранги различных видов мотивации, образующие основу моральных норм общества. Системная психология выделяет восемь дополняющих друг друга видов мотивации. Четыре из них составляют группу биологической мотивации, которая роднит человека с животным миром. Эти виды мотивации направлены на развитие и сохранение индивида и вида. Другие четыре вида входят в группу социальной мотивации. Они связаны с социальной природой человека и направлены на развитие и сохранение личности и общества.

С единых системно-психологических позиций рассмотрены общие для разных социальных структур различия половой морали и глубинные психологические причины феномена любви. Предложена его системно-психологическая интерпретация, ключевым моментом которой является замыкание различных видов мотивации на предмете влюбленности. Показано, что стартовым механизмом возникновения гетеросексуальной любви в большинстве случаев является первичная фиксация биологической (репродуктивной) мотивации влюбленного на предмете с последующим фиксированием на этом предмете прочих видов мотивации. При возникновении гомосексуальной любви стартовым механизмом является замыкание на предмете одного или нескольких социальных видов мотивации — нравственности (в том ее аспекте, который связан с восприятием красоты и гармонии) или же самореализации, познания и защиты своего Я — и лишь затем механизм запечатления приводит к фиксации на предмете влюбленности репродуктивной мотивации.

В статье также описаны некоторые динамические аспекты развития любовной привязанности, а также системно-психологические эффекты разрушенной любви. Представленная концепция является теоретической основой для разработки системно-психологической технологии семейного консультирования. В сочетании с методами системно-психологической диагностики мотивации и личности она может стать действенным инструментом современной практической психологии.

 

Ключевые слова: системная психология; любовь; влюбленность; мотивация; репродукция; самореализация; гетеросексуальные отношения; гомосексуальные отношения; семейное консультирование.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Любовь. Системно-психологическая интерпретация феномена // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.0

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона
Просмотров: 1303

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются этико-психологические представления зрелого Платона, чье наследие является существенным вкладом в развитие психологической мысли, остается актуальным для современной историко-психологической науки. Этико-психологические представления Платона состоят из обоснованных им идей об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Показано, что основой добродетелей в этико-психологической концепции Платона становится человеческая душа, которую необходимо обогащать мудростью, воспитывать в ней мужество, обучать умеренности. Человеку необходимы идеалы в качестве образцов поведения и действий, с которыми он себя идентифицирует. В гармонизации души и восхождении к миру вечных идей заключается смысл человеческого бытия. Этико-психологические представления Платона остаются ценными для современной психологической науки, системно и целостно рассматривающей человека и потенциальные возможности его совершенствования.

 

Ключевые слова: Платон; Пифагор; орфизм; пифагорейцы; система; этико-психологические представления; душа; метемпсихоз; знание; добродетельность; принцип совершенствования.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 113–120. DOI 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом
Просмотров: 925

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМАТИКИ ИНТОНАЦИОННЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

 

Р. О. Агавелян,

НГПУ, Новосибирск,

ruben_h_ag@mail.ru,

Р. Т. Байчинов,

НГПУ, Новосибирск,

rauan.b_1991@mail.ru

 

Статья посвящена определению и обоснованию систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом в процессе коммуникации. На сегодняшний день наблюдается недостаточность методик и программ на казахском языке для изучения, коррекции и развития интонационных структур голоса у казахоязычных детей с кохлеарным имплантом. В этой связи требуется создание современных диагностических и коррекционно-развивающих программ, направленных на решение данного вопроса.

Учитывая необходимость применения комплексной методики решения реабилитации детей с кохлеарным имплантом, в статье рассматриваются исследования интонационных характеристик голоса в анамнестическом, компенсаторном и психолингвистическом аспектах. При этом психолингвистический аспект включает в себя определение особенностей коммуникации, а также исследование интонационных структур голоса.

В качестве основных критериев изучения интонационных структур голоса выступает восприятие, различение, понимание, запоминание и воспроизведение интонации. В составе данных критериев изучение интонационных структур голоса рассматривается на уровне звуков, звукоподражаний, слов, словосочетаний и простых предложений. В качестве основного направления изучения интонационных структур голоса выделяются лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса. В то же время параметром исследования становится интонация голоса и такие акустические компоненты интонации, как логическое ударение, модуляция голоса по высоте и силе, тембр голоса, темпо-ритмическая организация речи. Выделяются также лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса в качестве основных направлений исследования.

 

Ключевые слова: кохлеарный имплант; дети с нарушением слуха; систематика интонационных характеристик голоса; комплексная методика.

 

Для цитаты: Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 104–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

Агавелян Рубен Оганесович, доктор психологических наук, профессор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ruben_h_ag@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6494-8544

 

Байчинов Рауан Толеуханович, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: rauan.b_1991@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1528-6358

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом
Просмотров: 1037

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Н. В. Садов,

МГПУ, Москва,

SadovNV@mgpu.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных подходов к проблеме организации дистанционного обучения. Современные образовательные и социально-экономические реалии устанавливают особые требования к форме обучения. Важным в дистанционном обучении является интеграция современных информационных технологий, обеспечивающих продуктивность учебного процесса и интерактивность образовательных средств. Специфика удаленного обучения требует системного подхода для анализа взаимодействия между учеником и учителем. В разных странах процесс организации удаленного обучения происходит по-своему.

Для более детального рассмотрения проблемы используется системный анализ особенностей дистанционного обучения в России и за рубежом. Его результаты свидетельствуют о том, что система организации дистанционного образования во многом зависит от политических, социокультурных, экономических характеристик, в которых проявляются те или иные самобытные черты, присущие каждой из стран. Одновременно с этим отмечается многовариантность используемых электронных ресурсов, применяемых в дистанционном образовании в той или иной стране.

 

Ключевые слова: системный анализ; дистанционное обучение; педагогика; эмоциональное выгорание; психологические трудности.

 

Для цитаты: Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 95–103. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

Садов Никита Валерьевич, аспирант кафедры общей психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: SadovNV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0003-0168-0637

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья
Просмотров: 808

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

Ю. Н. Данилова,

школа № 1151, Москва,

ucklya1@rambler.ru

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи. В статье представлен теоретический обзор общественных и научных вглядов на вопрос социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрена трансформация отношения общества к обозначенному феномену в разные исторические периоды, начиная от полного непринятия и избавления от ребенка c различными физическими и психическими недостатками в Античности и заканчивая современными тенденциями, направленными на стремление к принятию, интеграцию и социализацию ребенка c ограниченными возможностями. В статье демонстрируются критерии оценки человека, имеющего физические и психические недостатки, характерные для европейского общества в различные эпохи. Приведен системный анализ отношения общества к ребенку c ограниченными возможностями здоровья, к его семье, a также отношения самой семьи к такому ребенку.

Предпосылки зарождения научного интереса к данной категории детей начали появляться только в эпоху Возрождения; в Новейшее время ученые и педагоги отмечали влияние семьи на гармоничное развитие и социализацию детей c ограниченными возможностями здоровья; в наше время наблюдается взрыв научных исследований в этой области: во многих современных научных работах семью рассматривают как системообразующую детерминанту в социальном и культурном статусе ребенка, a также как равноправного участника процесса воспитания и обучения ребенка c ограниченными возможностями здоровья наряду cо специализированной помощью.

 

Ключевые слова: системный анализ; семья; ребенок c ограниченными возможностями здоровья; общество; государство; наука.

 

Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4727-6501

 

Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва.

Е-mail: ucklya1@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-9964-0256

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием
Просмотров: 1293

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

ДВА ЭФФЕКТА СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

 

Н. Л. Карпова,

ПИ РАО, Москва,

nlkarpova@mail.ru,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена исследованию особенностей мотивационной сферы личности заикающихся при оценке эффективности семейной групповой логопсихотерапии. Заикание — одна из наиболее распространенных форм нарушения речи, следствием которой является невозможность полноценного взаимодействия с окружающими. На сегодняшний день метод семейной групповой логопсихотерапии зарекомендовал себя как эффективный способ социореабилитации и развития личностного потенциала лиц с речевыми нарушениями. В этой связи цель настоящей работы состоит в оценке динамических показателей мотивационной сферы участников психокоррекционной работы и выявлении эффектов семейной групповой логопсихотерапии.

Исследование проводилось в разновозрастных группах семейной логопсихотерапии на базе Психологического института Российской академии образования. В исследовании приняли участие лица с нарушением речевого общения в форме заикания, а также их родственники. Общее количество обследуемых — 84 человека в возрасте 16–45 лет. Для оценки динамических показателей мотивационной сферы использовался тест системного профиля мотивации (СПМ).

В ходе оценки результатов социореабилитации заикающихся были выявлены два эффекта семейной групповой логопсихотерапии, нашедших отражение в мотивационном профиле личности испытуемых. Первый эффект состоит в положительной динамике показателей социальных видов мотивации (познавательной мотивации и мотивации самореализации), что выражается в успешном освоении социально-коммуникативных навыков, стремлении к самопознанию, саморазвитию и реализации творческого потенциала. Второй эффект заключается в активизации внутренних ресурсов на индивидуальном и личностном уровнях при актуализации ценности альтруистической мотивации. Таким образом, участие в группах семейной логопсихотерапии является эффективным способом преобразования личности заикающихся в процессе социореабилитации.

 

Ключевые слова: заикание; логоневроз; семейная групповая логопсихотерапия; системная психология; мотивация; психокоррекция; социореабилитация.

 

Для цитаты: Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 68–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва.

E-mail: nlkarpova@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9964-7629

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций
Просмотров: 986

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.05

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Е. П. Васечко,

НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск,

Vasechko.1977@bk.ru,

Т. А. Кононова,

НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск,

Teka712@mail.ru

 

Статья посвящена проблеме системной организации психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих. В статье анализируется специфика процесса системного формирования стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ с применением специализированных программ, учитывая психолого-педагогические особенности процесса обучения в военном вузе. Проводится оценка уровня стрессоустойчивости курсантов как одного из важнейших профессиональных качеств. Особое внимание при формировании стрессоустойчивости уделяется психологической подготовке будущих офицеров. В этой связи цель представленного исследования состояла в оценке эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов.

Психологическая подготовка к военно-профессиональной деятельности — это система мероприятий, направленных на поддержание профессионального долголетия личного состава благодаря оценке качеств, определяющих профессиональную пригодность и работоспособность военнослужащего, а также коррекцию психологических состояний, снижающих результативность и надежность служебно-боевой деятельности. В настоящем исследовании представлены результаты оценки эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов, реализованной на базе Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ.

Системный анализ показывает, что успешность освоения военно-профессиональной деятельности во многом зависит от стрессоустойчивости. Настоящая работа является логическим продолжением исследования проблемы системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов. Результаты апробации программы формирования стрессоустойчивости позволяют сделать вывод о высокой эффективности использованных методов формирования навыков противодействия негативному влиянию стресс-факторов в боевых условиях. Таким образом, разработанная программа формирования стрессоустойчивости курсантов может быть использована в рамках образовательного процесса военного вуза с целью наиболее качественного осуществления системной профессиональной подготовки военных специалистов.

 

Ключевые слова: системные особенности; стрессоустойчивость; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.

 

Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 59–67. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.05

 

Васечко Евгений Петрович, подполковник, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

E-mail: vasechko.1977@bk.ru

ORCID: 0000-0002-2132-6873

 

Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

E-mail: teka712@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9250-7359

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития
Просмотров: 858

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Б. М. Коган,

МГПУ, Москва,

KoganBM@mgpu.ru

А. М. Ляпина,

«Первая школа», Нижний Новгород,

akalashnikova@mail.ru

 

Статья посвящена системной оценке возможностей нейропсихологического подхода к коррекционной работе с детьми с особенностями развития. Существующая ранее методология коррекции детей с определенными трудностями в обучении или поведении, а также с признаками дезадаптационных расстройств не давала необходимых результатов, так как не могла повлиять на развитие ребенка системно и комплексно. Нейропсихологический подход способен решить данную задачу, потому как именно он учитывает синдромный анализ нарушения и предполагает не прямое воздействие на изолированную функцию, а комплексную работу с ней, включая ее постепенное формирование и развитие, а также вовлечение в деятельность и в систему работы других функций. По итогам коррекционной работы, учитывающей нейропсихологию детского возраста и нейропсихологическую структуру дефекта конкретного ребенка, удается достичь максимально эффективных результатов. Таким образом, на сегодняшний день знание основ нейропсихологии детского возраста необходимо каждому коррекционному специалисту для достижения максимальных результатов в своей работе.

Несмотря на то что нейропсихология является относительно молодой отраслью психологии, именно ее методы способны обеспечить оптимальный подход к каждому конкретному случаю. Представленный обзор направлен на системный анализ актуальных методов нейропсихологического воздействия на когнитивные и поведенческие аспекты работы с детьми с разными нарушениями. Предложена классификация современных нейропсихологических методов, на которых может основываться нейропсихологическая коррекционная работа.

 

Ключевые слова: системный анализ; нейропсихология; задержка психического развития; трудности в обучении; психокоррекция; нейропсихологические методы.

 

Для цитаты: Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 48–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-1396-5720

 

Ляпина Анна Михайловна, нейропсихолог частного общеобразовательного учреждения «Первая школа», учитель-дефектолог школы-интерната № 1, Нижний Новгород.

E-mail: akalashnikova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1340-8529

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости
Просмотров: 895

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

 

ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

К СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru

С. А. Чаганова,

НГПУ, Новосибирск,

aurum94@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного изучения структуры связей между типами психологических границ личности и механизмами психологической защиты (защитными механизмами личности и копинг-стратегиями) у лиц с преобладанием разных типов чувствительности к справедливости. Акцентируется внимание на росте числа ситуаций в обществе, вызывающих у людей чувство несправедливости, а также на особенностях сознательной и неосознанной регуляции данных переживаний личностью студента.

Приведены результаты эмпирического исследования на студенческой выборке, осуществленного методом тестирования по следующим методикам: «Опросник чувствительности к справедливости»; «Индекс жизненного стиля»; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; «Границы Я»; «Психологические границы личности». Обработка данных проводилась методами математической статистики: кластерным (метод Варда и k-средних), сравнительным (критерий Краскела – Уоллиса (Н-критерий)) и корреляционным (критерий rs Спирмена). Выявлены и описаны взаимосвязи психологических границ, защитных механизмов личности и копинг-стратегий у лиц с разными типами чувствительности к справедливости.

Сделан вывод о существовании групп лиц с преобладанием одного конкретного типа чувствительности к справедливости: нарушителя, бенефициара, свидетеля, жертвы. Выявлены значимые различия между группами в использовании ряда механизмов регуляции чувства несправедливости. При этом в группе лиц с преобладанием одного типа чувствительности к справедливости выявлены как сходства, так и различия с другими группами в структуре взаимосвязи психологических границ и механизмов психологической защиты.

Отмечена тенденция к системному объяснению структурной организации личности через призму психологических границ и механизмов психологической защиты личности с разным типом чувствительности к справедливости, выполняющих роль минимизатора отрицательных переживаний, вызванных попаданием в ситуацию несправедливости.

 

Ключевые слова: системный анализ; структура; чувствительность к справедливости; ситуация несправедливости; психологические границы; защитные механизмы; копинг-стратегии; личность студента.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 28–47. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

Чаганова Светлана Алексеевна, аспирант по направлению «Общая психология, психология личности и история психологии» Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: aurum94@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7391-5653

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов
Просмотров: 950

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.02

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПИЛОТОВ,

ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

М. С. Алексеенко,

НИИЭС, Москва,

ulitsapesen@gmail.com

 

Статья посвящена различиям психологических профилей пилотов гражданской авиации, эксплуатирующих разные типы воздушных судов. Психологический профиль пилота является результатом системной оценки его профессионально важных качеств. В статье проведен сравнительный анализ действующих командиров современных высокоавтоматизированных воздушных судов гражданской авиации. В настоящее время данная проблема не освещалась в научной литературе, однако мнение о существующих различиях между группами пилотов, управляющих самолетами Boeing, Airbus, Embraer и др., высказывается многими летчиками и инструкторами. Отсутствие данных о дифференцированном прогнозировании профессиональной пригодности пилотов с учетом специализации летного состава в зависимости от типа воздушного судна было компенсировано в ходе настоящего исследования.

Участие в исследовании опытных пилотов с большим налетом на конкретном типе самолета позволило оценить степень влияния эксплуатируемой техники на формирование специфических для каждого типа воздушного судна психологических качеств пилота, портрета профессионала. Полученные данные могут стать основой для дифференцированного подбора пилотов с учетом их предрасположенности к управлению разными типами воздушных судов, а также акцентируют внимание на значимости создания новых типов управления воздушными судами на базе принципа активного оператора как наиболее безопасной системы управления летательным аппаратом и гаранта сохранения высокого уровня надежности летной деятельности. Принятие во внимание факта трансформации профессионально важных качеств пилота под воздействием технического фактора позволяет нивелировать диссонанс в структуре его способностей.

 

Ключевые слова: безопасность полетов; человеческий фактор; высокоавтоматизированные воздушные суда; профотбор; психологический портрет пилота самолетов Boeing, Airbus, Embraer; сравнительный анализ пилотов.

 

Для цитаты: Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 19–27. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.02

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог Научно-испытательного института эргатических систем, преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training. Специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва.

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026

 

 

 

Статьи журнала » 2022 №44 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире
Просмотров: 1124

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ

В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

 

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире.

Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева – Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

Ключевые слова: личностные качества; системная оценка; компетенции; саморазвитие; личностные профили; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395