Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2012 №5 : Содержание номера 5 2012

Просмотров: 3114

 Теория и метод системной психологии
Рыжов Б.Н.
Системная периодизация развития.
Психологические исследования
Романова Е.С., Абушкин Б.М.
Метод исследования развития познавательных процессов школьников на основе анализа их  зрительной деятельности..
Борисова В. А.  Особенности воображения старших дошкольников с нарушениями речи
Львова С. В., Унру О. В.  Ценность: вариативность значений и смыслов в процессе развития общества
Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М.  Современные психологические подходы  к анализу качества жизни (обзор литературы)
Ермилов Н.Н., Рац А.Я., Рыжов Б.Н., Чибискова О.В. Технология БИОС— новый метод восстановления  психической работоспособности человека
Чернов Д. Н. К проблеме социокультурной обусловленности речевого развития.
Шилова Т. А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков.
Аверьянова Е.В. Ценностные ориентации у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и их родителей  
 Системная социология
Ткаченко А. В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности.
Тютченко А. М. Системный анализ прогнозирования и путей формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
Шейнов В. П. Принципы влияния и формы власти как реализация модели психологического воздействия.  
История психологии и социологии
Илюшина Н. Н. Постановка вопроса о психологической культуре учителя в трудах
Г. И. Челпанова.

Сакович С. М.
Некоторые аспекты развития социологии в современной России. 
Информация
Правила для авторов. 
Сведения об авторах журнала 2012, №5


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Сведения об авторах 2012 №5

Просмотров: 5731

Подпись: Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология» «Systems Psychology and Sociology» authors, 2012, № 5 (I)

 

РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1998 г., Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor, Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University»,  Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow  «MCTTU». Honoured Teacher of the Russian Federation, Honorary member of the Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the Award of the President of the Russian Federation in a sphere of Education 1998, Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in a sphere of Education 2009. The Emeritus Professor of MCPU, the member of presidium of Educational and Methodological amalgamation of the Universities of the Russian Federation, Honoured higher school Worker of the Russian Federation.  E-mail: RomanovaES@psy.mgpu.ru

 


РЫЖОВ Борис Николаевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Лауреат премии  Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации .
RYZHOV Boris Nikolayevich – Doctor of Psychology, Full professor, Head of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in a sphere of Education 2009, Honorary member of the Higher Professional Education of the Russian Federation.   E-mail: rizhov51@mail.ru.

 

 

 


АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных  отношений ГБОУ ВПО МГПУ по науке.

ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (Psychology), Docent, Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».  E-mail: bma1947@mail.ru

 

 

 

 

 

                     

 

БОРИСОВА Вера Александровна – старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
BORISOVA Vera Alexandrovna - assistant professor of the Department of  Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: veraalekx@mail.ru

 





 


ЛЬВОВА Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по воспитательной работе.

LVOVA Svetlana Vladimirovna -  PhD (Psychology), Docent, docent of the Department of  Developmental Psychology and Innovations of the of Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Deputy director for the educational work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: lvova.c@mail.ru

 




УНРУ Ольга Викторовна — аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
UNRUH Olga Viktorovna —  post-graduate student of the Department of  Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Е-mail: frauadler@list.ru

 

 

 

 

 

 

РОТОВА Екатерина Евгеньевна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ROTOVA Ekaterina Evgenevna  — post-graduate student of the Department of  Clinical and Special Psychology of the of Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail:damnedrain@gmail.com

 

 

 

 

 

 


МАШИЛОВ Кирилл Вадимович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.

MASHILOV Kirill Vadimovich - PhD (Medicine), docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: k.v.mashilov@mail.ru





 

 

 ЖИГАРЕВА Екатерина Борисовна – заместитель директора по опытно-экспериментальной работе НОУ школы «Выбор», преподаватель биологии и экологии высшей квалификационной категории.
ZHYGAREVA Ekaterina Borisovna - deputy director for the Research work of the school «Choice», the higher skill category teacher of Biology andEcology.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
KOGAN Boris Mikhailovich – Doctor of Biology, Full professor, Head of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: boriskogan@mail.ru

 






 

Ермилов Николай Николаевич
ЕРМИЛОВ Николай Николаевич — Генеральный директор ЗАО «Инновации ленинградских институтов и предприятий» (Санкт-Петербург). 
ERMILOV Nikolay Nikolaevich – Chief Executive Officer of the «Innovations of Leningrad Institutes and Enterprises CJSC» (Saint Petersburg).

 






 

 

Рац Александр Яковлевич
РАЦ Александр Яковлевич - доктор технических наук.
Научный консультант ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий", " (Санкт-Петербург). 
RATS Alexander Yakovlevich - Doctor of technics. Scientific consultant  of the «Innovations of Leningrad Institutes and Enterprises CJSC» (Saint Petersburg).

 

 

 






ЧИБИСКОВА Оксана Владимировна – аспирант кафедры  психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
CHIBISKOVA Oxana Vladimirovna – post-graduate student of the Department of  Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University»
E-mail: chibiskova@mail.ru

 

 

 

 

 


ЧЕРНОВ Дмитрий Николаевич  —  кандидат психологических наук, доцент, cтарший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории разработки технологий диагностики развития личности Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. 
CHERNOV Dmitry Nikolayevich — PhD (Psychology), Associate professor, Senior staff scientist of research laboratory of working out of technologies of diagnostics of the person development, Russian State Medical University by N. I. Pirogova, Moscow. E-mail: chernov_dima@mail.ru

 

 

 

 

 

 


ШИЛОВА Тамара Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SHILOVA Tamara Alekseevna - Doctor of Psychology, Full professor, Head of the Department of Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

 

 

 

 

 

 

АВЕРЬЯНОВА Елена Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
AVERYANOVA Elena Vladimirovna — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

 

 

 

 

 

 

 

ТКАЧЕНКО Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TKACHENKO Alexandr Vladimirovich — PhD (History), Docent, docent of the Department of  General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
 Е-mail: professor.tkachenko@gmail.com

 

 

 

 

 

 

ТЮТЧЕНКО Александр Максимович – кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TYUTCHENKO Alexandr Maksimovich – PhD (History), Full professor,  Head of the Department of Social work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: tyutchenkoam@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

ШЕЙНОВ Виктор Павлович – доктор социологических наук, профессор, академик Международной Академии информационных технологий,  профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета.
SHEINOV Viktor Pavlovich — Doctor of Sociology, Full professor, Academician of the International Academy of Information Technologies, professor of Department of Psychology and Pedagogical Proficiency the Institute of Higher Education under the auspices of the Belarusian State University.
E-mail: sheinov1@mail.ru

 

 






ИЛЮШИНА Наталья Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ILYUSHINA Natalya Nikolaevna  — PhD (Pedagogy), docent of the Department of Theory and history of Pedagogy of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: innxx@mail.ru

 

 




САКОВИЧ Светлана Михайловна - соискатель кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
 SAKOVICH Svetlana Mihailovna - post-graduate student of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: svetas99@list.ru

 

 

 

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Сакович С. М., НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Просмотров: 6031

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
 В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сакович С. М.,
МГПУ, Москва

Аннотация: в статье рассматриваются процессы развития высшего социологического образования, формирование российского рынка социологических услуг, проблемы качества подготовки специалистов-социологов.
Ключевые слова: социологическое исследование, прикладная социология, стандарты высшего образования.

 

SOME ASPECTS OF SOCIOLOGY DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

Sakovich S.M.,
MCTTU, Moscow


Abstract. The article deals with the processes of development of high sociological education, formation of the Russian Market sociological services, problems of quality training sociologists. 
Key words: sociological research, applied sociology, the standards of higher education.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Илюшина Н.Н., ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ Г.И.ЧЕЛПАНОВА

Просмотров: 5246

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ  Г.И.ЧЕЛПАНОВА


Илюшина Н.Н.,
МГПУ, Москва


Содержание подготовки педагогических кадров находится в стадии активных изменений.  В этом контексте актуален вопрос  психологической культуры учителя. В статье показано, что стратегическим ресурсом  преобразований в области психологической подготовки учителя служат  наработки отечественной психологии образования, в частности научное наследие Г.И.Челпанова.
Ключевые слова: психологическое образование, профессиональная культура учителя, психологическая культура учителя, концепция формирования профессионально-психологической культуры учителя, профессиональная компетентность учителя, содержание психологической подготовки учителя.


TO A QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF
A TEACHER IN G.I. CHELPANOV’S WORKS

Ilyushina N.N.,
MCTTU, Moscow


The content of teacher training is in the process of active change. In this context, the pressing question of psychological culture teacher. The article shows that a strategic resource in the field of psychological transformation of teacher training are developments of national psychology of education, particularly scientific heritage Chelpanov.
Key words: psychological education and professional culture of teachers, teacher's psychological culture, the concept of professionally-psychological culture of teachers, teacher's professional competence, the content of the psychological preparation of teachers.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Шейнов В.П. ПРИНЦИПЫ ВЛИЯНИЯ И ФОРМЫ ВЛАСТИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Просмотров: 11582

ПРИНЦИПЫ ВЛИЯНИЯ И ФОРМЫ ВЛАСТИ
КАК РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Шейнов  В.П.,
БГУ, Минск


В статье проанализированы подходы к понятиям «власть», «влияние», «психологическое воздействие» и их взаимосвязи. Показано, что широко известные шесть принципов влияния Р. Чалдини и шесть форм власти Френча-Рейвена, по-существу, являются реализациями модели психологического воздействия.
Ключевые слова: психологическое воздействие, влияние, власть, связи, принципы, формы, модель.


PRINCIPLES OF INFLUCENCE AND FORMS OF POWER
AS IMPLEMENTATION OF THE PSYCHOLOGICAL INFLUENCE MODEL


Sheinov V. P.
BSU, Minsk


In the article, the approaches to definitions of power, influence, and psychological impact are analysed in their inter-relation. It is shown that the wide-known 6 principles of influence by R. Chaldini, and French and Raven's six bases of power are, in essence, implementations of the model of psychological influence.
Key words: psychological influence, influence, power, relations, principles, forms , model.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Просмотров: 10665

 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Тютченко А.М.,

МГПУ, Москва

 

В статье представлен системный анализ прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений военнослужащих. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.

Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, прогнозирование МПС, пути формирования МПС.

 

SYSTEMS ANALYSIS OF SERVICEMEN’S

MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE FORECASTING

AND FORMATION WAYS

Tyutchenko A.M.,

MCTTU, Moscow

 

In this article the systems analysis of forecasting of a moral and psychological state of staff of parts and divisions of  militaries is presented. Possibilities of formation of a moral and psychological  state of the military are stated.

Key words: moral and psychological state, military, forecasting of moral and psychological state, way of formation of moral and psychological state.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Ткаченко А.В., ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Просмотров: 12276

ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва


В статье содержится анализ социологического исследования, направленного на выявление уровня религиозности московской молодежи и на обнаружение взаимосвязи между религиозным чувством и нравственными ценностями молодого поколения.
Ключевые слова: религиозность, молодежь, нравственность, мораль, моральный релятивизм, итсизм, социальная норма, социальная система, социальное равновесие.


YOUNG PEOPLE’ S ATTITUDE TOWADS
RELIGION AND MORALS IN MOSCOW

Tkachenko A.V.,
MCTTU, Moscow


In this article the analysis of the social research is shown, directed to the exposure of the religiousness level of the young people of Moscow and to the disclosure of the correlation between  religiousness feeling and moral values of the young generation.
Key words: religiousness, young people, morals, morality, social standard, social system, social harmony.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Аверьянова Е.В., ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Просмотров: 13636

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Аверьянова Е.В.,
МГПУ, Москва


В статье рассматривается вопрос связи ценностной сферы родителей и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: родители, дошкольники, ценности, ценностные ориентации, тест, общее недоразвитие речи.

 

 

PRESCHOOL CHILDREN’S VALUABLE ORIENTATIONS WITH DEVELOPMENTAL SPEECH DISORDERS AND THEIR PARENTS


Averyanova  Е.V.,
MCTTU, Moscow

In this article the relations of parental values to preschool children with developmental speech disorder are examined.
Key words: parents, preschool children, values, valuable orientations, test, speech disorders.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Шилова Т. А., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Просмотров: 14363

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Шилова Т. А.,
МГПУ, Москва

 

В статье представлены исследования психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков с позиций рассогласования психического развития как причины его возникновения. Рассмотрена идея природы возникновения данного поведения и приведены результаты эмпирического исследования в её подтверждение. Показана роль аддикции, как стремления к уходу от реальности через иллюзорный мир под воздействием психотропных веществ в подростковом возрасте.
Ключевые слова: рассогласование психического развития, отклоняющееся поведение, психологические особенности отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, гармоничное поведение, проблема мотивации в поведении.

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS’
DEVIATING BEHAVIOR

 

Shylova T.A.,
MCTTU, Moscow


In this article the researches of psychological features of deviating behavior of teenagers from the position of dissonance of mental development as the reasons of its emergence are presented. The idea of the nature of emergence of this behavior is considered and results of empirical research are given in its confirmation. The role of addiction as aspirations to an escape from the reality through the illusory world under the influence of psychotropic substances at teenage age is shown.
Key words: dissonance of the mental development, deviating behavior, psychological features of deviating behavior, addictive behavior, harmonious behavior, motivation problem in behavior.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2012 №5 : Д.Н. Чернов, К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Просмотров: 7379

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Д.Н. Чернов,
РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва


В статье обсуждается проблема социокультурной обусловленности речевого развития ребенка. Показано, что, несмотря на многочисленные исследования этого вопроса в психологии отсутствует комплексная модель социокультурной обусловленности речевого развития. Обсуждаются методологические недостатки проводимых исследований с точки зрения поиска системообразующих условий становления речи в контексте включенности ребенка в микро- макросистемные социокультурные отношения. Излагаются результаты изучения отельных факторов речевого развития ребенка, позволяющие перейти к построению интегральной модели социокультурной обусловленности речевого развития ребенка в онтогенезе.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, речь, социокультурная обусловленность развития ребенка, язык.

 

TO A PROBLEM OF SOCIOCULTURAL
CONDITIONALITY
OF LANGUAGE DEVELOPMENT

Chernov D.N.,
RSMU by N. I. Pirogova, Moscow


In article the problem of sociocultural conditionality of language development of the child is discussed. It is shown, that, despite numerous researches of this question in psychology there is no complex model of sociocultural conditionality of language development. Methodological lacks of spent researches from the point of view of search of system forming conditions of formation of language in a context of an inclusiveness of the child in mikro- and macrosystem sociocultural relations are discussed. Results of studying of separate factors of language development of the child are stated, allowing to pass to construction of integrated model sociocultural conditionality of language development of the child in ontogenesis.
Key words: child-parent relationships, speech, sociocultural conditionality of child development, language.


  Читать полностью...