Просмотров: 4055
Всероссийское периодическое издание Научно-практический журнал
Системная психология и социология
№ 7 (I)2013
Выходит 2 раза в год
Москва 2013
Системная психология и социология:Всероссийское периодическое издание научно- практический журнал. – М.: МГПУ, 2013. – № 7 (I). - 150 с ISSN 2223-6880
Редакционная коллегия Романова Евгения Сергеевна (главный редактор), Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович, Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна, Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна, Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора) Тюков Анатолий Александрович
Редакционный совет Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва), Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва), Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород), Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва), Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва), Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь), Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург), Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г. Учредитель: Московский городской педагогический университет Подписной индекс издания: 83333 Зав. редакцией Чибискова О.В. Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С. Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27 Тел. +7 495 612 6716 E-mail: info@systempsychology.ru Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г. http://www.systempsychology.ru
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013 |
||
Просмотров: 6492
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor. Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation. E-mail: RomanovaES@psy.mgpu.ru
РЫЖОВ Борис Николаевич – доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации .
АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент. Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по науке. ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (Psychology), Docent. Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: bma1947@mail.ru
БЕЛОУСОВ Александр Сергеевич – аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: krigspair@yandex.ru
ГАНДЕР Дмитрий Владимирович — доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, военный летчик первого класса.
ЧИБИСКОВА Оксана Владимировна – ассистент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: boriskogan@mail.ru
АБРАМОВА Оксана Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Член Международного нейропсихологического общества.
ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
E-mail: aev80@yandex.ru
КРЫЖАНОВСКАЯ Лариса Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ГРИГОРЬЕВА Лидия Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».
Е-mail: Igor_ks@mail.ru
СВИСТУНОВА Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: proficiat@mail.ru
СМИРНОВА Маргарита Вячеславовна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
БЕЛАН Владимир Трофимович – доцент кафедрыметрологии и информационно-измерительных технологийэлектротехнического факультета Института электроэнергетики ГОУ Национальный горный университет (Днепропетровск, Украина).
E-mail: veraalekx@mail.ru
E-mail: shilova_toma@mail.ru
E-mail: alexandrina_gr@mail.ru
ЯКОВЛЕВА Анна Вадимовна – ассистент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
|
||
Просмотров: 9021
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ГЕНДЕРА
Яковлева А.В. МГПУ, Москва
В статье подробно рассматривается проблематика изучения личностных особенностей слабовидящих подростков в зависимости от их пола и гендера. Показаны особенности формирования половой идентификации подростков с нарушениями зрения. Ключевые слова: нарушение зрения, гендер, пол, личность.
STUDYING OF PERSONAL FEATURES OF VISUALLY IMPAIRED TEENAGERS DEPENDING ON THEIR SEX AND GENDER
Yakovleva A.V. MCTTU, Moscow
In this article the details of the problems of studying the personality characteristics of visually impaired adolescents, depending on their sex and gender is showed. Special attention is paid to the study of gender-specific impaired teenagers. Key words: visual impairment, gender, sex, personality.
|
||
Просмотров: 5490
К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Шилова Т.А., Пономарева Е.А., МГПУ, Москва Григорьева А.А. ЯГПУ, Ярославль
В статье представлены исследования психологических особенностей взаимосвязи экзистенциальной мотивации и профессиональной самореализации педагогов. Рассмотрена идея природы возникновения экзистенциальной мотивации и показателей профессиональной самореализации, а также приведены результаты эмпирического исследования и их подтверждение. Показана роль четырех этапов экзистенциальной мотивации в осуществлении профессиональной самореализации. Ключевые слова: экзистенциальная мотивация, профессиональная самореализация педагогов.
TO THE RESEARCH OF INTERRELATION OF STAGES OF EXISTENTIAL MOTIVATION WITH INDICATORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF TEACHERS
Shylova T.A., Ponomareva E.A., MCTTU, Moscow Grigorieva A.A. YSPU, Yaroslavl
In this article the researches of psychological features of interrelation of existential motivation and professional self-realization of teachers are presented. The idea of the nature of emergence of existential motivation and indicators of professional self-realization is considered, and also the results of empirical research and their confirmation are given. The role of four stages of existential motivation in an implementation of professional self-realization is shown. Key words: existential motivation, professional self-realization of teachers. |
||
Просмотров: 10224
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ Борисова В. А.
Представлены результаты изучения уровней развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития и школьников массовых классов. Выявлено, что у младших школьников коррекционных классов уровни развития образного и вербального воображения ниже, чем у учащихся массовых классов. Особенности образного воображения младших школьников с ЗПР свидетельствуют о недостаточной сформированности их образов-представлений, а особенности вербального воображения проявляются в ограничении словарного запаса, более длительном периоде словотворчества, снижении номинативной функции речи.
FEATURES OF CREATIVE IMAGINATION WITH AND DEVELOPMENTAL DELAY
Borisova V. A.
Results of studying of levels of development of imagination at young school students with mental retardation and developmental delay and school students of mass classes are presented. It is revealed that at young school students of correctional classes levels of development of figurative and verbal imagination are lower than students of mass classes have. Features of figurative imagination of young school students with mental retardation and developmental delays testify to an insufficiency of their images representations, and features of verbal imagination are shown in lexicon restriction, in more longer period of word creation, in decreasing of a nominative function of speech. Key words:imagination, younger school student, mental retardation and developmental delay, speech, level of development. |
||
Просмотров: 4256
СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ Белан В. Т. Национальный горный университет, Днепропетровск, Украина
Предложена методика моделирования производственной деятельности оператора на базе универсального языка непрерывно-дискретного моделирования VHDL-AMS. Метод показал свою пригодность для моделирования широкого класса производственных систем, управляемых оператором. Ключевые слова: системное моделирование, информационная нагрузка, деятельность оператора, эффективность работы.
SYSTEM MODELING OF OPERATORS’ PRODUCTION ACTIVITY Belan V. T. National Mining University, Dnepropetrovsk, Ukraine
The technique of industrial activity modelling on the basis of universal continuous-discrete modelling VHDL-AMS language is offered. The method has shown the suitability for modelling a wide class of the production man-machine systems. Key words: system modeling, information loading, operator’s activity, working efficiency. |
||
Просмотров: 59469
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙСОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИТкаченко А.В., МГПУ, Москва
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу. Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.
IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH'S RELIGION
Tkachenko A.V., MCTTU, Moscow
In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth's attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power. Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, social system.
|
||
Просмотров: 40804
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Смирнова М. В., МГПУ, Москва
Данная статья посвящена изучению копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста. Она содержит краткий литературный обзор по данной проблеме. В статье отражено понятие механизмов психологической защиты: их развитие, особенности и проявление, функциональное назначение. Данному вопросу необходимо было уделить внимание, так как психологическая защита тесно связана с копинг-поведением у детей. В рамках изучения стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста в 2010-2011 гг. проводилось исследование копинг-стратегий учащихся 3-4 классов. Исследование проводилось с помощью опросника копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированного И. М. Никольской и Р. М. Грановской для младших школьников. Результаты исследования представлены в этой статье. Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-поведение, копинг-стратегии, защитные автоматизмы.
COPING-STRATEGIES WITH THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Smirnova M. V., MCTTU, Moscow
This article studies coping strategies with the kids of primary school age. It contains a brief literature summary regarding the above mentioned issue. The article reflects the concept of psychological defence mechanisms: their development, peculiarities and expression, functional purpose. This issue was necessary to pay attention to so far as psychological defence is closely related to coping behaviour with children. Within the frames of studying stress-resistance with the kids of primary school age within 2010-2011 there was conducted a research of coping strategies with pupils of the 3rd and the 4th forms. The research was conducted with the use of a questionnaire of coping strategies with school-age children, as adapted by Mrs. I.M. Nikolskaya and Mrs. R.M. Granovskaya for the children of primary school age. Results of the research are represented herein. Key words: psychological defence mechanisms, coping behaviour, coping strategies, defensive automatisms.
|
||
Просмотров: 16758
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кабанов И. С. Свистунова Е. В. МГПУ, Москва
В данной статье обсуждается возможность использования Теста чернильных пятнен Роршаха для выявления особенностей становления психологических защит у детей дошкольного возраста в рамках системного подхода к диагностике. Особое внимание уделено перспективе изучения индивидуальной картины развития, как определяющего компонента манифестации и переструктурирования основных защитных механизмов личности (ЗМЛ). Дается представление о значении ЗМЛ для нормального развития ребенка, способного оказать прямое воздействие на формирование либо эффективных, либо дисгармоничных программ адаптации. Ключевые слова: системный подход к диагностике, тест чернильных пятен Роршаха, защитные механизмы личности, дошкольное детство.
APPLYING OF RORSHAKH’S INK SPOTS TEST FOR RESEARCHING OF DEFENCE MECHANISMS WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN
Kabanov I. S. Svistunova E. V. MCTTU, Moscow
In the following article an opportunity of applying of Rorshakh’s ink spots test for discovering of preschool aged children's features of psychology defence moulding within the framework of systems approach to diagnosis is discussed. The main attention is devoted to the perspective of styduing of individual development as determinative component of manifestation and restructuring of the main personal defence mechanisms. An idea of meaning of personal defence mechanisms for normal children's development is given, which can provide straight influence of effective or disharmonious adaptation program forming. Key words: systems approach to diagnosis, Rorshakh’s ink spots test, personal defence mechanisms, preschool childhood.
|
||
Просмотров: 6116
РОЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ В ОПОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Григорьева Л. П.,
Изучался механизм целостного опознания изображений до и после их вербализации. Исследование включало психофизический аспект (определение характеристик целостного опознания зрительных образов) и психофизиологический аспект (изучение функциональных систем мозга, обеспечивающих целостное опознание). Анализ результатов выявил низкую успешность опознания изображений без их предварительной вербализации. Обсуждаются возможности формирования компенсаторных стратегий опознания у детей с нарушениями гностических механизмов.
THE ROLE OF VERBAL CODING IN VISUAL PATTERN RECOGNITION IN CHILDREN WITH COMPLEX DISORDERS
Grigorjeva L.P.,
The mechanism of whole image recognition of visual figures were studied. The study task included aspects: psychophysical (concerned with definition of characteristics of images whole recognition); and psychophysiological (study of functional mental systems providing whole recognition). The results analysis discovered that children with complex disorder have low level of efficiency of visual image recognition. Possibilities to develop some compensation strategies for children abnormalities of gnostic mechanisms are discussed.
|
||