Просмотров: 12579
КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И ПАТОЛОГИЧЕСКОМ СТАРЕНИИ
Захарова И. А. РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва
Статья представляет собой обзор современных и исторически сложившихся взглядов на возможность компенсации в позднем возрасте. Освещены вопросы сопоставления понятий «нормального» и «патологического» старения в контексте реализации компенсаторного потенциала, в том числе при осуществлении когнитивного функционирования. Теоретический обзор позволяет осуществить постановку проблемы для дальнейших исследований в сферах геронтологии и гериатрии. Ключевые слова: старение, поздний возраст, компенсация, адаптация, потенциал, геронтология, гериатрия.
COMPENSATORY POTENTIAL IN NORMAL AND PATHOLOGICAL AGING
Zakharova I. A. Pirogov Russian National Research Medical University , Moscow
This article is an overview of modern and historical views on the possibility of compensation in later life. There are questions of compassion of normal and pathological aging in the context of compensatory potential, including mechanisms of cognitive functioning. The theoretical review allows making the problem setting for future researches in sphere of gerontology and geriatrics. Key words: aging, later life, compensation, adaptation, potential, gerontology, geriatrics.
|
||
Просмотров: 6206
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Львова С.В. МГПУ, Москва Неделькович Е.Г. ГБОУ СОШ № 1114, Москва
В статье рассматривается вопрос о влиянии семьи на формирование нравственных и эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе семейного воспитания. Ключевые слова: семья, нравственные чувства, эстетические чувства, мотивация, нравственные ценности.
FAMILY INFLUENCE ON THE MORAL AND ESTHETIC FEELINGS FORMATION IN PRE-SCHOOL CHILDREN Lvova S.V. MCTTU, Moscow Nedelkovich E. G. School №1114, Moscow
In this article the question of family influence on a moral formation and esthetic feelings formation in children of preschool age during the family upbringing is considered. Key words: family, moral feelings, aesthetic feelings, motivation, moral values.
|
||
Просмотров: 5881
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Кожинова О. В.,
THE PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF ABILITY TO SELF-ORGANIZATION AND SELF-CONTROL IN SENIOR SCHOOL CHILDREN
Kozhinova O. V.,
In this article on the example of cadet school pupils the problem of self-organization and self-control influence on educational progress is considered. By results of the research recommendations on increasing of pupils’ educational progress are made. |
||
Просмотров: 10257
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Коган Б.М. МГПУ, Москва Дроздов А.З. МГПУ, ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского», Москва
Статья посвящена анализу современных отечественных и зарубежных публикаций и изложению результатов собственных исследований, посвященных изучению патогенетических механизмов формирования депрессивных расстройств. Представлена оригинальная концепция нарушений в метаболизме нейромедиаторов при расстройствах аффективной сферы. Ключевые слова: депрессия, расстройства личности, катехоламины, норадреналин
PATHOGENETIC MECHANISMS IN THE DEVELOPMENT OF DEPRESSIVE DISORDERS
Kogan B. M. MCTTU, Moscow Drozdov A. Z. MCTTU, Serbsky Institute for Social and Forensic Psychiatry, Moscow
The article is devoted to the present-day native and foreign publications analysis and the proper study results exposing pathogenetic mechanisms of depressive disorders development. The original neuromediator metabolism defect concept under affective sphere disorders is presented. Key words: depression, personality disorders, catecholamins, noradrenaline. |
||
Просмотров: 4591
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТДАЛЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ГЕРОИНОМ*
Арзуманов Ю.Л.
WITH PRENATAL HEROIN INTOXICATION
Аrzumanov Yu.L.
The comprehensive analysis and assessment of cognitive, emotional, behavioural, psycho-physiological and electro-physiological functions in senior pre-school and younger school (6-10 years) children with consequences of prenatal heroin intoxication compared to children without prenatal heroin intoxication was carried for the first time. It has been shown that higher mental functions disorders are manifested in violations of visual, acoustical, spatial perception, in different forms of mental activity, verbal and logical operations, constructive forms of thinking and also in instability of emotional condition with prevalence of obstinacy, excitability, aggressiveness, hostility and inconsistency of behavioural reactions. _________ |
||
Просмотров: 6589
ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. МГППУ, Москва
В статье обсуждается вопрос о становлении мотивации в зрелости, при достижении высокого уровня профессионального мастерства. Изложены результаты эмпирического исследования доминирующей мотивации военнослужащих, имеющих высшее образование и отвечающих всем требованиям, предъявляемым профессионалам в этой сфере – офицеров специальных подразделений (спецназа). Исследование выполнено в русле теории профессора Б.Н.Рыжова. Ключевые слова: мотивация, зрелость (средний возраст), профессионализм, профессия офицера.
SPECIAL DIVISION OFFICERS’ DOMINANT MOTIVATION
Kulagina I. Yu., Apasova E.V. MSUPE, Moscow
In the article the question of the motivation formation in maturity at achievement of high level of professional skill is discussed. The results of empirical research of dominating motivation of the militaries who have the higher education and meet all professional demands needed in this sphere – officers of special divisions (special forces) are presented. This research is executed in accordance to the theory of professor B.N.Ryzhov. Keywords: motivation, maturity (middle age), professionalism, profession of an officer. |
||
Просмотров: 6121
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФГОС В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Романова Е.С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В.
МГПУ, Москва
В статье ставится проблема разработки интегративной психолого-педагогической модели внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются сущностные особенности ФГОС и их психологические основания. Акцентируется внимание на миссии, направленности, целях психолого-педагогического обеспечения, его содержательных и организационных приоритетах, полноценно отвечающих требованиям ФГОС. Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, компетентностный подход, психолого-педагогическое обеспечение, интегративная модель.
PRIMARY ASPECTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS (FSES) PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE IN THE SECONDARY AND HIGHER EDUCATION SYSTEM
Romanova E.S., Bershedova L.I., Makshantseva L.V.
MCTTU, Moscow
In this article the issue of development of integrative psycho-pedagogical model of the Federal State Education Standards (FSES) application is put. The main ESES features and their psychological bases are considered. The attention is focused on mission, trends, psycho-pedagogical providing purposes, its substantial and organizational priorities which are fully meeting the FSES requirements. Keywords: Federal State Education Standards (FSES), systems and activity approach, competence-based approach, psycho-pedagogical providing, integrative model.
|
||
Просмотров: 24250
Теория и метод системной психологии
СИСТЕМНАЯ ПСИХОМЕТРИКА НАПРЯЖЕННОСТИ Рыжов Б.Н.
Статья посвящена описанию метода системного анализа функционального состояния человека, процедуры определения интегрального показателя (индекса) психофизиологической напряженности и примеров использования системной психометрики напряженности в практике космических исследований и детской психодиагностике. SYSTEM PSYCHOMETRICS OF TENSION
Ryzhov B.N.
This article is devoted to the description of the system analysis method of a person’s functional state and a procedure of the psychophysiological tension integrated indicator (index) definition. There are also some examples of use of a system psychometrics of tension in practice of space psychology and children psychodiagnostics. |
||
Просмотров: 3995
Всероссийское периодическое издание Научно-практический журнал
Системная психология и социология
№ 7 (I)2013
Выходит 2 раза в год
Москва 2013
Системная психология и социология:Всероссийское периодическое издание научно- практический журнал. – М.: МГПУ, 2013. – № 7 (I). - 150 с ISSN 2223-6880
Редакционная коллегия Романова Евгения Сергеевна (главный редактор), Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович, Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна, Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна, Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора) Тюков Анатолий Александрович
Редакционный совет Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва), Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва), Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород), Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва), Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва), Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь), Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург), Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г. Учредитель: Московский городской педагогический университет Подписной индекс издания: 83333 Зав. редакцией Чибискова О.В. Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С. Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27 Тел. +7 495 612 6716 E-mail: info@systempsychology.ru Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г. http://www.systempsychology.ru
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013 |
||
Просмотров: 6236
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor. Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation. E-mail: RomanovaES@psy.mgpu.ru
РЫЖОВ Борис Николаевич – доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации .
АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент. Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по науке. ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (Psychology), Docent. Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: bma1947@mail.ru
БЕЛОУСОВ Александр Сергеевич – аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: krigspair@yandex.ru
ГАНДЕР Дмитрий Владимирович — доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, военный летчик первого класса.
ЧИБИСКОВА Оксана Владимировна – ассистент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: boriskogan@mail.ru
АБРАМОВА Оксана Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Член Международного нейропсихологического общества.
ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
E-mail: aev80@yandex.ru
КРЫЖАНОВСКАЯ Лариса Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ГРИГОРЬЕВА Лидия Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».
Е-mail: Igor_ks@mail.ru
СВИСТУНОВА Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. E-mail: proficiat@mail.ru
СМИРНОВА Маргарита Вячеславовна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
БЕЛАН Владимир Трофимович – доцент кафедрыметрологии и информационно-измерительных технологийэлектротехнического факультета Института электроэнергетики ГОУ Национальный горный университет (Днепропетровск, Украина).
E-mail: veraalekx@mail.ru
E-mail: shilova_toma@mail.ru
E-mail: alexandrina_gr@mail.ru
ЯКОВЛЕВА Анна Вадимовна – ассистент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
|
||