PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2017 №23 : Е. С. Романова, С. Б. Шубин, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

  Просмотров: 80

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

 

Е. С. Романова,

С. Б. Шубин,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены данные анкетирования, показывающие предпочтения молодых людей при выборе видеоигр и социальных сетей. На основе анализа литературы рассмотрены некоторые программы профилактики негативных последствий чрезмерного использования компьютера.

Исследование проходило при помощи метода анкетирования, с использованием специально разработанной анкеты «Предпочтения», в исследовании приняли участие 504 респондента в возрасте от 15 до 35 лет, 442 респондента мужского пола и 62 респондента женского пола. В анкетировании приняли участие молодые люди из России и русскоязычных стран восточной Европы. В результате проведенного исследования была дана психологическая оценка особенностей использования молодыми людьми видеоигр и социальных сетей, было выявлено, что видеоигры обладают большим потенциалом для формирования привыкания, чем социальные сети. Показаны особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми. Значительное число опрошенных тратят на видеоигры более 28 часов в неделю, на социальные сети более 21 часа в неделю. В статье представлены данные относительно влияния видеоигр и социальных сетей на межличностные отношения и трудовую деятельность молодых людей. Раскрыты жанровые предпочтения в видеоиграх, так наиболее популярным жанром являются ролевые игры с многопользовательским режимом (Massively multiplayer online role-playing game — MMORPG). Наиболее популярными функциями сайтов социальных сетей в среде молодых людей являются: общение; получение различной информации; прослушивание музыки; просмотр видеоинструкций и различных видеозаписей для развлечения.

Важным видится обратить дополнительное внимание научного сообщества на проблему зависимости некоторых молодых людей от видеоигр и социальных сетей. Наше исследование показало, что ценность игровых достижений для особенно увлеченных геймеров может не просто конкурировать, но превосходить ценность достижений в реальной жизни. Потребность играть и пользоваться социальными сетями начинает входить в структуру основных психологических потребностей молодых людей. Изложенные выше данные должны обратить на себя внимание таких наук как: психология, педагогика и социология, а также простимулировать дальнейшие исследования особенностей психологического влияния компьютерного виртуального пространства на молодых людей.

Ключевые слова: видеоигры; социальные сети; трата времени; подростки; молодые люди; зависимость; профилактика негативных последствий.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : Т. А. Шилова, Л. И. Костерева, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

  Просмотров: 77

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

 

Т. А. Шилова,

Л. И. Костерева,

МГПУ, Москва

В статье рассматривается проблема социального взаимодействия и самооценки старшеклассников, обучающихся на дому, а также затрагиваются вопросы их психологического сопровождения в системе надомного обучения. Акцентируется внимание на особенностях взаимодействия старшеклассников с педагогами, сверстниками, указана роль системного социального взаимодействия во взаимосвязи с самооценкой старшеклассников. В статье представлены данные исследования коммуникативной установки, самооценки и отдельных компонентов личности (замкнутость, самоуверенность, самопринятие и другие) восьмидесяти старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся как в общеобразовательной школе, так и на дому. Проведенное исследование выявило ряд ключевых различий в самооценке и уровне общительности у старшеклассников общеобразовательных школ и старшеклассников, обучающихся на дому. Учащиеся надомного обучения склонны к низкой самооценке, неуверенности в себе, замкнутости. Их также характеризует низкий уровень общительности и недостаток навыков построения позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Выявленные результаты исследования позволяют определить направление работы по психологическому сопровождению учащихся надомной формы обучения.

   Ключевые слова: системно-деятельностный подход; старшеклассники; обучение на дому; социальное взаимодействие; самооценка; психологическое сопровождение; психологическое консультирование; развитие коммуникативных навыков; интегрирование учащихся.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : В. П. Шейнов, СВЯЗЬ ТИПА МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

  Просмотров: 98

СВЯЗЬ ТИПА МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ  

 

В. П. Шейнов,

Республиканский институт высшей школы,

                                                                         Минск, Республика Беларусь

 

В статье установлена связь между типом мышления и рядом личностных характеристик преподавателей и студентов: ассертивностью, незащищенностью от манипуляций, общительностью, уверенностью в себе, пассивностью, ориентацией на воображение, спонтанностью и осмотрительностью. В качестве испытуемых выступили преподаватели и студенты ряда Белорусских государственных университетов. Всего 381 испытуемый. Все испытуемые ответили на вопросы четырех тестов: «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий», тест ассертивности (А 26), тест «Профиль мышления» Дж. Брунера и «Личностный тест» Дж. Баррета. Результаты проведенного исследования позволили установить положительную корреляцию ассертивности преподавателей и студентов обоего пола с уверенностью в себе и отрицательную — с их пассивностью. При этом у женщин ассертивность положительно коррелирует со словесно-логическим мышлением, а у мужчин — с абстрактно-символическим мышлением. Также было установлено, что у преподавателей-женщин существует положительная связь незащищенности от манипуляцийс их общительностью, а у мужчин подобная связь отсутствует. Другим результатом проведенного исследования явилось установление положительной корреляции словесно-логического мышления преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным и креативным мышлением, уверенностью в себе и с ориентацией на воображение, а также общительности преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным мышлением, уверенностью в себе и спонтанностью и их пассивности с осмотрительностью. В то же время было установлено, что преподавательницы и студентки имеют более высокие показатели в словесно-логическом и наглядно-образном мышлении, они более общительны, пассивны, ориентированы на воображение и спонтанны, тогда как преподаватели-мужчины и студенты-юноши обладают преимуществом в предметном и абстрактно-символическом мышлении и больше ориентируются на факты, имея при этом более высокие показатели ассертивности.

Ключевые слова: типы мышления; личностные характеристики; ассертивность; незащищенность от манипуляций; преподаватели; студенты; половые различия.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева, К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  Просмотров: 99

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Е. С. Романова, 

Л. В. Макшанцева,

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации и проведения психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков. Акцентируется внимание на важности своевременного выявления влияния контента (составляющих) информационного пространства, оказывающего вредоносное воздействие на подростков. Затрагиваются вопросы организации и проведения психологической экспертизы информационной продукции. Подчеркивается необходимость учитывать психологические закономерности возрастного развития, особенностей личности обучающихся для проектирования мероприятий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Особое значение придается проблеме создания полноценной системы валидных показателей экспертных оценок, охватывающих сферу вопросов оценки и анализа информационного пространства, совершенствования профессиональной среды и развития организационно-управленческих и психологических механизмов, обеспечивающих безопасную информационную продукцию для детей.

Проводится рассмотрение экспертизы информационной продукции, регламентированной Федеральным законодательством, и психологической экспертизы информационной продукции, осуществляемой в рамках научно-практического исследования, направленного на психологическую оценку и анализ негативного влияния информационного пространства на подростковую среду, выработку рекомендаций психолого-педагогического характера и принятие эффективных социально-психологических решений в рамках общественных обсуждений.

Психологическая экспертиза негативного влияния информационной продукции на подростков раскрывается как сложный, многоплановый процесс, затрагивающий разные позиции рассматриваемого вопроса в отношении нежелательного, опасного, вредоносного контента. Указываются следующие аспекты, которые необходимо учитывать, прежде всего: содержательная направленность оцениваемой информационной продукции, ее основное предназначение и сопутствующие возможные воздействия и риски; специфика восприятия информационной продукции подростком, как с точки зрения изучения особенностей психического процесса, так и с точки зрения механизмов управления восприятием; своевременное нахождение вредоносного контента, предотвращение и профилактика негативного воздействия на подростка; разработка средств и создание условий для обеспечения безопасности информационного пространства для подростков.

В вопросах организации и осуществлении психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков подчеркивается важность этапов проектирования исследования, прогнозирования его результатов и управления полученной информацией, а также формулирование предложений и рекомендаций.

В статье предпринята попытка дать системное представление о психологической экспертизе негативного влияния информационной продукции на подростков, раскрыть основные способы решения экспертных задач, методы анализа и прогнозирования, принятия решений.

Ключевые слова: психологическая экспертиза; негативное влияние; информационная продукция; информационное пространство; особенности личности обучающихся.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : А. В. Зобков, СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Просмотров: 103

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 
СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Зобков,

ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых,

Владимир

В статье рассматривается системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности. Приводится описание системно-структурного подхода, применение которого позволило определить и описать компонентный состав механизмов саморегуляции учебной деятельности в различные периоды развития личности, начиная с подросткового периода (школьное обучение), заканчивая юношеским периодом возрастного развития и обучением в высшем учебном заведении.

Саморегуляция учебной деятельности представляет собой сложный процесс организации личностью своего поведения, который направлен на обеспечение устойчивого и эффективного ее функционирования в ходе учебной деятельности и на реализацию самообучения и самовоспитания. Развитие саморегуляции осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: объективно-психологическом (внешнем или индивидном), собственно-психологическом (внутреннем или личностном) и интегративном (субъектном). На каждом из названных уровней саморегуляция учебной деятельности имеет свою специфическую организацию, но только на субъектном уровне она в полной мере раскрывается как система, позволяющая изучить себя в совокупности всех внутренних и внешних связей компонентов саморегуляции, их состава, функций, динамических проявлений и т. д.

В статье представлены и описаны механизмы саморегуляции учебной деятельности на субъектном уровне ее организации в период обучения ребенка в седьмом и восьмом классах (1314 лет), в переходный от старшего подросткового к юношескому периоду обучения (1416 лет) и в период смены типа обучения, со школьного на обучение в высшем учебном заведении, в который происходит нарушение единства структуры механизма саморегуляции учебной деятельности, приводящее к двум вариантам осуществления саморегуляции: учебно-ориентированному и социально-ориентированному варианту. Описаны содержательные компоненты саморегуляции на каждом из обозначенных возрастных этапов.

Кроме того, приведена общая модель саморегуляции, представленная в форме регуляторного кольца саморегуляции субъектом учебной деятельности, ядерным элементом которого (кольца) выступает самооценка субъекта учебной деятельности, учет которой в практической работе педагога и психолога позволит диагностировать и корректировать процесс саморегуляции учебной деятельности обучающегося.

Ключевые слова: структура; механизм; саморегуляция; системный подход; учебная деятельность; самооценка; обучающиеся; подростки; юноши.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : Рыжов Б. Н. СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

  Просмотров: 182

СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

Рыжов Б. Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена обоснованию системной модели человеческой личности, позволяющей с единых методологических позиций дать описание ее наиболее важных структурных компонентов. В предложенной модели социальный и биологический статусы человека представляют социально-биологический лимб или преддверие личности, оказывающее важнейшее влияние на все происходящие в ней процессы. 

Собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный – неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности.

Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний.

Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы составляют внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю, эмоциональные процессы составляют внутренний слой.

Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности  ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра- и интерсферными образованиями являются темперамент и характер.

Построенная на единых теоретических основаниях системная модель личности открывает возможность создания универсального комплекса психодиагностических методов, имеющих унифицированную размерность и позволяющих получать сопоставимые между собой результаты.

Ключевые слова: системная психология; системна структура личности; социально-биологического лимб; интеллектуальная сфера; эмоционально-волевая сфера; мотивационное ядро личности; интра-интерсферные образования личности; умственный потенциал.  

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ

  Просмотров: 291

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ 

 

Журнал «Системная психология и социология» публикует оригинальные теоретические работы и исследования по проблемам системных описаний в психологии и социологии. 

В научном журнале размещаются следующие виды работ: 

− методологические и теоретические статьи, 

− статьи, описывающие новый метод, тест, опросник и т. д., 

− эмпирические исследования, 

− информационно-аналитические материалы, 

− рецензирование статей, книг и т. д. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Сведения об авторах №22

  Просмотров: 306

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. 

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — doctor of psychology, full professor. Director of the Institute of psychology, sociology and social relations at the Moscow city university. Head of the department of general and practical psychology at IPSSR at the Moscow city university. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of the Moscow City University, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation.  

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru 

     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Г. Р. Консон, О ПСИХОЛОГИИ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ ОПЕР И ОРАТОРИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ)

  Просмотров: 1780

О ПСИХОЛОГИИ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ  

(НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ ОПЕР И ОРАТОРИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ) 

 

Г. Р. Консон, 

РГСУ, Москва 

 

Статья посвящена проблеме выявления психологии трагического в искусстве на примере произведений Г. Ф. Генделя. В ней осмысливаются понятие трагического и его переживание, в основе которого лежит внутриличностный конфликт долга и чувства. Решение этого конфликта автор связывает с важнейшим принципом общественного бытия — этическим отношением человека к действительности.  

Ключевые слова: психология трагического; конфликт; характер; нравственный; образ; герой; оратория; Гендель.  

 

THE PSYCHOLOGY OF THE TRAGIC IN ART  

(ON THE EXAMPLE OF WORKS BY G. F. HANDEL) 

 

G. R. Konson 

RSSU, Moscow 

 

The article is devoted to the problem of identifying the psychology of the tragic in art — on the example of works by G. F. Handel. It explains the concept of the tragic and his experience, which is based on intrapersonal conflict of duty and feelings. The author of this work considers this intractable controversy solution is on the sphere of the most important principle of social life — the man ethical world perception.  

Keywords: psychology of the tragic; conflict; temper; moral; image; character; oratorio; Handel.  


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Д. В. Иванов, Н. А. Галюк, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ: К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ

  Просмотров: 403

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ: К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ  

(Продолжение, начало в № 4 (20) 2016) 

 

 Д. В. Иванов, 

Н. А. Галюк 

НГПУ, Новосибирск 

 

В статье рассматриваются ведущие идеи отечественной психологической мысли XVII века, ставшие своего рода импульсом для последующего развития российской психологии. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений о человеке, его потенциальных возможностях, борьбе и труде, тех кардинальных вопросов, которые затрагивают сам смысл его существования. 

Ключевые слова: человек; потенциальные возможности; принцип совершенствования; ремесло; обучение; труд; борьба. 

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE 17TH CENTURY: TO ORIGIN BASIC IDEAS ABOUT HUMAN OPPORTUNITIES, HIS STRUGGLE AND LABOR 

(The continuation, the beginning is in № 4 (20) 2016) 

 

D. V. Ivanov,  

N. A. Galyuk, 

NSPU, Novosibirsk 

 

The article considers the leading ideas of the Russian psychological thought of the 17th century, which became a kind of impulse for the subsequent development of Russian psychology. The article uses historical and psychological reconstruction, a bibliographic method that facilitates the systematization of basic materials and sources, as well as a psychological interpretation of the ideas about the person, his potential capabilities, struggle and work, those cardinal issues that affect the very meaning of his existence. 

Keywords: human; potential; principle of improvement; craft; education; work; struggle. 


     Читать полностью...