PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №34 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой)

Психологические исследования

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского
Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника
Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века

Социологические исследования

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Юбилей

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2013 №8 : Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИХ ПЕРЕХОДЕ ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МАССОВУЮ ШКОЛУ

  Просмотров: 5174

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИХ ПЕРЕХОДЕ ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МАССОВУЮ ШКОЛУ

 

Романова Е.С., Рябова И.В.,
Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М.
МГПУ, Москва

 

В статье представлена интегративная модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса  в отношении учащихся образовательных учреждений (ОУ) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подчеркивается необходимость оказания данной группе детей психолого-педагогической и медико-социальной помощи при их переходе в массовую школу.  Специалисты данного направления работают не только с детьми, у которых выявлены трудности в обучении или задержка психического развития, но и с детьми, имеющими генетические заболевания, тяжёлые формы ДЦП, аутизм.
Ключевые слова: социальное партнерство, психолого-педагогическое сопровождение, дети-сироты, социализация, образовательная среда.

 

TO THE PROBLEM OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE STRUCTURE OF THE MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF STUDENTS AT SCHOOLS

 

 Romanova E.S., Ryabova I.V.,
Ovcharenko L. Yu., Abushkin B.M.
MCTTU, Moscow

 

In this article the integrative model of psycho-pedagogical maintenance of an education process of orphan school-children and children without parental care. The need of psycho-pedagogical and medico-social supports for such kind of children during their entrance to the social secondary school is emphasized. Experts do not only work with children with learning difficulties or with mental retardation but also work with children with genetic diseases, infantile cerebral paralysis and autism.
Key words: social partnership, psycho-pedagogical maintenance, orphans, socialization, educational environment.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Комаров Р.В. РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  Просмотров: 5391

РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Комаров Р.В.
МГПУ, Москва

 

В статье раскрываются проблемы и перспективы развития дополнительного образования в России при работе с одаренными детьми. Рассматривается взаимодействие между педагогом и учащимися в контексте одаренности.

Ключевые слова: одаренность, дополнительное образование, творческий потенциал, творческие способности.

 

THE ROLE OF SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM IN DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS IN SCHOOL-STUDENTS

 

 

Komarov R.V.
MCTTU, Moscow

 

The article describes the problems and perspective ways of development of Russian supplementary education system during gifted children’s learning. The interaction between a teacher and a student in the context of giftedness is considered.
Key words: giftedness, supplementary education, creative potential, creative abilities.

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А. О ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ РИСУНОЧНЫМИ ТЕСТАМИ

  Просмотров: 17950

О ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

РИСУНОЧНЫМИ ТЕСТАМИ

 

Валявко С.М., Князев К.Е., Емельянова А.А.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблематика валидности, стандартизации и интерпретации рисуночных тестов. На основе современных подходов в психодиагностике авторы рассматривают возможность объективизации этих диагностических методик, в частности «Рисуночного теста Вартегга» и приводятся данные его конструктной валидности с другими тестами.
Ключевые слова: психодиагностика, валидность, возможности интерпретации, рисуночный тест, проекция, архетип, личностные характеристики, тревожность, застенчивость, дошкольники, речевые нарушения.


ON DRAWING TEST OPPORTUNITIES FOR DIAGNOSTICS OF SOME PERSONALITY DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DYSONTOGENESIS


Valyavko S.M., Knyasev K.E., Yemelyanova A.A.
MCTTU, Moscow

 

The article focuses on the problems of validity, standardization and interpretation of drawing tests. Authors based on modern psychodiagnostics approaches consider the possibility of objectification of these diagnostic techniques, including «Wartegg drawing test» and presents data on its construct validity with other tests.
Keywords: psychodiagnostics, validity, capabilities of interpretation, drawing test, projection, archetype, personal attributes, anxiety, pre-school children, speech disorders.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Иванцов О. В., Машилов К. В. употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения

  Просмотров: 2644

УПОТРЕБЛЕНИЕ  РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 
И СИСТЕМНЫЙ ПАТОГЕНЕЗ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Иванцов О. В., Машилов К. В.
МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты проведенного исследования проведенного в 2012/2013 учебном году на базе одного из Московских колледжей сферы услуг и Московского ВУЗа, направленного на выявление фактов употребления учащимися различных психоактивных веществ (ПАВ) с использованием экспресс-теста ESPAD, так же представлены выявленные взаимосвязи между готовностью к риску, гедонизмом и употреблением ПАВ. В статье обсуждаются параллели между результатами психологических исследований и данными нейрофармакологии.
Ключевые слова: наркотические и психотропные вещества, аддиктивное поведение.

 

 

THE USE OF DIFFERENT PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

AND SYSTEM PATHOGENESIS OF ADDICTIVE BEHAVIOR

 

Ivantsov O. V., Mashilov K. V.
MCTTU, Moscow

 

This article presents the results of a study conducted in 2012/2013 at one of the Moscow College of services and one of the Moscow university. The aim was to identify the facts of psychoactive substances use among students. In this study the express-test ESPAD is used. Also the relationship between the identified risk-taking readiness, hedonism and the use of psychoactive substances are presented. The paper discusses the parallels between the results of psychological research and neuropharmacology data.
Key words: narcotic and psychoactive substances, addictive behavior.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Урываев Ю.В., Руцкий Д.А. ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА ФРАЗ: АУДИОГРАФИЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕЙТРАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА САН

  Просмотров: 3218

ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА ФРАЗ: АУДИОГРАФИЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕЙТРАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ОПРОСНИКА САН

 

Урываев Ю.В., Руцкий Д.А.
МГПУ, Москва

 

В настоящей статье представлены результаты системного анализа нейтрального варианта ответа респондентов на стандартный опросник САН. Аудиографическая запись позволила выделить типы нейтральных ответов, их число и положение в общей последовательности шкал опросника, а также внеречевые звуки. Нейтральный ответ указывает на неспособность подобрать нужные слова в ответ на вопрос опросника. Полученные результаты рассматриваются с позиций системного анализа смыслообразования (денотант, знак) и самооценки состояния (лекситимия) как проявлений просодики при поиске конкретного смысла вопроса и ответа на него.
Ключевые слова:  речь, смыслообразование, семантика, аудиометрия, тест САН, системный анализ

 

COMPREHENDING OF THE PHRASE SENSE: AN AUDIOGRAPHIC  ANALYSIS OF NEUTRAL RESPONSES TO QUESTIONNAIRE «FEELING, ACTIVITY, MOOD»

 

Uryvaev Ju.V., Rutskiy D.A.
MCTTU, Moscow

 

Systemic analysis results of neutral responses to “Feeling, Activity, Mood” questionnaire in healthy students are presented in the paper. Besides prevocal sounds the types of neutral responses are classified by audiographic recording: the number of neutral responses, their position in general sequence of each scale of the questionnaire are presented. The results received are discussed based on the systemic analysis of the process for sense formation (denotant, sign) and self - feelings of own health-state (lexithymia) as prosodics manifestations of searching for the sense to a question and answer on it.
Key words: speech, sense formation, semantics, audiography, Feeling, Activity,Mood questionnaire, systemic analysis.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Львова С. В., Унру О. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

  Просмотров: 5673

 ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ  ПОДРОСТКОВ

 

Львова С. В., Унру О. В.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования ценностной сферы подростов. Изучается самоотношение как важнейшее ценностное переживание в подростковом возрасте.
Ключевые слова: ценностная сфера, подростки, сензитивный период, самоотношение, рефлексия самооценка

 

THE STUDY OF SELF-ATTITUDE UNDER THE FORMATION

OF THE VALUE SPHERE IN ADOLESCENTS

 

Lvova S. V., Unruh O. V.
MCTTU, Moscow

 

The article considers the question of age features of the formation of the value sphere in adolescents. It is shown that self-attitude is one of the most important axiological experience in adolescence.
Key words: value sphere, adolescents, sensitive period, self-attitude, reflection, self-judgement.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М. КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

  Просмотров: 4827

КОМПЛЕКСНОE ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Свистунова Е. В., Ананьева Е.В., Коган Б.М.
МГПУ, Москва

 

В данной статье обсуждается возможность комплексного использования компенсаторных возможностей сохранных сенсорных систем у детей с нарушениями слуха в процессе социальной адаптации. Особое внимание уделено изучению возможностей комплексной терапии искусством в формировании сложных двигательных актов. Осуществляются разнообразные подходы к гармоничному развитию личности по трем направлениям: когнитивному, эмоциональному и социальному.
Ключевые слова: компенсаторные возможности; комплексная терапия искусством; адаптация; дети и подростки с нарушениями слуха.

 

THE COMPLEX USE OF COMPENSATORY SKILLS IN CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS DURING THE SOCIAL ADAPTATION PROCESS

 

Svistunova Е. V., Ananieva E.V., Kogan B.M.
МCTTU, Moscow

 

In this article the possibility of complex use of compensatory skills in children with hearing impairments during the social adaptation process is discussed.  Particular attention was attributed to a complex art therapy and its   opportunity for a forming complicated moving activity.  The problem of harmonious development of personality  is presented on the basis of three main branches: cognitive, emotional and social.
Key words: compensatory skills, complex art therapy, adaptation, children and adolescents with hearing impairment.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Шулекина Ю. А. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  Просмотров: 5422

 СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Шулекина Ю. А.
МГПУ, Москва

В настоящей статье рассматривается понятие «стратегия» в междисциплинарном аспекте. Показаны различные виды стратегий, особенности их формирования в онто – и дизонтогенезе. Основной акцент сделан на исследовании смыслового восприятия речи у детей с общим недоразвитием речи. Посредством анализа указанных стратегий автором подчеркнута характерная для этих детей специфика смысловой обработки различных речевых конструкций - слова, фразы, текста. Состояние речемыслительных стратегий у младших школьников с ОНР можно рассматривать как проявление специфических закономерностей их развития в условиях речевого дизонтогенеза.   
Ключевые слова: стратегия, смысловое восприятие речи, текстовая компетенция, младшие школьники, общее недоразвитие речи.

 

THE SPEECH COMPREHENSION STRATEGIES IN YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT


Shulekina Yu.A.
MCTTU, Moscow

 

The article centers in the term «strategy» in interdisciplinary aspect. Different types of strategies and the specific forming strategies in ontogenesis and disontogenesis are presented. The reader’s attention is focused on the study of speech comprehension of children with the general speech underdevelopment. The author emphasizes the specific of speech comprehension in different levels of language system by means of these strategies. The conditions of strategies of speech comprehension in young schoolchildren with the general speech underdevelopment can be considered as a manifestation of specific regularities of its development in disontogenesis.
Key words: a strategy, speech comprehension, the text competence, young schoolchildren, the general speech underdevelopment 

речемыслительных стратегий.  


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Крыжановская Л.М. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

  Просмотров: 3860

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Крыжановская Л.М.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблема коррекции и развития эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью. При организации коррекционной работы необходимо учитывать когнитивный ресурс личности, тип эмоционального реагирования, мотивацию и возрастные особенности подростков с умственной отсталостью.
Ключевые слова: эмоционально значимые ситуации, подростки с умственной отсталостью, коррекция и развитие эмоционального реагирования, тренинг общения; коммуникативная деятельность; речевое взаимодействие; психологические параметры стимула.

 

EMOTIONALLY SIGNIFICANT SITUATIONS DURING COMMUNICATIVE ACTIVITY IN ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY

Kryzhanovskaya L. M.
MCTTU, Moscow


In this article the problem of correction and development of emotional sphere in adolescents with intellectual disability is considered. When organizing the correction work it is necessary to take into consideration the cognitive resources of the personality, the type of emotional reaction, motivation and psychological age features in adolescents with intellectual disability.
Key words: emotionally significant situations, adolescents with intellectual disability, correction and development of emotional reactions, communications training, communicative activity, verbal interaction, psychological parameters of the stimulus.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Варламова И.Н. СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

  Просмотров: 3791

СИСТЕМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИНГОВ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Варламова И.Н.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросу о системном воздействии тренинговна формирование психологической готовности студентов к решению задач в личностной и профессиональной сфере. Дается определение сути тренингового метода. Обсуждаются возможности использования группового тренинга для получения знаний и отработки практических навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Ключевые слова: тренинг, цели, задачи, эмоциональные переживания, самопознание, перспективы, позитивные перемены.

 

SYSTEM IMPACT OF TRAINING ON THE FORMATION OF THE STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE TASK SOLVING IN PERSONALITY AND PROFESSIONAL SPHERE

 

Varlamova I.N.
MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the problem of system impact of training on the formation of the students’ psychological readiness to the task solving in personality and professional sphere. The main features of training method is shown. The possibility of training use in getting new knowledge and practical skills for effective communication and interaction are discussed.
Key words: training, goals, tasks, emotional experience, self-knowledge, perspectives, positive changes.


     Читать полностью...