PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №34 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой)

Психологические исследования

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского
Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника
Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века

Социологические исследования

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Юбилей

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2014 №9 : Семаго М.М. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭНТРОПИЙНО-НЕГЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ

  Просмотров: 3721

                              МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭНТРОПИЙНО-НЕГЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ

 

Семаго М.М
МГППУ, Москва

 

В статье предложен подход к моделированию психического развития с позиции оценки его негэнтропийного состояния. Приводятся модельные математические выражения для обобщенной оценки потенциала психического развития. Описывается геометрическая модель взаимодействия образовательной среды и развивающегося ребенка, определяются граничные критерии их гармоничного взаимодействия. Дается геометрическая интерпретация понятия «зона ближайшего развития». Анализируется возможность построения диагностикумов на основе модифицированного уравнения И.Пригожина с использованием конусной модели психического развития.
Ключевые слова: математическая модель психического развития, негэнтропия, категории синергетики, конусная геометрия, зона ближайшего развития, граничные условия психолого-педагогического сопровождения, диагностический инструментарий.

 

PSYCHIC DEVELOPMENT MODELLING IN ENTROPIC-NEGENTROPY APPROACH


Semago M.M.
MGPPU, Moscow

 

In this article a new approach to the psychic development modelling from the point of its negentropy state estimation is suggested. Mathematical formulas are presented for measurement of psychic potential development. Also the geometric model of interaction between educational environment and the developing child is described, in which some boundary criteria of their harmonious interaction are defined. The geometric interpretation to the term "next developing zone" is done. The possibility of construction of diagnosis on the basis of I.Prigozhin's modified model with use of conical model of psychic development is analyzed.
Key words: Mathematical model of psychic development, negentropy, synergetrics, conical geometry, zone of the next development, boundary conditions of psychology and pedagogical maintenance, diagnostic tools.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Романова Е.С., Рыжов Б.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ

  Просмотров: 4229

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ

Романова Е.С., Рыжов Б.Н.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена изложению взгляда на исторический процесс и закономерности развития психологии с позиций системной психологии, а также исследованию с системных позиций логики формирования и научного значения основных теорий психологии со времен античности до начала ХХ века.
Ключевые слова: система, структура связей, психологическая теория, гносеологическая традиция, эмпирическое и теоретическое знание, горизонтальные и вертикальные связи.

 

THE HISTORY OF PSYCHOLOGY FROM THE SYSTEM POINT OF VIEW

 

Romanova E. S., Ryzhov B. N.
MCTTU, Moscow

 


The historical process as well as the regularities of development of psychology as a science are suggested to be considered under the point of systems psychology in this article. Also the scientific values of basic psychology theories from the ancient times to the beginning of the twentieth century from the points of systems psychology views are shown.
Key words: system, the structure of connections, psychological theory, the epistemological tradition, empirical and theoretical knowledge, horizontal and vertical connections.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Содержание номера 9

  Просмотров: 2679

Теория и метод системной психологии

 

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций

Семаго М.М. Моделирование психического развития в энтропийно-негэнтропийном подходе

 

Психологические исследования

 

Романова Е.С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П.. Психологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов ВУЗа.

Ефимова И. Н. Роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания

Валявко С. М. Изучение психологического возраста старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Кожинова О. В., Грабовский А. И., Чибискова О. В. Экспериментальное исследование профессиональной направленности учащихся с различной психической работоспособностью

Доний Е. Е., Коган Б. М., Раздобаров Н. Д. Взаимосвязь качества жизни и особенностей личности у студентов с нарушением слуха

Баулина М. Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте

Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников

Шагидаева А. Б.  Мотивация пожилых: роль возраста, региона и места проживания

Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод специальной психологической коррекции личности подростков

Калиш И. В. Арт-терапия в системе методов психологического консультирования студентов

Морозова Т. Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте

Сабанин П. В. Особенности развития мышления у городских и сельских младших школьников

 

Социологические  исследования

 

Васильев И. А.  Системный подход к определению уровня заинтересованности респондентов

Демченко Т. С. Система показателей оценки эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования

 

Информация

 

Правила для авторов

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2014, № 1 (9)

 

   

Contens

 

Theory and method of Systems Psychology

 

Romanova E.S., Ryzhov B.N. The history of psychology from the system point of view

Semago M.M. Psychic development modelling in entropic-negentropy approach

 

Psychological researches

 

Romanova E.S., Bershedova L.V., Rychikhina E.N., Nabatnikova L.P.  Psychological aspects of self-guided work activation for students of a higher education institution

Efimova I.N. The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout

Valyavko S.M. The study of older preschoolers’ psychological age with general speech underdevelopment

Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V. The study of professional orientation in students with different types of psychic work capacity

Dony E.E., Kogan B.M. Razdobarov N. D. Interrelation between a life quality and personal characteristics in students with hearing impairments

Baulina M.E. Systemic approach to the analysis of written speech disorders in childhood

Lvova S.V. Age features of the cognitive needs development and motivation of studying in schoolchildren

Shagidaeva A.B. Motivation elderly: the role of age, region and place of residence

Kryzhanovskaya L.M. Art psychology, performing art as a method of special psychological correction of personality in adolescents

Kalish I.V. Art therapy in the system of methods of psychological counseling of students

Morozova T.U.  A study of coping behavior peculiarities in young adulthood

Sabanin P.V. Features of thinking development in younger school students of urban and rural areas

 

Sociological researches

 

Vasiljev I.A. Systemic approach to the defining of the level of interest in respondents

Demchenko T.S. The system of indicators for the assessment of efficiency of civil society structure under informal social higher educational control

 

Information

Author guidelines

Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2014, №1 (9)


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Сведения об авторах

  Просмотров: 4204

Надпись: Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2013, № 8 (II) «Systems Psychology and Sociology», 2013, № 8 (II), authors


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ

  Просмотров: 2349

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ
Журнал «Системная психология и социология» публикует оригинальные теоретические работы и исследования по проблемам системных описаний в психологии и социологии.

     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : К читателям и авторам журнала

  Просмотров: 3316

 

К читателям и авторам журнала

 

Дорогие друзья!

 

Наш журнал выходит с 2010 г. За это время в свет вышло 8 выпусков, содержащих более 120 теоретических и научно-практических статей, посвященных актуальным проблемам современной психологии и социологии. Одновременно с печатной версией журнал выходит в электронном варианте доступном для свободного посещения в сети Интернет. Статистика посещений Интернет-страниц журнала указывает на несомненное внимание научной общественности к публикуемым статьям. Количество Интернет-посещений некоторых из них достигает десятков тысяч. Также неуклонно растет число статей,  предлагаемых авторами для публикации в нашем журнале

Учитывая это, мы рады сообщить Вам о том, что начиная с 2014 г., наш журнал будет выходить 4 раза в год, сохраняя прежний формат. Обращаем Ваше внимание на некоторые изменения в правилах публикаций материалов, опубликованных в настоящем номере.

Оставайтесь с нами!

 

 

                                                                                            Редколлегия журнала

«Системная психология и социология»

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Калькова Г. В. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

  Просмотров: 3447

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  В  ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  ТРАЕКТОРИИ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

 Калькова Г. В.
ФГКОУ ВПО «Военный университет» МО РФ

 

В статье обосновано авторское понимание сущностных основ процесса повышения квалификации педагогических кадров в условиях формирующейся инновационной среды образовательной организации. Дано обоснование проблематизации педагогического  опыта как концептуальной основы  формирования процесса саморазвития педагога. Сформулированы педагогические условия организации рефлексивной среды в учебном процессе на курсах повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: сущность, развитие, педагогический опыт, саморазвитие, рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация, развивающая профессиональная среда.

 

THE ROLE OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN INDIVIDUAL TRAJECTORY FORMATION

OF TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT

 

Kalkova G.V.
                                                   Military University of the Ministry of defense of the Russian Federation, Moscow

 

The article reviews the author’s ideas about the main features of the process of teachers’ advanced training under conditions of innovative educational environment. The problem of pedagogical experience is considered to be the basis for teacher’s self-development process forming. The main pedagogical conditions for an organization of the reflexion environment in the educational process during the teachers’ advanced training are determined.
Key words: the main point, development, pedagogical experience, self-development, reflexion, professional competence, developmental professional environment.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Чамкин А.С. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗОВСКИХ СТРУКТУРАХ

  Просмотров: 2686

       УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  ВУЗОВСКИХ СТРУКТУРАХ

 

Чамкин А.С.
МГПУ, Москва

 

Необходимость создания проектных и матричных организационных структур в вузах вызвана радикальными реформами в системе образования, в том числе высшего. Реформирование системы управления затрагивает не только традиционные формы вузовского обучения, но и требует введения дополнительного образования.  Именно вопросам проектного управления  дополнительным образованием посвящена данная статья.
Ключевые слова: высшее образование, дополнительное образование, структура управления, проект и проектное управление,  матричная структура

 

SUPPLEMENTARY EDUCATION PROJECT MANAGEMENT IN THE  HIGHER EDUCATION STRUCTURE

 

Chamkin A.S.
 MCTTU, Moscow

 

The education system sweeping  reforms have generated a need for developing  special project –based organizational structure and matrix organizational structure in the system of higher education. Education system reforming doesn’t only concern traditional methods and  forms of training but also demands for initiating of a supplementary education. Actually this article is devoted to the problem of supplementary education project management .
Key words: higher education, supplementary education, management structure, project and project management, matrix structure.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Ткаченко А.В. УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

  Просмотров: 3838

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Ткаченко А.В.
МГПУ, Москва

 

В статье описывается новая модель дополнительного образования молодежи, предложенная кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Особое внимание в модели отводится этноконфессиональным факторам нравственного состояния и религиозного сознания московской молодежи.
Ключевые слова: модель дополнительного образования, религия, молодежь, национальные и конфессиональные условия, национально-религиозные традиции, повышение духовно-нравственной культуры, моральный релятивизм.

 

THE NATIONAL AND CONFESSIONAL CONDITIONS SIGNIFICANCE IN THE SOCIAL DESIGNING OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE IN A CITY

 

Tkachenko A.V.
MCTTU, Moscow

 

A new supplementary education model for young people is presented in this article. It was offered by the Department of General and Applied Sociology of IPSSR MCTTU. Particular attention in this model is paid to ethnoconfessional facts of moral views and religious believes in young people.
Key words: supplementary education model, religion, young people, national and confessional conditions, national and religious traditions, spiritually-moral culture increase, moral relativism.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2013 №8 : Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

  Просмотров: 3597

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Гостев А.Н., Ананишнев В.М.,
Демченко Т.С., Кочетов В.В.
МГПУ, Москва

 

В статье исследуются теоретические основы социального проектирования дополнительного образования молодежи (ДОМ). Показана значимость дополнительного образования в подготовке кадров в сфере экономики. На основе теоретического и эмпирического исследований представляются пути рационализации системы социального проектирования ДОМ в г. Москве.
Ключевые слова: социальное проектирование; система дополнительного образования молодежи; институты гражданского общества; административное управление; управленческие структуры; показатели социального проектирования; проект ДОМ; алгоритм проектирования ДОМ.

 

SOCIAL DESIGNING SYSTEM RATIONALIZATION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR YOUNG PEOPLE IN A CITY

 

Gostev A. N., Ananishnev V. M.,
Demchenko T. S., Kochetov V. V.

MCTTU, Moscow

 

The article presents main theoretical issues for social designing of supplementary education for young people. The supplementary education value during professional training of future economists among the young people is shown. On the basis of theoretical and empirical researches the ways of social designing system rationalization  of supplementary education for young people in Moscow are represented.
Key words: social designing, supplementary education system for young people, institutes of a civil society, administrative control, administrative structures, indicators of social designing, the supplementary education system project, designing algorithm of  for supplementary education.

 


     Читать полностью...