PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №34 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой)

Психологические исследования

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского
Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника
Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века

Социологические исследования

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Юбилей

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2014 №9 : Калиш И.В. АРТ – ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

  Просмотров: 10303

АРТ – ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Калиш И.В.
МГПУ,  Москва

 

В статье рассматриваются исторические аспекты развития понятия метода «арт-терапии». Обоснованы возможности применения метода арт-терапии в психологическом консультировании студентов. Предлагаются модели (система) групповых занятий с использованием арт-терапии.
Ключевые слова: арт-терапия, техники, метод, психологическое консультирование, студенты, система, личностное развитие, психологический запрос.

 

ART THERAPY IN THE SYSTEM OF METHODS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING OF STUDENTS


Kalish I.V.
MCTTU,  Moscow


This article discusses the historical aspects of the development of concepts method "art therapy." Substantiated the possibility of applying the method of art therapy in students’ psychological counseling. Group sessions models are offered as an additional part to the art therapy.
Key words: art therapy, art, technique, psychological counseling, students, system, personal development, psychological inquiry.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Крыжановская Л. М. АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

  Просмотров: 4747

АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Крыжановская Л. М.
МГПУ, Москва

 

В статье говорится об артпсихологии как о методе психологической коррекции личности подростков. Даются практические рекомендации по проведению занятий.
Ключевые слова: артпсихология; специальная психологическая коррекция; психологический портрет личности; коррекционные технологии.

 

ART-PSYCHOLOGY, PERFORMING ART AS A METHOD OF SPECIAL PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PERSONALITY IN ADOLESCENTS

Kryzhanovskaya L. M.
MCTTU, Moscow

 


The article describes art-psychology as a method of psychological correction of personality in adolescents. Here are the practical guidance on carrying out the work.
Key words: art-psychology, special psychological correction, psychological portrait of the personality; correction technology.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Шагидаева А. Б. МОТИВАЦИЯ ПОЖИЛЫХ: РОЛЬ ВОЗРАСТА, РЕГИОНА И МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

  Просмотров: 10922

МОТИВАЦИЯ ПОЖИЛЫХ: РОЛЬ ВОЗРАСТА, РЕГИОНА И МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

Шагидаева А. Б.
МГППУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о специфике мотивации в старости. Представлены данные о возрастных различиях (при сравнении мотивационных показателей пожилых людей и лиц среднего возраста), региональных различиях (при сопоставлении мотивационных профилей пожилых людей, проживающих в Москве и Грозном), а также различиях в мотивации пожилых людей, находящихся в условиях семьи и геронтологического центра.
Ключевые слова: мотивация, старость, зрелость, условия жизни, региональные различия, семья, геронтологический центр.

 

MOTIVATION ELDERLY: THE ROLE OF AGE, REGION AND
PLACE OF RESIDENCE

Shagidaeva A. B.
MSUPE, Moscow

 

The article considers the question of the specific motivation in old age. Presents data on age-related differences (when comparing motivational indicators of older and middle aged people), regional differences (comparing motivational profile of elderly people living in Moscow and Grozny), as well as differences in motivation of older persons in the context of the family and the gerontological center.
Key words: motivation, old age, maturity, conditions of life, regional differences, family, gerontological centre.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Львова С.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 8741

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И

МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Львова С.В.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования мотивации учения. Анализируются изменения мотивации от первого к одиннадцатому классу. Также уделяется внимание половому аспекту в формировании мотивации учения.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация учения, познавательные потребности, возрастные особенности.

 

AGE FEATURES OF THE COGNITIVE NEEDS DEVELOPMENT AND MOTIVATION OF STUDYING IN SCHOOLCHILDREN

 

Lvova S.V.
MCTTU, Moscow

 

The article considers the question about age features of formation of motivation of studying, analyses changes in motivation from the first to the eleventh classes, also pays attention to gender aspect in the formation of motivation of studying in school students.
Key words: educational activity, motivation exercises, cognitive needs, age features.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Баулина М. Е. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

  Просмотров: 10646

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Баулина М. Е.
 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена анализу современных подходов к классификации детских дисграфий. Рассматриваются отличия нейропсихологического и логопедического подходов к нарушениям письменной речи. Подчеркивается необходимость системного подхода к анализу дисграфий, который должен базироваться на нейропсихологической диагностике состояния высших психических функций ребёнка. Предлагается модель классификации дисграфий, включающей все типы расстройств письменной речи, встречающиеся в литературе.

Ключевые слова:письменная речь,дисграфия, нейропсихологический анализ, структурно-функциональный блок, системный подход.

 

SYSTEMIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF WRITTEN SPEECH  DISORDERS IN CHILDHOOD

 

Baulina M. E.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to analysis of the modern approaches to the classification of children's dysgraphia. The differences between neuropsychological and logopedic approaches to written speech disorders are examined. The necessity of a systemic approach to the dysgraphia analysis is emphasized, which should be based on the neuropsychological diagnostics of a child’s higher mental functions condition. A model of dysgraphia classification is proposed, including all types of written speech disorders, mentioned in the literature.
Key words: written speech, dysgraphia, neuropsychological analysis, structural-functional block, systemic approach.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  Просмотров: 3367

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Доний Е.Е., Коган Б.М.
МГПУ, Москва
Раздобаров Н.Д.
Технологический колледж №21, Москва

 

Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
Ключевые слова: качество жизни, эмоциональность, темперамент, нарушение слуха.

 

INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING

 IMPAIRMENTS

 

Dony E.E., Kogan B.M.
MCTTU, Moscow
Razdobarov N.D.
Technological college №21, Moscow

 

This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features.    
Key words: quality of life, emotionality, temperament, hearing impairment. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Кожинова О.В., Грабовский А.И.,Чибискова О.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

  Просмотров: 3160

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

 

Кожинова О.В., Грабовский А.И.,Чибискова О.В.
Москва, МГПУ


Рассматривается возможность формирования профессиональной направленности школьников на различных этапах обучения посредством определения типа психической работоспособности учащихся. В статье представлены результаты исследования динамики основных системных компонентов психической работоспособности кадет и учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: профессиональная направленность, психическая работоспособность, системных подход, система, типы психической работоспособности, мотивация, самоконтроль.

 

THE STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF PSYCHIC WORK CAPACITY

 

Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V.
Moscow, MCTTU

 

The opportunity of professional orientation formation in students in different stages of school learning by defining their type of psychic work capacity is discussed. The results of the study of basic systems components dynamics of psychic work capacity in cadets and students of the secondary schools are presented.
Key words: professional orientation, psychic work capacity, systems approach, system, types of psychic work capacity, motivation, self-control.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Валявко С. М. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  Просмотров: 5306

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Валявко С. М.
МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена исследованию особенностей формирования психологического возраста старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности хронотопа у детей с дизонтогенетическим типом развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Ключевые слова: дошкольники, самосознание, пол, возраст, хронотоп, паспортный возраст, психологический возраст, половозрастная идентификация, временная перспектива личности, общее недоразвитие речи.

 

THE STUDY OF OLDER PRESCHOOLERS’ PSYCHOLOGICAL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT


Valyavko S. M.
MCTTU, Moscow

 

This article is devoted to the features of preschool children’s psychological age formation with normal and impaired speech development. The study has shown the specific features of the chronotope of children with dysontogenesis in comparison to their normally developing peers
Key words: preschool children, self-consciousness, chronotop, psychological time of personality, age, life age, psychological age, age and sex identification, speech disorders.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Ефимова И.Н РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ

  Просмотров: 4955

РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ

 

Ефимова И.Н
Государственная классическая академия им. Маймонида, Москва

 

В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано что влияние на степень родительского выгорания имеют место витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.
Ключевые слова: системный профиль мотивации, синдром эмоционального выгорания, родительское выгорание.

 

 

The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout

Efimova I.N.
Maimonides State classic academy, Moscow

 

The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent’s systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent’s burnout is shown. Connection between motivation profile and parent’s burnout’s features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent’s achievements) has complicated nonlinear nature.
Key words: systemic motivation profile, burnout’sindrom, parent’s burnout.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  Просмотров: 4917

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П.
МГПУ,Москва

 

В статье обозначена проблема психологических основ активизации самостоятельной работы студентов вуза. Рассматриваются характеристики самостоятельной работы и их психологические основания. Акцентируется внимание на особенностях субъект-субъектного и субъект-объект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, уделяется внимание роли кураторов, тьюторов и академических консультантов в организации самостоятельной работы, а также вопросам ее психологического сопровождения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, субъект деятельности, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-объект-субъектное взаимодействие, психологическое сопровождение.

 

PSYCHOLOGICAL   OF  SELF-GUIDED  WORK
ACTIVATION  FOR  STUDENTS  OF A HIGHER  EDUCATION  INSTITUTION

 

Romanova E.S.,  Bershedova L. I., Rychikhina E. N., Nabatnikova L. P.
MCTTU, Moscow

 

In the article the light is focused on the problem of psychological basics of self-guided work activation for students of a Higher Education Institution. The characteristics of self-guided work are considered as well as their pcychological foundations. The emphasis is placed on special features of actor-to-actor and actor-subject-actor interaction between tutors and students; on the role of curators, tutors and academic consultants in the matter of establishment of self-guided work; as well as on the issues of psychological monitoring of the said work.
Key words: self-guided work, actor, actor-to-actor interaction, actor-subject-actor interaction, psychological monitoring.

 


     Читать полностью...