PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №34 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой)

Психологические исследования

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского
Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника
Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников
Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века

Социологические исследования

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Юбилей

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2014 №10 : Шейнов В.П. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ

  Просмотров: 5664

 ВОЗРАСТНЫЕ  И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ

 

Шейнов В.П.

Республиканский институт высшей школы,

 Минск, Республика Беларусь

 

 В статье представлен информационно- аналитический обзоррезультатов зарубежных исследований  возрастных и гендерных факторов ассертивности. Показано,   что  выводы  зарубежных психологов не всегда подтверждаются   в русскоязычном социуме.  В соответствии с исследованием автора, ассертивность не зависит от возраста взрослого человека, в то время как в зарубежных работахтакая зависимость установлена.  Существуют различия  мужской и женской ассертивности, и они  сильно  зависят от ситуаций   межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: ассертивность, возраст, гендерный фактор, межкультурные различия, зарубежные исследования.

 

AGE AND GENDER FACTORS OF ASSERTIVENESS

 

                                                                                                                      Sheinov V.P.

                                                                       Republican institute of higher ducation

                                                                                              Minsk, Republic of Belarus

 

The article gives an informative and analytical review of scientific research in the field of age and gender factors of assertiveness. The author of the article showed that the ideas of foreign psychologists cannot be always applied to Russian – speaking society. According to the author, assertiveness does not depend on age of an adult while the foreign scientists claim the contrary. There are differences between male and female assertivenessand they rely heavily on interpersonal situations.

Key words: assertiveness, age, gender factor, cross - cultural differences, foreign researches.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Татаринцев Е.А., Рогачева В.И. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

  Просмотров: 5171

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Татаринцев Е.А.

 МГПУ, Москва

Рогачева В.И.

РАНХиГС, Москва

 

В статье обсуждается вопрос становления потребительской ориентации в социальных отношениях современного общества. Рассматривается проблема степени вовлеченности современной российской молодежи в процесс трансформации традиционных ценностных паттернов в потребительскую ориентацию с уклоном в гедонистически-эгоистическую плоскость нормативного поведения. Приведены данные социологического исследования московской молодежи.

Ключевые слова: общество потребления, ценности молодежи, социальный гедонизм.

 

 

CONTEMPORARY YOUTH VALUE POINTS IN THE CONTEXT OF THE MASS CONSUMPTION SOCIETY

 

Tatarintsev E.A.

MCTTU, Moscow

Rogacheva V.I.

RANEPA, Moscow

 

The article considers the issue of establishment of consumer orientation in the social relations of modern society. The problem of modern russian young people involvement to the process of consumer orientation value patterns transformation, including hedonistic-egoistic plane of behavior is consided. The data of sociological research of Moscow youth  are presented.

Keywords: consumption society, youth values, social hedonism.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Круль А.С. ИНФОРМАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

  Просмотров: 4350

ИНФОРМАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Круль А.С.

БашГАУ, Уфа

 

В статье представлена модель информационной структуры социальных систем, рассмотрены элементы информационной структуры, показаны основные проявления информационной структуры в социальной структуре общества и в социальных процессах. Обозначена актуальность системного подхода при изучении информационных процессов социальных систем.

Ключевые слова: информационная структура, информационное пространство, информационные взаимодействия, информационное назначение, виды социальной информации, социальная система.

      

INFORMATION STRUCTURE OF SOCIAL SYSTEMS: SOCIAL STRUCTURE AS A REFLECTION OF THE INFORMATION PROCESSES

 

Krul A.S.

BSAU, Ufa

 

 The article presents a model of the information structure of social systems. The elements of information structure, the basic manifestations of the information structure in the social structure and social processes are considered. The actuality of system approach usage during the study of information processes of social systems is shown.

Key words: information structure, information space, communication, informational purposes, types of social information, the social system. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Ананишнев В.М., Гостев А.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

  Просмотров: 3083

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Ананишнев В.М.,  Гостев А.Н.

Демченко Т.С., Кочетов В.В.

МГПУ, Москва

 

В статье исследуются теоретические основы социального прогнозирования дополнительного образования молодежи (ДОМ), показывается его значение в подготовке кадров для экономики будущего, на основе теоретического и эмпирического исследований представляются пути совершенствования системы этого феномена в контексте проектирования.

Ключевые слова: система, прогнозирование; проектирование; дополнительное образование молодежи; образовательная безопасность; принципы и методы прогнозирования; стадии прогнозирования; организационное, кадровое и информационное обеспечение прогнозирования.

 

 

FORECASTING SYSTEM IN THE SOCIAL DESIGNING OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR YOUTH IN A BIG CITY

 

Ananishnev V. M., Gostev A. N.

Demchenko T. S., Kochetov V. V.

MCTTUMoscow

 

The article presents theoretical bases of a supplementary education social forecasting for youth and its value in a professional training for future economy. On the basis of theoretical and empirical researches the ways of improvements of this phenomenon in a designing context are represented.

Keywords: forecasting; designing; youth supplementary education; educational safety; principles and forecasting methods; forecasting stages; organizational, personnel and forecasting information support.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

  Просмотров: 4851

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

 

Никиреев Е.М.

МПГУ, Москва

Кобликова Л.В.

ГКУ СДР №12 Москва

 

В данной статья описано исследование Я-концепции, ее структуры и компонентов у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи. Обсуждается значение полноценной эмоционально благополучной модели Я-концепции для успешной адаптации, развития и жизни в социальной среде детей, оставшихся без должного родительского воспитания. Представлена модель поддержания психологического комфорта и здоровья, связанная в первую очередь именно с формированием позитивной Я-концепции.

Ключевые слова: Я-концепция, самовосприятие, самооценка, адаптация, социальная среда.

 

 

 

RESEARCH OF EMOTIONAK SELF-CONCEPT COMPONENTS OF PRESCHOOL CHILDREN DROUTGHT UP OUTSIDE THE FAMILY


Nikireev E.M.
MPGU, Moscow

Koblikova L.V.

SSiSC №12, Moscow

 

This article describes a research of self-concept, its structure and its components at children in terms of children's homes and families. The significance of fulfilling emotionally safe model of self-concept for successful adaptation and development of life in the social environment of children without proper parenting is discussed. There is presented a model of maintenance of psychological comfort and health related in the first place with the formation of a positive self-concept.

Keywords: self-image, self-esteem, adaptation, social environment.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Мартьянова Г. Ю. МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

  Просмотров: 4431

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Мартьянова Г. Ю.

МГПУ, Москва

 

Статья представляет результаты исследования влияния мотивов на саморегуляцию активности в трудной жизненной ситуации. Выявлены взаимосвязи между мотивацией, уровнем развития  и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции. Показана роль каждого мотивационного фактора в структуре саморегуляции.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции, мотивация, адаптация.

 

MOTIVATIONAL FACTORS OF SUBJECT’S REGULATORY ACTIVITY IN DIFFICULT SITUATIONS

 

Martyanova G.Yu.

MCTTU, Moscow

 

The article presents the results of the study of the influence of motives on subject’s self-regulation activity in difficult situations. The relationships between motivation and the development level and style of conscious of self-regulation were identified. The role of each motivational factor in the self-regulation structure is shown.

Keywords: difficult life situations, self- regulation, individual style of self- regulation, motivation, adaptation.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Вайнштейн C. В., Щебетенко С.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИМПЛИЦИТНЫХ И САМООТЧЕТНЫХ ТЕСТОВ

  Просмотров: 6682

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИМПЛИЦИТНЫХ И

САМООТЧЕТНЫХ ТЕСТОВ*

 

Вайнштейн C. В., Щебетенко С.А.

ПГНИУ, Пермь

 

Рассматривается проблема согласованности различных способов измерения черт личности. Результаты тестов сравниваются с показателями стандартизированного самоотчета (Опросник Большой Пятерки) и аппаратными замерами (Имплицитный Ассоциативный Тест). Представлены корреляционные модели (N=152) для имплицитных и эксплицитных признаков экстраверсии, дружелюбия, добросовестности, нейротизма и открытости опыту. Обсуждаются факторные структуры экспертных оценок личности.

Ключевые слова: черты личности, большая пятерка, экспертная оценка, экспертная-самоотчетная согласованность, имплицитный ассоциативный тест.

 

THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONALITY TRAITS EXPERT ASSESSMENTS AND IMPLICIT AND SELF-REPORTING TESTS* INDICATORS

 

Weinstein S. V., Shchebetenko S.A.

Perm State University, Perm

 

The problem of agreement and consistency of the measurement of different personality traits is examined. The results are compared with standard indicators of the questionnaire «Big Five Inventory» and with instrument measurements of the Implicit Association Test for five-factor model of personality traits. Correlation models (N=152) for implicit and explicit characteristics of extraversion, agreeableness, consciousness, neuroticism and openness to a new experience are presented. Factor structures for personality traits expert assessments are discussed.

Keywords: personality traits, big five, expert assessment, expert self–other agreement, implicit association test.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Подзорова Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И Я-ИДЕАЛЬНЫМ

  Просмотров: 19832

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И

Я-ИДЕАЛЬНЫМ

Подзорова Л.В.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена феномену «Двойственность личности». В ней рассматриваются исторические аспекты появления и формирования понятия «соответствия». Проанализированы характерные особенности компонентов личности в процессе становления и развития Я-концепции (на примере связи между Я-реальным и Я-идеальным). Особое внимание обращено на механизмы при взаимодействии между Я -реальным и Я-идеальным. В работе даны подробные определения затрагиваемых понятий.

Ключевые слова: Я-концепция, компоненты личности.

 

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN AMBIVALENT PERSONALITY AS A CORRELATION BETWEEN THE REAL-SELF AND

THE IDEAL-SELF

 

Podzorova L.V.

MCTTU, Moscow

 

This article deals with the phenomenon of «Ambivalent personality». Historical aspects regarding origin and evolution of the concept of incongruence are also considered in this article. Specific features of personality’s components during the self-concept development process are analyzed (by the example of correlation between the real-self and the ideal-self). Particular attention is paid to the relationship between the real-self and the ideal-self in case of interactions. The article provides a detailed definition of all terms discussed.

Key words: Self-concept, personality components.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Валявко С. М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  Просмотров: 13513

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

Статья посвящена исследованию эмоционального реагирования старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием в ситуациях речевого общения. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности эмоциональных переживаний при общении у детей с речевым дизонтогенезом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Ключевые слова: дошкольники, нарушения речевого развития, тревожность, речевая тревожность, логофобия, переживания в связи с угрозой «образу Я».

EMOTIONAL EXPERIENCES IN THE SITUATION OF SPEECH COMMUNICATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Valyavko S. M.

MCTTU, Moscow

The article is devoted to the study of the elder preschoolers with impaired and with the normal speech development emotional response in situations of speech communication. The present empirical study discovers the specific features of emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech dysontogenesis and in children with normal development.

Keywords: preschoolers, speech disorders, anxiety, speech anxiety, logophobia, feelings of the "self-image" threat.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Абрамова О. В., Коган Б. М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  Просмотров: 6479

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Абрамова О. В., Коган Б. М.

МГПУ, Москва

 

Нейроповеденческая диагностика развития ребенка раннего возраста является формальной процедурой, которая позволяет выявить детей, нуждающихся в реальной помощи специалистов. За рубежом существует ряд методик, позволяющих использовать скрининговое обследование за короткое время, а также проводить более глубокое обследование, сфокусированное на конкретных проблемах ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: онтогенез, нейроповеденческий скрининг,

 

REVIEW OF MODERN NEURODEVELOPMENTAL SCREENINGS AND TESTS FOR EARLY AGE CHILDREN

 

Abramova O. V., Kogan B. M.

MCTTU, Moscow

 

Neurodevelopmental evaluation of early age children is a formal procedure to identify those children with suspect problems who should receive further assessment and help. There are numbers of foreign 5-10 minutes screenings and more focused tools for specific disabilities in children.

Kew words: ontogenesis, neurodevelopmental screenings.


     Читать полностью...