Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2015 №14 : Баулина М.Е. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Просмотров: 6569

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

Баулина М. Е.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена анализу копинг-стратегий, используемых подростками-мигрантами в процессе социальной адаптации к новой этнокультурной среде. Рассматриваются отличия стратегий, используемых подростками-мигрантами с девиантным поведением, от стратегий девиантных подростков, являющихся выходцами из семей, проживающих в Москве в течение нескольких десятилетий. Подчеркивается необходимость учета типа копинг-стратегий при проведении профилактической работы с подростками-мигрантами, относящихся к группам риска. Обосновывается преимущество стратегии поиска социальной поддержки в процессе адаптации к новой этнокультурной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, миграция, копинг-стратегии, социальная адаптация.

 

 

СOPING STRATEGIES OF MIGRANT ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Baulina M. E.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the analysis of coping strategies used by adolescents migrants in the process of social adaptation to a new ethno-cultural environment. Discusses the differences between the strategies used by migrant adolescents with deviant behavior, deviant strategies of adolescents who come from families living in Moscow for several decades. Emphasizes the necessity of taking into account the type camping strategies when carrying out preventive work with youth belonging to risk groups. Substantiates the advantage of search strategies social support in the process of adapting to a new ethno-cultural environment.

Key words: deviant behavior, adolescence, migration, coping strategies, social adaptation.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №14 : Требухина Е.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЕДИНОГО МИФОЛОГИЧЕСКОГО ИГРОВОГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ДОУ И СЕМЬЮ

Просмотров: 4711

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЕДИНОГО  МИФОЛОГИЧЕСКОГО ИГРОВОГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ДОУ И СЕМЬЮ

                                                                                                 

 Требухина Е.А.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросу формирования единого мифологического игрового воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи в условиях мифологемы. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого показывают, что психолого-педагогическое воздействие ЕМИВОП ДОУ и семьи, обеспечивает: формирование внутренней картины мира ребенка (Я-концепции);  возрождение традиций семейной педагогики и естественной коррекции взаимоотношений родителей и ребенка, посредством организации совместной творческой деятельности в условиях ДОУ и дома;  оптимизацию инновационной профессиональной направленности  и творческой креативной деятельности у сотрудников ДОУ, повышения их профессиональной компетентности, осознанности и ответственности в вопросе экологически сообразного обучения и формирования нравственного здоровья (физического, эмоционально-психологического, интеллектуального, социального) детей.

Ключевые слова: единое мифо-игровое воспитательно-образовательное пространство (ЕМИВОП), дошкольники, социокультурный феномен, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), психолого-педагогическое воздействие, мифологема, социализация, «личность-Мастер», архитипический пласт коллективной психологии, внутренняя картина мира ребенка,  здоровье, семья, внутреннее личностное пространство, культура.

 

SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF A SINGLE MYTHOLOGICAL EDUCATIONAL GAMES-EDUCATIONAL SPACE, COMBINING DOE AND FAMILY

 

Trebukhina E.A.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the formation of a single educational space educational institution for children and families mythologies. Empirical research and the results show that the pedagogical impact of this space educational institution for children and family, provides: the formation of the internal picture of the world of the child (self-concept); the revival of traditions of family education and natural correction of the relationship of parents and re-the child, through joint creative activity in the conditions of kindergarten and at home; optimization of innovative professional orientation and creative creative activities at DOE employees, enhance their professional competence, aware-ness and responsibility in the issue of ecologically oriented training and formation temper-ture on health (physical, emotional, psychological, intellectual, social) children.

Keywords:  myths-educational games-educational space, preschool children, social and cultural phenomenon, preschool educational institution, psychological and pedagogical influence, mythologem, socialization, "Master-Personality", archetypes and  collective psychology, child’s internal world outlook, health, family, personal space, culture.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №14 : Макшанцева Л.В., Овчаренко С.Ю. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Просмотров: 7026

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Макшанцева Л.В., Овчаренко Л.Ю.,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются аспекты конфликтологической компетентности педагога и особенности его медиативной деятельности в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: компетентность, медиация, образовательный процесс, конфликт, стили поведения.

 

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER AND NEGOTIATION ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Makshantseva L.V., Ovcharenko L.Yu.,

MCTTU, Moscow

The article discusses aspects of  a teacher’s conflictological competence and  pay special attention to the  teachers’ negotiation activities in the modern educational process.
Keywords
: competencenegotiationeducational processconflictstyles of behavior.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №14 : Коган Б.М., Викторова О.А. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Просмотров: 4626

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Коган Б.М., Викторова О.А.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию взаимосвязи гендерного пола и индивидуально-психологических особенностей личности подростков 14 – 15 лет. Проведено эмпирическое исследование, показывающее наличие данной взаимосвязи у подростков, которая проявляется в разной степени выраженности тех или иных особенностей в зависимости от гендерной принадлежности индивида.

Ключевые слова: подростки, гендер, возраст, индивидуально-психологические свойства, пол.

 

GENDER ASPECT OF PERSONAL ENHANCEMENT IN DIFFERENT TEENAGE YEARS PHASES

Kogan B.M., Victorova O.A.

MCTTU, Moscow

 

The article is concerned with investigation of correlation between gender role and personal psychological features of 14-15-years old teenagers. An empirical research has been conducted, and it confirmed existence of this correlation among teenagers, which is demonstrated in teenager’s individualities dependence on gender role.

Keywords: teenagers, gender, age, individualities.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №14 : Валявко С.М., Князева А.А., ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Просмотров: 8166

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

 

Валявко С.М., Князева А.А.,

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена анализу подходов к использованию метода наблюдения в зарубежной и отечественной психологии. Излагаются возможности применения наблюдений разных видов в качестве инструмента диагностики в детском возрасте. Предлагаются критерии оригинального стандартизированного наблюдения для выявления застенчивости у дошкольников.

Ключевые слова: метод наблюдения, стандартизированное наблюдение, систематическое наблюдение, требования к наблюдению в детской психологии, личностное развитие, критерии застенчивости.

 

STUDY ON PERSONALITY DEVELOPMENT THROUGH STANDARDIZED OBSERVATION IN PRESCHOOL CHILDREN

 

Valyavko S.M., Knyazeva A.A.

MCTTU, Moscow

 

This article analyzes some existing approaches to the observation method in foreign and Russian Psychology use. Outlines the possibility of using different types of observation as a children diagnostic tool. Provide the criteria of the original systematic observation to detect preschool children shyness.

Keywords: observation method, standardized observation, systematic observation, requirements for observation in child psychology, personal development, criteria for shyness.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №14 : Рыжов Б.Н., Кожинова О.В., Ксенофонтова К.М., Карпова О.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЛИЦ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Просмотров: 8622

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЛИЦ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

 

Рыжов Б.Н.,

Кожинова О.В.

 МГПУ, Москва,

 Ксенофонтова К.М.,

Карпова О.И.

ФГБУ ГНЦ РФ - ИМБП РАН, Москва

 

Статья посвящена описанию современных подходов построения профессионального отбора лиц, деятельность которых сопряжена с высокой степенью психологической и психофизиологической нагрузки и разработке концепции психологического отбора лиц экстремальных профессий с позиций системной психологии.

 Ключевые слова: профессиональный отбор, психологический отбор, методы отбора, экстремальные профессии.

 

PROBLEM OF THE PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION

OF PERSONS OF EXTREME PROFESSIONS

Ryzhov B.N.,

Kozhinova O.V.

MCTTUMoscow,

Ksenofontova K.M.,

Karpova O.I.

 SSC RF-IBMP RAS, Moscow

 

In this article are presented the results of the analysis of existing theoretical approach of the building of the professional selection of the persons and their activity associated with high degree psycho-physiological loads. It is made an attempt to develop the general concept of psycho-physiological selection of the persons of extreme professions from the systems psychology point of view.

Keywords: professional selection, psychological selection, methods of the selection, extreme professions.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №13 : Сведения об авторах №13

Просмотров: 6540

Сведения об авторах журнала

 

«Системная психология и социология»

 

«Systems Psychology and Sociology» authors,

 

2015, № 1 (13)


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №13 : ВИКТОРУ ПАВЛОВИЧУ ШЕЙНОВУ- 75ЛЕТ!

Просмотров: 4640

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

 

ВИКТОРУ ПАВЛОВИЧУ ШЕЙНОВУ- 75 ЛЕТ!

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №13 : Васильев И. А., ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ

Просмотров: 4855

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ

 

Васильев И. А.

 

МГПУ, Москва

 

На рубеже 80–90 годов прошлого столетия существовавшая в советский период система воспитания была разрушена. В то же время не было создано ничего нового, равного этой системе по общественно-политической значимости. Сегодня перед обществом и,в частности передодним из его социальных институтов – образованием, стоит задача воспитания у подрастающего поколения качества гражданственности и патриотизма. Автор полагает, что на данном историческом этапе развития общества гражданско-патриотическое воспитание могло бы стать одной из приоритетных общенациональных задач. В статье рассматривается, какие механизмы должны быть задействованы, какие факторы могли бы быть приняты во вниманиепри решении этой задачи. Автор опирается на социологические данные, полученные на одномиз этапов системного анализа проблемы.

 

Ключевые слова:гражданско-патриотическое воспитание, фокусированное интервью, контент-анализ, оценочные суждения,эксперты, государственные, общественные институты, неудовлетворённость.

 

 

 

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SCHOOL

 

VasiljevI. A.

 

MCTTU, Moscow

 

 

 

On a boundary of 80-90 years of the last century the educational system existed in a soviet-era has been destroyed. At the same time it has not been created anything new, equal to this system on the political importance. Today before a society and, in particular before one of its social colleges – formation, costs a problem of education at rising generation of qualities of civilization and patriotism. The author believes, that at the given historical stage of progress of a society гражданско-patriotic education could become one of priority national problems. In article is considered, what mechanisms should be involved, what factors could be taken into consideration at the decision of this problem. The author leans on the sociological data received on one stages of the system analysis of a problem.

 

Keywords: civil-patriotic education; the focused interview; a content-analysis; estimated judgments; experts; the state, public colleges; a dissatisfaction.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №13 : Ткаченко А.В., ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:

Просмотров: 5081

ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:

США,ФРАНЦИЯ, АНГЛИЯ*

 

Ткаченко А.В.,

МГПУ,Москва

 

Статья является продолжением исследования, опубликованного в предыдущем номере журнала, и содержит анализ развития американского, французского и английского обществ в Новое время. В статье дается обоснование теории о прохождении социальной системы через последовательно сменяющие друг друга фазы, состоящие из 30-летних поколенных циклов.

Ключевые слова: социальная система, системный подход, циклическое развитие,поколение, социальный конфликт, фаза развития социальной системы, переходная стадия развития.

 

CYCLIC DEVELOPMENT OF WESTERN SOCIAL SYSTEMS: THE USA, FRANCE, ENGLAND

 

Tkachenko A.V.,

MCTTU, Moscow

 

This article is a continuation of the research published in the previous number of the journal. The article is devoted to an analysis of the development of American, French and English social systems in the last centuries. The author grounds his theory about passing of each social system through the certain changing phases which consist of 30-years generation cycles.

Keywords: a social system, systems approach, a cyclic development, a generational cycle, generation gap, a social system development phase, a social system transitional stage.


  Читать полностью...