Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №20 : Б. М. Коган, Т. И. Хазиева, ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ

  Просмотров: 351

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ

 

 

Б. М. Коган, Т. И. Хазиева, МГПУ, Москва

 

В работе представлены результаты исследования агрессивности, тревожности, депрессивности и уровня психологического благополучия у подростков, страдающих нарушениями пищевого поведения (анорексия и булимия), а также избыточной массой тела. Показано, что все изученные параметры существенно отличаются от тех, которые присущи условно здоровым сверстникам.

Ключевые слова: нарушения пищевого поведения; избыточная масса тела; агрессивность; тревожность; депрессивность; психологическое благополучие.

 

FEATURES OF THE TEENAGERS EMOTIONAL SPHERE IN EATING BEHAVIOR DISORDERS AND OVERWEIGHT PROBLEMS

 

B. M. Kogan,

T. I. Xazieva, MCU, Moscow

 

Paper shows the research results of aggression, anxiety, depression and the level of psychological wellbeing among teenagers with eating disorders (anorexia and bulimia), as well as overweight problems. It is shown that all the researched data are differ significantly from the relatively healthy group of young people.

Keywords: eating disorders; overweight; aggression; anxiety; depression; psychological well-being.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : Т. И. Бонкало, РГСУ, Москва, О. П. Горбушина, МИОО, Москва М. Н. Цыганкова, РГСУ, Москва, ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНОНАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  Просмотров: 330

ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНОНАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

Т. И. Бонкало, РГСУ, Москва, О. П. Горбушина, МИОО, Москва М. Н. Цыганкова, РГСУ, Москва,

 

В статье раскрыты понятия этнонационалистических и деструктивных религиозных организаций; представлены результаты исследования социально-психологических особенностей лиц, вовлеченных в деструктивные религиозные организации; даны практические рекомендации для профилактики вовлечения подростков и молодежи в деструктивные организации религиозной и этнонационалистической направленности, которые можно реализовать в рамках изучения дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в массовых школах и других образовательных организациях.

Ключевые слова: профилактика; подростки и молодежь; школа; повышение квалификации педагогов; деструктивные религиозные организации; организации этнонационалистической направленности; предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; социально-психологические характеристики лиц; вовлеченных в деструктивные религиозные организации.

 

PREVENTIVE MEASURES OF YOUTH INVOLVEMENT INTO DESTRUCTIVE ORGANIZATIONS WITH RELIGIOUS AND ETHNO-NATIONALIST CHARACTER11

 

T. I. Bonkalo, RSSU, Moscow, O. P Gorbushina, MIOE, Moscow M. N. Cygankova, RSSU, Moscow

 

The article deals with the concept of ethno-nationalist and destructive religious organizations. It presents the results of research on the socio-psychological characteristics of persons involved in the destructive religious organizations. Practical recommendations are given for the prevention of the involvement of adolescents and youth into the organization of destructive religious and ethno-nationalist orientation, which can be implemented into the study of the subject area disciplines like «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» in schools and other educational organizations.

Keywords: prevention; adolescents and young people; schools; training teachers; destructive religious organizations; ethno-nationalist orientation of the organization; subject area «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia»; socio-psychological characteristics of persons involved in the destructive religious organizations.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : Л. В. Сенкевич, М. В. Сагалов, РГСУ, Москва, А. Е. Метелица, ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

  Просмотров: 361

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

 

Л. В. Сенкевич, М. В. Сагалов, РГСУ, Москва, А. Е. Метелица, МГПУ, Москва

 

Статья посвящена проблеме трансформации защитных механизмов личности в процессе развития алкогольной зависимости. В исследовании определяется степень выраженности механизмов психологической защиты в разных возрастных группах респондентов, находящихся на определенной стадии развития алкогольной зависимости. На основе сравнительного анализа полученных показателей делается вывод об их характере в процессе алкоголизации личности.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты; алкогольная зависимость; аддиктивное поведение; возрастные этапы; стадии алкоголизации.

 

TRANSFORMATION OF PROTECTIVE MECHANISMS OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ALCOHOL DEPENDENCE AT DIFFERENT AGE STAGES

 

L. V. Senkevich, M. V. Sagalov, RSSU, Moscow, A. E. Metelica, MCU, Moscow

 

The article is devoted to the transformation of protective mechanisms of personality in the process of development of alcohol dependence. The study determined the severity of mechanisms of psychological protection in different age groups of respondents that are at a certain stage of development of alcohol dependence. Based on the comparative analysis of obtained indicators, the conclusion about the nature of the transformation of mechanisms of psychological protection in the process of alcoholism personality.

Keywords: psychological defense mechanisms; alcohol dependence; addictive behavior; developmental stages; stages of alcoholism.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : С. В. Львова, К. А. Аракелян, ВЛИЯНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  Просмотров: 368

ВЛИЯНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

С. В. Львова, К. А. Аракелян, МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию влияния занятий по лего-конструированию на развитие первоклассников. Приводятся результаты исследования личностной креативности первоклассников после проведения развивающих занятий. Доказывается эффективность программы дополнительного образования, которая позволяет активизировать творческую деятельность детей, их любознательность, интересы, воображение.

Ключевые слова: дополнительное образование; лего-конструирование; креативность; творческое развитие.

 

THE IMPACT OF A LEGO-ENGINEERING ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FIRST-GRADERS

 

S. V. L ’vova, K. A. Arakelyan, MCU, Moscow

 

The article is devoted to the study of a lego-engineering class influence on the first-graders’ development. It presents the results of the study of the first-graders’ personal creativity after the series of lego-engineering lessons. The first results have proved the effectiveness of the program of additional education, it allows to activate children’s creativity, their curiosity, interests and imagination.

Keywords: additional education, lego-engineering, creativity, creative development.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : И. И. Васильева МАКРОЭРГОНОМИКА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭРГОНОМИКИ

  Просмотров: 345

МАКРОЭРГОНОМИКА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭРГОНОМИКИ

 

И. И. Васильева, Институт психологии РАН, Москва

 

В статье представлен обзор зарубежной литературы, посвященной макроэргономике как новой комплексной парадигме эргономики. Описаны причины ее возникновения, приведены основные понятия, положения, методы, персоналии, важнейшие направления и современный формальный статус. Показано, что макроэргономика возникла как результат выхода за традиционные границы предмета эргономики и обнаруживает устойчивую тенденцию интеграции с организационной психологией. Указана необходимость разработки системно-теоретического фундамента макроэргономики. Эргатиче-ская система предлагается как базовая модель интеграции социально-психологических и предметных (машинных) факторов труда.

Ключевые слова: макроэргономика; эргономика; организационная психология; организация труда; культура безопасности; партисипативная эргономика; рабочая система; безопасность в топливно-заправочной компании; безопасность в энергетике; деятельностный подход.

 

MACROERGONOMICS: A NEW PERSPECTIVE ON ERGONOMICS

 

I.I. Vasil’eva, Institute of Psychology, Russian Science Academy, Moscow

 

The article provides an overview of macroergonomics as a new paradigm of ergonomics based mainly on English-language articles. The background of its occurrence, basic concepts, statements and methods of macroergonomics as well as modern state, personalities and an example of the specific macroergonomic case of safety culture forming are considered. It is demonstrated that the macroergonomics has arisen as result of through-boundaries development of the traditional subject of ergonomics and shows a clear trend to integration with organizational psychology. The necessity of development of the systemic-theoretical model of macroergonomics is specified and the ergatic system is considered as proper one.

Keywords: macroergonomics; ergonomics; organization psychology; labour organization; safety culture; participatory ergonomics; work system; safety at petroleum distribution operation; safety at power plant; activity approach.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : С. М. Валявко, П. А. Жокина, СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

  Просмотров: 353

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

С. М. Валявко, П. А. Жокина, МГПУ, Москва

 

В статье освещаются различные аспекты понимания самооценки в современной зарубежной литературе. Несмотря на то что проблема эмоционально-оценочного отношения к самому себе уже много лет находится в фокусе внимания психологов, данный феномен нельзя считать изученным полностью. Статья представляет собой обзор последних публикаций в области психологии самооценки, переведенных авторами на русский язык.

Ключевые слова: личность; самость; «Я-концепция»; самооценка; «Я-образ»; эмоционально-оценочное отношение; образование.

 

CURRENT RESEARCHES ON SELF-ASSESSMENT ON PROBLEMS IN FOREIGN PSYCHOLOGY

 

S. M. Valyavko, A. Zhokina, MCU, Moscow

 

The article highlights various aspects of understanding of self-assessment in the modern foreign literature. Despite the fact, that the problem of emotional-evaluative attitude to yourself is in the focus of psychologists’ attention for many years, this phenomenon can not be considered as fully studied. The article presents a review of recent publications in the field of psychology of self-assessment, translated by the authors of the article into Russian language.

Keywords: personality; selfness; «self-concept»; «self-assessment»; «self-image»; emotional-evaluative attitude; education.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №20 : Е. С. Романова, МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ для системы дополнительного образования

  Просмотров: 330

МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

для системы дополнительного образования

Е. С. Романова, МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблема организации комплексной подготовки студентов педагогических вузов для системы дополнительного образования детей. Современное дополнительное образование — это самостоятельный образовательный источник, а не только элемент существующей системы общего образования, способствующий развитию ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. В связи с этим предъявляются особые требования к содержанию и качеству подготовки педагогов для системы дополнительного образования. Разработанные модульные программы подготовки студентов для системы дополнительного образования детей включают в себя блок дисциплин, которые образуют целостную логическую структуру в составе программы.

Ключевые слова: студенты; дополнительное образование; эффективность обучения; модульные программы; направления работы педагога.

 

 

MODULE TRAINING PROGRAMS FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

E. S. Romanova, MCU, Moscow

 

The article deals with the problem of organizing of a comprehensive training for students of pedagogical universities for the system of additional education for children. At present, modern additional education is an independent educational source, and it isn’t just an element of the existing system of general education, it contributes the key competences into the different spheres of a child’s development. In this regard, special demands are made to the content and quality of teachers’ training for the system of additional education. Modular programs, developed for additional education for children, include blocks of disciplines based on a coherent logical structure.

Keywords: students; additional education; effectiveness of learning; modular programs; teacher’s areas of work.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Сведения об авторах №19

  Просмотров: 3631

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

РЫЖОВ Борис Николаевич — доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. Лауреат премии  Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

RYZHOV Boris Nikolayevich  Doctor of Psychology, Full professor. Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.

 

E-mail: rizhov51@mail.ru.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : В. М. Ананишнев, А. В. Ткаченко, В. В. Фурсов, МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

  Просмотров: 3549

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

В. М. Ананишнев,

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва

В. В. Фурсов,

РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

Статья представляет собой обзор международной практики в области оценки качества работы высших учебных заведений. На основании анализа зарубежных подходов предлагаются критерии для оценки деятельности российских вузов.

Ключевые слова: критерии и показатели деятельности вузов, мониторинг вузов, международный рейтинг вузов, качество образования, образовательные индикаторы.

THE INTERNATIONAL CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING UNIVERSITY ACTIVITIES

V. M. Ananishnev,

A. V. Tkachenko,

MCU, Moscow

V. V. Fursov V. V.,

RNRMU, Moscow

The article provides an overview of international practice in assessment of quality of higher education institutions. Using the analysis of foreign approaches it proposes some criteria for assessing the activity of Russian universities.

Key words: criteria and indicators of university activities, monitoring of universities, international rating of universities, quality of education, educational indicators.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №19 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII –НАЧАЛА XIX ВЕКА. И.П. ПНИН

  Просмотров: 3726

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII –НАЧАЛА XIX ВЕКА. И.П. ПНИН

                                                                                            Д. В. Иванов,

                                                                           НГПУ, Новосибирск

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства И. П. Пнина, внесшего свой необычный вклад в развитие отечественной психологической мысли в конце XVIII − начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципах, которые позволили ему описывать психологические феномены.

Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE END OF THE 18TH AND IN THE BEGINNING OF THE 19TH CENTURIES. I.P. PNIN

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

The article deals with the idea of a prominent leading figure of the Russian Enlightenment I.P. Pnin, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of Russian educator’s representations about a man and human nature, a struggle and principles that have allowed him to describe the psychological phenomena.

Keywords: moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.


     Читать полностью...