Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2015 №16 : Набатникова Л.П., Калиш И.В., ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Просмотров: 6240

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

 

Набатникова Л.П.,

Калиш И.В.,

МГПУ,  Москва

 

В статье представлены результаты изменения тревожных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных условиях: в семье, детской деревне и детском доме. Выделены особенности динамики преобразования тревожного состояния, с помощью системы методов арт-терапии, у детей разных условий воспитания.

Ключевые слова: тревожные эмоциональные состояния, семья, детская деревня, детский дом,  система,  арт-терапия.

 

CHANGE ALARM EMOTIONAL STATES IN PRESCHOOL CHILDREN, RAISED IN A FAMILY, THE CHILDREN'S VILLAGE AND CHILDREN'S HOME, USING A SYSTEM METHODS OF ART THERAPY

 

Nabatnikova L.P.,

Kalish I.V.,

MCTTU, Moscow

 

The article presents the results of changes in emotional states of anxiety of preschool children who are brought up in different environments: in the family, the children's village and the orphanage. The features of the dynamics of the transformation of anxiety, with the help of methods of art therapy in children of different training conditions.

Key words: anxious emotional states, family, Children's Village, an orphanage, systemart therapy.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №16 : Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Просмотров: 5710

ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Коган Б.М.,

Яковлева А.В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается влияние танцевально-двигательной терапии на показатели качества жизни, индекса психологического благополучия и успеваемость по основным школьным дисциплинам у подростков с нарушениями зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, подростковый возраст, танцевальная терапия

 

THE USE OF DANCE - MOVEMENT THERAPY AMONG ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Kogan B.M.,

Yakovleva A.V.

MCTTU, Moscow

 

The article focuses on the impact of dance / movement therapy on quality of life, Index of psychological well-being and academic performance in basic school subjects in adolescents with visual impairments.

Key words: visual impairment, adolescence, dance – movement


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №16 : Челышева Ю.В., РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Просмотров: 11385

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Челышева Ю.В.,

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена изучению роли референтных группы в формировании ценностных ориентаций подростков асоциального поведения. Представлено исследование референтных и ценностных ориентаций благополучных и асоциальных подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подростковый возраст, референтная группа, ценностные ориентации.

 

REFERENCE GROUP AND VALUE ORIENTATIONS IN

TEENAGERS WITH ASOCIAL BEHAVIOUR

 

Chelisheva Y.V,

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the role of the reference group in the formation of value orientations in teens with anti-social behaviour. The study presents the reference and value orientations of social and asocial teenagers.

Keywords: asocial behaviour, adolescence, reference group, value orientations.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №16 : Рыжов Б.Н., Чибискова О.В., ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ПОЛЕТА НА МАРС

Просмотров: 6166

 ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ПОЛЕТА НА МАРС

 

Рыжов Б.Н., 

Чибискова О.В.,

МГПУ, Москва

 

В статье излагаются некоторые итоги исследований психической работоспособности и мотивационного профиля испытателей, принимавших участие в полуторагодовом эксперименте в условиях длительной изоляции. Описывается практическое применение методов системной диагностики типов психической работоспособности и мотивации  для экстремальных видов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: системная психология, психическая работоспособность, системный профиль мотивации, длительная изоляция.

 

PERSON’S PSYCHIC WORK CAPACITY DURING MARS FLIGHT SIMULATION

Ryzhov B.N.,

Chibiskova O.V.,

MCTTU, Moscow

 

The article presents some results of studies of mental health and motivational profile of testers who participated in the eighteen-month experiment in conditions of prolonged isolation. Describes practical application of methods of system diagnostics types of mental health and motivation for extreme types of professional activity.

 

Keywords: systems psychology, psychic work capacity, motivation  system profile, long-term isolation.

  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №16 : Романова Е.С., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

Просмотров: 5902

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

 

 

Романова Е.С.,

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения одаренных школьников.  Рассматривается проблема определения ими своей идентичности, т.е. своего отношения к окружающему миру, людям и самому себе  только ему доступным способом. Показано, что на разных стадиях развития одаренного ребенка меняется роль различных факторов в его социализации и подготовке к будущей профессиональной деятельности.  В работе представлены признаки учащихся с множественным потенциалом и признаки учащихся с особой одаренностью, а также рекомендации по работе с этими группами одаренных учащихся.

Ключевые слова:  одаренные учащиеся, внутренний мир, психологическое сопровождение,  выбор  профессии, социализация, идентичность, самопознание,  самопринятие, творческий потенциал, дифференциация интересов.

 

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF

PROFESSIONAL CAREER SUCCESS PROBLEMS IN GIFTED STUDENTS

Romanova E.S.,

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to gifted students’ professional self-identification. The problem of defining students’ identity, their relations to the surrounding world, to people and yourself only to him is discussing. It is shown that the role of the various factors changes a lot at different stages of gifted students’ development during their socialization and preparation for future professional activity. The article presents the characteristics of students with multiple capabilities and characteristics of students with special giftedness and recommendations are given for working with gifted students.

Key words: gifted students, person’s inner world, psychological support, career choice, socialization, identity, self-knowledge, self-acceptance, creativity, differentiation of interests.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Сообщение редакции

Просмотров: 4788

 

 

Редакция журнала "Системная психология и социология" с глубоким прискорбием сообщает о том, что после тяжелой болезни ушел из жизни наш товарищ, прекрасный педагог, талантливый психолог-практик, Ольга Владиленовна Кожинова.

Ольга Владиленовна родилась в 1959 году в подмосковном Серпухове, где прошли ее детство и юность. В 1980-1990 гг. работала в различных образовательных учреждениях. Последние15 лет ее жизни были тесно связаны с Московским городским педагогическим университетом. После окончания  в 2004 г. психологического факультета МГПУ,  Ольга Владиленовна  продолжила научную деятельность на факультете в качестве соискателя. Она стала организатором психологической службы Московского кадетского корпуса юстиции и гимназии «Свиблово».  С 2007 г. работала старшим преподавателем, а после защиты кандидатской диссертации в 2012 г. – доцентом  Института психологии социологии и социальных отношений МГПУ. Многие годы Ольга Владиленовна возглавляла профсоюзную организацию Института, была награждена памятным знаком ФСИН, почетными грамотами Университета и Департамента образования г. Москвы.

Ольга Владиленовна была психологом не только по должности, но и по жизни. Она обладала редким даром помочь человеку найти себя и сохранить веру в будущее  в трудной, иногда кажущейся безвыходной, ситуации. Стойкость и оптимизм сопровождали ее до последнего дня.

Светлая память об Ольге Владиленовне Кожиновой, нашем товарище,

 добром и отзывчивом человеке, будет жить в наших сердцах.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Сведения об авторах №15

Просмотров: 6028

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

«Systems Psychology and Sociology» authors,

 

2015, № 3 (15)

 



 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Леньков С. Л. МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ: ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ И ПРАКТИКОЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Просмотров: 7101

МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ И ПРАКТИКОЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(Рецензия на книгу А.В. Карпова «Психология сознания: Метасистемный подход»)

 

Леньков С. Л.

ИИДСВ РАО, Москва

 

Содержание рецензируемой монографии, равно как и ее значение для психологии сознания, рассмотрены с учетом ряда новых данных и контекстов исследовательской деятельности, появившихся уже после ее выхода и позволяющих переосмыслить роль и место некоторых из представленных в ней научных идей. Показана перспективность предложенного автором метасистемного подхода, основанная, в первую очередь, на фактически реализованном в нем единстве теории и метода, обеспечивающем широкие возможности для его дальнейшего развития и верификации в практике разнообразных психологических исследований.

Ключевые слова: психология сознания, «мейнстрим» мировой психологии, методология, метасистемный подход, единство теории и метода, верификация, структура сознания, «встроенный» метасистемный уровень.

 

META-SYSTEMIC APPROACH TO THE PROBLEM OF CONSCIOUSNESS:
THE TEST OF TIME AND PRACTICE OF SCIENTIFIC RESEARCH
(Book Review by A. V. Karpov «Psychology of Consciousness:

Meta-Systemic Approach»)

 

Lenkov S. L.

ISCFR RAE, Moscow

 

The content of peer-reviewed monographs, as well as its significance for psychology of consciousness, considered in light of several new data and research contexts that appeared after its release, and allows you to rethink the role and place of some of the scientific ideas presented in it. The prospects proposed by the author of the meta-systemic approach based primarily on actually realized in it the unity of theory and method that provides wide opportunities for its further development and verification in practice a variety of psychological studies.

Keywords: psychology of consciousness, mainstream world psychology, methodology, meta-systemic approach, the unity of theory and method, verification, structure of consciousness, «built-in» meta-systemic level.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 - 11 вв.)

Просмотров: 5302

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 - 11 вв.)

(Продолжение, начало в № 14 за 2015 г.)

 

Рыжов Б.Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья представляет продолжение исследования, посвященного системной периодизации развития современной Европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Первая часть этого исследования, опубликованная в № 14 журнала «Системная психология и социология», включала описание начального этапа развития цивилизации, соответствующего 5 – 8 векам. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в течение следующего исторического этапа, с 9 по 11 века. 

Ключевые слова: системная периодизация развития, кризис цивилизации, дошкольное детство, искусство, игра, возраст цивилизации. 

 

 

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION (The 9 – 11th centuries)

(Сontinuation, the beginning of the article see 2 (14) 2015)

 

Ryzhov B.N.

MCTTU, Moscow

 

The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and it describes the development of civilization in accordance with the corresponding periods of human development. The first part of this study, published in the previous issue № 2(14) of the journal “Systems psychology and sociology", included a description of the initial stage of civilization from the 5th to 8th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and the person in the next historical phase, from the 9th to the 11th centuries. 

Keywords: system development periods, crisis of civilization, early childhood, art, game, age of civilization.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Д.В. Иванов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. М. М. ХЕРАСКОВ, Я. Б. КНЯЖНИН

Просмотров: 5844

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.  М. М. ХЕРАСКОВ, Я. Б. КНЯЖНИН

                                                                                                             Д.В. Иванов

                                                                                                  НГПУ, Новосибирск

В статье рассматриваются ведущие идеи видных деятелей российского просветительства, выпускников Сухопутного шляхетского корпуса М.М. Хераскова и Я.Б. Княжнина, внесших свой вклад в развитие отечественной психологической мысли XVIII столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация их представлений о человеческой природе, тех принципах, которые позволили им  описывать психологические феномены.

Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, естество, система психологических понятий, человековедение, психология сердца, разумность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA DURING THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY.

M.M. KHERASKOV, J.B. KNYAZHNIN

                                                                                                             D.V. Ivanov

                                                                                                   NSPU, Novosibirsk

The article deals with the leading ideas of the Russian Enlightenment prominent graduates land gentry housing M.M. Kheraskov and J.B. Knyazhnin, have contributed to the development of Russian psychological thought of the XVIII century. The article uses the historical and psychological rehabilitation and psychological interpretation of their ideas about human nature, the principles which have allowed them to describe psychological phenomena.

Key words: moral psychology, human nature, being, system of psychological notions, humanities, psychology heart, intelligence, righteousness


  Читать полностью...