Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Просмотров: 7679

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Просмотров: 6298

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В. А. Борисова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.

 

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE

 

V. A. Borisova,

MСU, Moscow

The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities.

Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Т. А. Шилова, Е. А. Пономарева, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Просмотров: 6116

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Т. А. Шилова,

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва

 

В работе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на состояние социального взаимодействия участников образовательного пространства. Показана роль организационной культуры, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации, стиля руководства, урегулирования конфликтов в структуре управления школой.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социально-психологический климат, социально-психологическая адаптация, стиль руководства, управление в образовательном пространстве.

 

SOCIAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL SPACE

 

T. A. Shilova,

E. A. Ponomareva,

 

MСU, Moscow

 

 

In the present work examines the socio-psychological factors influencing the condition of social interaction between the participants of the educational space. The role of organizational culture, socio-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, conflict resolution in the management structure of the school.

Keywords: social interaction, social-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, management in the educational space.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Р. С. Немов, Д. А. Яценко, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Просмотров: 5661

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

Р. С. Немов,

МПГУ, Москва,

Д. А. Яценко,

МосГУ, Москва

 

В статье представлены результаты перекрестной валидизации системы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов практической работы с личностью, а также их согласованности между собой. Одно из исследований касалось использования данной системы независимыми экспертами для оценки психологических теорий личности; другое содержало экспертную оценку параметров, входящих в состав данной системы; третье относилось к сравнению критериев оценки психологических теорий личности, предложенных зарубежными учеными, с параметрами, входящими в состав данной системы анализа.

Ключевые слова: система метанаучного конструктивно-критического анализа; теоретическая и эмпирическая валидность; перекрестная валидизация.

 

THE СROSS-EXAMINED VALIDATION THE CONSRUCTIVE-CRITICAL SYSTEM OF METASCIENTIFIC ANALYSES OF PERSONALITY INVESTIGATIONS

 

R. S. Nemov

MCU, Moscow,

D. A. Jatsenco,

MosHU, Moscow

 

The results of cross-examined validation of the system of constructive-critical metascientific analyses of theories, empirical investigations, methods of practical personality psychology and their interconnections are presented in the article. The sums of three investigations are presented in the report. In the first of them that system was used by independent experts to estimate various theories of personality. The second investigation concerned estimations of parameters, included in that system. The third investigation related comparison the criteria, that proposed by foreign scientists, for analysis personality theories, with parameters of that analytical system.

Keywords: the system of constructive-critical metascientific analyses, empirical validity, cross-examined validation.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)

Просмотров: 6518

ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(RT-TEST)

 

Б. Н. Рыжов,

Л. Б. Смоловская,

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена описанию теста на переключение умственных действий RT-TEST, предназначенного для оценки одного из показателей гибкости мышления. Статья включает описание принципов работы методики, процедуры применения теста и регистрации результатов тестирования. В статье также приводятся результаты валидизации методики RT-TEST.

Ключевые слова: системная психология, переключение умственных действий, RT-TEST, психическая работоспособность, типология интеллекта, версативный и ингенитивный интеллект.

 

TEST SWITCH MENTAL ACTIONS (RT-TEST)

 

B. N. Ryzhov,

L. B. Smolovskaya,

MCU, Moscow

 

The article is devoted to description of the method of RT-TEST. The article includes a detailed description of the methodology, the procedure of application test and data processing. The article also contains information about validation.

Keywords: system psychology, switching mental actions, RT-TEST, mental efficiency, typology of intelligence, versativ and ingenitive intelligence.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

Просмотров: 6869

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства А. П. Куницына, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: право, нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, личность, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA

BEGINNING OF XIX CENTRY. A. P. KUNITSYN

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of leading a prominent figure of the Russian Enlightenment A. P. Kunitsyn, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that have allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: law, moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, personality, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №18 : Сведения об авторах №18

Просмотров: 6696

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

 

РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович — кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, почетный работник общего образования Российской Федерации.

REMORENKO Igor Mikhaylovitch — PhD (Pedagogy), associate professor, rector of the Moscow City University, honorary employee of general public education of the Russian Federation.

E-mail: rector@mgpu.ru

 

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : С. В. Львова, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

Просмотров: 8761

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

 

С. В. Львова,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS

 

S. V. Lvova,

MCU, Moscow

 

The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.

Key words: self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : И. Ю. Кулагина, Н. И. Константинова, РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Просмотров: 9114

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И. Ю. Кулагина,

Н. И. Константинова,

МГППУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию мотивации родителей (матерей) и их детей младшего школьного возраста. Показаны общее сходство их мотивационных профилей и различия в выраженности мотивации разного типа; взаимосвязи родительских и детских мотивационных систем с преобладанием духовно-нравственной мотивации и отсутствием дифференциации мотивов; более тесные ценностно-смысловые связи между матерями и дочерями, по сравнению с матерями и сыновьями.

Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, мать, ребенок, младший школьный возраст.

 

PARENTS AND CHILDREN: TENDENCIES OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT

 

I. Ju. Kulagina,

N. I. Konstantinova,

MSPPU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the motivation of parents (mothers) and children of early school age. The total similarity of their motivational profiles and differences in the significance of different types of motivation; the relationship of parent and child`s motivational systems with predominance of moral motivation and lack of motive`s differentiation; closer semantic-value links between mothers and daughters, compared with mothers and sons, are shown.

Keywords: moral motivation, egocentric motivation, hedonistic motivation, mother, child, early school age.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Б. М. Коган, М. М. Ахмедова, ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

Просмотров: 6942

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР

 ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Б. М. Коган,

М. М. Ахмедова,

МГПУ, Москва

 

Проведено сравнительное исследование эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 8–11 лет, больных аутизмом и шизофренией. У всех обследованных выявлена недостаточность сформированности эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы могут быть использованы как критерии диагностики ранних проявлений этих расстройств.

Ключевые слова: эмоциональная и когнитивная сфера, аутизм, шизофрения

 

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF CHILDREN WITH AUTISM AND SCHIZOPHRENIA

 

B. M. Kogan,

M. M. Akhmedova,

MCU, Moscow

 

A comparative study of emotional and cognitive sphere of children aged 8–11 years with autism and schizophrenia. All surveyed identified insufficient formation of the emotional sphere. Features of emotional and cognitive spheres can be used as criteria for the diagnosis of early symptoms of these disorders.

Key words: emotional and cognitive sphere, autism, schizophrenia


  Читать полностью...