Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2017 №22 : Б. Н. Рыжов, Л. А. Машкова, Г. И. Столярова, ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Просмотров: 2891

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ  

  

 

Б. Н. Рыжов, 

МГПУ, Москва, 

Л. А. Машкова, 

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,  

Г. И. Столярова, 

лицей № 1533, Москва 

  

Статья посвящена лонгитюдному исследованию мотивации старших подростков в начальном и завершающем периодах обучения в старшей школе. В исследовании, выполненном с использованием теста системного профиля мотивации (СПМ), показано существование на завершающем этапе обучения в школе тренда мотивационных показателей в сторону антропоцентрической мотивации с доминированием познавательной мотивации, а также мотивации защиты своего «Я» и самосохранения. Эти тенденции наблюдаются на фоне депрессии социоцентрических видов мотивации — альтруизма, нравственности и самореализации. 

Ключевые слова: системная психология; системный профиль мотивации; системная периодизация развития; старший подростковый возраст; ранняя юность; антропоцентрическая мотивация; социоцентрическая мотивация; самореализация; нравственность; познавательная мотивация; защита «Я»; самосохранение. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Просмотров: 4289

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ 

 

Е. С. Романова, 

Б. М. Абушкин, 

МГПУ, Москва 

 

Статья посвящена вопросам формирования активной жизненной позиции школьников на основе освоения психологических технологий личностной самооценки и профессионального самоопределения школьников. Обсуждается содержание и возможность использования системно выстроенной логики организации психологической работы с учащимися на основе их познавательной и созидательной активности, базирующихся на идее достижения максимальной эффективности в своем будущем карьерном развитии.  

Ключевые слова: социальные установки; профессиональное развитие; личностные качества; карьерные ориентиры; эмоциональная направленность; интересы; способности. 

 

ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS AS THE LEADING FACTOR OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION 

 

E. S. Romanova, 

B. M. Abushkin, 

MCU, Moskow 

 

The article is devoted to questions of formation of students’ active life position on the basis of the development of psychological technologies of personal-esteem and professional self-determination in schoolchildren. The problem of content and the possibility in system line with the logic of the organization of a psychological work with students is discussed based on their cognitive and creative activity, based on the idea of achieving of a maximum efficiency in their future career development. 

Keywords: social attitudes; professional development; personal qualities; career guidance; emotional orientation; interests; abilities. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Сведения об авторах №21

Просмотров: 9139

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

    

ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ.

VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (psychology), docent. A docent at the department of clinical and special psychology at the Institute of psychology, sociology and social relations of the Moscow city university.

 E-mailvalyavko@yandex.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с.

Просмотров: 8371

Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с. [1]

 

Создание фундаментальной теории психологии — важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы и негативный опыт многих неудачных попыток создать такую теорию в предшествующие периоды развития психологии, и большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться в современной психологии. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : П. Б. Мрдуляш, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Просмотров: 23496

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

П. Б. Мрдуляш

РАНХиГС, Москва

 

В статье предложена классификация образовательных программ, построенных на проектной работе обучающихся. Основой для классификации является та часть проектной деятельности, которую осваивают обучающиеся — постановка задачи, формирование проектной идеи или планирование процесса организации и реализации проекта. Отдельно рассмотрены программы подготовки государственных служащих и проектно-проблемные программы.

Ключевые слова: управление проектами; образование; подготовка государственных служащих.

 

CLASSIFICATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS

 

P. B. Mrdulyash,

RANEPA, Moscow

 

The article proposes a classification of educational programs in which students make a project. The basis for the classification is that part of the project management that students master. This is either setting the task, or forming a project idea or planning the process of organizing and implementing a project. Training programs for government officials and design-problem programs are described in more detail.

Keywords: project management; education; training programs for government officials.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : G. Simons, TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY

Просмотров: 8608

TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY

 

G. Simons,

The Center for Asymmetric Threat Studies (CATS)

at the Swedish Defence University, Stockholm

 

The article focuses on tangible threats through intangible means in the framework of broader agenda of information and communication security of BRICS.

Keywords: BRICS; intangible threats; brand; reputation; information security; communication security.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : От Редакции

Просмотров: 2463

От Редакции

 

В 2017 году журнал начинает публикацию статей на английском языке. После текста, написанного на языке оригинала, следует развернутая аннотация содержащегося в статье материала на русском языке. Публикация статей на двух языках предусмотрена Свидетельством о регистрации средства массовой информации — журнала «Системная психология и социология» (регистрационный номер ПИ № ФС77–37716 и ЭИ № AC77–37715 от 29.09.2009 г.).

 

Ниже вниманию читателей предлагается статья старшего научного сотрудника кафедры евразийских исследований Шведского университета города Упсала Г. Саймонса «Материальные угрозы нематериальными средствами: аспекты информационной и коммуникационной безопасности БРИКС».


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. П. Я. ЧААДАЕВ

Просмотров: 125262

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. П. Я. ЧААДАЕВ

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются психологические идеи выдающегося деятеля российского просветительства, «неразгаданной личности» — П. Я. Чаадаева, —внесшего свой вклад в развитие отечественной философско-психологической мысли в первой трети XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеческой природе, человеке, его борьбе и тех принципах, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: человеческая природа; система психологических понятий; личность; борьба; человек борющийся; разумность; чувственность; добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE FIRST THIRD XIX CENTURY. P. Y. CHAADAYEV

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of the outstanding figure of the Russian Enlightenment, «unsolved personality»  P. Y. Chaadaev, — who has made contributions to the development of Russian philosophical and psychological thought in the first third of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: human nature; system of psychological concepts; personality; struggle; struggling people; intelligence; sensitivity; righteousness.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Е. С. Романова, С. Б. Шубин, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОНСОЛЬНЫХ ВИДЕОИГР В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Просмотров: 12014

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОНСОЛЬНЫХ ВИДЕОИГР В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

Е. С. Романова, С. Б. Шубин,

МГПУ, Москва

 

В статье проведен обзор отечественной и зарубежной литературы на тему психологического воздействия компьютерных и консольных видеоигр на подростков и молодых людей. Приведена классификация видеоигр. На основе анализа литературы выделены жанры видеоигр, способные оказывать особенно сильное воздействие на психику подростка. Определены фактические и процессуальные недостатки в научном знании о проблеме психологического воздействия видеоигр на подростков и молодых людей.

Ключевые слова: подростки; молодые люди; зависимость; агрессия; классификация видеоигр; психологическое влияние видеоигр; игровая мотивация; личность.

 

THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF COMPUTER AND CONSOLE VIDEO GAMES ON YOUNG PEOPLE

 

 

E. S. Romanova, S. B. Shubin,

MCU, Moscow

 

The article reviewed some Russian and foreign literature about the psychological impact of computer and console video games on adolescents and young people. The classification of video games is also presented. According to the literature analysis there are some selected genres of video games that may have a particularly strong impact on an adolescent’s psyche. Actual and procedural deficiencies about the problem of the psychological impact of video games on adolescents and young people have been defined here.

Keywords: teenagers; young people; addiction; aggression; classification of video games; psychological impact of video games; game motivation; personality.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Н. Ю. Марчук, РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

Просмотров: 9182

РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Н. Ю. Марчук,

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

 

На основании идеи о том, что потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека, автор описывает деструктивные и конструктивные последствия чрезвычайной ситуации. Роль чрезвычайных ситуаций в онтогенезе и филогенезе человека рассматривается отдельно на каждом из этапов развития ЧС.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; вызовы; риски; опасности; угрозы; кризис; катастрофа; крах.

 

THE ROLE OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE HUMAN PHYLOGENY AND ONTOGENY

 

N. Y. Marchuk,

Ural Federal University,Yekaterinburg

 

On the basis idea, that a need for security is one of the main motives of human activity, the author describes the destructive and constructive effects of anemergency. The role of emergency situations in the human phylogeny and ontogeny considered separately at each of the stages of an emergency.

Keywords: emergency situation; challenges; risks; dangers; threats; crisis; catastrophe; collapse.


  Читать полностью...