Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2017 №23 : А. В. Зобков, СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Просмотров: 7143

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 
СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Зобков,

ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых,

Владимир

В статье рассматривается системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности. Приводится описание системно-структурного подхода, применение которого позволило определить и описать компонентный состав механизмов саморегуляции учебной деятельности в различные периоды развития личности, начиная с подросткового периода (школьное обучение), заканчивая юношеским периодом возрастного развития и обучением в высшем учебном заведении.

Саморегуляция учебной деятельности представляет собой сложный процесс организации личностью своего поведения, который направлен на обеспечение устойчивого и эффективного ее функционирования в ходе учебной деятельности и на реализацию самообучения и самовоспитания. Развитие саморегуляции осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: объективно-психологическом (внешнем или индивидном), собственно-психологическом (внутреннем или личностном) и интегративном (субъектном). На каждом из названных уровней саморегуляция учебной деятельности имеет свою специфическую организацию, но только на субъектном уровне она в полной мере раскрывается как система, позволяющая изучить себя в совокупности всех внутренних и внешних связей компонентов саморегуляции, их состава, функций, динамических проявлений и т. д.

В статье представлены и описаны механизмы саморегуляции учебной деятельности на субъектном уровне ее организации в период обучения ребенка в седьмом и восьмом классах (1314 лет), в переходный от старшего подросткового к юношескому периоду обучения (1416 лет) и в период смены типа обучения, со школьного на обучение в высшем учебном заведении, в который происходит нарушение единства структуры механизма саморегуляции учебной деятельности, приводящее к двум вариантам осуществления саморегуляции: учебно-ориентированному и социально-ориентированному варианту. Описаны содержательные компоненты саморегуляции на каждом из обозначенных возрастных этапов.

Кроме того, приведена общая модель саморегуляции, представленная в форме регуляторного кольца саморегуляции субъектом учебной деятельности, ядерным элементом которого (кольца) выступает самооценка субъекта учебной деятельности, учет которой в практической работе педагога и психолога позволит диагностировать и корректировать процесс саморегуляции учебной деятельности обучающегося.

Ключевые слова: структура; механизм; саморегуляция; системный подход; учебная деятельность; самооценка; обучающиеся; подростки; юноши.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : Рыжов Б. Н. СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Просмотров: 9237

СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

Рыжов Б. Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена обоснованию системной модели человеческой личности, позволяющей с единых методологических позиций дать описание ее наиболее важных структурных компонентов. В предложенной модели социальный и биологический статусы человека представляют социально-биологический лимб или преддверие личности, оказывающее важнейшее влияние на все происходящие в ней процессы. 

Собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный – неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности.

Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний.

Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы составляют внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю, эмоциональные процессы составляют внутренний слой.

Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности  ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра- и интерсферными образованиями являются темперамент и характер.

Построенная на единых теоретических основаниях системная модель личности открывает возможность создания универсального комплекса психодиагностических методов, имеющих унифицированную размерность и позволяющих получать сопоставимые между собой результаты.

Ключевые слова: системная психология; системна структура личности; социально-биологического лимб; интеллектуальная сфера; эмоционально-волевая сфера; мотивационное ядро личности; интра-интерсферные образования личности; умственный потенциал.  

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ

Просмотров: 2488

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ 

 

Журнал «Системная психология и социология» публикует оригинальные теоретические работы и исследования по проблемам системных описаний в психологии и социологии. 

В научном журнале размещаются следующие виды работ: 

− методологические и теоретические статьи, 

− статьи, описывающие новый метод, тест, опросник и т. д., 

− эмпирические исследования, 

− информационно-аналитические материалы, 

− рецензирование статей, книг и т. д. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Сведения об авторах №22

Просмотров: 4001

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. 

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — doctor of psychology, full professor. Director of the Institute of psychology, sociology and social relations at the Moscow city university. Head of the department of general and practical psychology at IPSSR at the Moscow city university. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of the Moscow City University, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation.  

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru 

  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Г. Р. Консон, О ПСИХОЛОГИИ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ ОПЕР И ОРАТОРИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ)

Просмотров: 16723

О ПСИХОЛОГИИ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ  

(НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ ОПЕР И ОРАТОРИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ) 

 

Г. Р. Консон, 

РГСУ, Москва 

 

Статья посвящена проблеме выявления психологии трагического в искусстве на примере произведений Г. Ф. Генделя. В ней осмысливаются понятие трагического и его переживание, в основе которого лежит внутриличностный конфликт долга и чувства. Решение этого конфликта автор связывает с важнейшим принципом общественного бытия — этическим отношением человека к действительности.  

Ключевые слова: психология трагического; конфликт; характер; нравственный; образ; герой; оратория; Гендель.  

 

THE PSYCHOLOGY OF THE TRAGIC IN ART  

(ON THE EXAMPLE OF WORKS BY G. F. HANDEL) 

 

G. R. Konson 

RSSU, Moscow 

 

The article is devoted to the problem of identifying the psychology of the tragic in art — on the example of works by G. F. Handel. It explains the concept of the tragic and his experience, which is based on intrapersonal conflict of duty and feelings. The author of this work considers this intractable controversy solution is on the sphere of the most important principle of social life — the man ethical world perception.  

Keywords: psychology of the tragic; conflict; temper; moral; image; character; oratorio; Handel.  


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Д. В. Иванов, Н. А. Галюк, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ: К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ

Просмотров: 4669

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ: К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ  

(Продолжение, начало в № 4 (20) 2016) 

 

 Д. В. Иванов, 

Н. А. Галюк 

НГПУ, Новосибирск 

 

В статье рассматриваются ведущие идеи отечественной психологической мысли XVII века, ставшие своего рода импульсом для последующего развития российской психологии. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений о человеке, его потенциальных возможностях, борьбе и труде, тех кардинальных вопросов, которые затрагивают сам смысл его существования. 

Ключевые слова: человек; потенциальные возможности; принцип совершенствования; ремесло; обучение; труд; борьба. 

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE 17TH CENTURY: TO ORIGIN BASIC IDEAS ABOUT HUMAN OPPORTUNITIES, HIS STRUGGLE AND LABOR 

(The continuation, the beginning is in № 4 (20) 2016) 

 

D. V. Ivanov,  

N. A. Galyuk, 

NSPU, Novosibirsk 

 

The article considers the leading ideas of the Russian psychological thought of the 17th century, which became a kind of impulse for the subsequent development of Russian psychology. The article uses historical and psychological reconstruction, a bibliographic method that facilitates the systematization of basic materials and sources, as well as a psychological interpretation of the ideas about the person, his potential capabilities, struggle and work, those cardinal issues that affect the very meaning of his existence. 

Keywords: human; potential; principle of improvement; craft; education; work; struggle. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Р. С. Немов, И. И. Яценко, МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Просмотров: 23929

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ  

РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

 

Р. С. Немов, 

МГПУ, Москва, 

И. И. Яценко, 

МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва 

 

В статье предпринята попытка построения модели мотивации обучения взрослых людей русскому языку как иностранному, исходя из понимания мотивации поведения, по К. Левину. Раскрыты и описаны индивидуальные (личностные) и ситуационные (социально-психологические) составляющие такой мотивации. Приведены примеры из практики обучения русскому языку как иностранному, соответствующие данной модели и связанные с обучением иностранцев в Московском государственном университете им. МВЛомоносова. 

Ключевые словарусский языкмотивация обучения. 

 

ADULTS’ TRAINING MOTIVATION IN STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE 

 

R. S. Nemov, 

MCU, Moscow, 

I. I. Yatsenko 

Lomonosov MSU, Moscow 

 

The article attempts to build a model of motivation of adults teaching Russian as a foreign language, based on the understanding of the motivation for the behavior of K. Levin. Disclosed and described the individual (personal) and situational (psychosocial) components such motivation. Examples of teaching Russian as a foreign practice, this model is appropriate and related to foreigners studying at Lomonosov Moscow State University. 

Keywords: Russian language; motivation training. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : Е. Г. Баранов, ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Просмотров: 3425

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА 

 

Е. Г. Баранов, 

ВА ВКО, Тверь 

 

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования ценностно-смысловых структур личности молодого человека. Убеждения и ценности индивида формируются в процессе внутриличностного конфликта. Существуют такие периоды в жизни человека, во время которых он становится более чувствительным и восприимчивым к новой информации. В эти периоды существенно увеличивается количество и качество внутриличностных конфликтов, происходит кардинальная перестройка мировоззрения и переосмысление ценностей. Обучение в вузе является одним из таких периодов, для которого особенно характерна гетерохронность когнитивного и психосоциального развития личности курсанта. Это создает условия для создания основы ценностно-смысловой сферы военного профессионала, которая окончательно сформируется непосредственно в войсках. Управленческие воздействия вышестоящего командования, профессиональное общение и взаимодействие с коллегами, а также система воспитательной работы являются всего лишь факторами, способствующими или тормозящими преобразования убеждений курсанта в профессиональные ценности офицера. 

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности; кризис развития личности; период информационно-психологической сензитивностигетерохронность развития личности курсанта; ключевой коммуникатор. 

 

 

 

 

 

DYNAMICS OF THE FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE OFFICER 

 

Е. G. Baranov,  

MA AD, Tver 

 

In the article psychological mechanisms of formation of value-semantic structures of the person of the young man are considered. Сonvictions and values of the individual are formed in the process of intrapersonal conflict. There are such periods in a person's life, during which time he becomes more sensitive and receptive to new information. During these periods, the number and quality of intrapersonal conflicts increases significantly, a cardinal reorganization of the world outlook and a rethinking of values are taking place. Education in the university is one of such periods, for which the heterochronality of the cognitive and psychosocial development of the cadet is especially characteristic. This creates the conditions for creating the basis of the value-semantic sphere of the military professional, which will finally be formed directly in the troops. Administrative influences of higher command, professional communication and interaction with colleagues, as well as the system of educational work are just factors that contribute or impede the conversion of the cadet's сonvictions into the professional values of the officer. 

Keywords: value-semantic sphere of the personality; crisis of personality development; period of information-psychological sensitivity; heterochronality of cadet personality development; key communicator. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : В. А. Борисова, ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Просмотров: 5768

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

 

В. А. Борисова,  

МГПУ, Москва 

 

В статье представлены результаты изучения влияния развития воображения на эмоциональную сферу младших школьников. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что творческое воображение младших школьников развито недостаточно. Кроме того, в эмоциональной сфере завышены показатели отрицательных эмоций. Реализация программы по развитию творческого воображения способствовала не только улучшению показателей воображения, но и оказала положительное влияние на эмоциональную сферу младших школьников. 

У учащихся снизилось переживание негативных эмоций (таких как гнев, страх, печаль), переживание положительных эмоций (радости) возросло. Таким образом, развитие воображения улучшает общее эмоциональное состояние младших школьников. 

Ключевые слова: воображение; эмоциональная сфера; младшие школьники; уровень развития. 

 

THE IMPACT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION ON THE EMOTIONAL SPHERE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN 

 

V. A. Borisova 

MCU, Moscow 

 

The article presents the results of studying the influence of imagination on the emotional sphere of younger schoolchildren. The obtained data of the experiment allow to conclude that the levels of development of creative imagination of younger schoolboys is not sufficiently developed. In addition to the emotional sphere inflated figures of negative emotions. Implementation of the program for the development of creative imagination contributed to not only improve imaging, but also had a positive impact on the emotional sphere of younger schoolchildren. Students decreased the experience of negative emotions (such as anger, fear, sadness), positive emotions (joy) has increased. Thus, the development of the imagination, improves the emotional state of younger schoolchildren.  

Keywords: imagination; emotional sphere; younger schoolchildren; the level of development. 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №22 : С. М. Валявко, П. А. Жокина, САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БИЛИНГВИЗМОМ

Просмотров: 32808

САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

С БИЛИНГВИЗМОМ 

 

С. М. Валявко 

П. А. Жокина, 

МГПУ, Москва 

 

Изучение билингвизма началось более века назад. На протяжении многих десятилетий считалось, что двуязычие — причина различных нарушений развития. Несмотря на большой объем исследований, посвященных психологии билингвизма, личность ребенка-билингва остается открытой для изучения. Авторы проверили связь раннего детского двуязычия с самооценкой ребенка. 

Ключевые слова: метаязыковая деятельность; билингвизм; мейнстрим; самооценка; старшие дошкольники. 

 

 

SELF-EVALUATION ATTITUDE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH BILINGUALISM 

 

S. M. Valyavko, 

P. A. Zhokina, 

MСU, Moscow 

 

Studying of bilingualism has begun more than a century ago. For many decades it was considered that bilingualism is the reason of various violations of development. Despite the large volume of the researches devoted to bilingualism psychology, the identity of a bilingual-child is still open for studying. The authors have reviewed the interdependence of early children's bilingualism with self-esteem of the child. 

Keywords: metalinguistic activities; bilingualism; mainstream; self-evaluation attitude; self-esteem; older preschoolers. 


  Читать полностью...