Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2019 №29 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА

Просмотров: 2341

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА

 

 

О. А. Добрина,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В статье представлена попытка построения системы понятий для разработки целостной концепции социальных рисков и угроз идентичности. С этой целью рассматриваются исследования британского социолога Э. Гидденса, посвященные проблемам поздней современности, социального риска и идентичности. Анализируется система понятий, представленная в сочинениях позднего Гидденса в основном атрибутивно, выявляются связи между ними; это позволяет представить концепцию социальных рисков и угроз идентичности в качестве единой теории. В качестве методологической основы исследования используется синтез системного анализа основных понятий и интерпретативного подхода.

 

Предпринятый анализ выявил, что ключевым объяснением процессов поздней современности Э. Гидденс считает процесс дисконнекции, предполагающий исключение индивида в социальном пространстве из отношений локального измерения и в социальном времени, что ведет к разрыву с традицией. Введенное Гидденсом понятие «среда риска» анализируется на технологическом, экономическом, социальном и информационно-ментальном уровнях. Выделяются три составляющие рискогенной среды.

 

Идентичность индивида интерпретируется не как данность, а как заданность. Она постоянно, практически ежедневно конструируется как рефлексивный выбор в рамках альтернатив: глобализация и фрагментация, открытость и недостижимость, доверие и неопределенность, индивидуализация и стандартизация. Конструируя собственную идентичность, человек вынужден соизмерять ее с социально одобряемыми стандартами материального и духовного потребления, создавая связный и непротиворчивый нарратив своей идентичности.

 

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что работы позднего Гидденса представляют собой своеобразный цикл, базис построения целостной теории социальных рисков и угроз идентичности. Выявленная нами система понятий может стать методологической основой для их операционализации и поиска индикаторов будущих эмпирических исследований в области социологии риска и идентичности.

 

 

 

Ключевые слова: поздняя современность; рефлексивность; дисконнекция; социальный риск; среда риска; идентичность; нарратив идентичности; доверие; защитный кокон; траектория «Я».

 

 

 

Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции Э. Гидденса // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 100–108.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Просмотров: 1380

«СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

 

А. А. Зых,

 

Университет Нижней Силезии,

 

Вроцлав, Польша

 

 

 

В эпоху современных технологий и электронного образования актуальной становится проблема реализации идеи об открытых университетах для людей пожилого возраста. В статье представлены принципы московского проекта «Серебряный университет», финансируемого с февраля 2018 года мэром Москвы Сергеем Собяниным, его реализация и предварительные результаты.

 

Программа адресована жителям Москвы пенсионного возраста, которые хотели бы вести активный образ жизни и использовать все возможности для самореализации. Основные цели этого проекта — обеспечить пенсионерам условия для полноценной жизни, помочь им найти новых друзей и заполнить свободное время полезными делами, развить их интересы. Проект разработан с учетом лучших мировых практик, в работе над ним принимают участие специалисты в области психологии и геронтологии, спорта, искусств а и культуры. Данный вид пилотного исследования во многом определил сферу как потребностей и интересов, так и образовательных, жизненных устремлений московских пенсионеров.

 

В статье автор дает оценку функционирования польских университетов третьего возраста (UTA) с точки зрения критической образовательной геронтологии. Предпринята попытка ответить на вопросы, каково будущее UTA в Польше и наблюдается ли их закат во втором десятилетии XXI века.

 

В заключение автор утверждает, что концепция «Cеребряного университета», реализованная в рамках социальной политики, может стать альтернативой для польской системы образования пожилых людей.

 

 

 

Ключевые слова: критическая образовательная геронтология; «Серебряный университет»; социальная политика для пожилых людей; университет третьего возраста.

 

 

 

Для цитирования: Зых А. А. «Серебряный университет» как альтернатива польской системе образования для пожилых людей // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 84–99.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Д. В. Иванов, ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просмотров: 1694

ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

 

 

Д. В. Иванов,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В истории отечественной психологической мысли еще многие вопросы ждут своих ответов. В плане их поиска особый интерес может представлять генезис психологической мысли в России эпохи Просвещения относительно потенциальных возможностей человека, описания его сущности (естества) посредством рассмотрения такого уникального феномена, как борьба. Психологическая мысль эпохи Просвещения, принявшая традиционные подходы (кардиогностический, утопический, апокалиптический), оставшиеся с предыдущих времен, по-новому, в соответствии с достижениями современной ей науки взглянула на человека, увидев в нем субъекта борьбы, достойного быть счастливым в самостоятельно выстраиваемой им жизни. Человек борющийся в психологическом гнозисе характеризуется как целостный, социально-культурный индивид; он способен к преодолению внутренних и внешних препятствий развития и саморазвития, стремится к телесному, духовному, нравственному самосовершенствованию.

 

Русским просветителям человек виделся борющимся как в повседневности, так и в игре, обучении, труде, а также на пределе героических возможностей, в том числе в военном (ратном) деле. Психологический гнозис борьбы русских мыслителей значим для историко-психологического исследования, поскольку содержит характеристики и модусы, при помощи которых описывается образ человека борющегося.

 

Изучение психологической мысли в России в эпоху Просвещения помогает создавать «ровность ткани истории отечественной психологии», расставлять значимые акценты в формирующихся о ней представлениях у новых поколений исследователей.

 

 

 

Ключевые слова: психологическая мысль; генезис; борьба; человеческая сущность; естество; человек борющийся; психологическая рефлексия; гнозис; психологическая система; нравственная психология.

 

 

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Генезис психологической мысли в России: идея о человеке борющемся в трудах эпохи Просвещения // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 75–83.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Б. М. Абушкин, А. В. Мещанкин, Н. С. Мерцалова, СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Просмотров: 1417

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

 

НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

 

 

Б. М. Абушкин,

 

А. В. Мещанкин,

 

МГПУ, Москва,

 

Н. С. Мерцалова,

 

НМИЦК Минздрава РФ, Москва

 

 

 

В статье рассматривается новый подход для системной организации адаптивной личностной диагностики подростка и активного диалога с ним, направленный на осознание и развитие своих личностных качеств, а также социальных интересов и возможностей.

 

Современная диагностическая практика в образовательной сфере использует практически все методические разработки психологии. Многообразие методик определяется их измерительными характеристиками. Многие из них восходят к середине прошлого века и ранее.

 

Проблема системной организации работы психологов в решении современных задач диагностической работы в школе обуславливается разрозненностью как в использовании научно-понятийного аппарата, так и в интерпретации получаемых результатов, ограничиваемой отдельными аспектами личностного портрета. Системный подход, характерный для современного этапа построения практической работы в психологии, предполагает вести работу со школьниками начиная c системно-образуемых качеств формирующейся личности.

 

Предлагаемый подход для организации адаптивной работы со школьниками с учетом современных вычислительных возможностей компьютеров и информационных технологий позволяет выйти на системный анализ и прогноз по индивидуальным аспектам развития школьников.

 

Для решения поставленной задачи был выбран инструмент психолингвистического анализа письменной речи подростков для исследования особенностей их эмоциональной сферы. В работе предложен метод поиска корреляции когнитивных особенностей человека и его письменной речи, основанный на современных методах дистрибутивной семантики. При разработке методики был обоснован набор базовых эмоций и на их основе осуществлена разметка испытуемыми заранее выбранных прилагательных русского языка, набрана статистика по предложенным прилагательным. На основе полученного эмпирического материала осуществлялась разметка других прилагательных русского языка с использованием математических процедур. На контрольной выборке подростков с заведомо известными профессиональными перспективами проходило обучение нейронной сети, которая ставит в соответствие эмоциональному портрету профессиональные перспективы и в дальнейшем адаптивно подстраивается под все новые изменения. Получены первые результаты, позволяющие судить о валидности всего программного комплекса.

 

 

 

Ключевые слова: психолингвистика; базовые эмоции; дистрибутивная семантика; когнитивные способности мозга; письменная речь; анализ текста.

 

 

 

Для цитаты: Абушкин Б. М., Мещанкин А. В., Мерцалова Н. С. Системная организация психологической работы со школьниками на основе психолингвистического анализа письменной речи // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 68–74.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто, СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

Просмотров: 1547

СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

 

 

 

И. А. Кибальченко,

 

Т. В. Эксакусто,

 

ЮФУ ИКТиИБ, Таганрог

 

 

 

Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта.

 

В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (φ* = 2,321, при р ≤ 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом эмп по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю очный медленный» (рефлексивный) (φ* = 1,968, при р ≤ 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, эмп точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.

 

 

 

Ключевые слова: стиль; концепт; успешность; опыт отношений; родительская семья.

 

 

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 58–67.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : В. П. Шейнов, СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

Просмотров: 1512

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

 

 

 

В. П. Шейнов,

 

РИВШ,

 

Минск, Республика Беларусь

 

 

 

Ассертивное поведение является конструктивной альтернативой манипуляции и агрессии, поэтому актуально изучение вопросов, связанных с ассертивностью. В теоретическом отношении очень важно понимать, что в ассертивность, в содержательном плане, подразумевает оценку взаимосвязи между ценностями, взглядами и поведением людей. Это проявляется в практически важных аспектах социального взаимодействия ассертивных личностей с окружающими. Задачи приведенного в статье экспериментального исследования таковы: 1) выявить возможные связи ассертивности личности с выбором стратегии поведения в конфликте, с коммуникативным самоконтролем, со степенью ее удовлетворенности трудом, браком и жизнью в целом; 2) обнаружить ментальные отличия при сопоставлении полученных результатов с аналогичными результатами зарубежных исследователей.

 

Всего в исследовании приняли участие 421 человек: 228 мужчин и 193 женщины в возрасте 21–77 лет. В исследовании выявлены связи ассертивности личности с выбором ею стратегий поведения в конфликте, с ее коммуникативным самоконтролем, удовлетворенностью трудом, жизнью в целом и браком. Большинство этих связей имеют иной характер, нежели те, что обнаружены в зарубежных исследованиях. При этом результаты, полученные для мужчин и для женщин, значительно отличаются.

 

В стратегиях поведения в конфликте общим для мужчин и женщин являются положительная связь ассертивности с такой стратегией поведения в конфликте, как соперничество, отрицательная связь со стратегией приспособления и отсутствие связи со стратегией сотрудничества. Средний показатель выбора стратегии соперничества у мужчин статистически значимо превосходит аналогичный показатель у женщин, а средние «женские» показатели выбора стратегии сотрудничества и приспособления превосходят эти показатели у мужчин.

 

 

 

Ключевые слова: ассертивность; личность; социальное взаимодействие; стратегии поведения в конфликте; коммуникативный самоконтроль; удовлетворенность трудом, жизнью и браком; мужчины женщины.

 

 

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 47–57.

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Е. С. Романова, ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Просмотров: 2890

 

 

ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 

 

 

Е. С. Романова,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

В статье представлен психологический анализ литературных произведений Федора Михайловича Достоевского через рассмотрение психографических материалов его черновых записей. Автор предлагает подойти к проблеме психологической идентификации личности человека, используя рукописные тексты и рисунки писателя.

 

Целью данной работы является исследование психологической концепции Ф. М. Достоевского в ее художественном воплощении путем изучения психографического опыта писателя.

 

В процессе исследования рукописей Достоевского автор опирается на аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся писателей, которое показывает, что существует общий стиль всей графики индивида. Предлагается авторская интерпретация творческого процесса и особенностей личности Достоевского на основе использования графических методов и графологии.

 

В статье приводятся примеры каллиграфических записей, готических рисунков из черновиков автора с интерпретацией их смысловых значений. Отмечается, что графика писателя является выражением его духовного и эмоционального состояния в определенный момент, поэтому рисунок и письменное слово в рамках одной словесно-графической композиции Достоевского выполнены в одной графической манере.

 

По мнению автора, Достоевский вначале пользовался наглядными образами, обозначенными значками-идеограммами, затем переводил эти образы на язык литературы.

 

Мышление без слов у Достоевского сопровождалось рисованием, а «промежуточный» язык становился идеографическим, подразумевающим рисунки-понятия. Подобные идеограммы включают обширную информацию, множественность смыслов, сконцентрированных вокруг данного понятия. Все виды изображений и записей в творческом дневнике Достоевского объединены друг с другом логической связью, логикой творческого стиля писателя. Общее направление этого движения: от чувственно-наглядного образа к художественному слову.

 

Таким образом, автор обращает внимание на изобразительную графику в целом потому, что в этой графической форме четко проявляется индивидуальность писателя. Психологическое исследование текста помогает определить отношение писателя к слову, его работу со смыслами лексических единиц и значение текстовой записи в творчестве художника. При исследовании творческой работы индивида рисунки могут дать дополнительную характеристику его личности и особенностей мышления.

 

 

 

Ключевые слова: психологический анализ; изобразительная графика; графология; творчество; мышление.

 

 

 

Для цитаты: Романова Е. С. Психографический аспект творчества Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 31–46.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Р. С. Немов, Д. А. Яценко, СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Просмотров: 1788

 

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

Р. С. Немов,

 

МГПУ, Москва,

 

Д. А. Яценко,

 

МИП, Москва

 

 

 

В статье критически оценивается современное состояние теоретических исследований в области психологии личности. Указывается на то, что эти исследования до сих пор остаются разделенными на множество частных теорий, в которых, в свою очередь, ставятся и решаются далеко не все вопросы, касающиеся личности. Высказывается и обосновывается мнение о необходимости создания целостной, интегральной теории личности, которая строилась бы на системной основе и охватывала как можно больше вопросов, связанных с психологией личности. В статье излагаются идеи, касающиеся разработки такой теории. На основе анализа рассмотренных теорий представлена схема многомерной системы личности, при описании которой предлагаются ответы на следующие вопросы: предмет психологического исследования личности, определение личности, структура личности, отличие личностных свойств от других психологических особенностей человека, происхождение личности, формирование и развитие личности, аномалии в развитии личности, типология личности, оценка уровня развития личности, соотношение биологического и социального в личности, сознание и бессознательное в личности, культурно-исторические аспекты личности, личность и деятельность (личность и поведение), личность и познавательные процессы, личность и межличностные отношения, личность и общество, методы исследования личности, психокоррекция личности. Помимо подходов к системному решению каждого из перечисленных вопросов указывается его системообразующий фактор, лежащий в основе такого решения, и даются ссылки на работы психологов, в которых имеются заделы для дальнейшей разработки соответствующих вопросов. В заключение на основе анализа и обобщения проблем, рассмотренных в различных концепциях личности, предлагается авторское видение современных подходов к изучению личности.

 

 

 

Ключевые слова: личность; схема; система; теория; концепция; системный подход; системообразующий принцип.

 

 

 

Для цитаты: Немов Р. С., Яценко Д. А. Системный взгляд на концепции личности // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 19–30.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №29 : Б. Н. Рыжов, ТРИ БОЛЕЗНИ И ТРИ ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Просмотров: 2115

 

ТРИ БОЛЕЗНИ И ТРИ ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

 

 

Б. Н. Рыжов,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

Статья посвящена обоснованию системной интерпретации патопсихологических нарушений процесса психического системообразования при трех эндогенных (эндогенно-органических) психически заболеваниях: циркулярном (биполярном) расстройстве, эпилепсии и шизофрении. Методологической базой исследования является теория системной психологии и построенная на ее основе концепция системно-психологического генеза изменений умственной деятельности при этих заболеваниях. Согласно это концепции умственный потенциал человека базируется на комплексе характеристик, включая доступно человеку количество элементов регулируемой системы, сложность устанавливаемых в системе связей и темп системообразования. Именно эти три характеристики подвержены специфическим, «адресным» изменениям при трех выделяемых традиционной психиатрией эндогенных психических заболеваниях, имеющих прогредиентное течение и не связанных с инволюционными процессами преклонного возраста. Системно-психологический анализ позволяет обнаружить преимущественное влияние каждого из этих заболеваний главным образом на одну, наиболее уязвимую при этом заболевании характеристику умственной деятельности. При циркулярном расстройстве этой характеристикой становится темп психической деятельности (темп системообразования или быстрота ума); при эпилепсии — индивидуально доступное человеку количество элементов регулируемой системы, или широта ума; при шизофрении — сложность устанавливаемых в системе связей, или глубина ума.

 

Методически работа построена на использовании системно-психологического анализа продуктов деятельности ряда выдающихся представителей творческих профессий и общественных деятелей, страдавших упомянутыми заболеваниями. В работе показано, что патологическое снижение темпа психической деятельности в депрессивной фазе циркулярного расстройства в исключительных случаях (Р. Шуман) может прерываться парадоксальным увеличением темпа и продуктивности деятельности в маниакальной фазе заболевания. Аналогично типичное для эпилепсии сужение умственной деятельности в столь же исключительных случаях таланта (Наполеон, Ван Гог) может стать причиной гиперкомпенсации, находящей себя в парадоксальном расширении интеллектуальных способностей благодаря эффекту, похожему на эпилептическую ауру. Таким же образом нарастающий дефект организации системных связей при шизофрении, в редких случаях таланта (Р. Дадд), приводит к «оживанию» освободившихся от привычных связей элементов психической деятельности и замыканию их в новые, ценные для общества композиции, обеспечивая тем самым специфический для этой болезни тип гиперкомпенсации.

 

 

 

Ключевые слова: системная психология; системно-психологический анализ; умственный потенциал; циркулярное расстройство; эпилепсия; шизофрения; гиперкомпенсация; гипоманиакальное состояние; депрессия; эпилептическая аура; парадоксальные способности; Роберт Шуман; Наполеон I; Винсент Ван Гог; Ричард Дадд.

 

 

 

Для цитирования: Рыжов Б. Н. Три болезни и три парадоксальные способности: системно-психологическая интерпретация // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 5–18.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №23 : Сведения об авторах №23

Просмотров: 3561

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — doctor of psychology, full professor. Director of the Institute of psychology, sociology and social relations at the Moscow city university. Head of the department of general and practical psychology at IPSSR at the Moscow city university. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of the Moscow City University, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation. 

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru


  Читать полностью...