Системная психология и социология » Журнал |
Журнал » 2022 №41 : Петрякова Е. А. Экологичное управление персоналом как социально-психологическая категория |
Просмотров: 1640
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.4
ЭКОЛОГИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Е. А. Петрякова, АГТУ, Астрахань, elena_a_petryakova@inbox.ru
Современное общество предъявляет определенные требования к социальным отношениям во всех своих сферах. Актуализируется вопрос создания такой системы управления в организации, которая позволит в сложившихся условиях оптимально совмещать требования экономики и сохранять человеческие ресурсы. В статье предлагается системный подход к определению и наполнению содержанием категории «экологичное управление персоналом» в целях поиска оптимальных условий для полноценной, результативной деятельности человека в организации, предотвращения истощения человеческого ресурса. Приведены результаты исследования, на основе которого выявлены основные затруднения и подготовлена понятийная база. В рамках предпринятого исследования определено понятие экологичного управления персоналом, рассмотрены подходы к созданию трехуровневой структуры рабочей среды с позиций экологичного управления персоналом; выявлены способы конструктивного взаимодействия руководителя и сотрудников, описаны условия существования рабочей среды для реализации профессионального и личного ресурсов каждого сотрудника; представлены принципы экологичного управления, формы и методы взаимодействия руководства с персоналом в данном контексте.
Ключевые слова: экологичное управление персоналом; системный подход; рабочая среда; ресурсы сотрудников; принципы управления; формы и методы взаимодействия в организации.
Для цитаты: Петрякова Е. А. Экологичное управление персоналом как социально-психологическая категория // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 48–60. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.41.1.4
Петрякова Елена Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии Астраханского государственного технического университета, Астрахань. E-mail: elena_a_petryakova@inbox.ru ORCID: 0000-0002-6051-0884 |
Журнал » 2022 №41 : Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости |
Просмотров: 1672
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.3
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У МУЖЧИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛОСТИ
В. В. Лемиш, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск, verlem2004@yandex.ru
В статье представлен системный анализ теоретических аспектов и результатов эмпирических исследований особенностей социальных представлений о здоровье среди мужчин. Выявлен ряд современных тенденций в концептуальных подходах к здоровью: биомедицинскую парадигму сменила гуманитарная модель; здоровье стали рассматривать с позиций возможности самореализации человека в социуме; отношение к здоровью и здоровьесохранительное поведение взрослых мужчин в значительной степени определяется стереотипами маскулинности; новые перспективы в осмыслении особенностей здоровьесохранительного поведения мужчин связаны с принципом развития. Вклад онтогенетического фактора в отношение к здоровью и здоровьесохранительное поведение подтвержден эмпирическими исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Системный анализ исследований отношения к здоровью на разных этапах взрослости показал, что, несмотря на признание ценности здоровья и понимание роли здорового образа жизни, поведение мужчин в целом характеризуется дефицитом ответственного отношения к своему здоровью. Реальное ответственное отношение к здоровью формируется постепенно и максимально проявляется лишь в период поздней взрослости. При этом мужчины на всех этапах онтогенеза в большей степени, чем женщины, склонны к саморазрушительному поведению и недооценке влияния собственных усилий на здоровье. Их поведение, связанное с поддержанием и сохранением здоровья в значительной степени, определяется стереотипами маскулинности.
Ключевые слова: системный анализ; представление мужчин о здоровье; ранняя взрослость; средняя взрослость; поздняя взрослость; полоролевые стереотипы; здоровьесохранительное поведение.
Для цитаты: Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 30–47. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.3
Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, Омск. E-mail: verlem2004@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7165-5248
|
Журнал » 2022 №41 : Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости |
Просмотров: 1847
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ
Е. А. Круглова, ИвГУ, Иваново, kruglo-e@mail.ru, К. А. Корягина, детский дом «Радуга», Иваново, ksenia42@hotmail.com
В статье анализируются проблемы, связанные с восприятием будущего представителями разного возраста. В психологии личности вопрос отношения к собственному будущему является одним из важнейших в рамках экзистенциальных ценностей и отражает перспективы ее самореализации. Методологической основой исследования является системный подход и его основные принципы, в частности принцип многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его многочисленных детерминант. Системно-психологическому анализу подвергнуты различные аспекты образа будущего у представителей разных возрастных групп: представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем; значимость различных сфер жизнедеятельности в будущем; степень ориентации на будущее в целом. Исследованы психологические детерминанты образа будущего в юношеском и молодом возрасте. Результаты исследования показали, что у лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако восприятие долгосрочных перспектив у лиц юношеского возраста выражено слабее. Установлено, что неустойчивое эмоциональное состояние личности со склонностью к невротизации способствует формированию негативного образа будущего и неудовлетворенности различными сторонами жизни. Таким образом, степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте детерминирована разными психологическими характеристиками, но в системе представлений о времени дает общую картину образа будущего личности.
Ключевые слова: системный подход; личность; образ будущего; временная перспектива; сферы жизнедеятельности; степень ориентации на будущее; самоактуализация.
Для цитаты: Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 19–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2
Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново. E-mail: kruglo-e@mail.ru ORCID: 0000-0002-7933-4921 Корягина Ксения Александровна, педагог-психолог Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Радуга», Иваново. E-mail: ksenia42@hotmail.com ORCID: 0000-0003-2536-5746 |
Журнал » 2022 №41 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды |
Просмотров: 1563
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru
В статье представлен комплексный психологический подход к защите школьников от агрессивных проявлений среды, включающий в себя выбор ключевых личностных показателей оценки ценностной сферы и жизненных установок учащихся, характеризующих их актуальный личностный потенциал; проведение опроса старшеклассников и осуществление комплексного психологического анализа особенностей личностного развития современных школьников; определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование личностных установок на противодействие деструктивному воздействию социальной среды. В статье представлены результаты системного анализа личностных профилей старшеклассников. Анализ построен на индивидуальных личностных профилях, основанных на данных об отклонении конкретного результата конкретного школьника от среднего значения по выборке школьников. Оценочным является вторичный показатель — стен (стандартная десятка), отражающий меру отклонения результата от среднего значения показателя по выборке школьников. В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников, свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально-деструктивной информации. Все личностные профили были сведены к шести устойчивым личностным профилям, которые рассматриваются как типологии личностных профилей школьников. Проведенное исследование показывает, что только примерно у 30 % школьников все показатели находятся в пределах значений, характеризующихся как норма для детей их возраста. Результаты системного анализа содержательных особенностей профилей позволили выйти на содержание и критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: системный анализ; личностные показатели; личностный профиль; общение в социальных сетях; психолого-педагогические подходы; коррекционно-развивающая работа.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869 Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395
|
Журнал » 2021 №40 : Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского |
Просмотров: 3045
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье показано, что одним из источников развития психологической мысли стало самобытное явление русской жизни — народничество, которое повлияло на развитие социально-психологической и психолого-педагогической мысли в России. Рассматриваются психологические представления идеолога народничества, выдающегося мыслителя второй половины XIX – начала XX в. Н. К. Михайловского (1842–1904), который явился создателем стройной научной системы, написал ряд значимых сочинений по коллективной психологии, ставших основой социально-психологической мысли. Михайловский придерживался материалистического взгляда на мир и происходящие в обществе изменения. Человек, в представлениях мыслителя, думающий, переживающий, а главное, активный индивид, способный совершенствовать себя, свою природу и окружающий мир. Михайловский выступал сторонником идеи личности, актуальной для российской психологической теории на протяжении всего ХIХ в. Целостная личность в теориях мыслителя определяется как «органический» человек, восприимчивый к многостороннему «сочувственному опыту». Личность формируется в ходе жизнедеятельности в конкретных общественно-исторических условиях и накопления социального опыта. Основной проблемой социальной психологии, основоположником которой в отечественной психологической мысли стал Михайловский, является взаимодействие личности и массы. Рассмотрение и изучение психологических механизмов взаимодействия личности и массы — самые актуальные социально-психологические задачи, поставленные отечественным мыслителем в ряде своих сочинений.
Ключевые слова: Н. К. Михайловский; система; народничество; идеарх; герой; толпа; индивидуальность; высшая индивидуальность; борьба; органический человек; человек борющийся.
Для цитаты: Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского // Системная психология и социология. 2021. № 4. (40). С. 92–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468 |
Журнал » 2021 №40 : Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева |
Просмотров: 2415
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.7
ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА
Г. А. Урунтаева, ИИДСВ РАО, Москва, lotsman52@mail.ru
В статье рассматривается нравственное развитие в детстве в творчестве русского писателя конца ХIX – начала XX в. Леонида Николаевича Андреева. Этот процесс он анализирует в условиях резкого пессимистического контраста между светлым миром детства и жестоким миром взрослых, обусловленного взаимосвязью рождения с надвигающейся смертью; социальной несправедливостью; равнодушием близких взрослых. Нравственное взросление ребенка неосознанно стимулируют взрослые, родители, случайно создающие для него реальную ситуацию тяжелого морального выбора. В поисках выхода из нее ребенок самостоятельно решает нравственную проблему, опираясь на образную логику, в совокупности моральных чувств, разума и воли, поэтапно переходя от остро переживаемых эмоций относительно проблемы и ее отрицания к пониманию ее сущности и выбору способа действия. Главным условием нравственного взросления является духовная деятельность самого ребенка, а важнейшими приобретениями — произвольность поведения, умение понять точку зрения другого человека. Поведение ребенка, теряя детскую непосредственность, превращается из импульсивного и ситуативного в волевое. Он осознанно начинает, с одной стороны, строить нравственное поведение, направленное на помощь человеку, а с другой — на активный протест против несправедливостей мира взрослых или поиск идеала лучшей жизни. Протест может принять асоциальную направленность, а найденный идеал оказаться быстро разрушающейся иллюзией, краткое обладание которой все-таки возрождает духовную жизнь маленького человека. Важными средствами нравственного развития являются чтение сказок, общение с природой и сверстниками, художественное творчество. Возрастные особенности взросления Андреев видит в усложнении предмета нравственного поведения — от понимания к сочувствию человеку и поиску идеала; в усложнении структуры нравственной деятельности — от организации помощи ближнему к активному протесту против зла жизни; а индивидуальные — в своеобразии эмоциональных переживаний и выборе способа решения нравственной проблемы.
Ключевые слова: Леонид Андреев; детство; агрессия; апатия; аффект; детская непосредственность; нравственное развитие; произвольность поведения; умение видеть точку зрения другого человека.
Для цитаты: Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 75–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.7
Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва. E-mail: lotsman52@mail.ru ORCID: 0000-0003-3515-4889 |
Журнал » 2021 №40 : Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов |
Просмотров: 2173
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.6
СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Е. П. Васечко, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Vasechko.1977@bk.ru, Т. А. Кононова, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Teka712@mail.ru
Статья посвящена проблеме системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов с целью создания программы, направленной на формирование высокой стрессоустойчивости военнослужащих. Развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов необходимо задолго до того, как военнослужащие попадут в реальную боевую обстановку. В настоящей работе приводится анализ данных, полученных на этапе диагностики такого профессионально важного качества, как стрессоустойчивость. В исследовании приняли участие курсанты Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии в составе штатных подразделений. По результатам исследования было выявлено, что курсантов можно отнести к группе людей с хорошими и средними адаптационными способностями. Обследуемые оценивают свой уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего. При этом, согласно показателям методик, у обследуемых выявлен высокий уровень стрессочувствительности, учебного стресса, а также преобладание деструктивных способов преодоления стрессов над конструктивными. Исходя из полученных данных, необходимо систематически развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов в рамках специализированных программ повышения стрессоустойчивости.
Ключевые слова: стрессоустойчивость; системная оценка; адаптация; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.
Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 68–74. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.6
Васечко Евгений Петрович, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск. E-mail: vasechko.1977@bk.ru ORCID: 0000-0002-2132-6873
Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск. E-mail: teka712@mail.ru ORCID: 0000-0001-9250-7359 |
Журнал » 2021 №40 : Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения |
Просмотров: 2363
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.5
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
И. В. Волков, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, vig19@yandex.ru, О. М. Исаева, НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, oisaeva@hse.ru
Статья посвящена рассмотрению организационного поведения человека с позиций теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Системный анализ возможностей теории самодетерминации позволяет комплексно подойти к решению проблемы формирования внутренней мотивации сотрудников, связанной с рядом факторов: степенью вовлеченности сотрудников в трудовую деятельность, стилями лидерства и управления, удовлетворенностью работой и психологическим благополучием сотрудников организации, климатом в рабочих командах, готовностью персонала к организационным изменениям. Целью статьи является системный анализ наиболее значимых результатов исследований, проведенных в рамках теории самодетерминации, для изучения организационного поведения и разработки программ его развития. Общая модель организации исследований в рамках теории самодетерминации предполагает изучение в качестве независимых переменных личностные особенности работника и характеристики его рабочего места и условий труда. В качестве медиаторов в исследованиях рассматриваются базовые психологические потребности и характеристики мотивации сотрудников. Результирующие переменные выражаются в количестве, качестве и эффективности выполненной работы, а также в характеристиках благополучия, удовлетворенности трудом и отсутствии заболеваемости. Теория самодетерминации представляет собой новое, перспективное направление научных исследований и практических действий в изучении организационного поведения. Системный анализ содержания внутренней мотивации и динамики ее воздействия может быть дополнен изучением вопроса локализации контроля действий и ответственности за совершенный выбор.
Ключевые слова: системный анализ; теория самодетерминации; организационное поведение; внутренняя мотивация.
Для цитаты: Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 60–67. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.5
Волков Игорь Владимирович, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии управления Национального исследовательского университета «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород. E-mail: vig19@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5044-7412
Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Нижний Новгород. E-mail: oisaeva@hse.ru ORCID: 0000-0002-0926-5182 |
Журнал » 2021 №40 : Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки |
Просмотров: 2055
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.4
РОЛЬ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОЦЕНОК В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
М. С. Алексеенко, НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва, ulitsapesen@gmail.com
Настоящая статья является продолжением работы по созданию модели системного психологического обеспечения летной деятельности. Исследование посвящено изучению взаимосвязи между интегральными оценками профессионально важных качеств (когнитивных, личностных, мотивационных) и оценками подготовки летных экипажей, т. е. тому, в какой степени применяемая система отбора позволяет точно прогнозировать эффективность обучения пилотов и выполнения полетов. Профессионально важные качества (ПВК) понимаются как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В работе устанавливается взаимосвязь между уровнем развития ПВК и параметрами успешности летной деятельности. Акцент сделан на различиях между формальными и неформальными оценками экспертов (инструкторов и психологов). Системный анализ принципов, лежащих в основе оценки летной подготовки, показал, что общая оценка, которую пилот получает в ходе прохождения тренажера или выполнения полета, во многом носит формальный характер. В свою очередь, комментарии инструктора дают более точное представление о действительном уровне развития не только летных, профессионально важных качеств пилотов, но и психологических. Качественный анализ данных показал, что применение единой четырехбалльной системы формальных оценок летных и психологических качеств целесообразно применять по двум причинам: она наименее формальна и максимально сопоставима с результатами летной деятельности. Как показано в работе, основной акцент необходимо делать на неформальной оценке экспертов.
Ключевые слова: системный анализ; профессиональный психологический отбор; формальные и неформальные оценки летной подготовки; профессионально важные качества (ПВК); система оценки летной подготовки; CAE; CRM.
Для цитаты: Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 48–59. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.4
Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training, специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва. E-mail: ulitsapesen@gmail.com ORCID: 0000-0003-0152-7026 |
Журнал » 2021 №40 : Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ |
Просмотров: 2724
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.3
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Е. Н. Волкова, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, envolkova@yandex.ru
Статья посвящена системному анализу проблемы подросткового буллинга, которая сегодня находится в фокусе исследовательского интереса психологов. Отличительной особенностью российских исследований является признание социально-психологической природы подросткового буллинга и влияние социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка на возникновение и поддержание травли. Изучение состояния основных институтов социализации современных подростков позволяет выявить системные закономерности подросткового буллинга, разрабатывать эффективные стратегии и тактики помощи и профилактики. С целью системного анализа в статье обобщены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований институтов социализации современных детей как фактора влияния на подростковый буллинг. Традиционные институты социализации подростков (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные группы сверстников) характеризуются системными изменениями, способствующими возникновению и распространению подросткового буллинга. Появление новых институтов социализации содержат риски возникновения подросткового буллинга. К изменениям относят структурные и функциональные нарушения семьи, габитуализацию феномена неблагополучной семьи; изменение детско-родительских отношений, тип семейного воспитания, насильственные установки родителей; изменения ценностно-смысловых ориентиров современного образования, насильственный контекст образовательной среды, двойственную и противоречивую позицию педагогов по отношению к буллингу; нарушение соотношения и структур формальных и неформальных подростковых групп, изменения в характере подростковой дружбы; негативное влияние СМИ, взаимодействие подростков в социальных сетях, нарушение безопасности общения в Интернете. Средовая детерминация подросткового буллинга и социально-психологический характер этого феномена оказываются определяющими в разработке программ вмешательства, организации помощи участникам буллинга и его предотвращения. Современное состояние основных институтов социализации подростков выступают провокативным фактором буллинга.
Ключевые слова: институты социализации; системный анализ; социальные изменения; подростки; буллинг.
Для цитаты: Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 35–47. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.3
Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: envolkova@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9667-4752 |