Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
»

Журнал » 2022 №43 : Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов

Просмотров: 804

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Н. В. Сиврикова,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

bobnv79@mail.ru

 

В статье поднимается вопрос критического восприятия студентами информации, распространяемой в сети Интернет, как проблема воспитания ответственных граждан и квалифицированных специалистов, способных ориентироваться в лавинообразном потоке информации современного медиапространства.

В статье представлены результаты опроса, проведенного весной 2022 г. с целью изучения взаимосвязи между критичностью мышления и особенностями медиапотребления студентов. Было опрошено 1758 студентов педагогических вузов Уральского региона. Для математической обработки данных использовался метод анализа дерева решений (CHAID).

Результаты исследования показали, что студенты являются активными пользователями социальных сетей, наиболее популярной среди которых является «ВКонтакте». Они осторожно относятся к Интернету как источнику информации и мало доверяют СМИ и учителям, стараясь больше полагаться на собственный опыт. В ходе исследования были обнаружены различия в медиапотреблении, связанные с полом студентов. Сегментирование выборки показало, что: 1) уровень критичности мышления студентов связан с субъективной оценкой степени влияния Интернета на человека; 2) вероятность встретить человека с некритичным мышлением повышается в два раза в группе пользователей «Инстаграм»1 , которые доверяют учителям и считают, что Интернет оказывает на них ограниченное влияние, или в группе студентов, которые доверяют информации, поступающей из Интернета, но считают, что она скорее не оказывает на них никакого влияния, чем оказывает; 3) студенты, обладающие высоким уровнем критичности мышления, составляют максимальную долю (96 %) в группе респондентов, которые несильно доверяют семье, используют «Ютуб» и считают, что Интернет оказывает на них сильное влияние. Таким образом, наиболее прогностическими в отношении уровня критичности мышления являются такие особенности медиапотребления, как субъективная оценка степени влияния на себя Интернета, использование видеохостинга «Ютуб» и социальной сети «Инстаграм»* , степень доверия семье и учителям.

 

Ключевые слова: системная оценка; медиапотребление; критичность мышления; социальные сети; доверие информационным источникам; рефлексивный скептицизм.

 

Для цитаты: Сиврикова Н. В. Системная оценка критичности мышления и особенностей медиапотребления студентов // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 35–46. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.04

 

Сиврикова Надежда Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: bobnv79@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9757-8113

 

 

 


 

Журнал » 2022 №43 : Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости

Просмотров: 750

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.03

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ

У МУЖЧИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛОСТИ

 

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье представлены результаты пилотажного исследования, цель которого заключается в сравнительном анализе содержания и структуры социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости. Выборку составили 71 респондент в возрасте от 20 до 77 лет. Для описания структуры представления о здоровье использовалась методика П. Вержеса.

Показано, что на всех этапах взрослости в ядро представления входит биологическая составляющая здоровья. В период поздней взрослости приходит расширение представления о составляющих здоровья за счет включения в него психологического компонента. Отдельные элементы, связанные со способами сохранения здоровья, появляются в ядре представления только на этапе средней взрослости. Выявлены изменения в характере аффективной окраски представления о здоровье: позитивно окрашенные элементы в ранней взрослости присутствуют в ядре, в средней взрослости — на периферии, в поздней взрослости — отсутствуют.

Применение системного подхода к анализу социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости дает возможность целостной оценки данного феномена. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты, с одной стороны, согласуются с данными, описанными в научной литературе: с возрастом ответственность за свое здоровье возрастает. С другой — позволяют объяснить причину следующих изменений: в процессе онтогенеза представление о здоровье становится менее размытым (сокращаются периферические элементы); ядро представлений о здоровье, напротив, содержательно расширяется за счет включения в него не только биологических, но и психологических компонентов, а также элементов, связанных со здоровьесохранительным поведением.

 

Ключевые слова: системный анализ; гендерный парадокс; представление мужчин о здоровье; взрослость; полоролевые стереотипы; здоровьесохранительное поведение.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Системный анализ социальных представлений о здоровье у мужчин на разных этапах взрослости // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 25–34. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.03

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248

 


 

Журнал » 2022 №43 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по форомированию компетенций личностного самоутверждения

Просмотров: 656

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека.

В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащихся в развитии своего потенциала самоутверждения.

 

Ключевые слова: личностные качества; компетенции; система представлений; социальная среда; саморазвитие; система представлений; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 5–14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 


 

Журнал » 2022 №43 : Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры

Просмотров: 942

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02

 

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

И ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru,

 

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов и предпочтений архитектурных стилей. В исследовании приняли участие учащиеся Московского городского педагогического университета (МГПУ), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Новосибирского педагогического государственного университета (НГПУ). Всего представлены данные обследования 211 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе 173 — лица женского и 38 — лица мужского пола.

Для оценки мотивационно-ценностной сферы респондентов использовался тест системного профиля мотивации (СПМ). В качестве стимульного материала были использованы фотоизображения архитектурных объектов Москвы, распределенные в зависимости от размеров и назначения по трем сериям: крупные, монументальные сооружения; общественные здания и многоквартирные дома; малоэтажные дома и особняки.

Исследование выявило наличие статистически значимой положительной связи между выраженностью у обследуемых мотивации самореализации и уровнем их предпочтения классических архитектурных форм (стили классицизм, ампир, триумф). В то же время отмечается значимая положительная связь между выраженностью у обследуемых витальной мотивации и предпочтением различных вариантов современного стиля в архитектуре.

Таким образом предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации студентов. Полученные данные позволяют поставить вопрос о целесообразности отказа в современном градостроительстве от традиций классической архитектуры при возведении зданий, предназначенных для молодежи — университетских корпусов, школ и студенческих общежитий.

 

Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера; системная психология; архитектурно-пространственная среда; классическая архитектура; современная архитектура; социоцентрические виды мотивации; антропоцентрические виды мотивации. 

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 15–24. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274


 

Журнал » 2022 №42 : Хилханов Д. Л. Системный подход в современных культурных типологиях

Просмотров: 872

УДК 316.6

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.10

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТИПОЛОГИЯХ

 

Д. Л. Хилханов,

МГПУ, Москва,

khilkhanovdl@mgpu.ru

 

Системный подход активно применяется в социологии при исследовании сложных многофакторных социальных процессов и феноменов. Одним из актуальных направлений применения системного подхода является построение типологий и различных классификаций. В настоящей работе представлен анализ классификационных факторов современных культурных типологий.

Самой известной классификацией культурных различий является типология культурных измерений Г. Хофстеде. Автор обработал обширную базу данных социологического опроса и разместил исследуемые страны в пространстве шести факторов, которые основываются на определенных культурных ценностях. При этом выбранная классификация по странам подчеркивает их национальную детерминированность. В целом представленные этнометрические признаки являются сложносоставными компонентами культурной идентичности и отражают системный подход в исследованиях традиционных ценностей. Такую методологию используют Р. Инглхарт и Л. Харрисон. Для многолетнего изучения динамики изменения всемирных ценностей Р. Инглхарт рассматривал такие критерии, как традиционные — секулярно-рациональные ценности, и ценности выживания — самовыражения. В случае с типологией Р. Инглхарта прослеживается применение всего двух многокомпонентных факторов, что значительно упрощает визуальную презентацию культурных различий в графическом выражении.

Именно возможности системного подхода позволяют оценить степень культурных различий между социумами посредством количественных параметров. Подводя итоги, можно сказать, что системный подход является наиболее репрезентативной методикой, поскольку позволяет представить многообразие вариаций культурной идентичности в малом количестве факторов.

 

Ключевые слова: системный подход; количественные параметры; культурные типологии; культурная идентичность; факторы.

 

Для цитаты: Хилханов Д. Л. Системный подход в современных культурных типологиях // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 105–111. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.10

 

Хилханов Доржи Львович, доктор социологических наук, доцент, профессор общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: khilkhanovdl@mgpu.ru

ORCID:0000-0002-9382-7757

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в ранних диалогах Платона

Просмотров: 1361

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.09

 

СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В РАННИХ ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье показано, что этико-психологические представления Платона, внесшего существенный вклад в становление психологической мысли, прошедшей длительный путь своего развития, ориентированы на поиск упорядоченности и обоснованности человеческих отношений. Философскую позицию раннего Платона обозначают в науке как сократический интеллектуализм. Мыслителем утверждается диалектика как искусство управления человеческим познанием и обществом. Отмечается необходимость в проверке возможностей, которыми обладает человек для самостоятельного поиска истины. Ставится вопрос о целомудрии как о благе и возможности его достижения, что происходит на фоне исторических изменений, когда обществу становится интересен каждый индивид. Платоновские этико-психологические представления упорядочиваются социальными законами, становятся системными и позволяют объяснять качества конкретного человека. Благодаря правильному воспитанию человек, обладающий определенными внутренними качествами, способен к достижению гармонии прекрасного и доброго.

 

Ключевые слова: Платон; Сократ; система; этико-психологические представления; сократический интеллектуализм; калокагатия; майевтика; диалектика; знание; душа; благо; целомудрие.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в ранних диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 95–104. DOI: 10.25688/2223-6872. 2022.42.2.09

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Рыжов Б. Н., Котова О. В., Донцов Д. А. Эмоциональное восприятие различных архитектурных стилей студенческой молодежью

Просмотров: 811

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.08

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

РАЗЛИЧНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru,

Д. А. Донцов,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

dontsov-junior@bk.ru

 

В статье представлены результаты исследования эмоционального восприятия современной молодежью архитектурных объектов, выполненных в различных архитектурных стилях. Исследование было проведено в 2022 г. Респондентам на большом мультимедийном экране предъявляли изображения 60 фотоизображений архитектурных объектов Москвы, выполненных в различных архитектурных стилях в период XIX – начала XXI вв.

В исследовании приняли участие студенты Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Новосибирского педагогического государственного университета. Всего 211 человек в возрасте 17–24 года.

Результаты исследования показали, что, оценивая впечатление, производимое крупными монументальными постройками, общественными зданиями и многоквартирными домами, а также наземными вестибюлями и подземными станциями метро, абсолютное большинство респондентов предпочитает сооружения, построенные в классической стилистике. При этом наибольшим предпочтением пользуются строения в стиле триумф (сталинский ампир), за ним следуют исторические здания, построенные в первой половине XIX в. в стиле классицизм и ампир, и здания в стиле магно второй половины 1930-х гг. Стиль модерн оценивается как предпочтительный для небольших домов и особняков.

Ни в одной из представленных групп архитектурных объектов современный стиль не рассматривается как предпочтительный, и только в группе небольших частных строений он занимает второе по предпочтениям место. Главным образом потому, что постройка в таком стиле кажется многим респондентам наиболее доступной для личного приобретения в будущем.

Исследование также показало практически полную непопулярность у современной молодежи конструктивистских концепций 1920-х – начала 1930-х гг., несмотря на то что в искусствоведческой литературе целый ряд возведенных в этом стиле строений традиционно признается шедеврами советской архитектуры.

 

Ключевые слова: психология окружающей среды; эмоциональное восприятие архитектурных стилей; стиль магно; конструктивизм; постконструктивизм; классицизм и ампир; архитектура модерна; стиль триумф; современный стиль в архитектуре.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В., Донцов Д. А. Эмоциональное восприятие различных архитектурных стилей студенческой молодежью // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 84–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.08

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274

 

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: dontsov-junior@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4161-5039

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе

Просмотров: 866

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07

 

ВНЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА К РАБОТЕ

 

П. В. Шевченко,

МГПУ, Москва,

ShevchenkoPV@mgpu.ru

 

Статья посвящена проблеме подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к работе. Акцентируется внимание на том, что школа основные усилия нацеливает на высокие образовательные результаты и конкурентоспособность выпускника как студента высшего учебного заведения, а не на формирование качеств, востребованных на рынке труда.

Исследуется система ожиданий работодателей относительно деятельности школы по подготовке выпускника, выходящего на рынок труда. Сопоставляются их представления о школе как о социальном институте, готовящем своих выпускников к взрослой жизни и о необходимых качествах соискателя рабочего места, в роли которого выступают выпускники школ. Цель исследования состоит в выявлении универсальных ожиданий работодателей, которым не в полной мере соответствуют компетенции и личностные качества, формируемые школой. Эмпирическую основу составляют данные экспертного интервью с 75 работодателями, принимающими на работу как специалистов с профессиональным, так и со школьным образованием. Количественные данные получены в результате контент-анализа текстов интервью, состоявших из открытых вопросов и вопросов в форме ситуаций. Выявлено несоответствие между социокультурным стереотипом — представлением о том, что школа дает знания, социализирует и учит думать, и ожиданием того, что соискатель рабочего места проявит заинтересованность, ответственность и коммуникабельность.

Рассматривается вопрос о возможности сближения запросов работодателей и позиции школы. Предлагается трехстороннее партнерство между школами, работодателями и городским университетом. Участие университета в процессе подготовки учителей к практической работе по выработке у выпускников школ востребованных на рынке компетенций будет содействовать более успешному их трудоустройству.

 

Ключевые слова: выпускник школы; трудоустройство; соискатель; работодатель; система ожиданий; рынок труда.

 

Для цитаты: Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 75–83. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07

 

Шевченко Павел Владимирович, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства, старший научный сотрудник лаборатории управления проектами Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ShevchenkoPV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-3025-9617

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ

Просмотров: 789

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06

 

ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА

КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ:

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

А. А. Стреленко,

ВГУ имени П. М. Машерова,

Витебск, Республика Беларусь,

strelenko@list.ru

 

Статья посвящена системному анализу проблемы образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения. Основными задачами стали раскрытие понятия образа человека в зарубежной психологии, определение основных линий развития проблемы в отечественной психологии, конкретизация понятия «социально-перцептивные образы». Было определено, что образ человека в философии рассматривался через космоцентрический, теоцентрический, антропоцентрический типы характеристик человека. В зарубежной психологии складывались определенные предпосылки для познания категории образа как сенсорной основы сознания человека, а впоследствии как детерминанты актуального поведения человека. В дальнейшем взгляды ученых были сосредоточены как на целостности и системности психических образов, так и на уровне погруженности образов в сознание и степени их осознанности. Важным шагом в развитии зарубежной психологии стала концентрация на субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях, что активизировало развитие нового взгляда на категорию образа человека как целостной личности, способной к активности, целеполаганию и рефлексии.

С середины XX столетия в отечественной психологии проблема образа человека рассматривалась посредством теории отражения в деятельностном, коммуникативном и системном подходах. Однако уже в конце ХХ в. отмечалось снижение интереса к такой проблеме, что объясняется сложностью непосредственного изучения проблемы образа человека и ограниченностью валидного психологического инструментария. Вместе с тем возникновение нового направления на стыке общей и социальной психологии поднимает проблему образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения на новый уровень, где предпринимаются первые попытки дать психологическое обозначение понятию социально-перцептивных образов. В настоящей статье социально-перцептивные образы рассматриваются в качестве образно-смысловых медиаторов, формирующихся под действием социально-перцептивных механизмов, имеющих рефлексивную и арефлексивную природу, образующих связи знаково-символической деятельности с духовным слоем сознания и способствующих возникновению регулирующей, мотивирующей, прогностической, корректирующей и ресурсной функций.

 

Ключевые слова: системный анализ; сознание; функции сознания; отражательная деятельность; знаково-символическая деятельность; образ человека; социально-перцептивные образы.

 

Для цитаты: Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 64–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06

 

Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь.

E-mail: strelenko@list.ru

ORCID: 0000-0001-9765-5430

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии

Просмотров: 9715

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА КАТЕГОРИИ «СЕМЬЯ»

В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedevaea@mgpu.ru,

Ю. Н. Данилова,

школа № 1151, Москва,

ucklya1@rambler.ru

 

В статье представлен системный анализ теоретических аспектов изучения категории «семья» в исторической ретроспективе. Работа выполнена в контексте заявленной тематики и в русле исследований, раскрывающих условия, учитывающие специфику развития семьи в разные исторические периоды. Рассмотрена трансформация понимания семьи как социального института, социокультурного феномена, системы. Вопросы изучения семьи рассматриваются в контексте теоретической позиции зарубежных, отечественных представителей социологии, философии, психологии. В работе показано смещение акцента c семьи как структурно неделимой единицы общества на личность в семье. Раскрыты представления о семье, имеющие абстрактный характер, и прослежены изменения в сторону практического взаимодействия ее членов. Выявлено, что семья — это необычная социальная общность, восприятие которой трансформируется как от меняющихся общественных условий, так и под влиянием профессиональной деятельности ее членов. Показано, что функции семьи связаны со спецификой исторического периода развития общества. Они обусловлены социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, что, в свою очередь, способствует изменению характера функций семьи, иерархических связей.

Представлена динамика изменения восприятия семьи от рассмотрения ее как общности для рождения здоровых граждан до ячейки, являющейся основой государства. Показана роль семьи как социальной группы, объединенной ценностями, совместной деятельностью, межличностными отношениями, внутригрупповыми процессами, и как открытой, самоорганизующейся системы, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, и преобразовании ее внутри самой.

 

Ключевые слова: семья; системный анализ; личность; общество; государство; брак; социальный институт; социокультурный феномен; система.

 

Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 53–63. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05

 

Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4727-6501

 

Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва.

Е-mail: ucklya1@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-9964-0256