![]() |
ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С. М. Валявко,
Ю. А. Шулекина,
МГПУ, Москва
Статья продолжает серию публикаций авторов, направленных на изучение смыслового восприятия языковых единиц детьми дошкольного возраста. В статье впервые представлены принципиально новые сведения о смысловом восприятии текста дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием, в частности показано разноуровневое состояние смыслового восприятия в изучаемой авторами популяции детей с нарушениями речевого развития.
Ключевые слова: смысловое восприятие речи; текст; дошкольники; нарушение речевого развития; нарушение звукопроизношения; дислалия; фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
THE PROBLEM OF SEMANTIC PERCEPTION OF THE TEXT IN PRESCHOOLERS
S. M. Valyavko,
Ju. A. Shulekina,
MCU, Moscow
This article continues a series of publications focused on the study of semantic perception of language units in preschool children. The paper presents a fundamentally new information on the semantic perception of the text in preschool children with phonetic and phonemic underdevelopment, in particular it shows a multilevelness of semantic perception in preschoolers with violations of speech development.
Keywords: semantic perception of speech; text; preschoolers; disorder of speech development; disorder of sound pronunciation; dislalia; phonetic and phonemic underdevelopment of speech.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ:
К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ
Д. В. Иванов, Н. А. Галюк, НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи отечественной психологической мысли, ставшие своего рода истоком для последующего развития российской психологии. В исследовании используются историко-психологическая реконструкция, психологическая интерпретация представлений о человеке, его потенциальных возможностях, борьбе и труде, тех кардинальных вопросов, которые затрагивают сам смысл его существования.
Ключевые слова: человек; потенциальные возможности; кардиогностический принцип психологии; ремесло; обучение; труд; борьба.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA:
TO ORIGINS BASIK IDEAS ABOUT HUMAN POTENTIAL,
ITS STRUGGLE AND LABOR
D.V Ivanov, N.A. Galyuk, NSPU, Novosibirsk
The article deals with the idea of leading domestic psychological thought, became a kind of source for the further development of Russian psychology. The article uses the historical-psychological reconstruction of the psychological interpretation of the human representations, its potential, combat and labor, the critical issues that affect the very meaning of his existence.
Keywords: human; potential; kardiognostichesky principle of psychology; craft; education; work; struggle.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНА И КОНСТРУКТИВИЗМА
Б. Н. Рыжов,
А. А. Тарасова, МГПУ, Москва
Статья посвящена противоборству в архитектуре двух системно-психологических тенденций, связанных с ориентацией на персональные или общественные ценности. В ХХ веке эти тенденции нашли свое воплощение в архитектуре модерна и конструктивизма. В статье также приводятся результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального восприятия обозначенных архитектурных стилей московскими студентами и дается обоснование целесообразности более широкого использования элементов стиля модерн при строительстве молодежных объектов.
Ключевые слова: системная психология; гомоцентрическая тенденция; социоцентрическая тенденция; стиль модерн; стиль конструктивизм; эмоциональное воздействие архитектуры; восприятие архитектурных объектов.
CONTEMPORANEOUS FEATURES OF THE EMOTIONAL PERCEPTION OF THE ARCHITECTURE OF MODERN (ART NOUVEAU) AND CONSTRUCTIVISM
B. N. Ryzhov, A. A. Tarasova, MCU, Moscow
The article is devoted to the problem of confrontation of two system-psychological trends dealing with focusing on personal or social values in architecture. In the XXth century these trends are embodied in the architecture of modernism and constructivism. The article also presents the results of empirical studies of emotional perception of architectural styles in students of Moscow city and it suggests recommendations how to use modern architecture elements in the construction of different buildings for youths.
Keywords: system psychology; homocentric tendency; sociocentric tendency; modern style (art nouveau style); constructivism style; emotional impact of architecture; perception of objects in architecture.
СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИй СТАТУС СЕМЬИ КАК ФАКТОР ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Д. Н. Чернов, РНИМУ им. Н. И. Пирогова
В статье проведен сравнительный анализ современных зарубежных и отечественных исследований, посвященных роли социоэкономического статуса семьи в возникновении индивидуальных различий в языковом развитии детей в школьном возрасте. Вопрос рассмотрен с учетом значения детскородительского взаимодействия в опосредовании вклада социоэкономического статуса семьи в языковое развитие ребенка.
Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения; образовательный статус родителей; речь; социоэкономический статус семьи; школьный возраст; язык; языковое развитие.
THE SOCIOECONOMIC STATUS OF A FAMILY AS A FACTOR OF LANGUAGE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN12 13
D. N. Chernov, RNRMU
In the article the comparative analysis of contemporary foreign and domestic studies of the role of socioeconomic status of the family in the emergence of individual differences in language development of children in school age is presented. The question is considered, given the importance of parent-child interactions in mediation of the contribution of socioeconomic status of the family in language development of child.
Keywords: child-parent relationships; educational status of parents; speech; socioeconomic status of family; school age; language; language development.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ
Б. М. Коган, Т. И. Хазиева, МГПУ, Москва
В работе представлены результаты исследования агрессивности, тревожности, депрессивности и уровня психологического благополучия у подростков, страдающих нарушениями пищевого поведения (анорексия и булимия), а также избыточной массой тела. Показано, что все изученные параметры существенно отличаются от тех, которые присущи условно здоровым сверстникам.
Ключевые слова: нарушения пищевого поведения; избыточная масса тела; агрессивность; тревожность; депрессивность; психологическое благополучие.
FEATURES OF THE TEENAGERS EMOTIONAL SPHERE IN EATING BEHAVIOR DISORDERS AND OVERWEIGHT PROBLEMS
B. M. Kogan,
T. I. Xazieva, MCU, Moscow
Paper shows the research results of aggression, anxiety, depression and the level of psychological wellbeing among teenagers with eating disorders (anorexia and bulimia), as well as overweight problems. It is shown that all the researched data are differ significantly from the relatively healthy group of young people.
Keywords: eating disorders; overweight; aggression; anxiety; depression; psychological well-being.
ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНОНАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Т. И. Бонкало, РГСУ, Москва, О. П. Горбушина, МИОО, Москва М. Н. Цыганкова, РГСУ, Москва,
В статье раскрыты понятия этнонационалистических и деструктивных религиозных организаций; представлены результаты исследования социально-психологических особенностей лиц, вовлеченных в деструктивные религиозные организации; даны практические рекомендации для профилактики вовлечения подростков и молодежи в деструктивные организации религиозной и этнонационалистической направленности, которые можно реализовать в рамках изучения дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в массовых школах и других образовательных организациях.
Ключевые слова: профилактика; подростки и молодежь; школа; повышение квалификации педагогов; деструктивные религиозные организации; организации этнонационалистической направленности; предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; социально-психологические характеристики лиц; вовлеченных в деструктивные религиозные организации.
PREVENTIVE MEASURES OF YOUTH INVOLVEMENT INTO DESTRUCTIVE ORGANIZATIONS WITH RELIGIOUS AND ETHNO-NATIONALIST CHARACTER11
T. I. Bonkalo, RSSU, Moscow, O. P Gorbushina, MIOE, Moscow M. N. Cygankova, RSSU, Moscow
The article deals with the concept of ethno-nationalist and destructive religious organizations. It presents the results of research on the socio-psychological characteristics of persons involved in the destructive religious organizations. Practical recommendations are given for the prevention of the involvement of adolescents and youth into the organization of destructive religious and ethno-nationalist orientation, which can be implemented into the study of the subject area disciplines like «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» in schools and other educational organizations.
Keywords: prevention; adolescents and young people; schools; training teachers; destructive religious organizations; ethno-nationalist orientation of the organization; subject area «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia»; socio-psychological characteristics of persons involved in the destructive religious organizations.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Л. В. Сенкевич, М. В. Сагалов, РГСУ, Москва, А. Е. Метелица, МГПУ, Москва
Статья посвящена проблеме трансформации защитных механизмов личности в процессе развития алкогольной зависимости. В исследовании определяется степень выраженности механизмов психологической защиты в разных возрастных группах респондентов, находящихся на определенной стадии развития алкогольной зависимости. На основе сравнительного анализа полученных показателей делается вывод об их характере в процессе алкоголизации личности.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты; алкогольная зависимость; аддиктивное поведение; возрастные этапы; стадии алкоголизации.
TRANSFORMATION OF PROTECTIVE MECHANISMS OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ALCOHOL DEPENDENCE AT DIFFERENT AGE STAGES
L. V. Senkevich, M. V. Sagalov, RSSU, Moscow, A. E. Metelica, MCU, Moscow
The article is devoted to the transformation of protective mechanisms of personality in the process of development of alcohol dependence. The study determined the severity of mechanisms of psychological protection in different age groups of respondents that are at a certain stage of development of alcohol dependence. Based on the comparative analysis of obtained indicators, the conclusion about the nature of the transformation of mechanisms of psychological protection in the process of alcoholism personality.
Keywords: psychological defense mechanisms; alcohol dependence; addictive behavior; developmental stages; stages of alcoholism.
ВЛИЯНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С. В. Львова, К. А. Аракелян, МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию влияния занятий по лего-конструированию на развитие первоклассников. Приводятся результаты исследования личностной креативности первоклассников после проведения развивающих занятий. Доказывается эффективность программы дополнительного образования, которая позволяет активизировать творческую деятельность детей, их любознательность, интересы, воображение.
Ключевые слова: дополнительное образование; лего-конструирование; креативность; творческое развитие.
THE IMPACT OF A LEGO-ENGINEERING ON THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FIRST-GRADERS
S. V. L ’vova, K. A. Arakelyan, MCU, Moscow
The article is devoted to the study of a lego-engineering class influence on the first-graders’ development. It presents the results of the study of the first-graders’ personal creativity after the series of lego-engineering lessons. The first results have proved the effectiveness of the program of additional education, it allows to activate children’s creativity, their curiosity, interests and imagination.
Keywords: additional education, lego-engineering, creativity, creative development.
МАКРОЭРГОНОМИКА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭРГОНОМИКИ
И. И. Васильева, Институт психологии РАН, Москва
В статье представлен обзор зарубежной литературы, посвященной макроэргономике как новой комплексной парадигме эргономики. Описаны причины ее возникновения, приведены основные понятия, положения, методы, персоналии, важнейшие направления и современный формальный статус. Показано, что макроэргономика возникла как результат выхода за традиционные границы предмета эргономики и обнаруживает устойчивую тенденцию интеграции с организационной психологией. Указана необходимость разработки системно-теоретического фундамента макроэргономики. Эргатиче-ская система предлагается как базовая модель интеграции социально-психологических и предметных (машинных) факторов труда.
Ключевые слова: макроэргономика; эргономика; организационная психология; организация труда; культура безопасности; партисипативная эргономика; рабочая система; безопасность в топливно-заправочной компании; безопасность в энергетике; деятельностный подход.
MACROERGONOMICS: A NEW PERSPECTIVE ON ERGONOMICS
I.I. Vasil’eva, Institute of Psychology, Russian Science Academy, Moscow
The article provides an overview of macroergonomics as a new paradigm of ergonomics based mainly on English-language articles. The background of its occurrence, basic concepts, statements and methods of macroergonomics as well as modern state, personalities and an example of the specific macroergonomic case of safety culture forming are considered. It is demonstrated that the macroergonomics has arisen as result of through-boundaries development of the traditional subject of ergonomics and shows a clear trend to integration with organizational psychology. The necessity of development of the systemic-theoretical model of macroergonomics is specified and the ergatic system is considered as proper one.
Keywords: macroergonomics; ergonomics; organization psychology; labour organization; safety culture; participatory ergonomics; work system; safety at petroleum distribution operation; safety at power plant; activity approach.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
С. М. Валявко, П. А. Жокина, МГПУ, Москва
В статье освещаются различные аспекты понимания самооценки в современной зарубежной литературе. Несмотря на то что проблема эмоционально-оценочного отношения к самому себе уже много лет находится в фокусе внимания психологов, данный феномен нельзя считать изученным полностью. Статья представляет собой обзор последних публикаций в области психологии самооценки, переведенных авторами на русский язык.
Ключевые слова: личность; самость; «Я-концепция»; самооценка; «Я-образ»; эмоционально-оценочное отношение; образование.
CURRENT RESEARCHES ON SELF-ASSESSMENT ON PROBLEMS IN FOREIGN PSYCHOLOGY
S. M. Valyavko, P A. Zhokina, MCU, Moscow
The article highlights various aspects of understanding of self-assessment in the modern foreign literature. Despite the fact, that the problem of emotional-evaluative attitude to yourself is in the focus of psychologists’ attention for many years, this phenomenon can not be considered as fully studied. The article presents a review of recent publications in the field of psychology of self-assessment, translated by the authors of the article into Russian language.
Keywords: personality; selfness; «self-concept»; «self-assessment»; «self-image»; emotional-evaluative attitude; education.
МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
для системы дополнительного образования
Е. С. Романова, МГПУ, Москва
В статье рассматривается проблема организации комплексной подготовки студентов педагогических вузов для системы дополнительного образования детей. Современное дополнительное образование — это самостоятельный образовательный источник, а не только элемент существующей системы общего образования, способствующий развитию ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. В связи с этим предъявляются особые требования к содержанию и качеству подготовки педагогов для системы дополнительного образования. Разработанные модульные программы подготовки студентов для системы дополнительного образования детей включают в себя блок дисциплин, которые образуют целостную логическую структуру в составе программы.
Ключевые слова: студенты; дополнительное образование; эффективность обучения; модульные программы; направления работы педагога.
MODULE TRAINING PROGRAMS FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
E. S. Romanova, MCU, Moscow
The article deals with the problem of organizing of a comprehensive training for students of pedagogical universities for the system of additional education for children. At present, modern additional education is an independent educational source, and it isn’t just an element of the existing system of general education, it contributes the key competences into the different spheres of a child’s development. In this regard, special demands are made to the content and quality of teachers’ training for the system of additional education. Modular programs, developed for additional education for children, include blocks of disciplines based on a coherent logical structure.
Keywords: students; additional education; effectiveness of learning; modular programs; teacher’s areas of work.
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
РЫЖОВ Борис Николаевич — доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
RYZHOV Boris Nikolayevich — Doctor of Psychology, Full professor. Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.
E-mail: rizhov51@mail.ru.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
В. М. Ананишнев,
А. В. Ткаченко,
МГПУ, Москва
В. В. Фурсов,
РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва
Статья представляет собой обзор международной практики в области оценки качества работы высших учебных заведений. На основании анализа зарубежных подходов предлагаются критерии для оценки деятельности российских вузов.
Ключевые слова: критерии и показатели деятельности вузов, мониторинг вузов, международный рейтинг вузов, качество образования, образовательные индикаторы.
THE INTERNATIONAL CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING UNIVERSITY ACTIVITIES
V. M. Ananishnev,
A. V. Tkachenko,
MCU, Moscow
V. V. Fursov V. V.,
RNRMU, Moscow
The article provides an overview of international practice in assessment of quality of higher education institutions. Using the analysis of foreign approaches it proposes some criteria for assessing the activity of Russian universities.
Key words: criteria and indicators of university activities, monitoring of universities, international rating of universities, quality of education, educational indicators.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII –НАЧАЛА XIX ВЕКА. И.П. ПНИН
Д. В. Иванов,
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства И. П. Пнина, внесшего свой необычный вклад в развитие отечественной психологической мысли в конце XVIII − начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципах, которые позволили ему описывать психологические феномены.
Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE END OF THE 18TH AND IN THE BEGINNING OF THE 19TH CENTURIES. I.P. PNIN
D. V. Ivanov,
NSPU, Novosibirsk
The article deals with the idea of a prominent leading figure of the Russian Enlightenment I.P. Pnin, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of Russian educator’s representations about a man and human nature, a struggle and principles that have allowed him to describe the psychological phenomena.
Keywords: moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(XIII – начало XIV веков)[1]
Б. Н. Рыжов
МГПУ, Москва
Статья является продолжением исследования, посвященного системной периодизации развития современной Европейской цивилизации и сопоставления этапов развития цивилизации с соответствующими периодами жизни человека. Начало этого исследования, опубликованное в № 14-15-17 журнала «Системная психология и социология», включает описание аналогий в психологическом развитии ребенка от рождения до семи лет и развития цивилизации с V по XII века. Настоящая часть посвящена исследованию психологической конгруэнтности младшего школьного возраста ребенка и периода XIII – начала XIV столетий в истории Европейской цивилизации.
Ключевые слова: системная периодизация развития, среднее детство, младший школьный возраст, наглядно-образное мышление, искусство
PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION
(THE 13TH – THE BEGINNING OF THE 14TH CENTURIES)
B. N. Ryzhov,
MCU, Moscow
The article is a continuation of the study on the system periodization for the development of the modern European civilization with the further stages comparing of the civilization development with the relevant periods of human life. The beginning of the study was published in № 14-15-17 of the journal «Systems psychology and sociology» and it was included the description of the psychological development analogies between the child from the birth to seven years and the development of civilization during the 5th and 12th centuries. This part is devoted to the study of the psychological congruence between a primary school age child and the period of the 13th – beginning of the 14th centuries in the history of European civilization.
Key words: system development periods, childhood, primary school age, visual-creative thinking, art, gothic, universities, crusade, scholasticism.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ
В. П. Шейнов,
Республиканский институт высшей школы,
Минск, Республика Беларусь
В статье показано, что на уверенность в себе индивида значительно влияет соотношение составляющих его психологического пола. У мужчины положительное влияние на все компоненты уверенности в себе (общую уверенность, социальную смелость, инициативу в социальных контактах) оказывают маскулинность и общее количество его маскулинных и феминных качеста (гендерная сумма). У женщин маскулинность также положительно влияет на все три составляющие уверенности в себе, а гендерная сумма — на общую уверенность в себе и инициативу в социальных контактах. В части выработки уверенности в себе женщины (в отличие от мужчин) оказались весьма чувствительны к оценкам их поведения родителями в детстве.
Ключевые слова: уверенность в себе, психологический пол, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, мужчины, женщины.
SELF-RELIANCE AND PSYCHOLOGICAL GENDER
V. P. Sheinov,
Republican Institute of Higher Education,
Minsk, Belarus
The article shows that a person’s self-reliance significantly depends on the proportions of the components of the own psychological gender. Men are more confident when they have all the components of their self-reliance (a general self-reliance, a social courage, an initiative in social contacts) describing in masculine qualities, in so-called “masculinity”, together with the total number of masculine and feminine characteristics (a total gender amount). The masculinity has also a positive impact on women in all three components of self-reliance, as well as a total gender amount impacts on a general self-reliance and an initiative in social contacts. It is also observed that women (unlike men) were very sensitive to their parents’ estimates in their childhood and this fact effects more strongly on women’s self-reliance.
Key words: self-reliance, psychological gender, social boldness, initiative in social contacts, male, female.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
М. С. Староверова,
МГПУ, Москва
Статья посвящена изучению особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройствами аутистического спектра. Подчеркиваются необходимость эмоционального контакта с матерью как условие развития детей данной категории и невозможность его обеспечения со стороны матерей. Описывается характер взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в зависимости от тяжести и характера проблем аффективного развития детей.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, аффективное расстройство, эмоциональный контакт, личностные деформации матерей.
FEATURES OF THE MOTHER INTERACTION WITH CHILDREN HAVING AUTISM SPECTRUM DISORDERS
M. S. Staroverova,
MCU, Moscow
The article is dedicated to the research of peculiarities of interaction between mothers with children having autistic spectrum disorders. Mother emotional contact necessity is emphasized as a condition of children’s progression in this category, as well as disability of providing the contact from mothers’ side. It contains description of the character of mother and children with autistic spectrum disorders interaction depending on the severity and character of children affective progression.
Key words: children with autistic spectrum disorders, affective disorder, emotional contact, mothers’ personal deflection.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Л. П. Набатникова,
МГПУ, Москва,
А. А. Голубниченко,
ООО «Инвентив Хелс Клиникал», Москва
Статья посвящена исследованию личностного самоопределения старших школьников с разным уровнем выраженности застенчивости. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности ценностно-смысловой сферы, самореализации, целеполагания и планирования собственной жизни застенчивых старшеклассников в сравнении с их незастенчивыми сверстниками. Рассмотрен и обоснован процесс влияния застенчивости на личностное самоопределение.
Ключевые слова: личностное самоопределение, застенчивость, старший школьный возраст, ценностные ориентации, смысл жизни, самореализация, планирование собственной жизни, выбор профессии.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-DETERMINATION
IN SHY HIGH SCHOOL STUDENTS
L. P. Nabatnikova,
MCU, Moscow
A.A. Golubnichenko,
Inventiv Health Clinical, Moscow
The article describes some features of the personal self-determination in high school students with different severity of the shyness. Empirical study shows the specific differences in values and in a self-fulfillment, a goal-setting and planning of shy high school students’ future life in comparison with their peers without shyness suffering. The impact of shyness on personal self-determination has been interpreted and justified.
Key words: personal self-determination, shyness, high school student, values, meaning of life, self-fulfillment, planning your own life, career choices.
МУЗЫКАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. К. Бакланова,
МГПУ, Москва
Л. В. Данилова,
МГИК, Москва
В статье подчеркивается необходимость и излагаются теоретические аспекты и технология эмоционального развития детей в процессе творческой деятельности. Рассмотрены возможности игры-драматизации, организация творческой деятельности детей в процессе постановки оперы-сказки, приведены задания на основные виды творческой деятельности, изложены требования к педагогу дополнительного образования.
Ключевые слова: эмоциональное развитие; игра-драматизация; творческая деятельность.
MUSIC-AND-EMOTIONAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF CREATIVE ART WORK
N.K. Baklanova,
MCU, Moscow
L.V. Danilova,
MSI of Culture, Moscow
The article emphasizes the necessity and reveals theoretical aspects and technology of children’s emotional development in the process of creative work. The potential role of an improvisational game and the ways of organization of creative work in the process of a fairy-tale opera staging are described, tasks focusing on main types of creative work are given. Main requirements for a teacher of an additional qualification course are presented.
Key words: emotional development, dramatization game, creative work.
ЗАБЫТЫЙ, НО НЕ УТРАЧЕННЫЙ ТЕСТ
В. И. Лубовский,
С. М. Валявко,
К. Е. Князев.
МГПУ, Москва
В статье рассматривается эмпирическая попытка повышения эффективности методики «Рисуночный тест Вартегга». На основе современных подходов в психодиагностике и достижений компьютерной статистики авторы рассматривают возможность объективизации рисуночного теста и приводят сравнительные данные о его надежности и валидности.
Ключевые слова: психодиагностика, валидность, надежность, интерпретация, рисуночный тест, рисуночный тест Вартегга.
LOST, BUT NOT FORGOTTEN TEST
V. I. Lubovsky,
S. M. Valyavko,
K. E. Knyazev.
MCU, Moscow
The article examines an empirical attempt to improve efficiency of the "Wartegg drawing test". On the basis of modern psycho-diagnostics approaches and achievements of computer statistics the authors consider that it is possible to make this drawing test more objective and with this in view the comparative data of its reliability and validity results are presented.
Key words: psychodiagnostics, validity, reliability, interpretation, drawing tests, Wartegg drawing test, WZT.