Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2022 №42 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии

Просмотров: 9516

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА КАТЕГОРИИ «СЕМЬЯ»

В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedevaea@mgpu.ru,

Ю. Н. Данилова,

школа № 1151, Москва,

ucklya1@rambler.ru

 

В статье представлен системный анализ теоретических аспектов изучения категории «семья» в исторической ретроспективе. Работа выполнена в контексте заявленной тематики и в русле исследований, раскрывающих условия, учитывающие специфику развития семьи в разные исторические периоды. Рассмотрена трансформация понимания семьи как социального института, социокультурного феномена, системы. Вопросы изучения семьи рассматриваются в контексте теоретической позиции зарубежных, отечественных представителей социологии, философии, психологии. В работе показано смещение акцента c семьи как структурно неделимой единицы общества на личность в семье. Раскрыты представления о семье, имеющие абстрактный характер, и прослежены изменения в сторону практического взаимодействия ее членов. Выявлено, что семья — это необычная социальная общность, восприятие которой трансформируется как от меняющихся общественных условий, так и под влиянием профессиональной деятельности ее членов. Показано, что функции семьи связаны со спецификой исторического периода развития общества. Они обусловлены социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, что, в свою очередь, способствует изменению характера функций семьи, иерархических связей.

Представлена динамика изменения восприятия семьи от рассмотрения ее как общности для рождения здоровых граждан до ячейки, являющейся основой государства. Показана роль семьи как социальной группы, объединенной ценностями, совместной деятельностью, межличностными отношениями, внутригрупповыми процессами, и как открытой, самоорганизующейся системы, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, и преобразовании ее внутри самой.

 

Ключевые слова: семья; системный анализ; личность; общество; государство; брак; социальный институт; социокультурный феномен; система.

 

Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 53–63. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05

 

Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4727-6501

 

Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва.

Е-mail: ucklya1@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-9964-0256

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №42 : Ермолова Е. О. Системный анализ склонности личности к экстремизму в зависимости от типа психологических границ

Просмотров: 519

УДК 159.9.072

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.04

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ЭКСТРЕМИЗМУ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного изучения особенностей личности склонной к экстремизму. Акцентируется внимание на росте экстремистского поведения в обществе, с одной стороны, и недостаточной разработанности феномена экстремизма в психологии — с другой. Уделяется внимание изучению молодежного экстремизма как одной из разновидностей этого явления. Анализируются основные психологические характеристики субъекта экстремистской деятельности, одной из которых выступают психологические границы как функции системы «Я», направленные на отграничение себя от других людей, и как место встречи личности с внешней средой. Основополагающим положением данной работы стало представление о нарушенных психологических границах личности как одном из условий формирования склонности к экстремизму.

В статье приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке 105 респондентов-женщин. Возрастной диапазон — от 24 до 32 лет (средний возраст — 27,5), что соответствует периоду молодости. Общая выборка респондентов дифференцирована на две группы с целью реализации замысла исследования по критерию «сохранные/нарушенные психологические границы» на основании тестовых норм методики «Границы Я» (Н. У. Браун, 1998) в адаптации Е. О. Шамшиковой и двум дополнительным критериям — «работающие/неработающие» (социальный статус) и «наличие/отсутствие детей». В исследовании использовались также шкалы «внешнее Я-отграничение», «внутреннее Я-отграничение», «агрессия», «тревога» опросника «Я-структурный тест Аммона» (ISTA), русскоязычная версия которого разработана Ю. Я. Тупицыным, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой, Е. В. Бродской, и «Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма» (VEAS) Д. Г. Давыдова, К. Д. Хломова.

В ходе исследования было установлено существование значимых различий в склонности к экстремизму у респондентов двух групп, а также системных особенностей психологических границ личности, склонной к экстремизму. Показано значение и роль психологических границ в развитии личности, в том числе при формировании склонности к экстремизму в период молодости, как психологического предиктора, а также социального статуса и наличия детей как социального предиктора. Полученные данные позволяют внести вклад в разработку полноценных программ профилактики экстремистской деятельности молодежи, плана психологического консультирования с целью выявления группы риска молодого населения при угрозе вступления в экстремистские организации и своевременной коррекции личностных характеристик.

 

Ключевые слова: системный анализ; экстремизм; склонность личности к экстремизму; молодежь; психологические границы личности; личностные особенности.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О. Системный анализ склонности личности к экстремизму в зависимости от типа психологических границ // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 36–52. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.04

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №42 : Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования

Просмотров: 768

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е. А. Екжанова,

МГПУ, Москва,

ekjanovaea@mgpu.ru

 

Статья является результатом аналитического исследования в области обеспечения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях специального и инклюзивного образования. В основу изучения состояния указанных условий положены критерии, заданные в нормативных документах и сложившиеся в результате мониторингов, проведенных на территории Российской Федерации. Специальные образовательные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения. Для их обеспечения необходимы достаточность финансово-экономических и нормативноправовых условий, информационное и кадровое обеспечение учебного процесса.

В ходе исследования выделены три группы региональных субъектов, в которых специальные образовательные условия серьезно различаются между собой: столицы, региональные центры и малые города с сельскими поселениями. Проведенная системная оценка позволяет говорить о необходимости создания условий для эффективного федерального и регионального взаимодействия в вопросах обеспечения качества специального и инклюзивного образования с целью обеспечения функционирования единого образовательного пространства и предоставлении образовательных услуг всем нуждающимся в них детям, независимо от места их проживания.

 

Ключевые слова: специальные образовательные условия; специальное образование; инклюзивное образование; системная оценка; мониторинг; показатели качества; диагностико-прогностический скрининг; популяционные исследования.

 

Для цитаты: Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 26–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03

 

Екжанова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ekjanovaea@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-7669-875

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №42 : Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В. Системная оценка личностных свойств машинистов в контексте риска внезапной смерти

Просмотров: 604

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ

В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ

 

В. Е. Богданова,

НИИ МТ, Москва,

salve7@yandex.ru,

В. В. Сериков,

НИИ МТ, Москва,

vasiliy_serikov@mail.ru,

А. А. Закревская,

НИИ МТ, Москва,

sternwanderer@mail.ru,

Е. В. Дмитриева,

НИИ МТ, Москва,

kativladi@list.ru

 

В статье приведены результаты системной оценки индивидуально-личностных свойств работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста) двух групп: условно здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Исследование посвящено научному обоснованию медико-психологических профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов угрозы внезапной смерти, развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад.

Проведен анализ данных периодического психофизиологического обследования работников локомотивных бригад различных видов движения, предоставленных дирекцией медицинского обеспечения компании «Российские железные дороги» (РЖД). Методы исследования: 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля»; личностный опросник Айзенка (EPI); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО); опросник Спилбергера – Ханина.

По результатам исследования выявлены различия личностных особенностей машинистов в двух группах: практически здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Психологический профиль работников локомотивных бригад из второй группы характеризуется более низким уровнем эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, энергичности, эгоистичности, самочувствия, настроения, интернальности в области достижений и здоровья. Им присущи застенчивость, конформизм, нейротизм, тревожность, усталость, чувствительность, неуверенность.

Работников локомотивных бригад из первой группы отличают высокий уровень активности, хорошее настроение, оптимизм, нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень тревожности, независимость в суждениях, общительность, уверенность в себе, самостоятельность, ориентация на собственные цели и интересы. Они воспринимают себя как способных к успеху, уверенных, независимых, самостоятельных, ориентированных на собственные цели и интересы.

Таким образом, диагностика личностных черт и состояний посредством надежных психодиагностических методик обеспечивает выявление групп риска с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, переутомления и на сохранение профессионального долголетия.

 

Ключевые слова: системная оценка; работники локомотивных бригад; безопасность профессиональной деятельности; индивидуально-личностные свойства; внезапная смерть на рабочем месте; риск сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Для цитаты: Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В. Системная оценка личностных свойств машинистов в контексте риска внезапной смерти // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 14–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

 

Богданова Валентина Евгеньевна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: salve7@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-7123-4117

 

Сериков Василий Васильевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: vasiliy_serikov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7523-4686

 

Закревская Анна Александровна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: sternwanderer@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2552-302X

 

Дмитриева Екатерина Владимировна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: kativladi@list.ru

ORCID: 0000-0002-9204-753X

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №42 : Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся

Просмотров: 1155

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.01

 

РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

О. А. Беляева,

ЯГПУ, Ярославль,

olga-alekseevna@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного исследования речевой тревожности как одного из наиболее проблемных проявлений типичного эмоционального состояния современных школьников в различных коммуникативных ситуациях, в том числе связанных с необходимостью публичных выступлений. Акцентируется внимание на отсутствии в психолого-педагогической литературе анализа данной проблемы в отношении детей младшего школьного и подросткового возраста.

В качестве психодиагностического инструментария применен опросник «Контроль состояния речи», основывающийся на самооценке респондентом типичных трудностей и переживаний, связанных с расстройством речи и голоса. На основании исследования с участием 210 обучающихся 3–5-х классов общеобразовательных школ представлены выводы о характерных проявлениях речевой тревожности в коммуникации детей на этапах окончания начальной школы и начала обучения в основной школе. Доказан выраженный высокий и критически высокий уровень тревожности в процессе вербальной коммуникации и в ситуациях публичных выступлений для абсолютного большинства учащихся. Выявлены единичные случаи ответов, демонстрирующих полную уверенность детей в собственных речевых способностях и возможностях.

Представлен качественный уровневый анализ проявлений речевой тревожности обучающихся в каждой из параллелей, в котором отражена специфичная динамика проявлений негативных эмоциональных переживаний школьников. Установлено снижение тревожности у мальчиков и ее нарастание у девочек на протяжении исследуемого периода. Сделаны выводы о необходимости организации психокоррекционной работы с обучающимися по оптимизации их коммуникации и снижения речевой тревожности, определены возможные стратегии ее проектирования и реализации.

 

Ключевые слова: системное исследование; речевая тревожность; коммуникация; обучающиеся; мальчики; девочки.

 

Для цитаты: Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 5–13. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.42.2.01

 

Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

Е-mail: olga-alekseevna@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1524-0803

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №41 : Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в трудах итальянского гуманиста XIV – начала XV вв. К. Салютати

Просмотров: 2447

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.9

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ

ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИСТА XIV – НАЧАЛА XV вв. К. САЛЮТАТИ

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются некоторые предпосылки появления раннегуманистических идей в Италии. Особо выделяются сочинения флорентийского гуманиста Колюччо Салютати, включающие в себя богатый по содержанию, глубокий и ценностный, практически системный анализ психики человека, сути психического. Описание психических явлений выведено им на широкий путь естественно-научного на тот период времени объяснения. После него начинается новая страница становления психологической мысли в Италии и мировой культуре в XV в. В своих психологических воззрениях он предвосхитил последовавший интерес к проблемам психического у мыслителей-возрожденцев. Его анализ и описания человека были направлены не столько на абстрактные психические функции, способности души и тела, получавшие свое объяснение и ранее, сколько на жизненные качества человека, своего рода «двигатели» поведения, обозначения им себя как индивидуальной личности. Человек борющийся — активный и деятельный — находится в центре изысканий этого мыслителя. К своим психологическим обобщениям Салютати приходит не только с умозрительных позиций, но и с точки зрения практических задач своего времени, направляя психологическую теорию служению общественной («человеческой») практике.

Интерес для отечественной истории психологии, ищущей истоки собственной гуманистической проблематики, могут представлять системно-психологические идеи, нашедшие свое отражение в творческом наследии этого флорентийского мыслителя эпохи раннего гуманизма, верившего в человечность и ее непреходящее значение для человека.

 

Ключевые слова: Колюччо Салютати; Возрождение; гуманизм; системно-психологические идеи; человек; добродетель; истинное благо; борьба; человек борющийся.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в трудах итальянского гуманиста XIV – начала XV вв. К. Салютати // Системная психология и социология. С. 115–124. DOI: 10.25688/2223-6872. 2022.41.1.9

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №41 : Ткаченко А. В. Социальные теории мыслителей Раннего Возрождения

Просмотров: 1836

УДК 316.2

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.8

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МЫСЛИТЕЛЕЙ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru

 

В статье рассматриваются взгляды трех крупных мыслителей эпохи Раннего Возрождения — Николая Кузанского, Лоренцо Валлы и Джованни Пико делла Мирандолы. Проводится системный анализ их философских концепций. В ходе анализа постепенно выстраиваются основные положения социальных теорий, которые демонстрируют представления об обществе, характерные для интеллектуальной элиты Европы в ту эпоху. Проводится мысль об эволюции социальных воззрений в сторону признания наличия у человека большей свободы в принятии судьбоносных для общества решений.

Параллельно с разбором социальных идей выдающихся гуманистов осуществляется сравнение их взглядов с частными и парадигмальными концепциями ранней, классической и современной социологии. Так, социальная теория Николая Кузанского сопоставляется с популярными в XIX–XX вв. соционаучными представлениями об обществе как системе, социальном прогрессе, социальной цикличности, ноосфере, соборности, глобализации и социальной солидарности. Идейная позиция Лоренцо Валлы имеет много общего с теориями общественного разделения труда, общественного договора, утилитаризма, психоанализа, ценностно-рационального поведения и относительной депривации. А научные тезисы, которые выдвигал Пико делла Мирандола, хорошо соотносятся с развитыми впоследствии идеями социального реформирования, научного прогресса, социального подражания и информационного общества.

Философская мысль эпохи Возрождения часто воспринимается с позиции противостояния прогрессивной светсконаучной и отжившей свой век средневековой религиозно-схоластической традиций. Считается, что мыслители Ренессанса в своих онтологических построениях в центр Вселенной помещали не Бога, а человека и что их социальные воззрения были близки к утвердившимся в современном секуляризованном мире представлениям об абсолютно самостоятельном, независимом от Божьей воли характере социальных процессов. Однако результаты проведенного исследования концепций трех наиболее ярких представителей философии Раннего Возрождения позволяют утверждать, что Бог по-прежнему, как и в эпоху Средневековья, являлся для них отправной точкой всех рассуждений о человеке и обществе: развитие общества предусматривалось лишь благодаря развитию созданной Богом личности.

В конце статьи делается вывод о том, что такие мыслители, как Николай Кузанский, Лоренца Валла и Джованни Пико делла Мирандола, не только подготовили бурный подъем социальной мысли в эпоху Высокого Возрождения, но и предвосхитили дальнейшее возникновение и развитие социологии как науки.

 

Ключевые слова: социальная теория; социальный прогресс; системный анализ; общество; личность; эпоха Возрождения; гуманистическая философия.

 

Для цитаты: Ткаченко А. В. Социальные теории мыслителей Раннего Возрождения // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 100–114. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.8

 

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-5271-3665


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №41 : Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения

Просмотров: 1777

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.7

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

«юношеская сексуальность» эпохи Возрождения

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системной периодизации развития европейской цивилизации и сопоставлению этапов ее развития с отдельными периодами жизни человека. Ранее опубликованные статьи включают описание аналогий в психологическом развитии человека от рождения до ранней юности и развития европейской цивилизации от темных столетий до XV века. В последних из ранее опубликованных статей рассматриваются в том числе параллели психологического развития в раннем юношеском возрасте и развития искусства и культуры в северном (Фландрия) и южном (Италия) очагах европейской цивилизации в XV столетии.

Настоящая статья продолжает эту тематику. Она посвящена аналогии между гормональным штормом, который наблюдается в 14–17-летнем возрасте у человека, и взрывом чувственности и героикой в культуре и искусстве Италии XV – первой половине XVI вв. Эта эпоха стала временем важнейших преобразований сексуальных норм и ценностей элитарных кругов Центральной и Северной Италии, сломавших в верхах общества традиции религиозной морали. По своей сущности этот процесс, происходивший в одном из двух исторических центров цивилизации, имел много общего с тем, что происходит в психологическом развитии человека в ранней юности. Приведенные аналогии подтверждают конгруэнтность рассматриваемых эпох жизни человека и цивилизации.

 

Ключевые слова: системная периодизация развития; системная психология; психологический возраст цивилизации; очаги европейской цивилизации; ранняя юность; Мазаччо; Донателло; Верроккьо; Филиппо Липпи, Боттичелли; Рафаэль; Джулио Романо.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 81–99. DOI: 10.25688/2223- 6872. 2022.41.1.7

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №41 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Короткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций»

Просмотров: 15317

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.6

 

КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ ОПРОСНИКА

«НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ»

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

А. С. Девицын,

БГУ, Минск, Республика Беларусь,

a.dziavitsyn@gmail.com

 

Манипуляции весьма распространены в современном обществе и играют немалую роль, принося их жертвам значительный психологический и иной ущерб. Поэтому весьма актуальна проблема поиска средств предупреждения потенциальных жертв манипулирования об их уязвимости перед манипуляторами. С помощью разработанного ранее опросника «Незащищенность от манипуляций» получено немало практически полезных результатов, однако для массовых исследований желательно иметь опросник по возможности меньшего объема, что отвечает современной исследовательской тенденции.

Целью данной статьи является разработка короткой версии опросника «Незащищенность индивида от манипулятивных воздействий» (ВМ-16). В исследовании приняли участие 950 испытуемых (М = 21,2, SD = 7,7) в том числе 647 женщин (М = 21,6, SD = 7,8) и 303 мужчины (М = 20,6, SD = 7,4). Показано, что предложенная короткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций» (ВМ-16) надежна и валидна. Структура опросника ВМ-16 описывается построенной четырехфакторной моделью незащищенности от манипуляций, имеющей высокие показатели надежности и совместности.

Показатель незащищенности от манипуляций мужчин, диагностированный посредством использования опросника ВМ-16, существенно, статистически значимо превосходит незащищенность от манипуляций женщин. В приложении к статье приведена краткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций» (ВМ-16) и ключ к нему.

 

Ключевые слова: манипуляции; незащищенность от манипуляций; короткая версия опросника; факторная модель; мужчины; женщины.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Короткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций» // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 70–80. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.41.1.6

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2191-646X

Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: a.dziavitsyn@gmail.com

ORCID: 0000-0002-2804-4107


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №41 : Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом

Просмотров: 1088

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.5

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

У ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 

С. С. Шарова,

КМБ № 4, Москва,

lightgp@mail.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена использованию авторской методики выявления ведущей руки при диагностике лиц с нарушенным слухом. В настоящий момент существует несколько подходов к выявлению ведущей руки у детей и взрослых: анкеты-опросники, теппинг-тесты, комплексы заданий на выполнение различных действий и аппаратные методики. В рамках школы и колледжа наиболее эффективными являются анкеты-опросники. Авторская методика предназначена для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих обучающихся, но может применяться и для других категорий обучающихся и взрослых.

Апробация и валидизация методики проходила на базе колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы. В качестве эталона использовалась методика М. Аннет по выявлению ведущей руки. В авторскую методику был включен вопрос, выявляющий наличие наследственного фактора при леворукости/праворукости. Кроме того, учащиеся рисовали фигуры обеими руками по очереди, воспроизводили заданные психологом действия, что позволило выполнить системную оценку полученных результатов.

Результаты валидизации выявили высокий уровень статистической значимости корреляции авторской методики с методикой М. Аннет. В статье показано: разработанная методика удовлетворяет необходимым требованиям по критериям надежности и валидности, что позволяет использовать ее для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих учащихся.

 

Ключевые слова: леворукие учащиеся; праворукие учащиеся; системная оценка; лица с нарушенным слухом; глухие учащиеся; слабослышащие учащиеся; тест на выявление ведущей руки.

 

Для цитаты: Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.41.1.5

 

Шарова Светлана Сергеевна, педагог-психолог колледжа малого бизнеса № 4, Москва.

E-mail: lightgp@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7740-1254

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418


  Читать полностью...