Просмотров: 461
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.7
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
О. И. Титова, КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск, 944058@mail.ru, Е. В. Котова, АГЗ МЧС России, Химки, e.kotova@amchs.ru
Усиление либерализации гендерных отношений потребовало законодательной поддержки традиционных ценностей семьи, при этом содержание гендерного сознания и гендерных установок россиян изучено мало, а в психологических исследованиях применяются типологии, которые давно не пересматривались. В этой связи настоящая статья посвящена определению и систематизации эмпирических типов гендерных установок. В исследовании приняли участие 456 человек (44 % мужчин, 56 % женщин) в возрасте от 18 до 70 лет. Респондентам было предложено заполнить авторский опросник изучения гендерных установок. С помощью факторного анализа были определены ключевые компоненты системы гендерных установок. Проведенный кластерный анализ позволил описать эмпирические типы гендерных установок. По результатам исследования установлено, что взаимосвязи отдельных гендерных установок образуют типологические группы. В статье дана психологическая характеристика шести типов гендерных установок: 1) эгалитарный, нивелирующий различия между мужчинами и женщинами (20 %); 2) андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам (23 %); 3) отрицающий личностные взаимоотношения в сексе (13 %); 4) отрицающий равновесие между семьей и работой, с моральными установками к сексу (18 %); 5) патриархально-пуританский (8 %); 6) ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений (18 %). Установлено, что большинство женщин относятся к представителям типа «ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений», а большинство мужчин — к представителям типа «патриархально-пуританский». Среди людей старшего возраста выявлено преобладание типа «андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам», в то же время для молодежи характерно преобладание «патриархально-пуританского» типа. В практическом плане учет описанных в данной статье типов гендерных установок позволит более адресно осуществлять психологическое консультирование.
Ключевые слова: система гендерных установок; гендер; тип гендерных установок; кластерный анализ; половозрастные особенности.
Для цитаты: Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 82–92. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.7
Титова Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск. E-mail: 944058@mail.ru ORCID: 0000-0002-9983-6144
Котова Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, Химки. E-mail: e.kotova@amchs.ru ORCID: 0000-0002-2436-5325 |
||
Просмотров: 492
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. В. Сокольская, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва, mvsokolskaya@mail.ru, О. Ю. Богомолова, СахИЖТ — филиал ДВГУПС, Южно-Сахалинск, bogomolova_ok@mail.ru
Актуальной задачей современного образования является реализация программ, направленных на формирование мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования мотивационной готовности к деятельности в образовательной организации. В настоящей статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия» в концепциях отечественных авторов. Сформулированы, проанализированы и описаны психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, которые позволяют оптимизировать показатели сформированности мотивационной готовности к деятельности. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Представлена модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе. По результатам проведенного теоретико-методологического исследования сделаны выводы о поэтапном формировании мотивационной готовности личности к будущей профессиональной деятельности на протяжении всего обучения в вузе. Предложена модель реализации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к деятельности студентов вуза, разработанная на основе личностного, деятельностного и системного подходов, которая включает несколько блоков и затрагивает все аспекты взаимодействия студентов с преподавателями и кураторами. Модель представлена как комплексный инструмент, который позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы на разных этапах профессионального становления, учитывающий все основные характеристики, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. В этом смысле модель можно рассматривать как многоуровневую динамическую систему, где каждый уровень представляет собой свою среду, собственные законы и правила функционирования. Взаимодействие между уровнями определяет поведение системы в целом, а их взаимозависимость — ее устойчивость и способность к изменению.
Ключевые слова: студенты; модель; учебно-профессиональная деятельность; динамическая система; мотивация; психолого-педагогические условия; профессиональная деятельность.
Для цитаты: Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 71–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6
Сокольская Марина Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. E-mail: mvsokolskaya@mail.ru ORCID: 0000-0002-5693-2021
Богомолова Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Сахалинского института железнодорожного транспорта — филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск. E-mail: bogomolova_ok@mail.ru ORCID: 0000-0002-9929-3143 |
||
Просмотров: 511
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.5
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ
Е. М. Корж, МПСУ, Москва, kem_66@mail.ru, А. В. Громова, МПСУ, Москва, nasooo1993@mail.ru
Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их применение в психологической практике имеют важное значение и могут внести существенные изменения в современную психологию. В настоящее время активно разрабатываются новые методы использования искусственного интеллекта в сфере нормализации психического здоровья. В статье рассматриваются разработки в области технологий искусственного интеллекта и их применения в когнитивной, клинической и организационной психологии. Обсуждаются вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в контексте потенциальных рисков их внедрения в повседневную и клиническую практику. На сегодняшний день проведено значительное количество исследований по использованию роботизированного искусственного интеллекта в психиатрии, психологии и психотерапии. При этом существует потребность в качественном анализе проведенных исследований, включая системную оценку пользы и потенциального вреда применения новых технологий. Преимущества применения искусственного интеллекта очевидны в сфере обслуживания социально незащищенных групп населения, а также в целях улучшения предоставляемых услуг в области нормализации психического здоровья граждан. Однако существует риск возникновения психологической зависимости при длительном использовании специализированных приложений. Кроме того, для эффективного внедрения технологий искусственного интеллекта в практическую психологию необходим системный анализ этических и социальных последствий применения ИИ для своевременного выявления возможных проблем.
Ключевые слова: искусственный интеллект; новые технологии; системная оценка; организационная психология; когнитивная психология; клиническая психология; аватары; интеллектуальные роботы; интеллектуальные агенты.
Для цитаты: Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 60–70. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.5 Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета, Москва. E-mail: kem_66@mail.ru ORCID: 0009-0003-6779-7333
Громова Анастасия Владимировна, студент Московского психолого-социального университета, Москва. E-mail: nasooo1993@mail.ru ORCID: 0009-0007-3827-0902 |
||
Просмотров: 402
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4
РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ «СВОЙ – ЧУЖОЙ» СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
В. Б. Никишина, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, vbnikishina@mail.ru, Е. А. Петраш, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, upetrash@mail.ru, Л. А. Моргун, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, an_morgun@mail.ru
Статья посвящена исследованию проблемы моральных дилемм, стоящих перед студентами медицинских вузов. В настоящее время в этой области исследований наблюдается нарастание объема публикационной активности. При этом ученые выделяют моральные дилеммы, возникающие в сфере управленческой практики, а также технологические, религиозные и другие. Актуальным остается вопрос изучения моральных дилемм в медицинской практике. Исследование динамики решения моральных дилемм студентами медицинских вузов реализовано путем разработки анкеты, включающей в себя 10 моральных дилемм. Общий объем выборки составил 187 человек в возрасте 20–26 лет. Респондентами стали студенты медицинских вузов, обучающиеся по медицинским (лечебное дело, стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело — 104 человека) и немедицинским (клиническая психология, фармация — 83 человека) специальностям. Результаты проведенного исследования показали, что время решения моральных дилемм «свой – чужой» значимо меньше времени решения дилемм «чужой – чужой». Следовательно, можно говорить о том, что фактор личного знакомства с человеком является определяющим в условиях необходимости оказания помощи. Таким образом, выбор в пользу знакомого человека осуществляется значимо чаще, чем в пользу незнакомого, и требует меньше времени при принятии решения. Было установлено, что в ходе решения моральных дилемм «чужой – чужой» требуется значимо больше времени, чем при решении дилемм «свой – чужой». Выбор при этом осуществляется по критерию подобия — в пользу оказания помощи человеку одного пола и возраста с респондентом или по ассоциированию с близкими (друзьями, родственниками).
Ключевые слова: моральные дилеммы; свой – чужой; чужой – чужой; студенты медицинских вузов.
Для цитаты: Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 49–59. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4
Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: vbnikishina@mail.ru ORCID: 0000-0003-2421-3652
Петраш Екатерина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: petrash@mail.ru ORCID: 0000-0002-3177-088X
Моргун Любовь Александровна, лаборант кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва. Е-mail: an_morgun@mail.ru ORCID: 0000-0002-1099-485X
|
||
Просмотров: 673
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.3
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Г. Цой, Финансовый университет Москва, gwchoi@mail.ru
Буллинг — широко распространенная социально-психологическая проблема, которая затрагивает отдельных лиц, семьи и сообщества. Несмотря на усилия по борьбе с этой проблемой, жертвы буллинга сталкиваются с последствиями физического и психологического воздействия. Настоящая статья посвящена системной оценке распространенности и характера буллинга в Республике Корея, а также их причин и последствий. Конкретные задачи включают исследование культурных, индивидуальных и организационных факторов, влияющих на последствия буллинга. Проведенное исследование показало, что буллинг — широко распространенная проблема, глубоко укоренившаяся в культуре, психологических установках и социальной иерархии. Индивидуальные факторы, такие как особенности личности, самооценка и качество межличностного взаимодействия, также играют важную роль в динамике развития этой проблемы. Последствия буллинга значительны: это физические травмы, эмоциональные расстройства и долговременный психологический ущерб. Решение проблемы буллинга требует признания сложностей во взаимодействии культурных, индивидуальных и организационных факторов, которые способствуют ее возникновению. Стратегии профилактики и вмешательства должны учитывать эти факторы, а также потенциальные физические и эмоциональные последствия для пострадавших. Устраняя коренные причины буллинга и развивая культуру уважения и инклюзивности, необходимо работать над созданием социально-психологических условий для формирования более безопасного и справедливого общества.
Ключевые слова: буллинг; системная оценка; Республика Корея; социальная проблема; самоубийство; СМИ; справедливость.
Для цитаты: Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 29–48. DOI: 10.25688/2223-6872.2023. 46.2.3
Цой Гунвон, кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва. E-mail: gwchoi@mail.ru ORCID: 0000-0002-8203-8461
|
||
Просмотров: 472
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
С. В. Котовская, МГГЭУ, Москва, s.marunyak74@mail.ru, И. Л. Руденко, МГГЭУ, Москва, rudenko@mggeu.ru, Р. М. Хакимов, МГГЭУ, Москва, khakimov@mggeu.ru
Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации. Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации. В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.
Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.
Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19–28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2
Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: s.marunyak74@mail.ru ORCID: 0000-0001-7832-2702
Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: rudenko@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4738-8121
Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: khakimov@mggeu.ru ORCID: 0000-0003-4854-6697
|
||
Просмотров: 408
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В. В. Лемиш, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск, verlem2004@yandex.ru
В статье с позиций системного подхода анализируются социально-психологические аспекты профессиональной деятельности социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому. В качестве системообразующего фактора данной деятельности рассматривается общение, выступающее как механизм активации внутренних ресурсов клиента. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований показано, что характер и эффективность общения социальных работников с клиентами пожилого возраста зависит от ценностного отношения к старости, которое проявляется в социальных представлениях. В данном контексте представления о пожилых людях рассматриваются как фактор, образующий систему профессионального общения социального работника с клиентом. В ходе анализа источников формирования представлений о пожилых людях у социальных работников выявлено, что и в отечественных, и в зарубежных исследованиях фиксируется доминирование в общественном сознании негативной коннотации образа старости. Проанализированы содержание профессиональной подготовки социальных работников, а также результаты исследований образа пожилых людей в массмедиа (телевидение, пресса, интернет-форумы, кино). Результаты анализа свидетельствуют о том, что эти источники сосредоточены прежде всего на проблемах пожилых людей, обращение к их ресурсам эпизодично. Доминирование негативных представлений о пожилых людях соответствует дефицитарной модели старения, что противоречит современной научной парадигме, рассматривающей данный период через призму развития, т. е. девидентной модели старения. Намечена перспектива дальнейших эмпирических исследований, направленных на уточнение содержания представлений социальных работников о пожилых людях, выявление факторов, влияющих на изменение данных представлений.
Ключевые слова: системный подход; ценностное отношение к старости; дефицитарная модель старения; девидентная модель старения; система представлений; пожилой человек; социальный работник; источники формирования представлений о пожилом человеке.
Для цитаты: Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1
Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск. E-mail: verlem2004@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7165-5248
|
||
Просмотров: 566
УДК 159.922.76+376-056.26 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.10
НАУЧНЫЙ ВКЛАД В. Г. ПЕТРОВОЙ В РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
В. В. Ткачева, МПГУ, Москва, vikt-tkacheva@yandex.ru
Информационная статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося советского, российского ученого, доктора психологических наук Веры Георгиевны Петровой. Представлены направления влияния научного наследия В. Г. Петровой на развитие специальной психологии и педагогики за рубежом.
Ключевые слова: В. Г. Петрова; специальная психология и педагогика; дети с интеллектуальными нарушениями; теоретико-методологические основы; диагностический инструментарий; коррекционные приемы.
Для цитаты: Ткачева В. В. Научный вклад В. Г. Петровой в развитие специальной психологии и педагогики // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 111–113. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.10
Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва. E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru |
||
Просмотров: 873
УДК 159.9.01 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.09
ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье показано, что отечественная психологическая мысль первой половины XVIII в. фокусировала внимание на потенциальных возможностях человека петровского времени, который обнаруживал готовность трудиться на благо отечества. Предлагается учитывать в качестве исторических источников, представляющих рефлексивное знание в истории отечественной психологической мысли воинские и исторические песни, сказки, позволяющие увидеть востребованные обществом способности человека. Отмечается, что актуальными становятся общие способности, среди которых готовность к борьбе, событийному обучению, ручная умелость, владение искусством и профессиональным мастерством. Показано, что одним из истинных подвижников просвещения того времени явился Феофан Прокопович, организовавший свой кружок, вошедший в историю как «Ученая дружина Петра». Подчеркивается, что прогрессивно ориентированный мыслитель, имевший опыт прочтения систематического курса лекций по психологии, выдвинул ряд идей и теорий, системно взаимосвязанных между собой, признавая достижения естествознания и выделяя в качестве основной обязанности человека занятия благородными искусствами — философией и поэзией. Прокопович различает способности, одаренность и образование человека, но рассматривает их как единство нравственного и деятельностного начала. Видит необходимость в морально-нравственном воспитании способного человека, стремящегося стать благополучным. В статье показано, что в первой половине XVIII столетия в отечественной психологической мысли обозначились определенные пути рассмотрения и решения проблемы человеческих способностей.
Ключевые слова: системные идеи; просветительство; «дарования природные»; человеческие способности; ручная умелость; борцовскость; юнак; воинские и исторические песни; сказки, архетипическая ситуация; человек петровского времени; человек борющийся.
Для цитаты: Иванов Д. В. Проблема способностей в работах российских просветителей первой половины XVIII в. Феофан Прокопович (системный анализ) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 100–110. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.09
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468 |
||
Просмотров: 520
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (XVII–XVIII вв.)
Е. А. Круглова, ИвГУ, Иваново, kruglo-e@mail.ru
В статье системно анализируется исторический период XVII–XVIII вв., сыгравший ключевую роль в становлении отечественной психологии как самостоятельной науки. Представлен анализ научной деятельности наиболее выдающихся представителей российской психологической мысли. Показано, что отечественная психология в XVII в. развивалась как оригинальное направление общественной мысли, не была закрытой для идей, которые существовали в Западной Европе. Само XVII столетие стало ключевым в плане появления психологических теорий, которые еще продолжали оставаться умозрительными, но предполагали описания эмпирического характера, что запустило механизм обретения психологией самостоятельности. Активно продуцируются материалистические идеи об особенностях восприятия и познания окружающего мира человеком на основе органов чувств. Показательно формирование основ высшего образования с углубленными курсами психологии в ведущих учебных заведениях страны. В XVIII столетии в России появляются работы, которые содержат взаимосвязанные вопросы и раскрывающиеся здесь понятия психологического характера. Психологические понятия рассматриваются системно, возникает основание для последующего обсуждения предметной области психологии. В работах отечественных просветителей присутствует самостоятельность суждений и критичность по отношению к психологическим изысканиям западноевропейских авторов.
Ключевые слова: система; системный анализ; психологическая мысль; психология; просветители; душа; человек; профессиональный тезаурус.
Для цитаты: Круглова Е. А. Системный анализ российской психологической мысли на этапе становления психологии как самостоятельной науки (XVII–XVIII вв.) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 87–99. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08
Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново. E-mail: kruglo-e@mail.ru ORCID: 0000-0002-7933-4921 |
||