1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
Статьи журнала » 2020 №35 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Просмотров: 1700

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к деятельности по познанию дошкольника. Положения разработаны для достижения цели психологического обучения студентов — развития у них профессиональных компетенций по применению теоретических психологических знаний о дошкольнике в педагогической деятельности и для преодоления противоречия в педагогическом образовании, состоящем в расхождении требования выполнения исследовательской профессионально-педагогической функции будущими педагогами с реальным уровнем ее владения студентами.

Общим концептуальным положением является представление о системном строении деятельности по познанию дошкольника и подготовки к ней, а также об идентичности их структур. Подготовка как система включает компоненты, интегральным среди которых выступает взаимодействие педагога и ребенка, строящееся на глубоком познании воспитанника. Частными положениями выступили следующие идеи: 1) подготовка направлена на формирование компонентов деятельности по познанию ребенка (ценностно-смыслового, технологического и сквозного — контроля и оценки, причем технологический компонент разворачивается согласно логике научного/диагностического исследования); 2) подготовка нацелена на развитие структуры гностических и диагностических компетенций, обеспечивающих познание дошкольника на двух уровнях познания — эмпирического понимания и целенаправленного изучения; 3) подготовка осуществляется с помощью использования практических форм обучения продуктивного типа (психологические задачи/кейсы, психологический практикум, психолого-диагностическая практика), моделирующих как отдельные компоненты деятельности по познанию, так и эту деятельность в целом, а также сквозной формы (интерактивный психологический театр), создающей условия для объединения линий профессионального и личностного развития педагогов и различных аспектов познания. Выбор методов и форм обучения происходит в соответствии с целями и задачами этапов подготовки (начального, основного и заключительного), принципом целостности организации познания дошкольника и принципами интермодального подхода в использовании экспрессивных искусств как средства развития педагога.

Предложенные концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.

 

Ключевые слова: системный подход; воспитатель; профессиональная подготовка воспитателя к познанию дошкольника; интерактивный импровизационный театр; психологические задачи/кейсы; психологический практикум; психолого-диагностическая практика.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя в познании дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 61–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-8405-4230

Статьи журнала » 2020 №35 : Е. В. Синбухова, А. Н. Занковский, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК
Просмотров: 1825

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.4

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК

 

Е. В. Синбухова,

НМИЦ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, Москва,

ESinbukhova@nsi.ru,

 

А. Н. Занковский,

ИП РАН, Москва,

azankovsky@gmail.com

 

Сегодня безопасность пациентов является главной задачей всех систем здравоохранения во всем мире. Каждый человек может ошибаться, но врачебная ошибка напрямую связана не только с жизнью и переживаниями пациентов и их семей, но также может в значительной степени приводить к неблагоприятному эмоциональному состоянию врачей, появлению у них чувства вины, выгорания и т. д.

Цель работы заключалась в разработке и валидизации шкалы «Врачебная ошибка» (авторы: Е. В. Синбухова, А. Н. Занковский), основанной на базе более раннего теста Ч. Хобгуда (2005). Исследование также включало оценку уровня тревожности у врачей, которые сообщили о врачебной ошибке в своей практике. Для исследования уровня тревожности применялась шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина (State-Trait Anxiety Inventory — STAI). Валидность шкалы «Врачебная ошибка» была установлена при помощи коэффициента альфа Кронбаха и сравнения его результатов со шкалами опросника ориентации на ошибки (Error Orientation Questionnaire) и уровнем тревоги Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.

В анонимном исследовании приняли участие 15 врачей анестезиологов-реаниматологов, которые сообщили о том, что в их практике была медицинская ошибка. В результате исследования выяснилось, что уровень тревожности в двух точках оказался высоким: медиана по шкале «Ситуативная тревожность» — 60, медиана по шкале «Личностная тревожность» — 60 (первая и вторая точки исследования p-value = 0,828 — незначимый результат). Согласно данным исследования ни один из респондентов никому не сказал о своей ошибке, однако 66,7 % респондентов отметили, что сейчас по прошествии времени хотели бы рассказать о своей медицинской ошибке своим коллегам; 33,3 % респондентов готовы сообщить эту информацию семье пациента.

В заключение отмечается, что выявление врачебной ошибки может быть первый шагом к ее осмыслению и исправлению, что, с одной стороны, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, а с другой — поможет врачам в преодолении психоэмоциональных переживаний последствий врачебных ошибок. В приложении к статье также представлен полный вариант шкалы «Врачебная ошибка», которую разрешается использовать со ссылкой на авторов.

 

Ключевые слова: врачебная ошибка; тревожность; психология медицинской безопасности; шкала «Врачебная ошибка»; валидизация.

 

Для цитаты: Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 51–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.4

 

Синбухова Елена Васильевна, медицинский психолог, нейропсихолог Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко, Москва.

Е-mail: ESinbukhova@nsi.ru

ORCID: 0000-0003-3665-9416

 

Занковский Анатолий Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии Российской академии наук, Москва.

Е-mail: azankovsky@gmail.com

ORCID: 0000-0002-4534-7388

Статьи журнала » 2020 №35 : И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Просмотров: 2145

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ

 

И. Н. Кормачёва,

ПЦ «Ирис», Новосибирск,

irina@kormacheva.ru

 

В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что существуют эмоциональные, мотивационные, волевые детерминанты прокрастинации. Респонденты — 213 студентов в возрасте 18–36 лет. В исследовании применяется множественный регрессионный анализ. Используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, опросник волевой организации личности А. А. Хохлова, опросник мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана. Выявлены эмоциональные детерминанты прокрастинации — эмоциональные переживания астенического типа, в том числе поведение в состоянии фрустрации при астеническом типе переживания. Определены волевые детерминанты прокрастинации: самостоятельность и настойчивость; общий показатель волевой организации личности. Выявлены мотивационные детерминанты прокрастинации: социальный статус в рабочем или учебном коллективе (реальное состояние мотива); общение в жизни в целом (реальное состояние мотива); поддержание жизнеобеспечения в жизни (реальное состояние мотива); социальный статус в жизни в целом (идеальное состояние мотива). По результатам исследования сделаны выводы об эмпирическом подтверждении выдвинутой гипотезы, а также о наибольшем влиянии на прокрастинацию волевых предикторов и наименьшем — эмоциональных.

 

Ключевые слова: системные представления; прокрастинация; множественный регрессионный анализ; эмоциональные, волевые, мотивационные детерминанты прокрастинации.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 39–50. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

ORCID: 0000-0001-9208-0922

Статьи журнала » 2020 №35 : Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА
Просмотров: 1781

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru

 

В статье представлена модель психологической и педагогической работы со студентами, направленной на формирование социальных качеств, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Модель создавалась и разрабатывалась на основе концептуального обоснования и создания системной модели работы. Модель включает в себя построение алгоритма психологической помощи студентам в формировании необходимых социальных качеств для достижения высокого уровня конкурентоспособности в рамках выбранного направления профессиональной деятельности.

В статье представлены результаты поэтапной психологической помощи студентам по формированию социальных качеств, обеспечивающих им персональные и командные преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Предлагаемая модель позволяет выполнить следующие актуальные задачи работы со студенческой молодежью: разработать технологии успешного выхода на современный рынок труда; составить проект маршрута вхождения в профессию и профессионального саморазвития; сформировать необходимые компетенции у студентов; определить необходимые социальные качества и развить их.

Полученные данные показывают, что развитие основных интегральных личностных и социальных качеств на уровне, отвечающем требованиям эффективного поведения на рынке труда, характерно только для 30 % студентов. Неудовлетворительный уровень показали примерно 15 % студентов. Средний уровень развития охватывает оставшиеся 55 %: он также недостаточен и требует специальной психолого-педагогической работы со студентами.

В работе выделено 37 целевых компетенций, требующих развития для достижения необходимой эффективности подготовки студентов к взаимодействию с рынком труда.

 

Ключевые слова: личностные и социальные качества; конкурентоспособность; конкурентные сегменты рынка труда; личностное саморазвитие; профессиональное самоопределение; компетенции; самореализация; успешная карьера.

 

Для цитаты: Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Статьи журнала » 2020 №35 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина,ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Просмотров: 2975

УДК 316.6.001.5

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Ф. Прюс,

ЭМАУ, Грайфсвальд,

franz@pruess.eu

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

В статье рассматривается фундаментальная проблема, связанная с объяснением влияния сущности социальных единиц на типы социальных отношений. Для этой цели вводится понимание ролевой социализации как системного комплекса, состоящего из трех системных образований — личности с ее потребностями, ценностями, устремлениями; общества с его нормами, правилами, статусами, ролями и культуры с ее традициями, символами, знаками, ритуалами. Учет многовариативности и сложности изучаемого феномена позволил предложить в качестве методологического основания метасистемный подход. В контексте данного подхода ролевая социализация представлена в виде качественного узла, объединяющего общие социальные целостности и вскрывающего типы их отношений. Сделан вывод, что рассмотрение ролевой социализации как системного комплекса субстанционально-временного типа с позиции метасистемного подхода будет содействовать парадигмальной разработке проблемы личности. Показано, что предлагаемая теория субстанционально-темпоральной системности ролевой социализации располагает рядом понятий и средств, с помощью которых становится возможным классифицировать отношения между социальными единицами. Хотя эта статья свидетельствует о значительном сдвиге в понимании социальных отношений, очевидно, что необходимы дальнейшие существенные исследования и теоретические размышления относительно раскрытия условий реализации этих отношений.

 

Ключевые слова: система; метасистемный подход; системный комплекс; социальные отношения; ролевая социализация.

 

Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Взаимообусловленность и типы социальных отношений системных образований ролевой социализации: метасистемный подход // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 5–26. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.

E-mail: franz@pruess.eu

ORCID ID: 0000-0001-9433-2046

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: per@bk.ru

ORCID ID: 0000-0003-4201-3988

Статьи журнала » 2019 №30 : З. Н. Новлянская ПСИХОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРА И КИНО В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Просмотров: 2353

ПСИХОЛОГИЯ, ЛИТЕРАТУРА И КИНО В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

(Рецензия на монографию: Литература на экране / под ред. А. А. Мелик­Пашаева, Н. Л. Карповой, Н. А. Борисенко, С. Ф. Дмитренко. Кн. 1–2. М.: РШБА, 2018)

 

З. Н. Новлянская

ПИ РАО, Москва,

zinaidann@mail.ru

 

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва.

E-mail: zinaidann@mail.ru

 

Статьи журнала » 2019 №30 : T. Aleksander, A REVIEW ABOUT OLD AGE AND DISABILITY
Просмотров: 8195

A REVIEW ABOUT OLD AGE AND DISABILITY

(A review: A. A. Zych [red.]. Encyklopedia starości, starzenia się i niepełnosprawności w 5 t.2)

 

T. Aleksander,

WPU, Warsaw, Poland,

aleksander.tadeusz@gmail.com

 

Aleksander Tadeusz, Doctor of Andragogy (Phd), Full Professor. A Professor at the Institute of Philology and Pedagogy of the Wszechnica Polska University in Warsaw, Warsaw, Poland

E-mail: aleksander.tadeusz@gmail.com

 

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СТАРОСТИ И ИНВАЛИДНОСТИ

(Рецензия на книгу: AAZych [red.]. Encyklopedia starościstarzenia się i niepełnosprawności w 5 t.4)

 

T. Александер,

ПВШВВаршаваПольша

aleksander.tadeusz @gmail.com

 

Александер Тадеуш, доктор педагогогических наук, профессор, профессор Института филологии и педагогики Польской Высшей Школы Вшехница, Варшава, Польша.

E-mail: aleksander.tadeusz @gmail.com

 

Статьи журнала » 2019 №30 : А. В. Ткаченко, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Г. ЛЕБОНА И З. ФРЕЙДА
Просмотров: 2502

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Г. ЛЕБОНА И З. ФРЕЙДА

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru

 

В статье рассматриваются теоретические положения двух классиков социальных наук — Гюстава Лебона и Зигмунда Фрейда. На основе анализа их социологических концепций автор статьи выдвигает тезис об использовании ими системного подхода к изучению социальных явлений. Подчеркивается мысль о том, что и Г. Лебон, и З. Фрейд воспринимали общество как социальную систему с внутренней структурой и относительно устойчивым порядком.

Концепции Г. Лебона и З. Фрейда укладываются в общие рамки развития социологии в конце XIX – начале XX в. В ту эпоху европейское общество пережило серьезные потрясения, и социологи пытались понять причины и следствия происходивших перемен. Поэтому в статье проводятся параллели между взглядами на общество Г. Лебона и З. Фрейда и теми положениями, которые выдвигали Г. Тард, Э. Тайлор, В. Парето, Э. Дюркгейм, М. Вебер, С. Холл, К. Юнг, О. Шпенглер, П. А. Флоренский и П. А. Сорокин.

Наиболее подробно разбирается вклад в социологию Г. Лебона. Указывается, что французский мыслитель рассматривал цивилизацию как социальную систему, которая циклически развивается от одного подъема социальной активности к другому. При этом каждый такой подъем связан со сменой доминируюшей в обществе идеи. Особенность развитой социальной системы, по мнению Г. Лебона, в том, что появляется множество недовольных ею социальных групп. Они состоят из социально неуспешных лиц, желающих уничтожения того строя, который мешает их самореализации.

Далее в статье анализируется социологическая теория З. Фрейда. Выделяются главные составляющие этой теории: создание общества для гарантированного регулярного удовлетворения людских потребностей, структурное деление общества на социальные институты, нормативное закрепление социальных порядков, ограничение свобод человека запретами и предписаниями. Обращается внимание на то, что, в отличие от Г. Лебона, З. Фрейд подчеркивал всеобщий и неосознанный характер недовольства социальной системой на позднем этапе ее развития.

В выводах и заключении отмечается соответствие воззрений Г. Лебона и З. Фрейда социальным реалиям, сложившимся в Европе после Первой мировой войны. Социологические концепции Г. Лебона и З. Фрейда трактуются как попытка мыслителей объяснить современные социальные процессы с позиций системного подхода.

Ключевые слова: социология; системный подход; социальная система; социальный институт; социаль ная норма; социальное развитие; цивилизация.

Для цитаты: Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 88–97. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.08

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, Москва.

Е-mail: TkachenkoAV@mgpu. Ru

Статьи журнала » 2019 №30 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ П. ШТОМПКИ
Просмотров: 2745

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ П. ШТОМПКИ

 

О. А. Добрина,

НГПУ, Новосибирск,

dobrina-o@mail.ru

 

Цель статьи — обобщить, систематизировать и уточнить представленные в научной литературе теоретические подходы к анализу концепции «культурная травма» в теории Петра Штомпки, провести системный анализ и поиск индикаторов для эмпирической операционализации этого понятия. Культурная травма исследуется как одна из значимых угроз идентичности в среде высокого социального риска.

Рассмотрено влияние среды социального риска на возникновение травматических событий в социальной культуре. Культурная травма вызывается социальным изменением, осуществляемым в условиях высокого социального риска, поскольку оно порождается социальной активностью различных социальных групп, которые руководствуются разными интересами. Данные риски могут относиться к области межличностных взаимодействий, информационных и групповых процессов, межгрупповой координации или целеполагания. Осуществляемые социальные изменения становятся травматическими событиями, если являются внезапными, масштабными и разрушающими привычный социальный порядок и парализующими созидательную активность социального субъекта.

Культурная травма представляет собой угрозу личностной, социальной и культурной идентичности, деформируя представления человека или группы о самих себе, о непрерывности жизненного пути и смысле исторического пути сообщества.

Представлено теоретическое обоснование того факта, что разные группы отличаются по степени восприимчивости к культурной травме.

Выявлены и логически обоснованы показатели социальной травматизации, объединенные в четыре группы факторов: социально-демографическую, социальнопсихо логическую, социально-культурную и социально-политическую. Выявленная в теоретическом анализе социологическая интерпретация феномена культурной травмы может оказаться полезной при объяснении многих проблем в жизни различных социальных групп.

 

Ключевые слова: социальный риск; угроза идентичности; культурная травма; системный анализ; эмпирическая интерпретация.

 

Для цитирования: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции культурной травмы П. Штомпки // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 77–87. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.07

 

Добрина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

Е-mail: dobrina-o@mail.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : B. N. Ryzhov, PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION
Просмотров: 2213

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION

 

B. N. Ryzhov,

MCU, Moscow,

 RyzhovBN@mgpu.ru

 

The article presents the first part of the study devoted to the system periodization of the development of modern European civilization and to the comparison of the initial period of the development of civilization with the corresponding periods of human development. One of the main criteria considers the similarity of goals and means of expression of art of a certain period in the development of civilization and characteristics of human development in the particular period of life, including the features of game activities.

From the point of view of systems analysis, art is a specific element of civilization representing an information model of major, substantial system links emerging within civilization at different stages of its development. The existence of such a model allows civilization to effectively reproduce and mold links, required for its development, in various zones of civilizational space. This determines the necessity of art for any civilization. Art is a conceptual design of a building or a ship which helps to construct not just one real building or one real ship, but any number of buildings or ships. Art plays the same role in the case of civilization as a game in the case of each individual. A child’s or an adult’s play allows a human to form the relations which are essential for further life (or else to free oneself from unwanted, parasitic ties); these relations are formed through the imitation of real life situations, not putting a person at risk or endanging anyone. In the same way art, being the game of civilization, allows doing the same for social strata in their entirety — and society as a whole.

The functional semblance of the phenomena of modeling of real world system links in human games and in art allows us to assume that the aims and the expressive means which characterize the art of a certain period of civilization development can be analogous to the specificities of human development in the respective period of life. And moreover, these aims and means can be analogous to the aims and specific features of games played by man at a certain age. Thus, an opportunity is provided to compare the age-based periodization of human life and psychological age of separate epochs in the development of civilization, as depicted in works of art.

In the presented part of the research we adduce the description of such analogies covering the initial period of European civilization development from approximately V to VIII centuries, which — according to the proposed study — corresponds to the first three years of a child’s life.

 

Keywords: system periodization of development; phases of system dynamics; art; game; age of civilization.

 

For citation: Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 2 (30). P. 66–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.06

 

Ryzhov Boris Nikolayevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogical, Developmental and Social Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : Е. С. Романова, Б. Н. Рыжов, БОРИС ФЕДОРОВИЧ ЛОМОВ — УЧЕНЫЙ, СТАВШИЙ ВОПЛОЩЕНИЕМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Просмотров: 4116

БОРИС ФЕДОРОВИЧ ЛОМОВ — УЧЕНЫЙ, СТАВШИЙ ВОПЛОЩЕНИЕМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

 

Е. С. Романова,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Стремительное развитие космических и военных технологий во второй половине двадцатого столетия вызвало необходимость разработки новых научных подходов, которые позволили бы рассматривать человека и машину как единую систему. Своевременный ответ на поставленные временем вопросы был предложен выдающимся российским исследователем Борисом Федоровичем Ломовым, тридцатилетие памяти которого отмечается в этом году (1927–1989). В 1963 году вышла книга Б. Ф. Ломова «Человек и техника (очерки инженерной психологии)» — фактически первая в стране монография по инженерной психологии. В этой, не потерявшей актуальности до наших дней работе были представлены теоретические основы взаимо действия человека и автоматизированных средств управления различными техническими процессами и намечена програм ма дальнейшего развития этого направления.

Б. Ф. Ломов предложил новую концептуальную модель психологии, в основе которой лежит ряд принципов, составляющих ядро системного подхода. В их числе признание многомерности, многоплановости, многоуровнего характера и системной детерминации психических явлений. Впервые эти принципы Ломов изложил в своей статье «О системном подходе в психологии» (1975). В дальнейшем он существенно развил и расширил их, реализовав идеи системного подхода в монографии «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984).

Многогранный талант Б. Ф. Ломова проявился в организации экспериментальных исследований в области общей, педагогической, инженерной психологии, психологии управления и внедрении результатов этих исследований в практику. Он стоял у истоков ряда новых направлений российской психологии, прежде всего инженерной психологии, психологии управления, космической психологии. Важным вкладом в развитие российской психологии стало создание Б. Ф. Ломовым одного из первых в стране психологических факультетов Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета в 1966 году, а также ведущего научного психологического центра страны — Института психологии Академии наук СССР (ныне — Российской академии наук).

 

Ключевые слова: Б. Ф. Ломов; инженерная психология; системный подход в психологии; организационная психология; системная психология; психологический факультет Ленинградского (СанктПетербургского) университета; Институт психологии Российской академии наук.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 53–65. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.05

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, иcполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующий кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mailRomanovaES@mgpu.ru

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : Л. Н. Захарова, З. Х.-М. Саралиева, И. С. Леонова, А. С. Заладина, УСТАЛОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПЕРСОНАЛА
Просмотров: 2676

УСТАЛОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПЕРСОНАЛА

 

Л. Н. Захарова,

З. Х.-М. Саралиева,

И. С. Леонова,

А. С. Заладина,

ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород,

zlnnnov@mail.ru,

zara@fsn.unn.ru,

irina_leonova@list.ru,

zaladina.a.s@mail.ru

 

Представлены результаты исследования усталости как главного показателя феномена субъективного благополучия разновозрастного персонала предприятий и как показателя социально-психологического возраста. Актуальность исследования обусловлена противоречиями восприятия в обществе пенсионной реформы и проблемами сохранения рабочего места сотрудниками старшего возраста вследствие подверженности значительной части работодателей стереотипам возрастной предвзятости. Исследование построено на методологических идеях относительности хронологического возраста и влиянии организационной культуры на социально-психологический возраст сотрудников. Респондентами выступили сотрудники технологически отсталого и инновационного предприятий молодого — до 35 лет, среднего — от 36 до 50 лет у женщин и 55 лет у мужчин — и старшего возрастов. Применены методы диагностики организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна, а также авторская анкета, направ ленная на выявление усталости от трудовой деятельности, организационных условий и домаш ней работы, возрастной самооценки, самочувствия в коллективе и менеджерской оценки возраста сотрудников. Для расчетов применены непараметрические критерии Манна – Уитни и Вилкоксона. Показано, что, независимо от возрастной группы и гендерной принадлежности, персонал предприятия с организационной культурой рыночно-иерархического типа, выраженным инновационным компонентом имеет более молодой социаль но-психологический возраст, характеризующийся меньшей усталостью от организа ционных условий до двух раз в молодой группе и до 1,6 раза в группе старшего возраста, более молодым возрастным самочувствием, по самооценкам и оценкам менеджеров, чем персонал предприятия с иерархи ческиклановой моделью организационной культуры. До 70 % персонала отсталого предприятия чувствует себя старше, достигая в самооценках превышения хронологического возраста до 12 лет, как в группе молодого, так и старшего персонала. До 70 % персонала инновационного предприятия чувствуют себя моложе, достигая в самооценках уменьшения хронологического возраста на 8 лет в группе молодых респондентов, до 16 лет — в группе старшего возраста. Обозначены подходы к совершенствованию управления субъективным благополучием персонала.

 

Ключевые слова: персонал; хронологический возраст; социально-психологический возраст; организационная культура; усталость; субъективное благополучие; возрастная самооценка; управление.

 

Для цитаты: Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 36–52. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.04

 

Захарова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальных наук (ФСН) Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.

Е-mailzlnnnov@mail.ru

Саралиева Зарэтхан Хаджи­Мурзаевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой общей социологии и социальной работы факультета социальных наук (ФСН) Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.

Е-mail: zara@fsn.unn.ru

Леонова Ирина Сергеевна, кандидат социологических наук, докторант кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук (ФСН) Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.

Е-mail: irina_leonova@list.ru

Заладина Анна Сергеевна, ассистент кафедры психологии управления факультета социальных наук (ФСН), аспирант кафедры психологии управления факультета социальных наук (ФСН) Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород.

Е-mail: zaladina.a.s@mail.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Просмотров: 2483

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkоSM@mgpu.ru

 

Современная психодиагностика, по мнению ряда зарубежных исследователей, переживает глубокий кризис. Подобный системный кризис отмечается и в России. Выделяют ряд причин этого явления, в том числе методологический тупик и спад экспериментальных психологических исследований. Реализация гуманитарной парадигмы в специальном обучении в России нередко происходила уступая требованиям непрофессионального сообщества, включая подмену нозологических диагнозов и профессиональной дефектологической лексики размытыми определениями, отказ от обследований специалистов, неприятия тестирования детей, критику тестов и т. п.

Однако в начале XXI века появился ряд методологических исследований американских ученых, в которых предлагаются конкретные шаги к валидизации отдельных шкал и тестов.

С учетом большой научной значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение наиболее важных методологических аспектов используемых в практике диагностических методик. Интуитивно-эмпирические попытки (по В. И. Лубовскому) стандартизации и интерпретации некоторых малоформализованных методик, особенно рисуночных, не дали желаемого результата. Это надолго явилось серьезным препятствием для научного прогресса в этой сфере. Несмотря на экологичность рисуночных тестов и простоту их использования, трудности и неоднозначность в интерпретации результатов существенно уменьшили все плюсы их применения. Отношение к ним как к недостаточно надежным диагностическим средствам стало общепринятым. При этом рисуночные тесты продолжали оставаться в арсенале отечественных и зарубежных исследователей. Каталог этих методов постепенно дополняется и детализируется.

Продолжение соответствующей работы над теоретико-методологической основой рисуночных тестов, и особенно над их стандартизацией, является актуальной задачей психодиагностики. Для психологии развития и специальной психологии ее решение имеет особенное значение, так как диагностика детей младшего возраста и лиц с ограниченными возможностями предъявляет специальные требования к психометрическим инструментам.

В статье также предлагается новый алгоритм формализации рисуночных методик, который основан на совершенствовании способа интерпретации посредством введения количественной процедуры оценки. Описывается работа по апробации предложенного алгоритма и обсуждаются ее результаты.

 

Ключевые слова: психодиагностика; методики психодиагностики; формализация диагностических испытаний; валидность; надежность; стандартизация и унификация; интерпретация; малоформализованные методы; проективные рисуночные тесты.

 

Для цитаты: Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспек тивы // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 24–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.03

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkоSM@mgpu.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : Ю. Л. Арзуманов, О. В. Коротина, А. А. Абакумова, ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ СИНТЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА
Просмотров: 3058

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ СИНТЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА

 

Ю. Л. Арзуманов,

О. В. Коротина,

А. А. Абакумова,

НМИЦ ПН им. В. П. Сербского, Москва,

arzumanov42@mail.ru,

ole4ka_koroti4@mail.ru,

abakumova46@mail.ru

 

Многочисленные клинические исследования показывают, что у наркозависимых людей, употребляющих синтетические психоактивные вещества, быстрее формируется социальная дезадаптация, выше риск развития интоксикационных психозов, чаще проявляются эмоционально-личностные расстройства и нарушения волевых процессов, а также интенсивнее проявляется целый ряд негативных следствий в когнитивной сфере, которые сопровождаются системными специфическими нарушениями внимания, восприятия, памяти, мышления.

Данное исследование направлено на выявление эмоционально-личностных особенностей наркозависимых лиц, употребляющих синтетическое психоактивное вещество метилендиоксипировалерон (МДПВ) в сравнении с группой здоровых лиц по специальным шкалам сокращенного варианта Миннесотского многофакторного личностного опросника MMPI — методика «Мини-мульт».

Выявлено, что у зависимых преобладает примитивно-бытовое мышление, социальная дезадаптация, безразличное отношение к собственной жизни, низкая продуктивность умственной деятельности, дистимия. Получены данные, которые показывают достоверные различия в эмоционально-личностной сфере по профильным шкалам депрессии, психастении и шизоидности у наркозависимых от психоактивного вещества МДПВ и здоровых испытуемых. По шкале «Депрессия» у зависимых людей показатели выше, чем у здоровых лиц. Это может быть связано с высоким уровнем личностной тревожности, нарастающим чувством страха, паническим состоянием, мыслями о смерти, низкой самооценкой, стигматизацией болезни наркомании и формированием личности наркозависимого человека. По шкалам «Психастения» и «Шизоидность» у лиц, употребляющих наркотик, с высокой степенью достоверности показатели ниже, чем у здоровых. Снижение показателей по шкале «Психастения» у зависимых людей выявляет такие черты, как трусливость, подозрительность, недоверчивость, осторожность, склонность ко лжи, отсутствие воли, склонность к манипуляциям. Оценка результатов по шкале «Шизоидность» указывает на такие черты характера, как скудность мышления, склонность к фантазированию, резонерству.

 

Ключевые слова: личностные особенности; психоактивные вещества; синтетический катинон; метилендиоксипировалерон (МДПВ); наркозависимая личность; личностная сфера; волевая сфера.

 

Для цитаты: Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 13–23. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.02

 

Арзуманов Юрий Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией клинической нейрофизиологии Национального научного центра наркологии — филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mailarzumanov42@mail.ru

Коротина Ольга Викторовна, научный сотрудник Отдела психотерапии и медицинской реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях, медицинский психолог высшей квалификационной категории Национального научного центра наркологии — филиала  Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mail: ole4ka_koroti4@mail.ru

Статьи журнала » 2019 №30 : Б. М. Коган, А. З. Дроздов, СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕВУШЕК С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Просмотров: 7860

СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕВУШЕК С НЕСУИЦИДАЛЬНЫМ САМОПОВРЕЖДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

Б. М. Коган,

МГПУ, Москва,

KoganBM@mgpu.ru,

А. З. Дроздов,

НМИЦ ПН им. В. П. Сербского, Москва,

alex00582@yandex.ru

 

Под аутоагрессивным поведением в современной клинической психологии и психиатрии понимаются осознаваемые или неосознаваемые действия, направленные на нанесение самоповреждений как в физической, так и в психической сферах. В профильной литературе этот поведенческий феномен многие авторы рассматривают как деструктивный механизм психологической защиты. Более того, аутоагрессивные поведенческие акты могут фенотипически проявляться в самообвинении, вплоть до формирования комплекса вины и греховности; самоунижении, доходящем зачастую до синдрома невротического самобичевания; нанесении себе различной степени тяжести телесных повреждений, нередко являющихся суицидальными попытками; злоупотреблении алкоголем или другими психоактивными веществами; парафильных формах сексуального поведения; стремлении к участию в экстремальных спортивных соревнованиях; предпочтении опасных для здоровья и жизни профессий. Но проявления аутоагрессии, безусловно, нельзя интерпретировать только как симптом клинического мазохизма.

В статье приводятся результаты изучения иерархии механизмов психологической защиты и личностных характеристик 104 соматически и психически здоровых девушек, у бо́льшей части которых в анамнезе проявлено аутоагрессивное поведение для преодоления фрустрации, вызванной психоэмоциональным стрессом.

В заключение авторы обсуждают выявленные особенности применения девушками с несуицидальным самоповреждающим поведением в анамнезе механизмов психологической защиты и их личностные характеристики в аспекте понимания этого антистрессорного действия как особой деструктивной стратегии преодоления стресса и патологической почвы для формирования и развития специфической аддикции.

 

Ключевые слова: несуицидальное самоповреждающее поведение; механизмы психологической защиты; импульсивность; психические расстройства; соматические нарушения; аутоагрессивное поведение; личностные характеристики.

 

Для цитаты: Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 5–12. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.01

 

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии, социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mgpu.ru

Дроздов Александр Зосимович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабора торией Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ, Москва.

E-mail: alex00582@yandex.ru

Статьи журнала » 2019 №29 : А. В. Ткаченко, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАБОТАХ О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА И РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Просмотров: 2553

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАБОТАХ О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА И РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

 

А. В. Ткаченко,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

В статье рассматриваются основные положения социологии религии двух родоначальников социологической науки — Огюста Конта и Герберта Спенсера. На основе анализа их научно-методологических и религиоведческих концепций автор статьи выдвигает тезис об использовании ранними позитивистами системного подхода к изучению религиозного феномена. Подчеркивается мысль о том, что и О. Конт, и Г. Спенсер воспринимали религию как составную часть цельной системы, внутри которой все элементы взаимозависимы.

 

Социология религии как отрасль социологии начала развиваться с самого зарождения этой науки. Среди идейных предшественников первых социологов называются Ш. Л. Монтескье, Вольтер, И. Кант, Ф. Шлейермахер, А. Сен-Симон и других мыслителей, живших преимущественно в XVIII – начале XIX вв. Их влияние на становление социологии религии кратко описано автором статьи. При этом упомянуты менее известные заимствования, сделанные О. Контом и Г. Спенсером у Т. Гоббса, А. Тюрго и Н. Кондорсе, и проводятся параллели со взглядами на религию Э. Литтре, Э. Тайлора, В. Парето, Э. Дюркгейма, М. М. Ковалевского, Г. Лебона, З. Фрейда и Р. Арона. Наиболее подробно разбирается вклад в социологию религии О. Конта. Указывается, что основатель социологии рассматривал общество как систему, функционирующую по законам социальной статики и динамики.

 

Религия, в его представлении, как часть общества подчиняется тем же законам и находится в положении динамического равновесия. Это, в свою очередь, означает: религия может трансформироваться, что позволило О. Конту предложить свой вариант религии, способный, по его замыслу, заменить традиционные конфессии. Далее в статье анализируется социологическая теория религии Г. Спенсера. Выделяются главные составляющие этой теории: сравнение религиозных институтов с частями единого социального организма и выделение присущих им социальных функций. Обращается внимание на то, что ни О. Конт, ни Г. Спенсер не предсказывали полного искоренения религии и замены ее на научное знание.

 

В выводах и заключении статьи автор отмечает соответствие воззрений О. Конта и Г. Спенсера современному восприятию религии с позиций системного подхода.

 

 

 

Ключевые слова: социология религии; системный подход; социальная система; социальная подсистема; социальный институт.

 

 

 

Для цитаты: Ткаченко А. В. Системный подход в работах O. Конта, Г. Спенсера и родоначальников социологической науки // Системная психология и социология. 2019. № 1 (29). С. 109–120.

 

Статьи журнала » 2019 №29 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА
Просмотров: 3777

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ Э. ГИДДЕНСА

 

 

О. А. Добрина,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В статье представлена попытка построения системы понятий для разработки целостной концепции социальных рисков и угроз идентичности. С этой целью рассматриваются исследования британского социолога Э. Гидденса, посвященные проблемам поздней современности, социального риска и идентичности. Анализируется система понятий, представленная в сочинениях позднего Гидденса в основном атрибутивно, выявляются связи между ними; это позволяет представить концепцию социальных рисков и угроз идентичности в качестве единой теории. В качестве методологической основы исследования используется синтез системного анализа основных понятий и интерпретативного подхода.

 

Предпринятый анализ выявил, что ключевым объяснением процессов поздней современности Э. Гидденс считает процесс дисконнекции, предполагающий исключение индивида в социальном пространстве из отношений локального измерения и в социальном времени, что ведет к разрыву с традицией. Введенное Гидденсом понятие «среда риска» анализируется на технологическом, экономическом, социальном и информационно-ментальном уровнях. Выделяются три составляющие рискогенной среды.

 

Идентичность индивида интерпретируется не как данность, а как заданность. Она постоянно, практически ежедневно конструируется как рефлексивный выбор в рамках альтернатив: глобализация и фрагментация, открытость и недостижимость, доверие и неопределенность, индивидуализация и стандартизация. Конструируя собственную идентичность, человек вынужден соизмерять ее с социально одобряемыми стандартами материального и духовного потребления, создавая связный и непротиворчивый нарратив своей идентичности.

 

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что работы позднего Гидденса представляют собой своеобразный цикл, базис построения целостной теории социальных рисков и угроз идентичности. Выявленная нами система понятий может стать методологической основой для их операционализации и поиска индикаторов будущих эмпирических исследований в области социологии риска и идентичности.

 

 

 

Ключевые слова: поздняя современность; рефлексивность; дисконнекция; социальный риск; среда риска; идентичность; нарратив идентичности; доверие; защитный кокон; траектория «Я».

 

 

 

Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции Э. Гидденса // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 100–108.

 

Статьи журнала » 2019 №29 : А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Просмотров: 1746

«СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

 

А. А. Зых,

 

Университет Нижней Силезии,

 

Вроцлав, Польша

 

 

 

В эпоху современных технологий и электронного образования актуальной становится проблема реализации идеи об открытых университетах для людей пожилого возраста. В статье представлены принципы московского проекта «Серебряный университет», финансируемого с февраля 2018 года мэром Москвы Сергеем Собяниным, его реализация и предварительные результаты.

 

Программа адресована жителям Москвы пенсионного возраста, которые хотели бы вести активный образ жизни и использовать все возможности для самореализации. Основные цели этого проекта — обеспечить пенсионерам условия для полноценной жизни, помочь им найти новых друзей и заполнить свободное время полезными делами, развить их интересы. Проект разработан с учетом лучших мировых практик, в работе над ним принимают участие специалисты в области психологии и геронтологии, спорта, искусств а и культуры. Данный вид пилотного исследования во многом определил сферу как потребностей и интересов, так и образовательных, жизненных устремлений московских пенсионеров.

 

В статье автор дает оценку функционирования польских университетов третьего возраста (UTA) с точки зрения критической образовательной геронтологии. Предпринята попытка ответить на вопросы, каково будущее UTA в Польше и наблюдается ли их закат во втором десятилетии XXI века.

 

В заключение автор утверждает, что концепция «Cеребряного университета», реализованная в рамках социальной политики, может стать альтернативой для польской системы образования пожилых людей.

 

 

 

Ключевые слова: критическая образовательная геронтология; «Серебряный университет»; социальная политика для пожилых людей; университет третьего возраста.

 

 

 

Для цитирования: Зых А. А. «Серебряный университет» как альтернатива польской системе образования для пожилых людей // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 84–99.

 

Статьи журнала » 2019 №29 : Д. В. Иванов, ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просмотров: 2226

ГЕНЕЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ИДЕЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ТРУДАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

 

 

Д. В. Иванов,

 

НГПУ, Новосибирск

 

 

 

В истории отечественной психологической мысли еще многие вопросы ждут своих ответов. В плане их поиска особый интерес может представлять генезис психологической мысли в России эпохи Просвещения относительно потенциальных возможностей человека, описания его сущности (естества) посредством рассмотрения такого уникального феномена, как борьба. Психологическая мысль эпохи Просвещения, принявшая традиционные подходы (кардиогностический, утопический, апокалиптический), оставшиеся с предыдущих времен, по-новому, в соответствии с достижениями современной ей науки взглянула на человека, увидев в нем субъекта борьбы, достойного быть счастливым в самостоятельно выстраиваемой им жизни. Человек борющийся в психологическом гнозисе характеризуется как целостный, социально-культурный индивид; он способен к преодолению внутренних и внешних препятствий развития и саморазвития, стремится к телесному, духовному, нравственному самосовершенствованию.

 

Русским просветителям человек виделся борющимся как в повседневности, так и в игре, обучении, труде, а также на пределе героических возможностей, в том числе в военном (ратном) деле. Психологический гнозис борьбы русских мыслителей значим для историко-психологического исследования, поскольку содержит характеристики и модусы, при помощи которых описывается образ человека борющегося.

 

Изучение психологической мысли в России в эпоху Просвещения помогает создавать «ровность ткани истории отечественной психологии», расставлять значимые акценты в формирующихся о ней представлениях у новых поколений исследователей.

 

 

 

Ключевые слова: психологическая мысль; генезис; борьба; человеческая сущность; естество; человек борющийся; психологическая рефлексия; гнозис; психологическая система; нравственная психология.

 

 

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Генезис психологической мысли в России: идея о человеке борющемся в трудах эпохи Просвещения // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 75–83.

 

Статьи журнала » 2019 №29 : Б. М. Абушкин, А. В. Мещанкин, Н. С. Мерцалова, СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Просмотров: 2085

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

 

НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

 

 

Б. М. Абушкин,

 

А. В. Мещанкин,

 

МГПУ, Москва,

 

Н. С. Мерцалова,

 

НМИЦК Минздрава РФ, Москва

 

 

 

В статье рассматривается новый подход для системной организации адаптивной личностной диагностики подростка и активного диалога с ним, направленный на осознание и развитие своих личностных качеств, а также социальных интересов и возможностей.

 

Современная диагностическая практика в образовательной сфере использует практически все методические разработки психологии. Многообразие методик определяется их измерительными характеристиками. Многие из них восходят к середине прошлого века и ранее.

 

Проблема системной организации работы психологов в решении современных задач диагностической работы в школе обуславливается разрозненностью как в использовании научно-понятийного аппарата, так и в интерпретации получаемых результатов, ограничиваемой отдельными аспектами личностного портрета. Системный подход, характерный для современного этапа построения практической работы в психологии, предполагает вести работу со школьниками начиная c системно-образуемых качеств формирующейся личности.

 

Предлагаемый подход для организации адаптивной работы со школьниками с учетом современных вычислительных возможностей компьютеров и информационных технологий позволяет выйти на системный анализ и прогноз по индивидуальным аспектам развития школьников.

 

Для решения поставленной задачи был выбран инструмент психолингвистического анализа письменной речи подростков для исследования особенностей их эмоциональной сферы. В работе предложен метод поиска корреляции когнитивных особенностей человека и его письменной речи, основанный на современных методах дистрибутивной семантики. При разработке методики был обоснован набор базовых эмоций и на их основе осуществлена разметка испытуемыми заранее выбранных прилагательных русского языка, набрана статистика по предложенным прилагательным. На основе полученного эмпирического материала осуществлялась разметка других прилагательных русского языка с использованием математических процедур. На контрольной выборке подростков с заведомо известными профессиональными перспективами проходило обучение нейронной сети, которая ставит в соответствие эмоциональному портрету профессиональные перспективы и в дальнейшем адаптивно подстраивается под все новые изменения. Получены первые результаты, позволяющие судить о валидности всего программного комплекса.

 

 

 

Ключевые слова: психолингвистика; базовые эмоции; дистрибутивная семантика; когнитивные способности мозга; письменная речь; анализ текста.

 

 

 

Для цитаты: Абушкин Б. М., Мещанкин А. В., Мерцалова Н. С. Системная организация психологической работы со школьниками на основе психолингвистического анализа письменной речи // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 68–74.