Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №45 : Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации

Просмотров: 425

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ

 

Р. С. Немов,

МГПУ, Москва,

NemovRS@mgpu.ru


В ХХ в. психология, будучи самостоятельной экспериментальной наукой, вновь вернулась к объяснению поведения людей, т. е. к решению той задачи, которая изначально была поставлена перед ней с момента зарождения системы научных знаний в середине первого тысячелетия до н. э. Эта тенденция, в частности, проявилась в выходе на первый план психологической проблематики личности. Во второй половине ХХ столетия на одном из первых мест в проблематике психологии личности оказалась мотивация поведения человека. За последние несколько десятков лет было опубликовано большое количество научных трудов по проблеме мотивации. В них сложилась своя терминология, частично заимствованная из разговорного и литературного языка, используемого при объяснении причин человеческого поведения, частично разработанная учеными-психологами. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью проведения системно-исторического анализа имеющейся терминологии, с целью придания строго научного статуса современным знаниям.

В статье представлены основные понятия, используемые в научных психологических исследованиях мотивации. В их число входят такие часто встречающиеся в отечественной и зарубежной научной литературе термины, как потребность, мотив, драйв, инстинкт, цель, стимул, интерес, желание, побуждение, влечение, а также некоторые понятия, употребляемые преимущественно в зарубежной, прежде всего английской, психологической литературе. Предлагаются и сравниваются их различные определения, обсуждается происхождение соответствующих терминов.

 

Ключевые слова: мотивация; потребность; мотив; инстинкт; цель; стимул; интерес; желание; побуждение; влечение; системно-исторический анализ.

 

Для цитаты: Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 77–86. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

Немов Роберт Семенович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: NemovRS@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8193-9719


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Просмотров: 597

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

М. В. Переверзева,
РГСУ, Москва,
melissasea@mail.ru


В современной России значительно возрастает число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, в отсутствии каких-либо полезных интересов, в том числе к учебной деятельности. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.

Методологической основой настоящей работы послужили исследования специфики, причин и факторов возникновения девиантного поведения, социально- и психолого-педагогических подходов к профилактике отклонений. В качестве методов исследования использованы системный анализ, обобщение научно-методической, социально-психологической и педагогической литературы, моделирование процесса работы с трудными детьми, психолого-педагогическое наблюдение, посещение консультаций и занятий с подростками в социальном центре.

Специалисты выделяют четыре основных направления работы с девиантными подростками: оказание медицинской помощи; лечение и уход; социальная адаптация подростков; психологическая, педагогическая и воспитательная работа. Благодаря параллельной воспитательно-педагогической работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки.

Таким образом, в современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений норм поведения подростками, включая учебную дисциплину, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социально-психологическая работа; педагогические методы; воспитание; профилактика.

 

Для цитаты: Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

Переверзева Марина Викторовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: melissasea@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4992-2738

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик

Просмотров: 347

УДК 159.9.072.43

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНОЙ РЕАКЦИИ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

 

А. В. Козлов,
РОСБИОТЕХ, Москва,
19880588@bk.ru,
М. А. Козлова,
РОСБИОТЕХ, Москва,
7012946@bk.ru

 

 В статье рассматриваются результаты внедрения инновационного подхода на основе использования мышечного тестирования в качестве дополнения к традиционным диагностическим методикам. Описаны методические рекомендации для дальнейшего применения мышечного теста в практической работе педагогов-психологов и психологов-диагностов.

В исследовании приняли участие 536 студентов, прошедших диагностику по методике самооценки психических состояний (Г. Айзенка) и опроснику суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой. Из них было отобрано 84 респондента в возрасте от 16 до 20 лет, у которых было выявлено превышение показателей по шкалам негативных психических состояний и обнаружена психоэмоциональная нестабильность. Эти респонденты были поделены на две равные по численности группы. Студенты, вошедшие в экспериментальную группу, дополнительно прошли мышечное тестирование, которое позволило выявить наиболее проблемные в психологическом плане вопросы, что послужило поводом для более тщательной и глубокой проработки данных вопросов на консультационных встречах.

Результаты исследования показали, что после прохождения консультирования в экспериментальной группе, где стандартная диагностика дополнялась мышечным тестированием, была выявлена выраженная положительная динамика показателей психического состояния респондентов, а также снижение суицидального риска, тогда как в контрольной группе положительная динамика этих же показателей была менее выражена. Это дает основание говорить о повышении надежности применяемых психодиагностических методик посредством их дополнения мышечным тестированием. Таким образом, стандартная диагностика, дополненная мышечным тестированием, благотворно влияет на качество психодиагностики с целью оказания квалифицированной психологической помощи и способствует большей результативности психологического консультирования. Очевидно, необходимо продолжать изучение мышечного тестирования как диагностического инструмента для практического внедрения в деятельность специалистов.

 

Ключевые слова: надежность психодиагностики; позная реакция; мышечный тест; студенты; тревожность; психологическое консультирование; психическое состояние; суицидальный риск.

 

Для цитаты: Козлов А. В., Козлова М. А. Возможности использования позной реакции для повышения надежности психодиагностических методик // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 56–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.05

 

Козлов Алексей Владимирович, преподаватель Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail:19880588@bk.ru

ORCID: 0000-0001-6347-7007

 

Козлова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Международного технологического колледжа Российского биотехнологического университета, Москва.

E-mail: 7012946@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4138-0903

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период

Просмотров: 459

УДК 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

 

ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

 

 

О. Б. Полякова,
РГСУ, Москва,
pob-70@mail.ru,
Т. И. Бонкало,
НИИОЗММ ДЗМ, Москва,
bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

 

Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами привели в постковидный период к изменению взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост, а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи. В этой связи настоящая работа посвящена описанию вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период.

В исследовании использовался комплекс методик, направленных на выявление карьерного потенциала личности, а также на оценку профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов — 21,7 лет.

По результатам исследования установлены весьма высокая корреляционная связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией (независимостью), вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.

 

Ключевые слова: карьерные ориентации; студенческая молодежь; профессиональная подготовка; постковидный период.

 

Для цитаты: Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 45–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

 

Полякова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета, Москва (Россия).

E-mail: pob-70@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2581-5516

 

Бонкало Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, доцент, начальник отдела комплексной экспертизы и координации научно-исследовательских проектов и разработок Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва (Россия).

E-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0887-4995

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей

Просмотров: 402

УДК 159.955

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

ИНТЕГРАЦИЯ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ:
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

 

И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru,
Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru

 

Статья посвящена системному анализу взаимосвязей, возникающих между базовыми убеждениями и разными типами познавательной позиции студентов. В ходе исследования использовались методики, направленные на изучение базовых убеждений и характеристик познавательной позиции индивида. Всего в исследовании приняли участие 180 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, студенты Южного федерального университета, Таганрогского института имени А. П. Чехова, Ростовского государственного экономического университета.

Результаты системного теоретического анализа предпосылок многомерности и специфичности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции студентов как особого типа познавательного отношения к миру определили постановку цели исследования. В процессе работы использовались количественные и качественные методы: кластерный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ — для получения сравнительно однородных групп, поиска статистических различий между ними и выявления взаимосвязей результатов в группах. Внутренняя однородность четырех групп студентов, определенных в процессе кластеризации, подтверждена значимыми различиями. Разная мера их выраженности в группах обусловила факты инверсии: высокие показатели одних характеристик (например, обоснованности, децентрации) при низких показателях других (объективированности, категориальности).

Обнаружена специфика взаимосвязей в группах. Структура взаимосвязей в группе 1 характеризуется сочетанием показателей неопределенной познавательной позиции с верой в контролируемость событий. Эта структура дополняется амбивалентностью между познавательным потенциалом и ресурсом его реализации. В группе 2 специфика взаимосвязей состоит в интеграции ряда по-разному выраженных характеристик метакогнитивного опыта, обусловливающих, с одной стороны, ценность собственного Я, а с другой — неверие студентов в возможность самоконтроля над событиями. В группе 3 специфика структуры взаимосвязей заключается в выраженной амбивалентности характера связей, обусловленного недостатками сформированности характеристик открытой познавательной позиции и базовых убеждений, отражающих неустойчивость и ограниченность их возможностей. В группе 4 специфика взаимосвязей характеризует относительную гармоничность когнитивно-личностного ресурса. Выявленные различия стали основанием для вывода о неоднородности и нелинейности взаимосвязей базовых убеждений и познавательной позиции как вероятного предиктора специфики интеллектуально-личностного ресурса студентов.

 

Ключевые слова: базовые убеждения; концептуальные способности; познавательная позиция; студенты; системный анализ; нелинейность взаимосвязей.

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Интеграция базовых убеждений и познавательной позиции студентов: системный анализ взаимосвязей // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.03

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibalirina@sfedu.ru

ORCID: 0000-0001-7730-7172

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: exakusto@sfedu.ru

ORCID: 0000-0002-6862-2063

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура короткой версии опросника оценки незащищенности от кибербуллинга

Просмотров: 500

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.02

 

 ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА КОРОТКОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА
ОЦЕНКИ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск,

Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

А. С. Девицын,

БГУ, Минск,

Республика Беларусь,

a.dziavitsyn@gmail.com

 

Кибербуллинг — это поведение, которое характеризуется как третирование других лиц через Интернет, прежде всего социальные сети и смартфон, причем угроза подвергнуться травле наиболее реальна для пользователей, страдающих зависимостью от них. Кибербуллинг приводит к виктимизации жертв киберагрессии: кибериздевательства негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека, создают серьезные психосоциальные проблемы, вызывают стресс, тревожность, депрессию.

С целью защиты от кибербуллинга разработан опросник НК-22 «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга», позволяющий предупреждать пользователей Интернета о грозящей им опасности стать жертвой кибербуллинга. Результаты тестирования по этому опроснику коррелируют с виктимизацией и зависимостью от социальных сетей и смартфона; с помощью этого опросника получен ряд новых результатов об указанных опасных явлениях. В последние годы в среде российских, белорусских и зарубежных психологов получил развитие тренд на сокращение количества заданий в опросниках, поскольку более короткие опросники облегчают сбор и обработку информации, улучшают ее качество и позволяют получить большее количество результатов. В соответствии с данной тенденцией в статье построены и обоснованы короткая версия опросника — НК-13 — и его трехфакторная модель.

Доказаны надежность и валидность короткого опросника НК-13. Кроме того, выявлено, что он обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его прообраз — опросник НК-22. Показано, что факторы и переменные построенной трехфакторной модели незащищенности от кибербуллинга наилучшим образом объясняют сущность данного конструкта.

 

Ключевые слова: незащищенность от кибербуллинга; жертвы незащищенности; короткий опросник; факторная структура; модель; социальные сети; смартфон; интернет; зависимость; психологические проблемы.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура короткой версии опросника оценки незащищенности от кибербуллинга // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 18–30. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.02

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2191-646X

 

Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск (Республика Беларусь).

E-mail: a.dziavitsyn@gmail.com

ORCID: 0000-0002-2804-4107

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Рыжов Б. Н. Любовь. Системно-психологическая интерпретация феномена

Просмотров: 603

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.01

 

ЛЮБОВЬ. СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена попытке объяснения феномена любви с позиций системной психологии. В ней рассмотрены социальные ранги различных видов мотивации, образующие основу моральных норм общества. Системная психология выделяет восемь дополняющих друг друга видов мотивации. Четыре из них составляют группу биологической мотивации, которая роднит человека с животным миром. Эти виды мотивации направлены на развитие и сохранение индивида и вида. Другие четыре вида входят в группу социальной мотивации. Они связаны с социальной природой человека и направлены на развитие и сохранение личности и общества.

С единых системно-психологических позиций рассмотрены общие для разных социальных структур различия половой морали и глубинные психологические причины феномена любви. Предложена его системно-психологическая интерпретация, ключевым моментом которой является замыкание различных видов мотивации на предмете влюбленности. Показано, что стартовым механизмом возникновения гетеросексуальной любви в большинстве случаев является первичная фиксация биологической (репродуктивной) мотивации влюбленного на предмете с последующим фиксированием на этом предмете прочих видов мотивации. При возникновении гомосексуальной любви стартовым механизмом является замыкание на предмете одного или нескольких социальных видов мотивации — нравственности (в том ее аспекте, который связан с восприятием красоты и гармонии) или же самореализации, познания и защиты своего Я — и лишь затем механизм запечатления приводит к фиксации на предмете влюбленности репродуктивной мотивации.

В статье также описаны некоторые динамические аспекты развития любовной привязанности, а также системно-психологические эффекты разрушенной любви. Представленная концепция является теоретической основой для разработки системно-психологической технологии семейного консультирования. В сочетании с методами системно-психологической диагностики мотивации и личности она может стать действенным инструментом современной практической психологии.

 

Ключевые слова: системная психология; любовь; влюбленность; мотивация; репродукция; самореализация; гетеросексуальные отношения; гомосексуальные отношения; семейное консультирование.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Любовь. Системно-психологическая интерпретация феномена // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.0

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №44 : Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона

Просмотров: 952

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются этико-психологические представления зрелого Платона, чье наследие является существенным вкладом в развитие психологической мысли, остается актуальным для современной историко-психологической науки. Этико-психологические представления Платона состоят из обоснованных им идей об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Показано, что основой добродетелей в этико-психологической концепции Платона становится человеческая душа, которую необходимо обогащать мудростью, воспитывать в ней мужество, обучать умеренности. Человеку необходимы идеалы в качестве образцов поведения и действий, с которыми он себя идентифицирует. В гармонизации души и восхождении к миру вечных идей заключается смысл человеческого бытия. Этико-психологические представления Платона остаются ценными для современной психологической науки, системно и целостно рассматривающей человека и потенциальные возможности его совершенствования.

 

Ключевые слова: Платон; Пифагор; орфизм; пифагорейцы; система; этико-психологические представления; душа; метемпсихоз; знание; добродетельность; принцип совершенствования.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 113–120. DOI 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №44 : Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом

Просмотров: 555

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМАТИКИ ИНТОНАЦИОННЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

 

Р. О. Агавелян,

НГПУ, Новосибирск,

ruben_h_ag@mail.ru,

Р. Т. Байчинов,

НГПУ, Новосибирск,

rauan.b_1991@mail.ru

 

Статья посвящена определению и обоснованию систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом в процессе коммуникации. На сегодняшний день наблюдается недостаточность методик и программ на казахском языке для изучения, коррекции и развития интонационных структур голоса у казахоязычных детей с кохлеарным имплантом. В этой связи требуется создание современных диагностических и коррекционно-развивающих программ, направленных на решение данного вопроса.

Учитывая необходимость применения комплексной методики решения реабилитации детей с кохлеарным имплантом, в статье рассматриваются исследования интонационных характеристик голоса в анамнестическом, компенсаторном и психолингвистическом аспектах. При этом психолингвистический аспект включает в себя определение особенностей коммуникации, а также исследование интонационных структур голоса.

В качестве основных критериев изучения интонационных структур голоса выступает восприятие, различение, понимание, запоминание и воспроизведение интонации. В составе данных критериев изучение интонационных структур голоса рассматривается на уровне звуков, звукоподражаний, слов, словосочетаний и простых предложений. В качестве основного направления изучения интонационных структур голоса выделяются лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса. В то же время параметром исследования становится интонация голоса и такие акустические компоненты интонации, как логическое ударение, модуляция голоса по высоте и силе, тембр голоса, темпо-ритмическая организация речи. Выделяются также лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса в качестве основных направлений исследования.

 

Ключевые слова: кохлеарный имплант; дети с нарушением слуха; систематика интонационных характеристик голоса; комплексная методика.

 

Для цитаты: Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 104–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

Агавелян Рубен Оганесович, доктор психологических наук, профессор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ruben_h_ag@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6494-8544

 

Байчинов Рауан Толеуханович, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: rauan.b_1991@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1528-6358

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №44 : Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом

Просмотров: 461

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Н. В. Садов,

МГПУ, Москва,

SadovNV@mgpu.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных подходов к проблеме организации дистанционного обучения. Современные образовательные и социально-экономические реалии устанавливают особые требования к форме обучения. Важным в дистанционном обучении является интеграция современных информационных технологий, обеспечивающих продуктивность учебного процесса и интерактивность образовательных средств. Специфика удаленного обучения требует системного подхода для анализа взаимодействия между учеником и учителем. В разных странах процесс организации удаленного обучения происходит по-своему.

Для более детального рассмотрения проблемы используется системный анализ особенностей дистанционного обучения в России и за рубежом. Его результаты свидетельствуют о том, что система организации дистанционного образования во многом зависит от политических, социокультурных, экономических характеристик, в которых проявляются те или иные самобытные черты, присущие каждой из стран. Одновременно с этим отмечается многовариантность используемых электронных ресурсов, применяемых в дистанционном образовании в той или иной стране.

 

Ключевые слова: системный анализ; дистанционное обучение; педагогика; эмоциональное выгорание; психологические трудности.

 

Для цитаты: Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 95–103. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

Садов Никита Валерьевич, аспирант кафедры общей психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: SadovNV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0003-0168-0637

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 


  Читать полностью...