![]() |
Системная психология и социология » Журнал |
Журнал » 2020 №34 : Б. Н. Рыжов, Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ |
Просмотров: 2593
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01
Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru
Статья посвящена описанию новой схемы системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности. Методологической базой для разработки предложенной схемы явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь ее основных видов, включая четыре вида мотивации, направленных на развитие и сохранение вида и общества, и четыре вида мотивации, способствующих развитию и сохранению индивида и личности. В работе предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации — СПМ — получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. В их числе: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный на основе описанной в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм; и Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности. Для верификации предложенной психодиагностической схемы было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я- реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019–2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18–48 лет. Полученные результаты показали наличие устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций, обусловливающего целесообразность интерпретации данных самооценки как Я-идеального. В работе также отмечена возможность использования выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности. Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может быть рекомендована для использования в практике консультационной и психотерапевтической работы.
Ключевые слова: системная психология; мотивация; мотивационное ядро личности; Я-реальное; Я-идеальное; Я-скрытое; эго; суперэго; ид; профиль мотивации; ценностные ориентации; ранжирование ценностей.
Для цитаты: Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8848-3622 |
Журнал » 2020 №33 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА |
Просмотров: 1803
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье рассматриваются взгляды и идеи, сфокусированные в теориях развития и воспитания В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова, являющиеся значимыми для отечественной истории психологической мысли XIX столетия. Имена этих мыслителей, их теории вошли в золотой фонд российской возрастной (детской) педагогической психологии, психологии личности. Общими для них стали проблемы духовно-нравственной психологии становящегося и развивающегося человека. Основополагающим феноменом в описаниях человека, его сущности, богатства внутреннего мира (психики), по мнению этих мыслителей, являлась борьба, причины которой определялись как личностно-ценностные, общественно полезные и армейско-военные. Психологические теории выдающихся отечественных мыслителей, их составляющие принципы, разработанные на основе длительных наблюдений, жизненного опыта и умозаключений, позволяли описывать природу феномена борьбы в повседневности человека, выделять ряд закономерностей, связанных с ним. Более важным явилось то, что психологические теории развития и воспитания позволяли предвидеть результат их воздействия на человека, сконструировать значимый для общества идеал. Представленные теории остаются ценными и в современной психологии, они содержат психологические механизмы, идеальные модели, подходящие для выделения тех атрибутов личности, которые позволяют ей стать успешной и полезной обществу.
Ключевые слова: психология сердца; человек борющийся; борьба; причины борьбы; психологические механизмы; рефлексия; поэзия; дружба; любовь; вдохновение; сочувствие; метаволя.
Для цитаты: Иванов Д. В. Психологические идеи в трудах В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 120–134. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru |
Журнал » 2020 №33 : Б. М. Коган, А. А. Мухина, Т. И. Хазиева, ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА |
Просмотров: 1762
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09
ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Б. М. Коган, МГПУ, Москва, KoganBM@mgpu.ru,
А. А. Мухина, школа № 1799, Москва, dadeko@inbox.ru,
Т. И. Хазиева, МГПУ, Москва, tanya.hazieva@gmail.com
В настоящее время отмечается значительный рост числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, следствием которых является их неготовность к обучению в школе. Родители данной категории детей все чаще обращаются к специалистам за помощью по поводу дезадаптации их ребенка. В представленной статье приводятся результаты проведения коррекционной программы с использованием фольклорных игр у детей с различной степенью недоразвития, направленной на комплексное развитие моторных и когнитивных процессов, необходимых для эффективной адаптации в социуме. Целью проведенного исследования явилась оценка эффективности игрового метода в коррекции нарушенного психомоторного развития у детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести при разных вариантах нарушенного развития. Были обследованы дети с различной патологией: 32 ребенка с расстройством аутистического спектра, 34 ребенка с задержкой психического развития; 23 ребенка с умственной отсталостью легкой и средней степенями, а также 44 ребенка с синдромом Дауна, у которых проводился анализ основных показателей памяти и внимания. В работе показано, что коррекционная работа с использованием фольклорных игр, направленная на нормализацию психомоторного развития детей с разными вариантами дизонтогенетичекого развития, приводит к значимым изменениям в их когнитивной сфере, в пространственной ориентировке и сфере произвольной регуляции деятельности. Дети при всех вариантах дизонтогенеза, особенно при синдроме Дауна, обладают совершенно разными исходными показателями состояния высших когнитивных функций, колеблющимися от уровня, близкого к возрастной норме, до значительной степени задержки интеллектуального развития, более того, развитие внимания и памяти детей с синдромом Дауна происходит динамически и не зависит от возраста, так как в каждой возрастной группе присутствовали дети, показывающие высокие, средние и низкие результаты.
Ключевые слова: дизонтогенез; дошкольный возраст; младший школьный возраст; психомоторное развитие; когнитивное развитие; память; внимание.
Для цитаты: Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И. Игровой метод коррекции нарушений психомоторного развития у детей с разными вариантами дизонтогенеза // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 112–119. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09
Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KoganBM@mail.ru
Мухина Анастасия Александровна, педагог-психолог школы № 1799, Москва. E-mail: dadeko@inbox.ru.
Хазиева Татьяна Ивановна, аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: tanya.hazieva@gmail.com |
Журнал » 2020 №33 : Б. М. Абушкин, Я. Н. Концевенко, Д. Д. Козиков, К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ |
Просмотров: 1522
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBA@mgpu.ru,
Я. Н. Концевенко, АО «МАКС», Москва, janina25@mail.ru,
Д. Д. Козиков, МГПУ, Москва, daniil.kozikov@mail.ru
В статье представлен анализ основных социальных установок современных школьников, определяющих их предпочтения в современной социальной практике. В исследовании приняли участие 62 школьника 14–15 лет, учащихся девятых классов общеобразовательной школы. В работе исследовалось содержание межличностных отношений, показатели самоактуализации личности, характерологические особенности подростков и специфика психологической защиты в общении. Обработка и анализ полученных результатов были сориентированы на выделение из первичных показателей по шкалам методик показателей более высокого смыслового уровня, которые соответствовали по своему предназначению категории «социальные установки». Содержательное наполнение (или направленность) этих установок определялось на основе факторного анализа первичных показателей по выбранным методикам. Выявленные таким образом социальные установки, обуславливающие поведение подростков в выбранных социальных аспектах (согласно направленности методик исследования) можно рассматривать как основные социальные установки, регулирующие такие важные социальные факторы, как саморазвитие и взаимоотношения с окружающими. В работе рассмотрены социальные установки подростков, которые можно отнести к категории наиболее значимых для них в социальном самоопределении. Уровень социальной практики, представленный в них, имеет прямую проекцию на содержание мотивационно-ценностной сферы старшеклассников и в силу этого выявленные социальные установки могут рассматриваться как надежные диагностические показатели социальных предпочтений школьников.
Ключевые слова: социальные установки; самоактуализация; межличностные отношения; характерологические особенности; факторный анализ; социальная практика; самодетерминация; школьники.
Для цитаты: Абушкин Б. М., Концевенко Я. Н., Козиков Д. Д. К вопросу о социальном развитии современных школьников // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 100–111. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08
Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений по науке Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru
Концевенко Янина Николаевна, начальник отдела сопровождения и пролонгации договоров добровольного медицинского страхования АО «МАКС», Москва. E-mail: janina25@mail.ru
Козиков Даниил Дмитриевич, аспирант кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: daniil.kozikov@mail.ru |
Журнал » 2020 №33 : В. П. Шейнов, В. А. Карпиевич, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС |
Просмотров: 1540
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.07
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС
В. П. Шейнов, РИВШ, Минск, Республика Беларусь, sheinov1@mail.ru,
В. А. Карпиевич, УГЗ МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь, karpievich68@yandex.by
Исследование феномена виктимизации, или особого состояния жертвы у человека, формируемого в процессе переживаемого им негативного опыта с признаками жестокого обращения и/или агрессивного поведения по отношению к нему, актуально ввиду его большой распространенности в современном обществе и выявляемых многочисленных отрицательных последствий для людей с данной проблемой. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи виктимизации курсантов МЧС с их эмоциональным интеллектом, успеваемостью, тягой к курению. Данные исследования сопоставлялись с результатами аналогичных зарубежных работ. Установлено, что четыре типа виктимизации отрицательно связаны с компонентами эмоционального интеллекта, а именно: агрессивность отрицательно связана с управлением своими эмоциями, эмпатией, самомотивацией, способностью идентифицировать эмоции других людей и показателями эмоционального интеллекта; некритичное поведение отрицательно связано с управлением своими эмоциями, самомотивацией и общим показателем эмоционального интеллекта; общий показатель виктимизации отрицательно связан с управлением своими эмоциями и общим показателем эмоционального интеллекта. Тяга к курению оказалась положительно связанной с агрессивностью, некритичным поведением и общей виктимизацией. Незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с эмоциональной осведомленностью. Сопоставление полученных результатов с результатами зарубежных исследований (преимущественно детей) показывает, что характер, направленность взаимосвязей, выявленных для курсантов в целом не отличается от обнаруженных в зарубежных исследованиях. В данном исследовании эти связи конкретизированы посредством обнаружения связей между типами виктимизации и компонентами эмоционального интеллекта. Проведенные занятия с курсантами позволили повысить уровень их эмоционального интеллекта по всем его компонентам.
Ключевые слова: виктимизация; буллинг; общий интеллект; эмоциональный интеллект; манипуляция; незащищенность от манипуляций; курсанты МЧС.
Для цитаты: Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Эмоциональный интеллект и виктимизация курсантов МЧС // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 85–99. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.07
Шейнов Виктор Павлович, профессор, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, академик Международной академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь. E-mail: sheinov1@mail.ru
Карпиевич Виктор Александрович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь. E-mail: karpievich68@yandex.by |
Журнал » 2020 №33 : И. С. Никифоров, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ |
Просмотров: 1459
УДК 159.9. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.06
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
И. С. Никифоров, BCC, Санкт-Петербург, nis772@gmail.com
В статье проведен анализ и показана необходимость информационной поддержки специалиста на различных этапах его жизненного пути. Для адекватной поддержки индивидуума в процессе его обучения разработана модель изменения его характеристик в зависимости от затрат некоторого ресурса. Предложен метод и разработана модель для оценки внутренней мотивации индивидуума в процессе совершенствования некоторой характеристики, которая зависит как от уже достигнутого уровня (ориентация на результат), так и от скорости изменения характеристики в конкретный момент времени (ориентация на процесс). На основании разработанной модели предложен способ определения момента для необходимого вмешательства в процесс подготовки путем управления мотивацией за счет ресурса или изменения технологии подготовки. Разработана многомерная модель характеристик, сформированных требованиями профессии, представленная в виде лепестковой диаграммы, которая отражает как минимальные, так и максимальные требования. На основании предложенного представления, являющегося простым и наглядным, сформирован комплекс моделей для оценки соответствия некоторого претендента требованиям профессии и предложена классификация претендентов: идеальный, готовый, хороший, средний, негодный. Разработан укрупненный алгоритм оценки пригодности специалиста к требованиям некоторой профессии, основанный на оценке возможностей претендента к изменению заданных характеристик и требуемых для этого ресурсов. При проведении таких оценок происходит сравнение имеющихся и предельно возможных характеристик претендента со значениями характеристик, требуемых для конкретной профессии как минимальных для ее освоения, так и максимальных, необходимых для успешной деятельности. Выявлены проблемы, для которых в настоящее время отсутствуют общепринятые научно обоснованные методы и методики решения. Предложен подход к информационной поддержке различных моментов выбора (траектории, претендентов, ресурсоемкости), возникающих в процессе деятельности специалиста на протяжении всей его жизни. Полученные результаты являются важной частью методического обеспечения информационной поддержки в процессе специализации.
Ключевые слова: модели; информационная поддержка; характеристики; мотивация; управление; оценки; профессиональная траектория; проблемы.
Для цитаты: Никифоров И. С. Интеллектуальная поддержка специализации // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 74–84. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.06
Никифоров Игорь Сергеевич, кандидат технических наук, ассоциированный коуч Центра executive-коучинга Московской школы управления «Сколково», директор информационно-технологической компании BCC, Санкт-Петербург. E-mail: nis772@gmail.com |
Журнал » 2020 №33 : Е. В. Синбухова, А. Н. Занковский, Д. Н. Проценко, Н. И. Синбухова, БДИТЕЛЬНОСТЬ В ПРИНЯТИИ ВРАЧЕБНЫХ РЕШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ |
Просмотров: 1577
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.05
БДИТЕЛЬНОСТЬ В ПРИНЯТИИ ВРАЧЕБНЫХ РЕШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ
Е. В. Синбухова, НМИЦ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, Москва, ESinbukhova@nsi.ru,
А. Н. Занковский, ИП РАН, Москва, azankovsky@gmail.com,
Д. Н. Проценко, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва, ProtsenkoDN@zdrav.mos.ru
Н. И. Синбухова, ЦП ОАО «РЖД», Москва
Анестезиология и реаниматология являются одними из самых напряженных медицинских направлений: ежедневно врачи должны принимать ответственные решения в состоянии стресса, связанном с управлением ситуациями, угрожающими жизни и здоровью людей. Цель исследования — изучение влияния эмоционального выгорания на бдительность в принятии решений у врачей-реаниматологов и врачей-анестезиологов. В исследовании приняли участие 280 врачей-анестезиологов и врачей-реаниматологов Москвы. Для реализации цели исследования применялись следующие методики: опросник эмоционального выгорания, вариант для медицинских работников (Maslach Bumout Inventory) в адаптации Н. Е. Водопьяновой; валидизированный Мельбурнский опросник принятия решений (MDMQ) Л. Манна, П. Барнетта, М. Рэдфорда, С. Форда в адаптации Т. В. Корниловой. По данным исследования, среди выборки анестезиологов и реаниматологов выявлены высокие показатели по эмоциональному истощению, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Регрессионный анализ подтверждает наличие у врачей-анестезиологов значимой взаимосвязи показателей эмоционального истощения с показателями бдительности и прокрастинации. У врачей-реаниматологов эмоциональное истощение имеет значимую связь с бдительностью, а редукция профессиональных достижений — с прокрастинацией. Однако следует отметить, что бдительность и прокрастинацию нельзя объяснить только эмоциональным истощением и редукцией. В исследовании медиана бдительности у анестезиологов и реаниматологов соответствует высокому уровню бдительности, медианы по шкалам избегания, прокрастинации и сверхбдительности также соответствуют низкому уровню. Таким образом, врачи-реаниматологи и врачи-анестезиологи сохраняют адекватный уровень бдительности в принятии решений.
Ключевые слова: стресс; утомление; эмоциональное выгорание; эмоциональное истощение; медицинский персонал; врачи; прокрастинация; принятие решений; бдительность.
Для цитаты: Синбухова Е. В., Занковский А. Н., Проценко Д. Н., Синбухова Н. И. Бдительность в принятии врачебных решений и эмоциональное выгорание врачей // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 64–73. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.05
Синбухова Елена Васильевна, медицинский психолог, нейропсихолог Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко, Москва. Е-mail: ESinbukhova@nsi.ru
Занковский Анатолий Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии Российской академии наук, Москва. Е-mail: azankovsky@gmail.com
Проценко Денис Николаевич, кандидат медицинских наук, главный врач городской клинической больницы № 40 Департамента здравоохранения города Москвы, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова, Москва. E-mail: ProtsenkoDN@zdrav.mos.ru
Синбухова Надежда Ивановна, невролог Центральной поликлиники ОАО «РЖД», Москва. |
Журнал » 2020 №33 : Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ |
Просмотров: 1535
УДК 316.6 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.04
СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, НГПУ, Новосибирск, per@bk.ru severus.snegg.1997@gmail.com olgana74@mail.ru
Статья посвящена изучению системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления. Авторы рассмотрели содержание понятия «индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения». Показано, что в зарубежной психологии индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения рассматриваются как система неспециализированных навыков, позволяющих индивиду успешно самореализоваться в профессиональной деятельности. Проанализировано, что в отечественной науке индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения могут быть рассмотрены как система, поскольку включают в себя ряд составляющих, предположительно обуславливающих разворачивание следующих за ними более обобщенных компонентов. Методологической основой понимания индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения выступил метасистемный подход, вскрывающий взаимодействие системы психического с внешней системой социального. В рамках метасистемного подхода любое системное образование представлено в виде пяти иерархических уровней: элементного, компонентного, субсистемного, общесистемного и метасистемного. Дизайн исследования предполагал изучение системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления с использованием эксплораторного факторного анализа и множественного регрессионного анализа. В результате факторизации получена модель из пяти факторов, объясняющая более 62 % общей изменчивости признаков. Все интегральные факторы соответствовали пяти уровням системы: элементному, компонентому, субсистемному, общесистемному и метасистемному. Полученные пять интегральных факторов выступили предикторами в четырех регрессионных моделях. Проведенное эмпирическое исследование показало, что признаки, составляющие нижележащий уровень, комплексно детерминируют вышележащий уровень. Сделан вывод, что индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения представлены в виде пяти уровней и эксплуатируют принцип увеличивающейся интеграции. Детерминация индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения носит структурный характер, что позволяет преодолеть узость отдельного влияния переменных на интегральный компонент индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения.
Ключевые слова: индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения; система; структурные детерминации; психолого-педагогическое направление.
Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В., Ганпанцурова О. Б. Системные детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 51–63. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.04
Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: per@bk.ru; ORCID ID: 0000-0003-4201-3988
Ветерок Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: severus.snegg.1997@gmail.com; ORCID ID: 0000-0003-4303-1985
Ганпанцурова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: olgana74@mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-8884-4851 |
Журнал » 2020 №33 : Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ — АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ |
Просмотров: 2181
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.03
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ — АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Л. Э. Семенова, ПИМУ МЗ РФ, Нижний Новгород,
В. Э. Семенова, НИРО, Нижний Новгород, verunechka08@list.ru
В статье обсуждается проблема места и роли информационных компьютерных технологий в жизни и развитии ребенка дошкольного возраста. Рассматриваются различные точки зрения современных отечественных и зарубежных специалистов по этому вопросу. При этом с позиций подхода Ульяны Васильевны Ульенковой особое внимание уделяется проблеме влияния активного использования старшими дошкольниками электронных гаджетов в плане их подготовки к обучению в школе, и в частности становления как субъектов учебной деятельности дошкольного типа, что предполагает овладение ребенком всеми ее компонентами — мотивационным, ориентировочно-операциональным и регуляционно-оценочным. Проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению особенностей общей способности к учению 6–7-летних детей — активных пользователей электронных гаджетов, которое включало два этапа. На первом этапе по результатам опроса родителей и прародителей определялась степень активности использования дошкольниками электронных гаджетов. На втором этапе осуществлялся сравнительный анализ особенностей общей способности к учению 6–7-летних детей с разной степенью активности использования электронных устройств (активных пользователей электронных гаджетов и редко использующих электронные гаджеты). Констатирован факт значительного преобладания в возрасте 6–7 лет детей, активно использующих разные электронные гаджеты, которые играют в них или просматривают видео- и фотоматериалы в среднем около 2,5 часов в день. По итогам сравнительного анализа установлено, что более высокой способностью к учению обладают дошкольники, которые используют электронные гаджеты редко и в очень дозированном временном режиме (не более 20–30 минут в день), тогда как многие дети, активно использующие гаджеты, демонстрируют уровень сформированности общей способности к учению, характерный, по результатам исследований У. В. Ульенковой конца ХХ столетия, преимущественно для 6–7-летних детей с задержкой психического развития. Получены также данные, свидетельствующие о гораздо более низких показателях развития зрительной памяти старших дошкольников — активных пользователей электронных гаджетов. Сделан вывод о том, что дети 6–7 лет, регулярно использующие разные электронные гаджеты вне контекста взаимодействия со взрослыми, составляют группу риска в плане психологической готовности к обучению в школе, поскольку у многих из них наблюдаются трудности в овладении всеми компонентами учебной деятельности. С опорой на полученные эмпирические данные поднят вопрос о необходимости поиска оптимальных путей приобщения современных дошкольников к компьютерным технологиям и разумного соотношения в их жизни традиционных видов детской деятельности и занятий с электронными гаджетами.
Ключевые слова: электронные гаджеты; дошкольники; общая способность к учению; учебная деятельность дошкольного типа.
Для цитаты: Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Особенности общей способности к учению 6–7-летних детей — активных пользователей электронных гаджетов // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 38–50. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.03
Семенова Лидия Эдуардовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru
Семенова Вера Эдуардовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород. E-mail: verunechka08@list.ru |
Журнал » 2020 №33 : Б. Н. Рыжов, А. А. Тарасова, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ 1920–1930-х ГОДОВ |
Просмотров: 1277
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.02
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МОСКОВСКИМИ СТУДЕНТАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ 1920–1930-х ГОДОВ
Б. Н. Рыжов, МГПУ Москва, RyzhovBN@mgpu.ru,
А. А. Тарасова, МГПУ Москва, tarasova-a9@yandex.ru
Статья посвящена эмоциональному восприятию московскими студентами зданий, относимых к стилю конструктивизма 1920-х – начала 1930-х годов и сменившему его в середине 1930-х годов большому стилю, или стилю магна (от лат. magna — большой). Смена этих стилей была обусловлена проходившими в то время в Советском Союзе важнейшими общественно-политическими процессами, связанными с отказом от утопической идеи мировой революции и заменой ее патриотической идеологией социалистического государства. В архитектуре это привело к переходу от конструктивизма к новому стилю, который должен был сочетать идеи величия и могущества империи с лаконичной строгостью социалистической морали. Исследование проводилось в 2019 году на базе Московского городского педагогического университета с участием 60 студентов этого учебного заведения. Испытуемым предъявлялись две серии слайдов с изображением архитектурных объектов 1920–1930-х годов. После просмотра каждого изображения испытуемые производили самооценку своего эмоционального состояния по методике СЭТА (самооценка эмоционального тона и активности); а после просмотра каждой серии слайдов проводилась диагностика доминирующего эмоционального состояния обследуемых с помощью теста «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда. Исследование выявило более высокую привлекательность для обследуемых архитектурных форм, относимых к большому стилю. Объяснением этому результату служит накопившаяся среди значительной части образованной молодежи психологическая усталость от обезличенных построек из стекла и бетона, которые на протяжении многих десятилетий предлагает современная архитектура, находящаяся под сильнейшим давлением минималистских традиций, восходящих к принципам конструктивизма 1920– 1930-х годов. На этом фоне монументальная имперская тектоника второй половины 1930-х годов, использовавшая элементы классического декора, дорогие отделочные материалы и другие выразительные средства, свойственные традиционным архитектурным стилям, оказывается в явно предпочтительном положении. Полученные в исследовании данные служат основанием для более внимательного изучения и сохранения представляющих уникальное архитектурное наследие памятников второй половины 1930-х годов.
Ключевые слова: системная психология; большой стиль в архитектуре; конструктивизм; эмоции; эмоциональное воздействие архитектуры; искусство; восприятие архитектурных объектов.
Для цитаты: Рыжов Б. Н., Тарасова А. А. Эмоциональное восприятие московскими студентами архитектурных объектов 1920–1930-х годов // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 22– 37. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.02
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru
Тарасова Анастасия Александровна, аспирант кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: tarasova-a9@yandex.ru |
Журнал » 2020 №33 : Е. С. Романова, ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ — ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ |
Просмотров: 1454
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.01
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ — ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru
Статья посвящена рассмотрению сути психологизма творчества Ф. М. Достоевского, который в своих произведениях раскрывал внутреннюю жизнь персонажей, показывал смену их душевных состояний, анализировал свойства личности своих героев. Понимание на уровне интуиции скрытых мотивов, вызывающих те или иные чувства и действия индивида, позволяло писателю создавать глубокие образы персонажей его произведений. В статье обращается внимание на то, как Достоевский, будучи романистом-психологом, умело описывает выразительные движения человеческого тела, передавая с помощью этого приема тончайшие нюансы душевного состояния своих героев в различных психологических ситуациях. Подчеркивается, что Достоевский был мастером социально-психологического портрета, в котором в то же время видна индивидуальность человека. Природные пейзажи, созвучные настроению и переживаниям персонажей, добавляют новые краски в психологические портреты его героев. Соответствие внешней обстановки и внутреннего состояния героев подтверждает наличие связи между внутренним и внешним мирами, указывает на сближение человека и природы. Особое внимание в статье уделяется психологическим исследованиям экспрессии лица и рассмотрению характеристик эмоций лица, описанию взглядов героев Достоевского. Дается анализ непроизвольных движений персонажей, выдающих истинно переживаемое человеком. Рассматривается походка героев и их внешняя речь как телесные формы внешнего психологизма. В статье анализируются описания снов, исповедей, дневников как особых форм психологизма. С их помощью характеры представляются изнутри, воссоздавая поток чувств и мыслей в сознании и подсознании персонажа. Целью статьи является анализ способов изображения душевной жизни человека в художественном произведении. В заключении подчеркивается, что в произведениях Ф. М. Достоевского подлинные чувства героев выражаются, как правило, не в словах, а в бессловесных отношениях — улыбке, движениях тела, даже в молчании.
Ключевые слова: внутренний мир; мотивы; душевное состояние; выразительные движения; психологический портрет; эмоции; одиночество.
Для цитаты: Романова Е. С. Федор Михайлович Достоевский — выразитель душевных состояний // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 5–21. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.01
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru |
Журнал » 2019 №32 : В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА |
Просмотров: 1920
УДК 316 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
В. М. Кондратьев, МГПУ, Москва, KondratyevVM@mgpu.ru
Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».
Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.
Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103–108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.
Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru |
Журнал » 2019 №32 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА |
Просмотров: 1941
УДК 316.2 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА
О. А. Добрина, НГПУ, Новосибирск, dobrina-o@mail.ru
Цель статьи — обобщить, систематизировать и уточнить основные понятия концепции социального риска и угроз идентичности в научном творчестве польско-британского философа и социолога З. Баумана. Отмечается вклад Баумана в разработку объединительного подхода, характерного для современной постнеклассической социологии. Анализируются понятия неопределенности и текучей современности, взаимодействия свободы и морали и ретротопии. Текучая современность представлена как особое состояние общества постмодерна, размывающее традиционные социальные устои, структуры, социальные связи. Основными ценностями текучей современности являются свобода и потребление. Человек постмодерна стремится освободиться от связывающих его социальных и межличностных обязательств и воплотить идеал ничем не ограниченного потребления новых впечатлений и наслаждений. В исследовании представлены социальные последствия данной социальной установки: распространение и легитимизация насилия, организационное манипулирование, социальное неравенство и «самопричиненное» одиночество. Рассматривается понятие ретротопии как социального конструкта идеализированного прошлого. Выявляется наиболее значимый элемент идеальной социальной реконструкции — диалог, который восстанавливает отношения ученичества, дисциплины и равноправия. Выявляются представления о социальных рисках и угрозах идентичности, имплицитно присутствующие в теории Баумана. Социальные риски связаны с угрозой потери личностной, профессиональной, семейной, этнической и гражданской идентичности; снижением социальной сплоченности и других приоритетов устойчивого развития; с непредсказуемостью последствий случайных и иррациональных выборов человека; с возрастанием социального напряжения и фрустрирования. Данные тенденции также приводят к обострению социально негативных переживаний одиночества, отверженности и ненужности; порождают риски дефектов социализации для детей, рожденных и воспитываемых вне семейной стабильности и защищенности. Подчеркивается высокий уровень перспективности теории Баумана для развития интегративной парадигмы современной социологии и возможности введения деонтологического подхода в современную теоретическую социологию.
Ключевые слова: неопределенность; текучая современность; свобода; мораль; ретротопия; социальные риски; идентичность; системный анализ; З. Бауман.
Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции З. Баумана // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 92–102. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08.
Добрина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: dobrina-o@mail.ru |
Журнал » 2019 №32 : П. А. Кисляков, СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ |
Просмотров: 1704
УДК 316 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07
СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
П. А. Кисляков, РГСУ, Москва, pack.81@mail.ru
В современных условиях процесс формирования социальной идентичности молодого поколения осложняется потребительским отношением к жизни, недостаточным уровнем социально-психологической защищенности, нивелированием традиционных нравственных ценностей. Перед социальными институтами стоит задача формирования безопасного просоциального поведения, ориентированного на благо общества, а также развитие способностей противостоять факторам социального риска. С учетом большой практической значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме просоциального поведения, направленного на обеспечение безопасности. Сделан вывод, что данный психологический конструкт является системно-личностным и обусловлен детерминантами на уровне индивида (удовлетворение потребности в безопасности, стрессоустойчивость, психологическое благополучие, толерантность к неопределенности и пр.), личности (следование моральным нормам, смысложизненные ориентации и пр.) и субъекта деятельности (социальная идентичность, межличностные отношения и пр.). Целью данного исследования стало определение влияния системно-личностных характеристик человека (удовлетворенность потребности в безопасности, благополучие, социальная идентичность) на уровень его просоциальности. Выборку составили 90 человек, проживающих в Москве. Отбор респондентов осуществлялся методом стихийной выборки с помощью интернет-опроса, размещенного в социальной сети «ВКонтакте». Тестовая батарея была разработана с помощью онлайн-сервиса «Google Forms» и включала в себя следующие психодиагностические методики: «Содержание просоциальной идентичности» (GSA, A.Q. Barriga et al., 20012 , адаптированная Н. В. Кухтовой3 ); опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» (О. Ю. Зотова); «Шкала субъективного благополучия» (А. Перруде-Баду, Г. Мендельсон, Дж. Чиче (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche) в адаптации М. В. Соколовой); «Шкала идентификации с человечеством» (С. Макфарленд (S. McFarland) в адаптации Т. А. Нестика). Кроме того, для анализа использовались данные социологических исследований «Всемирный обзор ценностей» (2010–2014 гг.) и «Европейское социальное исследование – 2016». Для расчетов применены описательные статистики, корреляционный анализ, регрессионный анализ. Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязи между обозначенными детерминантами, что указывает на их системный характер.
Ключевые слова: просоциальное поведение; психологическая безопасность; системно-личностные детерминанты; системный анализ; личность; поведение; субъективное благополучие; социальная идентичность; психологическая защита.
Для цитаты: Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 79–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.07.
Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Российского государственного социального университета, Москва. E-mail: pack.81@mail.ru |
Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ |
Просмотров: 1705
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06
ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, BershedovaLI@mgpu.ru, NabatnikovaLP@mgpu.ru, RyzhovBN@mgpu.ru
В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути. С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств. Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.
Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.
Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06
Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail: BershedovaLI@mgpu.ru
Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru |
Журнал » 2019 №32 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.) |
Просмотров: 1543
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье рассматриваются системные идеи, значимые для отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. относительно феномена борьбы и человека борющегося. Человек виделся отечественным мыслителям, поборникам образования и народного просвещения — В. И. Лядову, Н. Ф. Бунакову, П. Ф. Лесгафту, В. В. Гориневскому, — отстаивавших принцип развития в психологической мысли, как индивид, способный к саморазвитию, а также как личность, готовая к самосовершенствованию. Психологическим механизмом процесса развития и самосовершенствования человека, его личности определялся такой феномен, как борьба, которая позволяет проявить свою сущность, помогает достигать вершины развития, обретать собственный человеческий образ. Борьба значилась как личностно-ценностная, общественно-полезная, армейско-военная по своей причинности. С современных системных позиций борьба, ее характеристики, присущие конкретному человеку, позволяют диагностировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные особенности личности, что имело свое обоснование, как показывает историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация научных текстов (статей, брошюр, пособий, лекций, монографий), уже в отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. Идеогенез проблемы «человек борющийся», свойственный отечественной психологической традиции, содержит системные идеи (высказывания и взгляды) и парадигму, касающиеся способов становления и совершенствования такого человека.
Ключевые слова: системные идеи; психологическая традиция; системные позиции; система; самореализация; саморазвитие; человек борющийся; высказывания; парадигма.
Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.) // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 52–64. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05.
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru |
Журнал » 2019 №32 : Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ |
Просмотров: 1564
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04
ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ
Т. И. Кузьмина, МГППУ, Москва, ta-1@list.ru
Статья посвящена изучению самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Воздействие самосознания как регулятора социального поведения на формирование адекватного поля социализации лиц данной категории очень велико и прежде всего имеет значение для организации диалогических отношений субъекта с окружающим миром, предполагающим ситуационный запрос от пространства коммуникации и ответ субъекта в виде поступка. Субъекту с умственной отсталостью очень сложно быть в диалогических отношениях с окружающим миром. Его поведение чаще всего неосознанно, импульсивно, реактивно. Говорить об истинной осознанности поведения относительно лиц с интеллектуальной недостаточностью не представляется возможным, однако понимание причин и последствий собственных поступков им доступно, особенно при специально организованном самопознании. При этом обращает на себя внимание их определенная беспомощность в решении реальных ситуационных задач, связанных с повседневной жизнью, но требующих от субъекта ориентировки, оценки и принятия решений, в том числе и морально-нравственного плана. Автором представлено описание диагностической методики «Ситуации» (критериально-параметрическая база оценки), позволяющая исследовать отдельные аспекты самосознания лиц с умственной отсталостью в рамках решения ситуационных задач-кейсов и обоснования своих потенциальных поступков в связи с предложенной проблематикой. В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 17 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ. Результаты исследования продемонстрировали особенности ситуационного самопознания умственно отсталых лиц на всех тематических уровнях: 1) восприятие ситуации и потенциальное поведение в ней; 2) эмоциональное отношение к ситуации; 3) анализ индивидуальных основ поступка; 4) определение контекста поступка, его причин и следствий.
Ключевые слова: ситуационная диагностика; задача-кейс; лица с умственной отсталостью; нарушение интеллекта; самосознание; самопознание; Я-концепция; возраст; социализация; специальные (коррекционные) школы.
Для цитаты: Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационной методики // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 39–51. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04.
Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва. E-mail: ta-1@list.ru
|
Журнал » 2019 №32 : Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ |
Просмотров: 1510
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.03
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
Ш. Р. Хисамбеев, РГУ им. А. Н. Косыгина, khisam@mail.ru
В статье рассмотрен генезис произвольного выполнения различных действий в качестве этапа становления субъектности в антропогенезе и в онтогенезе. Произвольное выполнение действия как этап, или стадия, становления субъектности отождествляется с волевой регуляцией поведения. Переход от подражания к произвольному выполнению действия представляет собой фазовый переход, качественно меняющий поведение. Статья состоит из трех разделов. В первом — приведен краткий обзор становления представлений о появлении воли с донаучного периода до современности. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к произвольности, и обосновывается ее связь с развитием высших психических функций. Второй раздел описывает гипотетическую реконструкцию появления волевой регуляции в ходе антропогенеза. Суть гипотезы заключается в следующем: возникновение социальной среды позволило древнейшим людям сохранять искусственные программы поведения и транслировать их новым поколениям с помощью механизма подражания. Это способствовало сдерживанию животных инстинктов: человек имитировал подавленные действия сформированными в социуме «дубликатами» — мимикой, жестами, криком и артикулируемыми звуками. Появление проторечи создавало возможность замены наглядного образца звуковым символом, который в ситуативном контексте сопровождался для конкретизации интонацией и указанием. Речь в качестве регулятора поведения даже в своей зачаточной форме послужила предпосылкой координации собственных действий и социальной микросреды. Тем самым речевой формат оказался способным инициировать различные протоколы поведения члена группы и уже в виде команды самому себе стал актом воли. Третий раздел посвящен рассмотрению с позиций возрастной психологии проблемы появления волевой регуляции у современных детей. Отмечается, что в раннем детстве, когда у ребенка бурно развивается речь, одной из первых он усваивает императивную форму речи: произносимые взрослыми команды «Дай!», «Принеси!» и т. п. Затем в ходе интериоризации приказ извне превращается в самоприказ, а слово-императив становится средством самоуправления. В заключении статьи делается вывод о том, что как в ходе антропогенеза, так и в онтогенезе с появлением речи человек приобретает орудие регуляции деятельности — волю. Появление произвольности выполнения действий становится решающим моментом становления субъектности.
Ключевые слова: воля; действие; произвольность; самоуправление; субъектность; человек; личность; природа; речь; окружающая среда.
Для цитаты: Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 30–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.03.
Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Москва. E-mail: khisam@mail.ru |
Журнал » 2019 №32 : И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА |
Просмотров: 4930
УДК 159.9.072 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02
ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, НГПУ, Новосибирск, irina@kormacheva.ru, nataliaklepikova@yandex.ru
В статье представлено исследование проблем прокрастинации и предложено ее определение как феномена на основе различных методологических подходов. При анализе характера включенности прокрастинации в реальность психического мира затронуты следующие аспекты: граница между прокрастинацией и схожими поведенческими проявлениями (леность, осознанная стратегия); взаимосвязь прокрастинации с самооценкой, неэффективными копинг-стратегиями, перфекционизмом и другими личностными особенностями и отсутствие связи с национальностью, гендером, уровнем образования и интеллекта. При исследовании прокрастинации как системы рассмотрены психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный подходы, теории лености и комплексные теории. Доказано, что прокрастинация является системой; описаны психофизиологические источники прокрастинации; назван признак, отличающий прокрастинацию от лености; описан иррациональный и частично бессознательный характер прокрастинации. В выводах представлено определение феномена прокрастинации. Отмечено, что прокрастинация отражается на действенно-практической сфере личности, тесно связана с когнитивно-познавательной сферой, а ее источники следует искать в психофизиологии, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности. Обозначено наличие двух планов прокрастинации: внешнего (поведенческого) и внутреннего (компоненты прокрастинации). Названы четыре компонента прокрастинации: когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный. Подчеркнуто, что только совокупность всех четырех компонентов системы и типичных поведенческих проявлений содержательно наполняют данный феномен, а также отличают прокрастинацию от других схожих феноменов.
Ключевые слова: прокрастинация; феномен; система; компоненты прокрастинации; реальность психического мира человека.
Для цитаты: Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02.
Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. E-mail: irina@kormacheva.ru
Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru |
Журнал » 2019 №32 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА |
Просмотров: 1332
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, AbushkinBN@mgpu.ru
Психологическая работа с обучающимися предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе представлен диагностический подход, позволяющий дать оценку ориентации обучающихся в мире личностных интересов, характерных для сформировавшейся активной личности, и в мире социальных факторов, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности. Экспериментальное исследование на выборке из 450 школьников показало высокую эффективность предлагаемых подходов для диагностики особенностей личностной самореализации подростков. В частности, результаты исследования выявили целесообразность применения диагностического инструментария в работе с обучающимися для их включения в творческий процесс саморефлексии. В основу самооценки обучающимися своих личностных качеств заложена практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих определенные аспекты их личностного развития. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей, отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.
Ключевые слова: социальные ценности; ценностно-смысловая направленность; личность; личностный потенциал; профессиональное самоопределение; метод парных сравнений; социализация; самореализация; самовыражение; психологическая работа; психологическая диагностика; обучающиеся.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01.
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru
Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.
E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru |