Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №48 : Васюра С. А., Закирова Г. М. Взаимосвязь личностных границ и активности студентов с разным уровнем психологической суверенности: системный анализ

Просмотров: 261

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.10

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ГРАНИЦ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

С. А. Васюра,

УдГУ, Ижевск,

vasyura@inbox.ru,

 

Г. М. Закирова,

УдГУ, Ижевск,

zakirovagm@ya.ru

 

В статье с позиций системного подхода анализируются взаимосвязи личностных границ и активности студентов как субъектов жизнедеятельности с разным уровнем психологической суверенности, представленности последней как в реальном и виртуальном мире. Подобного рода подход к изучению взаимосвязи личностных границ и активности студентов в разных сферах жизнедеятельности позволяет рассматривать психологическую суверенность как форму субъектности человека и как средство выражения личной свободы и одновременно признания свободы других, в которой проявляются особенности, опосредованные этими системами.

Целью настоящей работы явилось исследование психологических механизмов, определяющих взаимосвязи личностных границ и активности студентов с различной психологической суверенностью.Выборку исследования составили 283 учащихся Удмуртского государственного университета, в том числе 83 % — лица женского пола и 17 % — мужского. Возраст участников составлял 18–23 года. Были использованы следующие методики: «Психологические границы личности» Т. С. Леви; «Уверенность психологического пространства (СПП)» С. К. Нартовой-Бочавер, «Суверенность психологического пространства в социальной сети (ВСПП-СС)» А. А. Шаповаленко, «Диагностика активности студента» А. Ю. Попова, А. А. Волочкова.

С помощью кластерного анализа выявлены три группы студентов: с умеренной суверенностью в представленности реального и виртуального пространств; с высокой психологической суверенностью в реальном и низкой — в виртуальном пространствах, а также с низкой психологической суверенностью в реальном и высокой — в виртуальном пространствах.Определены особенности взаимосвязей показателей в группах студентов с разным уровнем суверенности, которые свидетельствуют об общих и уникальных механизмах регуляции активности в различных сферах жизнедеятельности студентов. У среднесуверенных студентов система личностных границ и система активности наиболее интегрированы и характеризуются взаимопроникновением. Общим механизмом, характеризующим взаимопроникновение систем личностных границ и активности студентов, является механизм избирательной интериоризации, реализующийся в сферах общения, познания, созерцания.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Андрущак Е.Н. Психологические особенности успешности изучения китайского языка студентами

Просмотров: 280

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.09

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ

 

Е. Н. Андрущак,

РУТ (МИИТ), Москва,

andrushchak.katrin@gmail.com

 

Статья представляет собой результаты исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов и успешности изучения китайского языка. Во введении обсуждается психологическая специфика изучения китайского языка, а также обосновывается актуальность темы исследования. Обучение китайскому языку включает в себя ряд психологических особенностей. Понимание и принятие во внимание этих особенностей может повысить эффективность и результативность обучения. Индивидуальные личные характеристики учащихся, которые могут способствовать успешному изучению китайского языка, до сих пор изучены недостаточно и требуют дальнейших исследований.

В исследовании применены методики, с помощью которых были выявлены индивидуальные психологические особенности студентов, изучающих китайский язык, измерены познавательные особенности, а также субъективная оценка успешности изучения китайского языка. Подробно рассматриваются результаты корреляционного анализа индивидуально-личностных особенностей студентов и успешности в освоении ими китайского языка. Исследования показали, что развитие образного мышления усиливает творческий подход и способствует запоминанию, что критически важно для освоения сложного китайского языка и приводит к более продуктивным методикам обучения. Интеграция символического и образного мышления повышает аналитические и познавательные способности учащихся, способствуя улучшению учебных результатов.

Обсуждаются также основные выводы по итогам проведенного исследования и определяются дальнейшие направления для изучения данной темы; предлагается исследовать влияние других психологических и когнитивных факторов на изучение китайского языка. В частности, интерес представляет изучение влияния стратегий обучения, мотивационных факторов и роли социальной поддержки в процессе изучения китайского языка. Кроме того, полезным может быть исследование влияния онлайн-технологий и цифровых инструментов на эффективность изучения китайского языка, учитывая современные тенденции в образовании. Представляет интерес изучение долгосрочного влияния интенсивности и регулярности языковой практики на уровень владения китайским языком, включая аспекты как устной, так и письменной речи.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов

Просмотров: 360

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.08

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ Э. Л. ДЕСИИ Р. М. РАЙАНА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И. Ю. Суворова

МПСУ, Москва,

i.suvorova89@gmail.com,

 

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru,

 

А. С. Толстова,

МПСУ, Москва,

angelina.tolstowa@yandex.ru

 

Статья посвящена эмпирической проверке шести видов мотивации в теории мотивации Э. Деси и Р. Райана, определяемых через такие параметры, как регулятивные стили и воспринимаемый локус причинности. Согласно теории, внутренняя мотивация соответствует внутренней регуляции поведения, т. е. интернализации внешнего контроля во внутренний план. Для проверки данного конструкта была создана модель в соответствии с существующим инструментарием. В рамках модели были применены удовлетворение потребности в автономии и автономная Эго-идентичность, которые были связаны с внутренней мотивацией. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 22 лет (54 женщины и 26 мужчин).

В результате эмпирической проверки были подтверждены практически все гипотезы: внешнее давление и фрустрация личностной автономии связаны с невозможностью сформировать собственное представление о себе, о целях и выборе собственного пути, что способствует формированию внешней мотивации вместо внутренней. Верным является и обратный механизм: когда у человека удовлетворена потребность в автономии, у него сформирована автономная идентичность, что соответствует формированию внутренней мотивации. Этот механизм реализуется благодаря итернализации внешних объектов во внутренний план личности, что возможно, когда потребность в автономии удовлетворена.

Из четырех гипотез не подтвердилась только гипотеза о взаимосвязи внутренней мотивации и успеваемости. Это может свидетельствовать о том, что существует такая побочная переменная, как способность. Еще одним фактором, исказившим результаты, может быть временной отрезок проведения исследования. Исследование проводилось в течение двух периодов студенческой жизни — учебный и сессионный, — поэтому стоит брать один период исследования, для того чтобы такая переменная, как внешнее давление, не исказила все данные.

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом

Просмотров: 290

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.07

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

 

Ю. Ю. Макагонова,

МГПУ, Москва,

makagonovaiulia@yandex.ru

 

Современная психологическая практика располагает большим разнообразием техник и приемов, предназначенных для профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников. Однако для многих практических разработок актуальна проблема методологического обоснования и характерна потребность в методической систематизации накопленного объема инструментария. Решение данного вопроса требует выработки стандартизированных схем помощи ребенку с проблемным поведением с учетом особенностей его развития. Прежде чем организовывать психологическую проработку агрессивных форм поведения, необходимо провести общепсихологическую диагностику личностных характеристик, поведенческих проблем и ситуаций, которые наиболее характерны для конкретного ребенка или группы детей. Дошкольники группы риска, склонные к развитию разных форм агрессивного подведения, нуждаются в ранней психодиагностике и последующей психологической помощи и развитии у них более адаптивных форм социального поведения и стабильного психоэмоционального развития.

В статье предложена психологическая модель работы с агрессивным поведением дошкольников при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработка модели основывается на психодиагностике их личностных параметров и включает в себя три блока направлений психологической работы с детьми: развитие прогностической деятельности,расширение спектра эмоциональных реакций на фрустрацию и обучение разным способам удовлетворения потребностей без агрессии. Представленная психологическая модель может быть применена практикующими психологами и педагогами с учетом выявленных особенностей детей данной группы. Предложенная модель работы с агрессивным поведением детей с речевым дизонтогенезом выносится на обсуждение.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Шейнов В. П., Девицын А. С. Опросник самооценки подростков и взрослых: надежность, валидность, факторы

Просмотров: 285

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.06

ОПРОСНИК САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ, ФАКТОРЫ

 

В. П. Шейнов,

РИВШ,Минск,

Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

 

                                                          А. С. Девицын,

БГУ, Минск,

Республика Беларусь,

devitsin@gmail.com

 

Изучение самооценки в настоящее время особенно актуально ввиду негативного влияния на нее чрезмерного увлечения социальными сетями, которое имеет место как в молодом, так и в более старшем возрасте. Для изучения изменений в самооценке, происходящих по мере перехода подростков во взрослое состояние, необходимо иметь опросники, пригодные одновременно для подростков и взрослых. Цельюданного исследования является разработка короткой версии опросника самооценки для подростков и взрослых, доказательство ее надежности и валидности и построение факторной модели самооценки.

Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 3153 испытуемых, в том числе 2570 взрослых 18–76 лет и 583 подростков 1017 лет; среди испытуемых — 1716 женщин, 854 мужчины, 392 девушки и 191 юноша.

В исследовании использованы опросник самооценки подростков, короткая версия опросника зависимости от смартфона, опросник зависимости от социальных сетей, опросник ассертивности, шкала самоуважения М. Розенберга, шкала удовлетворенности жизнью, опросник застенчивости.

Результатом исследования явился пригодный для подростков и взрослых короткий (состоящий из восьми вопросов), надежный и валидный опросник их самооценки, обладающий лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия для подростков. Построены состоятельные трехфакторные модели опросника самооценки, практически идентичные для подростков и взрослых.

Единый опросник для подростков и взрослых позволяет изучать изменения в самооценке, происходящие по мере перехода подростков во взрослое состояние, а выявленные факторы самооценки — изучать роль этих факторов в формировании и взаимосвязях самооценки с другими свойствами личности.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий

Просмотров: 293

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.05

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

 

Ю. Н. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovayn@mgpu.ru

 

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи (см. журнал «Системная психология и социология» № 2 (42) / 2022, № 4 (44) / 2022). В данной статье представлен вариативный (зарубежный и отечественный) подход к диагностике особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапевтических технологий. Рассматривается гипотеза о том, что родительско-детское взаимодействие, обусловленное психотравмирующей ситуацией для членов семьи рождением ребенка с нарушением развития, имеет особенности, которые могут быть диагностированы, в том числе средствами арт-терапевтических технологий. Показано, что творческая директивная деятельность членов семьи в процессе арт-терапии позволяет психологу в процессе целенаправленного наблюдения определить характер отношения взрослых к ребенку, наличие трудностей эмоционально-коммуникативных проявлений и наметить коррекционный маршрут для работы психолога с проблемной семьей. В теоретическом блоке статьи анализируется позиции зарубежных и отечественных исследователей о возможности использования арт-терапевтических технологий в работе с семьей ребенка с нарушениями развития, показывается вариативность их использования в диагностике и коррекции трудностей развития ребенка с ОВЗ и «проблемного поля» семьи такого ребенка. Отмечается факт отсутствия научных работ в отечественной специальной психологии по целенаправленному использованию арт-терапевтических технологий в диагностике особенностей психологического взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. Констатирующая часть эксперимента с использованием арт-технологий на основе количественных и качественных показателей обеспечила выявление особенностей и уровневых, критериально обусловленных, качественных характеристик родительско-детского взаимодействия в семье с ребенком с ЗПР и с семьей с нормально развивающимися дошкольниками.

 

Результаты данного эксперимента показали разную информативность диагностических (зарубежных и отечественных) подходов при использовании арт-терапевтических технологий в определении родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР; психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР, характеризующиеся неоднородностью выраженности и разноуровневым характером их проявления; необходимость осуществления психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЗПР, по формированию их компетенций в гармонизации взаимодействия в проблемным ребенком в семье.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)

Просмотров: 236

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.04

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

 Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

bogdanovatg@mgpu.ru

 

В статье проводится анализ зарубежных литературных источников по проблемам создания позитивных установок во взаимодействиях между людьми без нарушений в развитии и теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. При этом подчеркивается необходимость создания условий для формирования позитивных установок, поскольку от этого зависит качество жизни людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Рассматривается один из вариантов работы по преодолению негативных установок по отношению к людям с разными типами нарушенного развития, основанный на сопоставлении эффективности трех вариантов воздействия для создания позитивных установок: когнитивного вмешательства, сочетания когнитивного и поведенческого вмешательства, отсутствия вмешательства. В рамках когнитивного вмешательства подросткам предоставлялась информация о людях с ограниченными возможностями, их особенностях и возможностях; при сочетании когнитивного и поведенческого компонентов помимо информации давалась возможность реального взаимодействия на занятиях паралимпийскими видами спорта под руководством спортсменов-инвалидов. Именно комбинированная стратегия, основанная на сочетании информирования и реального взаимодействия, привела к лучшим результатам в плане изменения установок.

 

Исследования, проведенные в разных странах, направленные на создание позитивных установок по отношению к людям, имеющим ограниченные возможности, показали, что для этого необходимо проводить поиск различных методов психологического воздействия на всех участников общения. Можно изменить негативное отношение к людям с ограниченными возможностями с помощью воздействий, интегрированных в процесс воспитания. Полученные результаты показывают, что наибольших позитивных сдвигов можно достичь с помощью воздействий, сочетающих предоставление информации об особенностях личности и поведения людей с ограниченными возможностями и инвалидов, способах предпочитаемых и комфортных для них взаимодействий и непосредственного опыта общения с ними. В будущих исследованиях необходимо попытаться эффективно сочетать информационную и поведенческую составляющие воздействия, включающую элементы личного общения с инвалидами, чтобы получить более детальную картину того, что именно сделало поведенческое вмешательство более успешным.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Перевозкина Ю. М., Иванов В. И Системный анализ фрустрационной толерантности военнослужащих: разработка и первичная психометрическая проверка диагностического опросника

Просмотров: 267

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: РАЗРАБОТКА И ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА

 

 

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

В. И. Иванов,

НВИ, Новосибирск,

Vasyagansk@mail.ru

 

В статье рассматривается необходимость развития и выявления психологической устойчивости к стрессогенным факторам у военнослужащих, что связано со спецификой проведения современных военных действий. Анализируется проблема возникновения значительного количества несистематизированной информации относительно феномена толерантность к фрустрации. Обсуждаются концептуальные вопросы, связанные с фрустрационной толерантностью, которая выступает многомерным феноменом. Представлен теоретический конструкт фрустрационной толерантности, который основывается на двух теоретических позициях – С. Розенцвейга и Р. Лазаруса, С. Фолкмана. В результате проведения анализа данных теорий фрустрационная толерантность военнослужащих представлена в виде системы, структурными компонентами которой выступили когнитивный, эмоциональный и психофизиологический. В свою очередь, эти компоненты раскрываются по разному в трех типах фрустрационной толерантности у военнослужащих: эффективный, импульсивный, удерживающий. В каждом типе дается характеристика трех компонентов.

Показано, что предложенная системная модель может быть положена в основу опросника для выявления фрустрационной толерантности у военнослужащих. Приведены данные психометрической проверки опросника, которые отражают тот факт, что опросник обладает конструктной валидностью, а включенные в него утверждения – хорошей дискриминативностью. Делается вывод о том, что приставленный опросник «Фрустрационной толерантности военнослужащих» может включен в диагностический инструментарий в процессе подготовки курсантов Росгвардии.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Смоловская Л. Б., Машкова Л. А. Внутренний конфликт с позиции системной психологии

Просмотров: 319

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Л. Б. Смоловская

МИП, Москва

smolovskajalb@mgpu.ru

 

Л. А. Машкова

НИУ ВШЭ, Москва

la.mashkova@gmail.com

 

Целью статьи является предложение концептуальной модели и разработка теоретического содержания понятия внутреннего конфликта.

 

В настоящий момент существует множество различных систем описания мотивации, присутствует ряд способов понимания внутренних конфликтов. Однако эти две сферы нуждаются в уточнении и дополнительных теоретических моделях, которые позволяли бы более детально описывать данную проблему. Многие потребности в разных подходах – как психодинамических, так и гуманистических, а также в современных постмодернистских, рассматриваются не с системной позиции, а как наблюдения частных авторов. Этой частью проблемы внутренних конфликтов подробно занимается системная психология, предлагая структуру понимания потребностей и мотиваций человека.

 

В статье рассматривается проблема выделения внутреннего конфликта, его понимание с позиций системной психологии. Дается анализ субъектности конфликта на основе построения уникальной для каждого человека семантической сети, связывающей понятия (объекты, удовлетворяющие потребности) с самими потребностями через базовые концепции — единицы знаний об окружающем мире. Такое понимание позволяет определять и концептуально выстраивать механику внутреннего конфликта. Разбираются случаи, в которых напряженность будет существовать, однако ее уровень недостаточно велик для выделения внутреннего конфликта.

 

Далее рассматривается динамика внутреннего конфликта - через аналогию с эквалайзером. Приводятся факторы, которые влияют на формирование концепций. Приводится понятие уровня психической напряженности, которое может быть осмыслено при помощи с одной стороны - субъективной оценки, а с другой - математического аппарата, позволяющего вводить определенный уровень математической строгости. Коротко описывается симптоматика внутреннего конфликта через термин стресса. Рассматриваются разные пути сглаживания внутреннего конфликта, которые могут быть использованы в практической работе.

 

В разделе «выводы» подводится итог статьи, еще раз обозначаются ключевые аксиоматические моменты, из которых строится все дальнейшее понимание процесса выстраивания внутреннего конфликта.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников

Просмотров: 340

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Е. С. Романова,

 МГПУ, Москва,

 RomanovaES@mgpu.ru,

 

Б. М. Абушкин,

 МГПУ, Москва,

 AbushkinBM@mgpu.ru

 

С. Ю. Решетина

 МГПУ, Москва

 reshetinas@rambler.ru

 

В статье дается обоснование необходимости последовательного формирования представлений школьников относительно своих личностных и социальных возможностей для наиболее полной реализации своих ценностных установок. Рассматриваются инновационные развивающие занятия, реализующие проектную деятельность школьников по формированию у себя ведущих социальных качеств – самостоятельности, ответственности и активности. Проектная деятельность школьников в контексте своего личностного развития рассматривается как последовательная этапная работа по формированию у них осознанного понимания содержательных особенностей психологических характеристик, формированию навыка своего личностного развития в реальном социальном окружении; развитию потребности в саморазвитии; вовлечению школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, формированию навыков аналитического суждения о преимуществах и недостатках в своем личностном развитии.

 

Рассматриваемая логика личностного самоопределения и развития представляет новую практику использования тренингов в психологической работе со школьниками. Направленную на активное и целенаправленное формированию личностных качеств школьников. Программа работы школьников, включает в себя 4 последовательных этапа. На первом этапе решается задача первичной диагностики учащихся по наиболее важным для развития школьников качествам. На втором этапе решаются задачи развивающей практики – освоение техник интерпретации количественных показателей диагностических тестов; раскрытие своего внутреннего потенциала; овладение психологическими знаниями; стимулирование потребности в саморазвитии. На третьем этапе осуществляется вовлечение школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, которые определяются личностной природой человека и основываются на его социальных потребностях, ценностных установках и личностных возможностях. На четвертом этапе школьники делают заключение относительно социальной достаточности достигнутого ими уровня развития. У школьников формируется заключение относительно своих личностных ресурсов.

 

Представленные в статье проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников содержат в себе актуальный и необходимый развивающий практикум по формированию у обучающихся новых знаний, умений и навыков.

 


  Читать полностью...