Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №46 : Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии

Просмотров: 208

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.5

 

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ

 

Е. М. Корж,

МПСУ, Москва,

kem_66@mail.ru,

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru 

 

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их применение в психологической практике имеют важное значение и могут внести существенные изменения в современную психологию. В настоящее время активно разрабатываются новые методы использования искусственного интеллекта в сфере нормализации психического здоровья. В статье рассматриваются разработки в области технологий искусственного интеллекта и их применения в когнитивной, клинической и организационной психологии. Обсуждаются вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в контексте потенциальных рисков их внедрения в повседневную и клиническую практику.

На сегодняшний день проведено значительное количество исследований по использованию роботизированного искусственного интеллекта в психиатрии, психологии и психотерапии. При этом существует потребность в качественном анализе проведенных исследований, включая системную оценку пользы и потенциального вреда применения новых технологий. Преимущества применения искусственного интеллекта очевидны в сфере обслуживания социально незащищенных групп населения, а также в целях улучшения предоставляемых услуг в области нормализации психического здоровья граждан. Однако существует риск возникновения психологической зависимости при длительном использовании специализированных приложений. Кроме того, для эффективного внедрения технологий искусственного интеллекта в практическую психологию необходим системный анализ этических и социальных последствий применения ИИ для своевременного выявления возможных проблем.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект; новые технологии; системная оценка; организационная психология; когнитивная психология; клиническая психология; аватары; интеллектуальные роботы; интеллектуальные агенты.

 

Для цитаты: Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 60–70. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.5

Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: kem_66@mail.ru

ORCID: 0009-0003-6779-7333

 

Громова Анастасия Владимировна, студент Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: nasooo1993@mail.ru

ORCID: 0009-0007-3827-0902


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов

Просмотров: 175

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ «СВОЙ – ЧУЖОЙ»

СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

 

В. Б. Никишина,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

vbnikishina@mail.ru,

Е. А. Петраш,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

upetrash@mail.ru,

Л. А. Моргун,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

an_morgun@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию проблемы моральных дилемм, стоящих перед студентами медицинских вузов. В настоящее время в этой области исследований наблюдается нарастание объема публикационной активности. При этом ученые выделяют моральные дилеммы, возникающие в сфере управленческой практики, а также технологические, религиозные и другие. Актуальным остается вопрос изучения моральных дилемм в медицинской практике.

Исследование динамики решения моральных дилемм студентами медицинских вузов реализовано путем разработки анкеты, включающей в себя 10 моральных дилемм. Общий объем выборки составил 187 человек в возрасте 20–26 лет. Респондентами стали студенты медицинских вузов, обучающиеся по медицинским (лечебное дело, стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело — 104 человека) и немедицинским (клиническая психология, фармация — 83 человека) специальностям.

Результаты проведенного исследования показали, что время решения моральных дилемм «свой – чужой» значимо меньше времени решения дилемм «чужой – чужой». Следовательно, можно говорить о том, что фактор личного знакомства с человеком является определяющим в условиях необходимости оказания помощи. Таким образом, выбор в пользу знакомого человека осуществляется значимо чаще, чем в пользу незнакомого, и требует меньше времени при принятии решения. Было установлено, что в ходе решения моральных дилемм «чужой – чужой» требуется значимо больше времени, чем при решении дилемм «свой – чужой». Выбор при этом осуществляется по критерию подобия — в пользу оказания помощи человеку одного пола и возраста с респондентом или по ассоциированию с близкими (друзьями, родственниками).

 

Ключевые слова: моральные дилеммы; свой – чужой; чужой – чужой; студенты медицинских вузов.

 

Для цитаты: Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 49–59. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: vbnikishina@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2421-3652

 

Петраш Екатерина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: petrash@mail.ru

ORCID: 0000-0002-3177-088X

 

Моргун Любовь Александровна, лаборант кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: an_morgun@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1099-485X

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея

Просмотров: 215

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.3

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

 

Г. Цой,

Финансовый университет Москва,

gwchoi@mail.ru

 

Буллинг — широко распространенная социально-психологическая проблема, которая затрагивает отдельных лиц, семьи и сообщества. Несмотря на усилия по борьбе с этой проблемой, жертвы буллинга сталкиваются с последствиями физического и психологического воздействия. Настоящая статья посвящена системной оценке распространенности и характера буллинга в Республике Корея, а также их причин и последствий. Конкретные задачи включают исследование культурных, индивидуальных и организационных факторов, влияющих на последствия буллинга.

Проведенное исследование показало, что буллинг — широко распространенная проблема, глубоко укоренившаяся в культуре, психологических установках и социальной иерархии. Индивидуальные факторы, такие как особенности личности, самооценка и качество межличностного взаимодействия, также играют важную роль в динамике развития этой проблемы. Последствия буллинга значительны: это физические травмы, эмоциональные расстройства и долговременный психологический ущерб.

Решение проблемы буллинга требует признания сложностей во взаимодействии культурных, индивидуальных и организационных факторов, которые способствуют ее возникновению. Стратегии профилактики и вмешательства должны учитывать эти факторы, а также потенциальные физические и эмоциональные последствия для пострадавших. Устраняя коренные причины буллинга и развивая культуру уважения и инклюзивности, необходимо работать над созданием социально-психологических условий для формирования более безопасного и справедливого общества.

 

Ключевые слова: буллинг; системная оценка; Республика Корея; социальная проблема; самоубийство; СМИ; справедливость.

 

Для цитаты: Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 29–48. DOI: 10.25688/2223-6872.2023. 46.2.3

 

Цой Гунвон, кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва.

E-mail: gwchoi@mail.ru

ORCID: 0000-0002-8203-8461

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Просмотров: 210

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва,

s.marunyak74@mail.ru,

И. Л. Руденко,

МГГЭУ, Москва,

rudenko@mggeu.ru,

Р. М. Хакимов,

МГГЭУ, Москва,

khakimov@mggeu.ru

 

Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации.

Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации.

В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.

 

Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.

 

Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19–28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

 

Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: rudenko@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4738-8121

 

Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: khakimov@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4854-6697

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников

Просмотров: 188

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1

 

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье с позиций системного подхода анализируются социально-психологические аспекты профессиональной деятельности социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому. В качестве системообразующего фактора данной деятельности рассматривается общение, выступающее как механизм активации внутренних ресурсов клиента. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований показано, что характер и эффективность общения социальных работников с клиентами пожилого возраста зависит от ценностного отношения к старости, которое проявляется в социальных представлениях. В данном контексте представления о пожилых людях рассматриваются как фактор, образующий систему профессионального общения социального работника с клиентом.

В ходе анализа источников формирования представлений о пожилых людях у социальных работников выявлено, что и в отечественных, и в зарубежных исследованиях фиксируется доминирование в общественном сознании негативной коннотации образа старости. Проанализированы содержание профессиональной подготовки социальных работников, а также результаты исследований образа пожилых людей в массмедиа (телевидение, пресса, интернет-форумы, кино). Результаты анализа свидетельствуют о том, что эти источники сосредоточены прежде всего на проблемах пожилых людей, обращение к их ресурсам эпизодично. Доминирование негативных представлений о пожилых людях соответствует дефицитарной модели старения, что противоречит современной научной парадигме, рассматривающей данный период через призму развития, т. е. девидентной модели старения.

Намечена перспектива дальнейших эмпирических исследований, направленных на уточнение содержания представлений социальных работников о пожилых людях, выявление факторов, влияющих на изменение данных представлений.

 

Ключевые слова: системный подход; ценностное отношение к старости; дефицитарная модель старения; девидентная модель старения; система представлений; пожилой человек; социальный работник; источники формирования представлений о пожилом человеке.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Ткачева В. В. Научный вклад В. Г. Петровой в развитие специальной психологии и педагогики

Просмотров: 274

УДК 159.922.76+376-056.26

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.10

 

НАУЧНЫЙ ВКЛАД В. Г. ПЕТРОВОЙ

В РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

В. В. Ткачева,

МПГУ, Москва,

vikt-tkacheva@yandex.ru

 

Информационная статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося советского, российского ученого, доктора психологических наук Веры Георгиевны Петровой. Представлены направления влияния научного наследия В. Г. Петровой на развитие специальной психологии и педагогики за рубежом.

 

Ключевые слова: В. Г. Петрова; специальная психология и педагогика; дети с интеллектуальными нарушениями; теоретико-методологические основы; диагностический инструментарий; коррекционные приемы.

 

Для цитаты: Ткачева В. В. Научный вклад В. Г. Петровой в развитие специальной психологии и педагогики // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 111–113. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.10

 

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва.

E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Иванов Д. В. Проблема способностей в работах российских просветителей первой половины XVIII в. Феофан Прокопович (системный анализ)

Просмотров: 604

УДК 159.9.01

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.09

 

ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ

В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье показано, что отечественная психологическая мысль первой половины XVIII в. фокусировала внимание на потенциальных возможностях человека петровского времени, который обнаруживал готовность трудиться на благо отечества. Предлагается учитывать в качестве исторических источников, представляющих рефлексивное знание в истории отечественной психологической мысли воинские и исторические песни, сказки, позволяющие увидеть востребованные обществом способности человека. Отмечается, что актуальными становятся общие способности, среди которых готовность к борьбе, событийному обучению, ручная умелость, владение искусством и профессиональным мастерством. Показано, что одним из истинных подвижников просвещения того времени явился Феофан Прокопович, организовавший свой кружок, вошедший в историю как «Ученая дружина Петра». Подчеркивается, что прогрессивно ориентированный мыслитель, имевший опыт прочтения систематического курса лекций по психологии, выдвинул ряд идей и теорий, системно взаимосвязанных между собой, признавая достижения естествознания и выделяя в качестве основной обязанности человека занятия благородными искусствами — философией и поэзией. Прокопович различает способности, одаренность и образование человека, но рассматривает их как единство нравственного и деятельностного начала. Видит необходимость в морально-нравственном воспитании способного человека, стремящегося стать благополучным. В статье показано, что в первой половине XVIII столетия в отечественной психологической мысли обозначились определенные пути рассмотрения и решения проблемы человеческих способностей.

 

Ключевые слова: системные идеи; просветительство; «дарования природные»; человеческие способности; ручная умелость; борцовскость; юнак; воинские и исторические песни; сказки, архетипическая ситуация; человек петровского времени; человек борющийся.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Проблема способностей в работах российских просветителей первой половины XVIII в. Феофан Прокопович (системный анализ) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 100–110. DOI: 10.25688/2223-6872. 2023.45.1.09

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Круглова Е. А. Системный анализ российской психологической мысли на этапе становления психологии как самостоятельной науки (XVII–XVIII вв.)

Просмотров: 287

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (XVII–XVIII вв.)

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru

 

В статье системно анализируется исторический период XVII–XVIII вв., сыгравший ключевую роль в становлении отечественной психологии как самостоятельной науки. Представлен анализ научной деятельности наиболее выдающихся представителей российской психологической мысли. Показано, что отечественная психология в XVII в. развивалась как оригинальное направление общественной мысли, не была закрытой для идей, которые существовали в Западной Европе. Само XVII столетие стало ключевым в плане появления психологических теорий, которые еще продолжали оставаться умозрительными, но предполагали описания эмпирического характера, что запустило механизм обретения психологией самостоятельности. Активно продуцируются материалистические идеи об особенностях восприятия и познания окружающего мира человеком на основе органов чувств. Показательно формирование основ высшего образования с углубленными курсами психологии в ведущих учебных заведениях страны. В XVIII столетии в России появляются работы, которые содержат взаимосвязанные вопросы и раскрывающиеся здесь понятия психологического характера. Психологические понятия рассматриваются системно, возникает основание для последующего обсуждения предметной области психологии. В работах отечественных просветителей присутствует самостоятельность суждений и критичность по отношению к психологическим изысканиям западноевропейских авторов.

 

Ключевые слова: система; системный анализ; психологическая мысль; психология; просветители; душа; человек; профессиональный тезаурус.

 

Для цитаты: Круглова Е. А. Системный анализ российской психологической мысли на этапе становления психологии как самостоятельной науки (XVII–XVIII вв.) // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 87–99. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.08

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации

Просмотров: 316

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ

 

Р. С. Немов,

МГПУ, Москва,

NemovRS@mgpu.ru


В ХХ в. психология, будучи самостоятельной экспериментальной наукой, вновь вернулась к объяснению поведения людей, т. е. к решению той задачи, которая изначально была поставлена перед ней с момента зарождения системы научных знаний в середине первого тысячелетия до н. э. Эта тенденция, в частности, проявилась в выходе на первый план психологической проблематики личности. Во второй половине ХХ столетия на одном из первых мест в проблематике психологии личности оказалась мотивация поведения человека. За последние несколько десятков лет было опубликовано большое количество научных трудов по проблеме мотивации. В них сложилась своя терминология, частично заимствованная из разговорного и литературного языка, используемого при объяснении причин человеческого поведения, частично разработанная учеными-психологами. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью проведения системно-исторического анализа имеющейся терминологии, с целью придания строго научного статуса современным знаниям.

В статье представлены основные понятия, используемые в научных психологических исследованиях мотивации. В их число входят такие часто встречающиеся в отечественной и зарубежной научной литературе термины, как потребность, мотив, драйв, инстинкт, цель, стимул, интерес, желание, побуждение, влечение, а также некоторые понятия, употребляемые преимущественно в зарубежной, прежде всего английской, психологической литературе. Предлагаются и сравниваются их различные определения, обсуждается происхождение соответствующих терминов.

 

Ключевые слова: мотивация; потребность; мотив; инстинкт; цель; стимул; интерес; желание; побуждение; влечение; системно-исторический анализ.

 

Для цитаты: Немов Р. С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 77–86. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07

 

Немов Роберт Семенович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: NemovRS@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8193-9719


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №45 : Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Просмотров: 435

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

 

М. В. Переверзева,
РГСУ, Москва,
melissasea@mail.ru


В современной России значительно возрастает число подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, в отсутствии каких-либо полезных интересов, в том числе к учебной деятельности. В этой связи целью исследования стало системное изучение содержания и методики социально-педагогической работы с подростками с девиантным поведением. В последние годы социально-педагогическая работа ведется с учетом успешной отечественной и зарубежной практики на основе традиционных и инновационных методов, наиболее эффективные из которых рассматриваются в статье.

Методологической основой настоящей работы послужили исследования специфики, причин и факторов возникновения девиантного поведения, социально- и психолого-педагогических подходов к профилактике отклонений. В качестве методов исследования использованы системный анализ, обобщение научно-методической, социально-психологической и педагогической литературы, моделирование процесса работы с трудными детьми, психолого-педагогическое наблюдение, посещение консультаций и занятий с подростками в социальном центре.

Специалисты выделяют четыре основных направления работы с девиантными подростками: оказание медицинской помощи; лечение и уход; социальная адаптация подростков; психологическая, педагогическая и воспитательная работа. Благодаря параллельной воспитательно-педагогической работе психокоррекция и социальная реабилитация повышают свою эффективность. В последние годы система социальной работы расширяла свой потенциал в направлении альтернативных путей, инновационных методов, междисциплинарных подходов в научном и профессиональном плане. Среди педагогических технологий получили распространение развивающие, проблемные и игровые, которые объединяет принцип решения подростками проблемных задач в определенных ситуационных, ролевых, организационных условиях с целью самопознания, самоанализа и самооценки.

Таким образом, в современной психологии и педагогике наблюдается тенденция возрождения лучших традиций советского периода, включая формы и методы социальной работы. К таковым можно отнести создание и функционирование советов по профилактике системных нарушений норм поведения подростками, включая учебную дисциплину, злоупотребление табаком и алкоголем, раннюю половую жизнь, асоциальные и антисоциальные действия.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социально-психологическая работа; педагогические методы; воспитание; профилактика.

 

Для цитаты: Переверзева М. В. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 65–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.06

 

Переверзева Марина Викторовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусства и народного творчества Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: melissasea@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4992-2738

 


  Читать полностью...