1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
Статьи журнала » 2021 №37 : С. М. Валявко, О. Ю. Володина, ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Просмотров: 1476

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

 

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

О. Ю. Володина,

МГППУ, Москва,

saint_olga@list.ru

 

Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы.

Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма.

Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.

 

Ключевые слова: вербальные коммуникативные навыки; социальные навыки; речевые навыки; детский аутизм; общее недоразвитие речи.

 

Для цитаты: Валявко С. М., Володина О. Ю. Особенности вербальных коммуникативных навыков дошкольников с аутистическими расстройствами // Системная психология и социология. 2021. № 1. (37). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: valyavko@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7195-6374

Володина Ольга Юрьевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: saint_olga@list.ru ORCID: 0000-0002-7332-7173

Статьи журнала » 2021 №37 : В. П. Шейнов, ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Просмотров: 1496

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию личностных свойств зависимых от смартфона учащихся медицинских колледжей. Для многих людей, особенно подростков, юношей и девушек, смартфон является неотъемлемой частью повседневной жизни. Из-за постоянно прикованного к смартфону внимания активные пользователи оказываются не в состоянии полноценно учиться, налаживать отношения с окружающими и в целом жить полноценной жизнью. Среди отрицательных последствий возникновения зависимости от смартфонов выделяют психологические и поведенческие проблемы, а также проблемы самоэффективности. Зависимость от смартфона связана с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью, депрессией, тревожностью и стрессом. Эта зависимость затрудняет адаптацию учащихся к студенческой жизни, приводит к снижению успеваемости, постоянному недосыпанию и проблемам со здоровьем.

В исследовании использованы авторские методики оценки зависимости от смартфона, ассертивности, незащищенности от кибербуллинга и известные опросники прокрастинации и стеснительности. В статье показано, что зависимость от смартфона учащихся медицинского колледжа положительно связана с прокрастинацией, стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением. Все зависимости, кроме связи с прокрастинацией, являются линейными, а связь с прокрастинацией — нелинейной. Зависимость от смартфона девушек отличается от общей выборки только тем, что все связи являются линейными. У юношей зависимость от смартфона положительно связана со стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением, но отсутствует связь с прокрастинацией. Все зависимости, кроме связи с настроением, являются линейными, а связь с настроением — нелинейной.

Результаты проведенного исследования показывают наличие в русскоязычном и зарубежном социумах связи зависимости от смартфона с застенчивостью, кибербуллингом, ассертивностью, настроением. Однако не выявлено связей зависимости от смартфона с проблемами со сном и ухудшением здоровья учащихся, а также с прокрастинацией у юношей.

 

Ключевые слова: зависимость от смартфона; прокрастинация; стеснительность; кибербуллинг; ассертивность; настроение; девушки; юноши; учащиеся; колледж.

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Личностные свойства зависимых от смартфона учащихся колледжа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 50–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X

Статьи журнала » 2021 №37 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА
Просмотров: 1995

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.3

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Статья посвящена использованию психологической диагностики как инструмента построения студентами своего имиджа. Образовательная программа, предполагающая подготовку обучающихся по вопросам формирования собственного имиджа с целью повышения личной конкурентоспособности, основывается на диагностико-развивающей работе с использованием валидных психологических тестов. В рамках апробации программы работы со студентами было проведено тестирование, направленное на построение оценочных характеристик на основании полученных результатов. Самооценка личностного потенциала проводилась путем ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия представлениям о себе, а также на основе оценки уровня выраженности личностных качеств в контексте обеспечения конкурентоспособности. Первичные факторы были обобщены в интегральные факторы, характеризующие реальный уровень развития личностного потенциала студентов. В качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test).

Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов2 . В работе представлены результаты сравнительного анализа предварительной и последующей диагностики после обсуждения первичных индивидуальных результатов. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.

 

Ключевые слова: личная работоспособность; имидж; личность; личностный потенциал; самооценка; самовыражение; психологическая диагностика; обучающиеся.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая диагностика как инструмент построения студентами своего имиджа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 39–49. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.37.1.3

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

Статьи журнала » 2021 №37 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Просмотров: 1712

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.2

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

Ф. Прюс,

ЭМАУ, Грайфсвальд,

franz@pruess.eu,

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

Статья посвящена определению аспектов, связанных с современными проблемами концептуализации социализации в целом и ролевой социализации молодежи в частности. С этой целью произведен системный анализ проблем ролевых теорий, а затем осуществлено обсуждение того, как современные определения ролей, ролевых ожиданий и ролевых конфликтов перекликаются с эмпирическими исследованиями. С позиции метасистемного подхода ролевая социализация может быть представлена как системный комплекс, включающий в себя три системных образования — личность, культуру и общество.

Основываясь на представлениях метасистемного подхода и опираясь на ролевые теории, осуществлен системный анализ эмпирических исследований ролевой социализации молодежи в четырех жизненных сферах: семейной, профессиональной, неформальных контактов и интимно-сексуальной. Проблемы ролевого освоения в сексуальной сфере связаны с двойными стандартами, размытыми ожиданиями по отношению к гендерной идентичности. В сфере неформальных контактов взаимодействие молодых людей происходит по большей части опосредованно, через социальные сети, которые являются площадкой освоения социальных ролей. Представлены данные о влиянии отношения молодежи к гендерным ролям на трансформацию современной семьи, изменение ее ролевых моделей, тесно коррелирующих с ценностями социума. В профессиональной сфере ролевая социализация молодежи преломляется через призму отношений между субъективными ожиданиями и убеждениями индивида, касающимися своей роли, и то, как эти убеждения влияют на его поведение на работе.

Использование метасистемного подхода позволяет всесторонне рассмотреть изменения в восприятии ролей молодежью и их интеграции, проанализировать их связь с ролевыми ожиданиями и личностными особенностями. Такой подход позволяет подробно описать ролевую социализацию молодежи не только содержательно, но и процессуально. Модель является актуальной для различных областей исследований, в которых используется ролевой конструкт.

 

Ключевые слова: системный анализ; метасистемный подход; системный комплекс; роль; ролевая социализация; сферы жизнедеятельности.

 

Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Системный анализ ролевой социализации в молодежной среде // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 28–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.37.1.2

 

Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.

E-mail: franz@pruess.eu ORCID: 0000-0001-9433-2046

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988

Статьи журнала » 2021 №37 : Б. Н. Рыжов, О. В. Котова, ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Просмотров: 1481

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1

 

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

 KotovaOV@mgpu.ru

 

Статья посвящена рассмотрению механизмов возникновения эйдетического образа с позиций системной психологии, позволяющей предложить научную интерпретацию различных форм и явлений эйдетизма, опираясь на единые теоретические основания. Цель исследования заключается в описании системного единства формирования эйдетических образов при различных условиях.

С позиций системной психологии эйдетический образ представляет собой удерживаемый в памяти целостный и устойчивый образ восприятия или представления. Данное явление следует рассматривать в качестве информационной системы с фиксированными, неизменяющимися связями, главным отличием которой является значительно большая, чем в соответствующей популяционной норме, насыщенность составляющих эту систему элементов (образов). Возникновение эйдетического образа связано с комбинацией различных индивидуально-личностных характеристик: от психофизиологических особенностей организма до мотивации и развития эмоционально-волевой сферы человека.

Системно-психологический анализ позволяет выделить следующие условия формирования эйдетической способности. Возникновение эйдетического восприятия в детском возрасте обусловлено оптимальным развитием нейрофизиологического субстрата психики; меньшей, чем у взрослого, способностью к образованию существенных системных связей при формировании образа восприятия; эмоциональной лабильностью ребенка и легкостью развития у него аффективной реакции на сравнительно слабый раздражитель. Эйдетизм творчески одаренной личности непосредственно связан с наличием врожденных экстраординарных версативных и ингенитивных способностей; высоким индексом социальных видов мотивации развития; переживанием особых эмоциональных состояний при создании творческого продукта. Возникновение эйдетизма при измененных состояниях сознания является следствием вспышкообразного повышения электрической активности обширных зон коры и подкорковых структур головного мозга, обеспечивающее кратковременную генерацию большего количества нервных связей, чем это происходит при нормальной работе мозга. Формирование квазиэйдетических образов является результатом химического воздействия.

Интерпретация эйдетизма с позиций системной психологии открывает новую перспективу для понимания этого важного психологического феномена, а также раскрывает дополнительные возможности для объяснения основных проблем психологии развития и патопсихологии.

 

Ключевые слова: системная психология; системно-психологический подход; эйдетический образ; квазиэйдетический образ; эйдетизм; эйдетическое восприятие; эйдетическая память; эмоциональная возбудимость; напряженность.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Эйдетический образ с позиций системной психологии // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 5–27. DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274

Статьи журнала » 2020 №36 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА
Просмотров: 2414

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ 

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

Психологическая мысль о человеке и его борьбе в XVI столетии оказалась адекватна проблемам святоотеческой литературы. Особое место системным описаниям образа человека, его природе отводится в таком литературном памятнике, как «Великие Четьи минеи», составленные под руководством московского митрополита Макария. «Четьи минеи» являют собой обширный свод источников отечественной мысли, позволяющих понимать особенности и специфику развития психологических представлений в конкретный исторический период времени. 

В основе святоотеческого наследия, которое важно для изучения стройности и непрерывности отечественной психологической мысли, лежит обращение к душе человека вне зависимости от возраста; стремление затронуть его эмоционально-волевой мир темой и образами борьбы, которые представлены конкретным духовным опытом, позволяющим выстроить собственную линию жизни; ориентация на становление телесных и душевных потенций человека; формирование интереса к самопознанию и самосовершенствованию. 

Духовный борец-аскет, представленный в святоотеческом наследии, обладает волеизъявлением, способен к борьбе, которая позволяет дать оценку его характера. Аскету присуща внутриличностная борьба, помогающая подготовить его к развитию духовных возможностей, достигать вершины восхождения по пути к прообразу. Его борьба определяется и как социализирующая по своей функции, помогает сформировать общественный идеал действий. Взрослеющий человек по мере развития у себя способности к борьбе обнаруживает активность своей души. На протяжении всего жизненном пути происходит становление потенций борющейся души человека. 

Идея борьбы и образ человека борющегося, разработанные системно, во взаимосвязи своих проявлений, образуют единое целое в их восприятии, понимании и дальнейшем описании.

 

Ключевые слова: системные представления; оригинальная святоотеческая литература; борьба; аскет; человек борющийся.

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468 

 

Статьи журнала » 2020 №36 : Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
Просмотров: 2014

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

 

Е. Р. Артамонова, 

ВлГУ, Владимир,

art1960.2@yandex.ru

 

Е. В. Лобанов, 

МГМСУ имени А. И. Евдокимова, Москва,

lobanov.evg@inbox.ru

 

В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения. 

Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время. 

Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений. 

В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей. 

 

Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; деятельность; закономерности развития; психолого-педагогические закономерности.

Для цитаты: Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8.

 

Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир.

E-mail: art1960.2@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1714-3625

 

Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, Москва.

E-mail: lobanov.evg@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-2249-004X

 

Статьи журнала » 2020 №36 : И. В. Горбунова, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Просмотров: 2325

УДК 159.923

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

И. В. Горбунова,

УрГПУ, Екатернбург,

gorbunova-priemnaya@mail.ru

 

Системный анализ — это один из методов системного подхода, используемый в современной психологии, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, опирающийся на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. В настоящем исследовании применяется системный анализ для изучения деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Исследование проводилось в общеобразовательных организациях города Перми и Пермского района. 

Деятельность руководителей общеобразовательных организаций диагностировалась с помощью опросника структуры деятельности директора школы (ОСДДШ), валидность и надежность которого подтверждена многократно. По результатам диагностики руководители общеобразовательных организаций с использованием кластерного анализа были разделены на группы в зависимости от уровня успешности выполняемой ими профессиональной деятельности. Характеристики деятельности каждой из выделенных групп руководителей общеобразовательных организаций были факторизованы, что позволило установить особенности структуры деятельности каждой группы. 

На основе системного анализа раскрыты особенности структуры основных направлений деятельности, взаимосвязи ее элементов и системообразующая функция отдельных элементов в зависимости от уровня успешности деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Установлено, что группы руководителей общеобразовательных организаций различаются по структуре и системообразующей функции основных направлений деятельности. Выделенные группы обозначены в исследовании как «стратеги», «тактики» и «конформисты».

 

Ключевые слова: системный анализ; показатели деятельности; руководители общеобразовательных организаций; группы; симптомокомплексы свойств; стратеги; тактики; конформисты.

Для цитаты: Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

Горбунова Ирина Викторовна, директор лицея № 9 г. Перми, аспирант кафедры психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.

Е-mail: gorbunova-priemnaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2185-3219

 

Статьи журнала » 2020 №36 : А. Б. Карпов, М. В. Смирнова, ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Просмотров: 2241

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.6

 

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

 

А. Б. Карпов,

НПФ «Материа Медика Холдинг», Москва,

karpovab@yandex.ru,

 

М. В. Смирнова,

НПФ «Материа Медика Холдинг», Москва,

khokhlovamv@gmail.com

 

В статье приводится обзор наиболее значимых теорий, повлиявших на формирование подходов к изучению трудовой мотивации за последнее столетие. Представленный обзор теорий совмещает как психологические концепции, разработанные авторами с позиций психологии личности, социальной и возрастной психологии, так и разработки социологов и экономистов. Ряд приведенных теорий опирается на абстрактные представления о мотивации, другие — основаны на масштабных многолетних исследованиях практических аспектов трудовой мотивации.

На основании обзора базовых принципов каждой из приведенных теорий проведен системный анализ того, как менялись предмет изучения и как эволюционировало определение трудовой мотивации. По итогам сводного анализа эволюции понятия выявляется соответствие основных постулатов теорий особенностям исторического периода, в который они были разработаны: социально-экономическим процессам, этапам промышленного производства, развитию технологий. Выделено четыре этапа появления теорий трудовой мотивации. Отмечается, что с завершением последнего этапа акцент в изучении трудовой мотивации стал смещаться на поведенческие проявления мотивации в организации. Внимание исследователей стало методически переключаться на изучение удовлетворенности, лояльности и вовлеченности работников.

Ключевой идеей статьи является вывод о необходимости использования системного подхода в работе психолога в организации, позволяющего, с одной стороны, опираясь на разработки ученых в области трудовой мотивации, создавать наиболее эффективные механизмы, стимулирующие к высокой производительности, а с другой, — используя современные методы оценки вовлеченности, лояльности и удовлетворенности, — систему оценки и управления поведенческими проявлениями мотивации сотрудников. Рассматриваются перспективы изучения трудовой мотивации с позиций системной психологии.

 

Ключевые слова: трудовая мотивация; системный подход; системная психология; вовлеченность в работу; содержательные теории мотивации; процессуальные теории мотивации; организационная психология.

Для цитаты: Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.6.

 

Карпов Алексей Борисович, кандидат психологических наук, магистр делового администрирования. Директор департамента организационного развития и персонала научно-производственной фирмы «Материа Медика Холдинг», Москва. 

E-mail: karpovab@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5437-3265

 

Смирнова Маргарита Вячеславовна, старший менеджер по персоналу научно-производственной фирмы «Материа Медика Холдинг», Москва.

E-mail: khokhlovamv@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0671-439X

 

Статьи журнала » 2020 №36 : Ю. А. Филясова, МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНСТРУКТА ЛИЧНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ
Просмотров: 2151

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.05

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНСТРУКТА ЛИЧНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ

 

Ю. А. Филясова,

СПбУТУиЭ, Санкт-Петербург,

phill.yield@gmail.com

 

В статье проводится теоретический анализ конструкта личности перфекционистов, причин возникновения перфекционизма и способов его преодоления. Перфекционисты характеризуются ригидными конструктами личности, высокими стандартами и зеркальным отражением собственных конструктов на других членов общества. Перфекционистские конструкты ограничивают свободу интерпретации прошлого опыта, восприятия действительности и прогнозирования будущих событий. 

Основной источник перфекционизма — семья: влияние родителей на образование жестких установок, постановку высоких целей, а также отсутствие самостоятельного целеполагания и осознания собственных потребностей. Ригидность конструктов формируется как защитный механизм личности от негативных событий и страха совершения ошибки под влиянием неблагоприятного социального окружения, сужая сознание человека перфекционистскими рамками и ограничивая его адаптационный потенциал. Генерализация ограниченного числа конструктов в ответ на различные события приводит к неспособности перфекционистов выйти за рамки собственных шаблонов восприятия и успешно адаптироваться к новым условиям. Кроме того, жесткие конструкты и стремление достичь высоких целей создают фрагментарность и дискретизацию восприятия непрерывного континуума жизни. Желание достичь высоких целей, как правило, искажает гармоничное развитие личности. 

Депрессия, прокрастинация, эмоциональное выгорание и другие нарушения психического состояния перфекционистов продиктованы их неспособностью учитывать собственные возможности при достижении высоких целей. Умение формулировать реальные цели и различать их по степени важности и другим критериям, а также осознание и приоритизация потребностей в процессе обучения и профессионализации рассматриваются в данной работе как ключевые факторы преодоления негативных проявлений перфекционизма.

 

Ключевые слова: перфекционизм; конструкт личности; ригидность; прокрастинация; эмоциональное выгорание; целеполагание; социальная дезадаптация.

Для цитаты: Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.05.

 

Филясова Юлия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Санкт-Петербург.

E-mail: phill.yield@gmail.com

ORCID: 0000-0002-9728-9458

 

Статьи журнала » 2020 №36 : К. Н. Еськов, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Просмотров: 1949

УДК 613.693:159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.04

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ 

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

К. Н. Еськов,

ГНЦ РФ – ИМБП РАН, Москва,

eskov@imbp.ru

 

В статье представлена классификация индивидуальных стилевых особенностей инструментального поведения операторов в процессе коллективного решения гомеостатических задач. Классификация строится на основе оценки уровня моторной активности и уровня лидерской активности. Использована двухуровневая градация моторной активности — моторно-активный и моторно-неактивный уровни, а также трехуровневая градация лидерской активности — явный лидер, неочевидный лидер и нелидер (педант). На базе выделенных уровней разработана классификация, включающая шесть стилей индивидуального инструментального поведения.

На основе разработанной классификации сформулировано и обосновано понятие индивидуального стилевого портрета, характеризующего такие особенности инструментального поведения оператора, которые закреплены в структуре его личности. Стиль деятельности оператора представляет собой единство индивидуальных черт личности и ситуативных особенностей инструментального поведения, складывающихся в процессе групповой взаимозависимой деятельности при выполнении методики «Гомеостат». Таким образом, установлено, что разработанная классификация позволяет оценивать особенности инструментального поведения оператора в процессе решения гомеостатических задач.

 

Ключевые слова: групповая взаимозависимая деятельность; групповая эффективность; методика «Гомеостат»; моторная активность; лидерская активность; индивидуальные стили инструментального поведения.

Для цитаты: Еськов К. Н. Классификация стилей инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.04

 

Еськов Константин Николаевич, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела психофизиологии, нейрофизиологии и психофизиологии деятельности оператора Государственного научного центра Российской Федерации Института медико-биологических проблем РАН, Москва. 

E-mail: eskov@imbp.ru

ORCID: 0000-0001-6192-9612

 

Статьи журнала » 2020 №36 : Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Просмотров: 2050

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.03

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru

 

Н. В. Попель,

ИвГУ, Иваново,

nine1@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности профессиональных деструкций разных категорий педагогических работников, которые оказывают негативное влияние на человека, приводят к различным кризисным состояниям, нарушению профессионального и личностного развития. Исследование строится на принципах системного подхода Б. Ф. Ломова — многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его детерминант. В исследовании приняли участие 215 педагогических работников г. Иванова и Ивановской области со стажем работы от 5 до 30 лет, работающих в различных образовательных учреждениях. 

Системно-психологическому изучению подвергнуты различные проявления профессионального психического выгорания и профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ, спецшкол-интернатов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений и руководителей образовательных организаций. Результаты исследования показали, что наибольшая степень выраженности общего уровня и симптомов профессионального психического выгорания характерна для педагогов общеобразовательных учреждений. Признаки профессиональных деструкций присутствуют в различных сферах: эмоцио¬нальной, поведенческой, мотивационно-ценностной, а также в сфере межличностных отношений. При этом многие из них становятся у школьных учителей относительно постоянными и устойчивыми с увеличением стажа педагогической деятельности. У других категорий педагогических работников симптомы профессиональных деструкций выражены значительно меньше. Установлено, что специфика и индивидуальный стиль педагогической деятельности являются факторами, детерминирующими развитие профессиональных деструкций. 

Один из главных выводов исследования состоит в том, что профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности имеют разную специфику и психологическую природу, но в системе симптомов и проявлений у разных категорий педагогических работников создают общую картину личностно-профессиональных деструкций.

 

Ключевые слова: системный подход; личность; педагоги; профессиональные деструкции; профессиональное психическое выгорание; профессиональная деформация; индивидуальный стиль педагогической деятельности. 

Для цитаты: Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

 

Попель Нина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: nine1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9073-1194

 

Статьи журнала » 2020 №36 : Е. С. Романова, Н. Г. Сомова, СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ПОЖИЛОМ И ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ
Просмотров: 2719

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.02

 

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 

В ПОЖИЛОМ И ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

 

Н. Г. Сомова,

МОЦРИ, Королёв,

Somovang@mail.ru

 

Статья посвящена системному исследованию компонентов качества жизни в пожилом и преклонном возрасте. Проведена оценка современного понимания понятия «качество жизни». Целью работы является определение факторов, оказывающих влияние на уровень качества жизни в пожилом и преклонном возрасте. Системное исследование затрагивает такие компоненты качества жизни, как тревога, депрессия, агрессия, общее психологическое благополучие. Системно-психологический анализ компонентов качества жизни позволяет рассмотреть потребности, возникающие в пожилом и преклонном возрасте через призму системного единства и предлагает качественно новое восприятие эмоциональных переживаний, характерных для данного периода.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 г. на базе Московского областного центра реабилитации инвалидов с участием 39 получателей услуг — лиц пожилого и преклонного возраста. Проведено сравнение показателей качества жизни лиц, проходящих реабилитационные мероприятия в центре социального обслуживания, с показателями качества жизни лиц, получающих услуги социального обслуживания на дому.

В ходе системного исследования было выявлено, что показатели психологического и физического компонентов здоровья среди лиц, посещающих реабилитационные мероприятия, превышают показатели лиц, получающих уход на дому. Кроме того, среди лиц, обслуживаемых на дому, выявлен повышенный уровень тревожности и депрессии, что свидетельствует о более низком показателе качества жизни по сравнению с лицами, получающими услуги социальной реабилитации в центре социального обслуживания. Исходя из полученных данных сделан вывод, что качество жизни является сложным системным конструктом, включающим как индивидуально-психологические характеристики личности, так и возможности установления прочных социальных связей в пожилом и преклонном возрасте. 

 

Ключевые слова: системно-психологический анализ; системная периодизация; качество жизни; пожилой возраст; преклонный возраст; депрессия; агрессивность; тревожность; физический компонент здоровья; психологический компонент здоровья.

Для цитаты: Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.02.

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. 

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Сомова Наталья Геннадьевна, директор Московского областного центра реабилитации инвалидов, Королёв.

E-mail: Somovang@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4160-4711

 

Статьи журнала » 2020 №36 : Б. Н. Рыжов, СИСТЕМА МОТИВАЦИОННЫХ ОППОЗИЦИЙ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Просмотров: 38497

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.01

 

СИСТЕМА МОТИВАЦИОННЫХ ОППОЗИЦИЙ 

КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена описанию трех мотивационных оппозиций, лежащих в основе углубленной психодиагностики личности. Современная системная психология выделяет восемь видов мотивации, каждый из которых отвечает трем дополняющим друг друга бинарным критериям.

Первый критерий связан с системной формой мотивации, представляющей либо тенденцию развития системы, отвечающую требованию увеличения числа ее элементов, либо тенденцию к сохранению порядка (уменьшению энтропии) системы. Второй — с системным уровнем объекта, на развитие или сохранение которого направлена мотивация. Им могут быть индивид и личность, что соответствует центральному уровню живой системы, либо вид и общество, что соответствует макросистемному уровню. Третий критерий связан с типом известных форм жизни — биологической или социальной, — на продолжение которой направлена мотивация. Данные критерии лежат в основе трех мотивационных оппозиций, каждая из которых распадается на четыре частных контрапункта, в которых пара видов мотивации, совпадая по двум критериям, различается по третьему.

Выделение трех системных видов мотивационной оппозиции и соответствующих им контрапунктов конкретных видов мотивации представляет собой схему качественной интерпретации количественных данных, получаемых посредством методики определения мотивационного профиля личности (СПМ). Выявление с помощью методики СПМ доминирующих видов мотивации и образованной ими ведущей мотивационной оппозиции позволяет определить область возможных интраперсональных конфликтов и предложить пути их рационального преодоления.

Таким образом, описанный способ аналитического исследования мотивации открывает новые возможности для системной психологической диагностики и коррекции. 

 

Ключевые слова: системная психология; мотивация; мотивационная оппозиция; мотивационный контрапункт; мотивационный конфликт; индивид и вид; личность и общество; развитие и сохранение.

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.01

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Статьи журнала » 2020 №34 : Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса
Просмотров: 1830

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

В. В. Рябов,

МГПУ, Москва,

RyabovV@mgpu.ru,

 

В. М. Ананишнев,

МГПУ, Москва,

AnanishnevVM@mgpu.ru,

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru,

 

В. И. Меркушин,

МГПУ, Москва,

MerkushinVI@mgpu.ru,

 

Л. А. Машкова,

МГУ, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

В статье представлены результаты теоретической части исследования, проведенного в рамках инновационной площадки, созданной на базе Московского городского педагогического университета на тему «Социальная адаптация студентов в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса». Основной целью создания площадки являлась разработка системы социализации и социальной адаптации студентов в условиях формирования образовательного комплекса городского университета.

Задачи теоретической части исследования:

– изучение системного характера социализации российской молодежи;

– анализ и разработка инновационных технологий социализации студентов в вузе;

– определение структуры организационной поддержки социализации студентов университетского образовательного комплекса.

Гипотеза теоретической части исследования: создание городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса и разработка инновационных технологий социализации студентов будет способствовать притоку абитуриентов в вузы в условиях демографического спада.

Московский городской педагогический университет формируется как распределенный городской университетский образовательный комплекс, состоящий из образовательных учреждений разного уровня: университетская школа, педагогические колледжи, институты университета и университетский образовательный округ, включающий образовательные учреждения, имеющие партнерские отношения с университетом. Расширение университетского образовательного комплекса будет способствовать росту базы производственной практики и корректировке учебных планов под нужды организаций-партнеров. Данное расширение может происходить благодаря развитию сети малых инновационных предприятий, созданию широкой партнерской сети организаций как социальной сферы (социальная защита, здравоохранение, культура), так и крупных предпринимательских структур, находящихся в столичном мегаполисе. процента трудоустроенной молодежи.

Такой подход не только дает определенные преимущества в наборе абитуриентов, формирует «лестницу жизненного успеха» обучающихся, но и создает проблемы при их социализации и социальной адаптации, особенно для социально уязвимых категорий студентов (инвалиды, сироты, иностранцы и иногородние). Следовательно, разработка системы социализации и социальной адаптации учащихся в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды, что, в свою очередь, привлечет дополнительное число абитуриентов в вуз.

Особое внимание уделено анализу и разработке инновационных технологий социализации студентов в вузе, а также рекомендаций по созданию университетской службы консультантов по интеграции, которая поможет в развитии системы социализации всех категорий студентов.

В заключение делается вывод о необходимости создания и внедрения трехуровневой системы инновационных технологий социализации студента: комплексной (моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе), практико-ориентированной (организация различных видов студенческих практик), индивидуально-личностной (ориентирование на индивидуальные особенности и способности студента). Внедрение этой системы дает возможность создания благоприятной образовательной среды, способствует сглаживанию процессов социализации молодежи в университете, что будет привлекать дополнительное число абитуриентов. Создание университетской службы консультантов по интеграции поможет в развитии системы социализации и социальной адаптации студентов.

 

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация; социальная система; университет; образовательный комплекс; кампус; мегаполис.

 

Для цитаты: Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 119–133. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

Рябов Виктор Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Московского городского педагогического университета, заведующий общеуниверситетской кафедрой всеобщей и российской истории Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyabovV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7270-2744

 

Ананишнев Владимир Максимович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AnanishnevVM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-1365

 

Меркушин Владимир Иванович, cпециалист управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Merkushinvi@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0543-9480

 

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5271-3665

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7877-5418

Статьи журнала » 2020 №34 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
Просмотров: 1639

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

Отечественная психологическая мысль в своем становлении и развитии всегда опиралась на проблемно-смысловые ориентиры тысячелетней национальной традиции осмысления человека, его сущности и базальных характеристик. Психологическое осмысление таких характеристик в различных источниках и текстах, литературных памятниках стало определяющим для кристаллизации понятия «борьба», которое способствует глубокому системному рассмотрению проблем человека (его «норова», сущности, души, духа), утверждения ее значимости для всего общества, защищающего свою этническую идентичность и приверженность высоконравственным идеалам на протяжении многих веков. Идея борьбы как средства социализации, воспитания и нравственного совершенствования человека стала важным направлением в отечественной психологической мысли начиная с древнейших эпох вплоть до начала XX столетия. Высказывания психологов конца XIX – начала XX в. о человеке содержат системное понимание его как предмета особого изучения в творческой духовной мощи, имеющего историческую связь с демиургом — первым борцом и творцом культуры. Человек в системных представлениях отечественных психологов — это цельное, органическое, общественное существо, он проходит путь развития как телесный и духовный организм, реализует свои культурно-творческие, борюще-творящие силы. Человек — индивидуальная личность, стремящаяся к самосовершенствованию, поскольку бесконечен как «особь духовная и род». В плане своего становления во всех своих характеристиках, данных ему российскими мыслителями, использовавшими систему психологических понятий, человек представлен как борец (человек борющийся), а борьба именно та сила, которая созидает материальный, социальный и духовный миры, позволяет достигать поставленных целей самосовершенствования.

 

Ключевые слова: система; системный подход; демиург; человек борющийся; личность; индивидуальность; социализация; культура; психологическая мысль.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX века // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 108–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2478-1468

Статьи журнала » 2020 №34 : Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования
Просмотров: 1814

УДК 371.47.022

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва,

LyubimovML@mgpu.ru,

 

И. Л. Соловьёва,

МГПУ, Москва, 89036283574@mail.ru,

 

М. О. Захарова,

МГПУ, Москва,

ZakharovaMO@mgpu.ru,

 

А. А. Мокс,

МГПУ, Москва,

MoksA@mgpu.ru

 

В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ.

В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереотипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии.

Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, — отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения.

На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная среда; толерантность; дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; коммуникация; коммуникативные особенности детей с ОВЗ; эдьютейнмент.

 

Для цитаты: Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология. 2020. № 2 (34). С. 94–107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LyubimovML@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943

 

Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: 89036283574@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727

 

Захарова Марина Олеговна, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ZakharovaMO@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200

 

Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MoksA@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475

Статьи журнала » 2020 №34 : С. М. Валявко, О. В. Чибискова, Ю. А. Шулекина, РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Просмотров: 1583

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkoSM@mgpu.ru,

 

О. В. Чибискова,

МГПУ, Москва,

ChibiskovaOV@mgpu.ru,

 

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва,

Juliah@mgpu.ru

 

Становление текстовой компетенции у дошкольников связано с целым комплексом психофизиологических и психологических преобразований в механизмах, направленных на обработку фонологической, знаковой, графической, образной, зрительной, слуховой и смысловой информации. По этой причине текстовая компетенция понимается как сложный системный процесс, который не ограничивается простым кодированием и декодированием знаково-символической информации, заложенной в текстах.

Статья посвящена проблеме изучения роли мнестических процессов, а именно влияния кратковременной и долговременной словесной памяти на смысловое восприятие устно предъявляемого текста и понимание его у детей дошкольного возраста, речь которых развивается нормально, и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Исследование проводилось на основе изучения объема кратковременной и долговременной памяти у 60 дошкольников Москвы по известной методике А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов» и методики по исследованию смыслового восприятия текста. Экспериментально доказано, что у нормально развивающихся дошкольников без выявленных особенностей речевого развития кратковременная и долговременная память положительно коррелируют с пониманием речевого высказывания, что способствует смысловому восприятию текста, улучшает качество пересказа дошкольником сюжета предъявляемого текста, и, как следствие, оптимизирует формирование текстовой компетенции.

Выявленные связи смыслового восприятия текста с развитием мнестических процессов позволили также обосновать специфику разных видов памяти при смысловом восприятии текстов различной сложности в группе детей с общим недоразвитием речи (дети с ОНР). Показано, что кратковременная память имеет большое значение для расшифровки скрытого смысла текста для группы дошкольников с ОНР. Аналогичная корреляция определена в отношении долговременной памяти, которая также проявила преимущественную значимость в процессе расшифровки скрытого смысла текста у дошкольников с ОНР.

 

Ключевые слова: память; системный подход в диагностике; словесная память; слухоречевая память; кратковременная память; долговременная память; объем памяти; смысловое восприятие текста; текстовая компетенция; дошкольный возраст; общее недоразвитие речи.

 

Для цитаты: Валявко С. М., Чибискова О.В., Шулекина Ю. А. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 82–93. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkoSM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374

 

Чибискова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ChibiskovaOV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1023-4885

 

Шулекина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Juliah@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0526-4190

Статьи журнала » 2020 №34 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Просмотров: 2089

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы деятельности по познанию ребенка дошкольного возраста воспитателем. Поскольку своеобразие профессионально-педагогической деятельности воспитателя заключается в ее системном строении, а интегральным компонентом данной деятельности выступает взаимодействие воспитателя с ребенком, существенным фактором ее успешного осуществления является познание дошкольника педагогом в условиях образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Значит, профессиональная деятельность воспитателя имеет исследовательский (гностический и диагностический) характер, а важнейшим ее аспектом является познание малыша. Оно осуществляется в виде деятельности, имеющей структурно-уровневую организацию. Соответственно, деятельность познания включает по аналогии с общепсихологической структурой деятельности ценностно-смысловой, технологический и сквозной, контрольно-оценочный, компоненты. Деятельность познания реализуется воспитателем как научное, в частности диагностическое, исследование, включая такие этапы, как проектировочный, организационный, аналитический и прогностический. Деятельность познания протекает на двух взаимосвязанных уровнях: во-первых, понимания, когда воспитатель познает ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с ним, опираясь на гностические компетенции, что помогает ему сформировать образ воспитанника в своем сознании; во-вторых, на уровне целенаправленного изучения малыша как специально организованного исследования, опираясь на диагностические компетенции, что приводит к составлению его целостного возрастно-психологического портрета. Предложенные в статье концептуальные положения позволяют определить пути преодоления профессиональных дефицитов воспитателей в процессе реализации исследовательской профессиональной функции и в осуществлении стратегии индивидуализации образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Ключевые слова: системный и антропологический подходы; воспитатель; гностические и диагностические компетенции; дошкольник; концептуальные основы деятельности воспитателя по познанию ребенка; профессионально-педагогическая деятельность воспитателя; уровни познания ребенка воспитателем.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 69–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8405-4230

Статьи журнала » 2020 №34 : Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Просмотров: 1879

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 

 

Т. В. Ледовская,

ЯГПУ, Ярославль,

karmennnn@yandex.ru,

 

Н. Э. Солынин,

ЯГПУ, Ярославль,

SoNik7-39@yandex.ru

 

В науке реализуются преимущественно аналитические подходы к изучению коммуникативных способностей. В исследовании применен системный подход, с опорой на концепцию В. Д. Шадрикова. Представлены результаты разработки теоретической модели психологической структуры коммуникативных способностей (ПСКС). Показано, что ПСКС имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Подобраны и апробированы психодиагностические методики, позволяющие изучить индивидуально-психологические качества, входящие в структуру. Эмпирическое исследование проведено в группах студентов педагогического вуза. Объем выборки — 87 человек.

Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Установлено, что психологическая структура коммуникативных способностей представляет собой целостную психологическую структуру индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении. Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств, составляют коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения), коммуникативные умения (компетентная позиция в общении); эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии); общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность). Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки и установлены ее структурные и компонентные различия.

 

Ключевые слова: способности; коммуникативные способности; студенты; педагогический вуз; коммуникативная компетентность; структура; коммуникативные умения.

 

Для цитаты: Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 59–68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: karmennnn@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

 

Солынин Никита Эдуардович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: SoNik7-39@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479