Грабовский А.И., Чибискова О.В. Взаимосвязь защитных механизмов личности с системной структурой мотивации старших подростков

Журнал » 2010 том 1 № 1 : Грабовский А.И., Чибискова О.В. Взаимосвязь защитных механизмов личности с системной структурой мотивации старших подростков
  Опубликовано на сайте 20-06-2010, 21:44 Просмотров: 13413

ВЗАИМОСВЯЗЬ
ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ
С СИСТЕМНОЙ СТРУКТУРОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Грабовский А.И., МГПУ, Москва; Чибискова О.В., МГПУ, Москва

В раскрытии механизмов социально-психической адаптации и компенсаторных механизмов мотивационной системы особую значимость обретает системно-психологический анализ. В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи различных типов мотивации и защитных механизмов личности с позиции системного подхода у старших подростков. Показаны особенности мотивационного профиля личности подростков, различная направленность и характер взаимосвязи типов мотивации и защитных механизмов личности.   

 

Ключевые слова: системный подход, мотивация, механизмы психологической защиты,  саморегуляция, адаптация. 

                                     Введениение

Исследование мотивационной сферы личности относится к одной из самых сложных областей современной психологии. Научный поиск сущности мотивационных процессов и их развития отличается широтой представлений различных психологических направлений и школ. Большинство зарубежных работ по мотивации рассматривают лишь отдельные стороны мотивационного процесса, вне связи друг с другом и другими сферами личности и деятельности. Среди многообразия мотивационных концепций можно выделить те из них, которые, с одной стороны,  отличаются стремлением показать доминирующее значение биологической составляющей мотивации, а с другой,  описывают, в основном, ее социальную составляющую [8,9,10,11]. В отечественной психологии мотивация рассматривается в качестве основной личностной детерминанты, ядра личности, определяющего поведение и деятельность человека на протяжении всей его жизни, содержащего в себе доминирующие мотивы, установки и отношения [1,3].

Новый взгляд на проблемы психологии мотивации предлагается с точки зрения системного подхода, позволяющего снять некоторые явные и скрытые противоречия предшествующих концепций [6]. Рассматривая человека в качестве системообразующего начала, системный подход предполагает, что человек, в ходе построения своей системы, осуществляет также саморегуляцию, стремясь тем самым к установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения [2]. Значение саморегуляции и адаптации человека резко возрастает в условиях включения человека в социальные процессы.

 В качестве одной из форм психической регуляции выступают психологические защиты, которые на бессознательном уровне осуществляют регуляцию всех систем жизнедеятельности человека. Эта ежедневно работающая система защитных механизмов сосуществует наравне с другими сферами личности человека, наряду с социальной и биологической составляющей человеческой мотивации. Таким образом, механизмы психологической защиты являются неотъемлемой частью общей структуры личности человека, и, потому, связаны с мотивационной сферой индивида. При этом адаптивная ценность психологических механизмов защит сводится к специфическому средству установления биологического, психологического и поведенческого равновесия, которое выражает собой реализацию одного из основных принципов существования системы.

Феномен психологических механизмов защит наравне с мотивацией стал предметом широких исследований в самых разных областях психологии, но чаще всего психологические защиты исследуются в связи с раскрытием природы психических и психосоматических расстройств у лиц с ограниченными физическими возможностями, участников локальных войн и в связи с посттравматическим синдромом. Несмотря на большое число работ в этой области, малоизученными остаются вопросы взаимосвязи механизмов психологической защиты с другими сферами личности, в частности, с мотивационной структурой.  Определенный интерес представляет изучение вопроса закономерностей функционирования и динамики соотношения структуры защитных механизмов с поло-возрастными особенностями развития личности.

Для объяснения природы психологических защит создано немало теорий, ведущих свое начало с психоаналитического направления. Ряд авторов отмечает активную роль защит в развитии личности на всех возрастных этапах. При этом психологическая защита выступает не только в качестве одной из форм психической регуляции, но и как средство социальной адаптации [4]. При этом, основная функция механизмов психологической защиты заключается в обеспечении и поддержании стабильности личности в момент возникновения негативного фактора, источник которого находится во вне или внутри личности. Включение того или иного защитного механизма определяется степенью реализации потребностей индивида, формируемых мотивационной сферой. Системный подход к анализу характера взаимосвязей защитных механизмов и мотивационной структуры индивида позволил бы понять общий механизм развития и реализации мотивов  в жизни человека на каждом возрастном этапе для регуляции поведения и деятельности в общей структуре направленности личности.

В настоящее время в психологии мотивации по–прежнему актуальной остается  проблема движущих сил развития психики на разных возрастных этапах и, в частности, возрастных аспектов мотивации подростков. В связи с этим, цель настоящего исследования заключалась в анализе структуры мотивации и типов защитных механизмов поведения подростков для установления взаимосвязи между отдельными системными характеристиками мотивационного профиля и защитными механизмами личности.

Методика

 

Для исследования мотивации применялся компьютерный вариант методики «Тест профиля мотивации» Б.Н. Рыжова [6,7].

     Для исследования защитных механизмов поведения применялся опросник механизмов психологической защиты (LIVE STILE INDEX) в модификации Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова, включающий восемь типов шкал, соотносимых с восемью основными психологическими защитами: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование [4,5].   

     При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по t-критерию Стьюдента и непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена.

Пилотажное исследование подростков было проведено в 2009 г. с участием 49 учащихся в возрасте 15,16 лет (28 девушек и 21 юношей), обучающихся в старших классах ГОУ гимназии №1565 «Свиблово».  

 

Результаты исследования 

 

Проведенные исследования показали, что мотивационный профиль старшеклассников отражает общие для старших подростков тенденции, среди которых следует указать на доминирующую роль биологических видов мотивации, представленной мотивацией самосохранения, альтруизма и репродуктивной мотивацией. При этом шкалы самоактуализации и нравственности явились наименее приоритетными в выборе подростков.

Отдельный анализ ответов в выборке юношей и девушек показал ряд дополнительных особенностей возрастной группы. Обращает на себя внимание факт наибольшего преобладания биологической мотивации среди выборки девушек, выраженной, главным образом, в репродуктивной мотивации (данные достоверны при p<0,05), следом за ней выстраиваются индексы витальной мотивации. Вместе с тем, отмечается полное совпадение индексов по шкалам альтруизма и самосохранения среди выборок обоих полов. И, напротив, среди выборки юношей выявлено доминирование социальной мотивации, выражаемой в индексах шкал мотивации самоактуализации (при p < 0,05), познавательной и нравственной мотивации.

Второй по значимости среди девушек выделяется социальная мотивация, составляющая защитный потенциал личности (защиты личности).  Как правило, максимальное значение для старшеклассников всегда имеет мотив самоутверждения, связанный с потребностью  в самоуважении (Рис.1).

Для уточнения и пояснения полученных профилей мотивации анализу подверглись результаты исходного ранжирования учащимися ряда ведущих потребностей и ценностей. В целом по выборке обращает на себя внимание факт приоритета ценностей порядка и благополучия в стране и защиты соотечественников по отношению к другим ценностям из списка значимых потребностей.  На втором месте по значимости с присвоением равных рангов выделяются ценности долгой и деятельной жизни наравне с верой и религией.

Раздельный анализ результатов исходного ранжирования выборки у юношей и девушек

Рис.1. Выраженность биологической и социальной мотиваций

 

обнаружил как совпадения в ранжировании, так и значительные расхождения, свойственные рассматриваемым группам по критерию наиболее (наименее) значимые ценности (Рис.2). Список наиболее значимых ценностей у юношей и девушек, которым присваивались высокие ранги, совпал, причем, по одной из ценностей (справедливость между людьми) не было обнаружено достоверных различий.

Вместе с тем, среди таких ценностей как защита соотечественников; занятие спортом; долгая, деятельная жизнь в выборке девушек выявлены достоверно более значимые различия в приоритетности показателей ранжирования по сравнению с выборкой юношей (р < 0,001).  Кроме того, у девушек особо значимо выделяются ценности веры и религии; могущества Родины и ее влияния в мире; порядок в стране по отношению к выбору юношей (р < 0,001). Интерес к получению информации о мире, науке, искусстве также превалирует у девушек по сравнению с юношами (р < 0,001).

Среди наименее приоритетных ценностей оказались потребности в безопасности родственников, заботе о семье и близких. Комфортным условиям жизни и ценности здоровья как юноши, так и девушки также не склонны придавать первостепенное значение. Вместе с тем отмечено, что юноши склонны придавать несколько большее значение личной безопасности, счастливой семейной жизни по отношению к результатам девушек по этим ценностям (р <0,05). Потребности в общении с друзьями и интересными людьми, внешности и одежде у юношей также оцениваются достоверно выше, чем у девушек из списка наименее приоритетных ценностей (р <0,05).

При анализе мотивации учитывается не только наличие социальной и биологической мотивации, но и мотивации порядка или развития, которые в рамках настоящего исследования также обретают несколько аспектов, особенно в отношении возрастных особенностей. Мотивации самоуважения, альтруизма и самосохранения, относимые к мотивации порядка, выражаются в желании завоевать уважение к себе в процессе общения с окружающими. Подростки склонны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, правилами, которые сами себе предъявляют, часто выстраивают свое поведение в соответствии со своим идеалом. Мотивация нравственности, также относимая к мотивации порядка,  не является в этом возрасте ведущей, поскольку в этот период наибольшее значение обретает развитие личности, подразумевающее поиск себя, расширение своих возможностей и формирование мировоззрения. Этим и объясняются низкие индексы по данной шкале. Напротив, репродуктивная мотивация, витальная и познавательная мотивации, мотивация самоактуализации относятся к мотивации развития.

 

Рис.2. Наиболее значимые ценности в выборках юношей и девушек

 

Доминирование мотивации самоактуализации у юношей объяснимо поло-возрастными особенностями, так как юноши в большей мере ценят и решают задачи преодоления зависимости, обретения автономии. Для них особую значимость обретают достижения и проявление социальной активности в этом возрасте. Для лиц женского пола типичным является предпочтение благосклонности, защиты и заботы о семье и близких, тогда как для юношей большую значимость обретают социальные ценности порядка в стране и мире, благополучие и величие Родины. Юноши в большей мере ценят материальную обеспеченность и дружбу. Совпадение в значимости  мотивации самосохранения для обоих полов обусловлено направленностью на достижение индивидуальной устойчивости личности человека, что также относится к возрастным особенностям подростков. Таким образом, обе выборки демонстрируют традиционные ценности и потребности, связанные с реализацией своих социальных ролей в обществе. Для старшеклассников оказывается значима забота о благополучии других людей и общества.

На этом фоне особенно заметно снижение значимости одной из основополагающих ценностей социальной мотивации на уровне развития социальной макросистемы – самоактуализации,  при сохранении нормальной выраженности ценности развития личности. Причина подобного явления может быть найдена отчасти в недостаточном уровне развития самостоятельности и компетентности старшеклассников на фоне стремления к построению новых социальных отношений с окружающими, при условии сохранения потребности в безопасности. В выборке данной группы испытуемых патриотические ценности и некоторые интересы социума уступают интересам личности, что также связано с особенностями  подросткового возраста, так как в этом возрасте значимым является развитие личности, личные достижения, ориентация на индивидуальные интересы, независимость в суждениях, что соответствует требованиям их социальной ситуации развития. Высокий уровень потребности в безопасности можно отчасти объяснить недостаточным уровнем развития самостоятельности и компетентности старшеклассников. В целом, анализ данных указывает на тенденцию достаточно гармоничного развития ценностей мотивации развития и порядка. Структура профиля мотивации отражает возрастные особенности. В то же время, профили оказались близкими к типичному профилю возрастной нормы, что указывало на отсутствие каких-либо искажений в личностном развитии.

   Результаты исследования механизмов психологической защиты среди старшеклассников показали следующие распределения (Рис.3).  Значения защитных механизмов у подростков выражены умеренно. В защитном профиле личности учащихся доминирующими механизмами защиты выступают замещение и проекция. В меньшей степени подростки рассматриваемой группы склонны к подавлению и реактивным образованиям. Защитное поведение подростков часто проявляется в избегании, отвержении проблемы, преобладающими являются импульсивность и раздражительность, реакции протеста. Проекция, как реакция эмоционального отвержения со стороны сверстников или взрослых, предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для неприятия или самопринятия. В целом, распределение и выраженность защитных механизмов свидетельствует о нормальной социально-психологической адаптации подростков.

Наиболее значимые и статистически достоверные различия обнаружены в выборке юношей по индексам шкал отрицания и интеллектуализации как способу защитного поведения, в то время как в выборке девушек доминирующими типами защит выступают регрессия и реактивное образование (при р < 0,001).

Корреляционный анализ результатов методики системного профиля мотивации и теста по определению типов защитного поведения позволил установить некоторые значимые взаимосвязи между отдельными типами мотивации и механизмами психологической защиты. В частности, среди выделенных восьми типов мотивации можно выделить одну шкалу, напрямую связанную со стремлением человека сохранить информационную структуру своей личности, ее целостность и устойчивость по отношению к различным внешним воздействиям разнообразной направленности. Это мотивация зашиты личности, раскрываемая комплексом психологических защит. Дополнительный корреляционный анализ результатов исходного ранжирования ценностных предпочтений мотивации защиты личности с каждым из рассматриваемых здесь механизмов психологических защит показал следующее. Значимая для рассматриваемой выборки ценность уверенности в завтрашнем дне отмечена во взаимосвязи с такими механизмами психологической защиты, как компенсация (значение коэффициента корреляции r=0,412) и реактивное образование (значение коэффициента корреляции r= - 0,360); ценность общения с друзьями и новыми людьми связана с  замещением (значение коэффициента корреляции r= - 0,404). Раздельный анализ результатов у девушек и юношей выявил еще одну закономерность: в выборке девушек не выявлено стойких взаимосвязей среди рассматриваемых ценностей защиты личности и механизмов психологической защиты, в то время как в выборке юношей ценность верности своим моральным принципам показала взаимосвязь с подавлением, как с защитным механизмом (значение коэффициента корреляции r= - 0,555).

Рис. 3. Механизмы психологической защиты среди выборок обоих полов

 

Более глубокий анализ взаимосвязи между мотивационными профилями старшеклассников и механизмами психологической защиты показал зависимость выбора определенных типов защитного поведения не только от типа мотивации, но и от уровня ее доминирования. Было отмечено, что в группе лиц, у которых более выраженной является социальная мотивация развития, проявляется тенденция преобладания интеллектуализации, подавления и компенсации, в то время как у лиц с доминированием биологической мотивации порядка, напротив, при умеренно или слабо выраженных индексах интеллектуализации и подавления отмечено стремление проявлять отрицание, регрессию и, отчасти,  компенсацию. Лица с доминированием социальной мотивации порядка проявляют тенденцию к использованию подавления наряду с интеллектуализацией и проекцией как механизмов психологической защиты, в противовес группе, где доминирует биологическая мотивация развития, при которой наиболее приемлемой психологической защитой выступает регрессия.

Среди старшеклассников на уровне тенденций, кроме общих особенностей, отмечены также некоторые половые различия в выборе типа психологической защиты в случае преобладания определенного типа мотивации в индивидуальном профиле  (Табл.1).

Значение и функциональная значимость каждой из рассматриваемых здесь защит может иметь несколько аспектов в контексте взаимосвязи с мотивационным профилем личности. Исходя из проведенного исследования, можно сделать предположение о том, что социально ориентированные личности, у которых лидирующее положение занимают социальные мотивы, проявляют определенную склонность к выбору механизмов психологической защиты более высокого порядка, таких как, например, интеллектуализация или компенсация. Вместе с тем, в случае преобладания биологической мотивации, ответственной в первую очередь за физическое развитие и сохранение личности как вида, выявляется тенденция к использованию более простых защит, таких, как отрицание или реактивное образование. Включение этих механизмов защиты личности наиболее ярко может проявить себя в ситуациях реальной угрозы жизни человека. К примеру, мотивация альтруизма выполняет охранительную функцию и призвана обеспечивать выживание человека как вида. В этом отношении устойчивость альтруизма может быть связана с уровнем реактивного образования. Реактивное образование представляет собой психологическую установку, привычное поведение диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде инверсии желания.  При этом способе защиты часто выступают различного рода деформации социальных отношений с окружающими, поскольку его отличие является  демонстративность поведения. В каждом конкретном реактивном образовании проявляется влечение, от которого субъект пытается защититься. Реактивные образования ограничивают способность человека гибко реагировать на события. Тем не менее, этот способ считается примером успешной защиты, так как он устанавливает психические преграды. В продолжение этой логики регрессия по отношению к интеллектуализации так же представляет собой более примитивный способ справляться с возникшей проблемой, поскольку, уменьшая напряжение, не устраняет источник проблем. В то же время одной из главных целей интеллектуализации является отстранение от эмоций, их нейтрализация.

Т а б л. 1.

Корреляционные связи между мотивацией и типом психологической защиты

 

 

Группа

Название мотивации

Механизм психологической защиты

Значение

корреляционной связи

девушки

Репродуктивная

Регрессия

 0,479

Нравственность

Регрессия

 0, 545

Витальная

Отрицание

 0,416

Альтруизм

Реактивное образование

0,416

юноши

репродуктивная

отрицание

0,504

Защиты личности

отрицание

0,487

 

проекция

0,469

нравственность

замещение

0,476

 

Таким образом, стремление воспроизведения элементов системы, т.е. мотивация развития, и стремление к поддержанию порядка в системе, т.е. мотивация порядка, находятся в определенной зависимости от уровня и вида психологической защиты. Можно предположить существование зависимости между системным уровнем мотивационного ожидания и имеющимся уровнем определенных психологических защит. Человек развивает мотивационные тенденции, представляющие собой реализацию защитных стратегий вследствие переживания эмоционального конфликта и совладания с ним в целях сохранения себя как личности и вида. Эту зависимость можно охарактеризовать как тенденцию с определенной свойственной ей закономерностью. Как известно, любая система стремится к равновесию между своей внутренней и внешней средой в момент взаимодействия для достижения равновесия. С этой точки зрения, с одной стороны, результатом работы механизма психологической защиты является бессознательное искажение, подмена реальности, но с другой – явно открывается положительная роль защитных механизмов в адаптации человека к реальности. Кроме того, в возрастной динамике одни и те же защиты в связи с мотивационными тенденциями могут иметь различное содержание, и, следовательно, проявляться в иных зависимостях. Приведенный анализ типов мотивации позволил выявить мотивационную структуру личности подростков, определив приоритетный уровень и вид системной организации социальных отношений для этой возрастной группы. Вместе с тем, выявленные в ходе детального анализа закономерности вполне отражают возрастные особенности представленной в работе выборки. 

Заключение 

 

Таким образом, системный психологический анализ обретает особое значение в раскрытии механизмов социально-психической адаптации и компенсаторных механизмов внутри мотивационной системы, на разных ее уровнях при анализе защитных механизмов личности на каждом возрастном этапе в условиях современного общества.

 

Литература

 

1.    Божович Л.И. Личность и ее формирование

      в детском возрасте. – М.,1968.

2.    Ганзен В.А. Системные описания в психоло-

      гии. – Л.:ЛГУ,1984.

3.    Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание.

      Личность.М.: Политиздат,1974.

4.    Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механиз

     мы психологической защиты. Генезис. Функ

     ционирование. Диагностика.- Мытищи: Та

     лант, 1990.     

5.    Романова Е.С. Психодиагностика.- Спб.:

     Питер, 2005.

6.    Рыжов Б.Н. Системная психология. – М.:

     МГПУ,1999.

7.    Рыжов Б.Н.Тест системного профиля моти  –

     вации. -М.: МГПУ, 2009.

8.    Freud, S. Das Unbewußte, G.W., T.10, 1915.

9.    Rokeach, M. The nature of human values. New

     York: Free Press, 1973

10. Schwartz, S.H. Universals in the content and

     structure of values: Theory and empirical tests

      in 20 countries\\ In M. Zanna (Ed.), Advances in

      experimental social psychology (Vol.25) (pp. 1-

      65). New York: Academic Press, 1992.

11. Skinner B. F. Beyond freedom and dignity. –

      New York, N.Y.: Knopf, 1971.

 

THE CORRELATION BETWEEN THE TEENS’ PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF DEFENSE AND SYSTEMIC STRUCTURE OF MOTIVATION

Grabovskiy A.I., MCPU, Moscow;

Chibiskova O.V., MCPU, Moscow

 

The role of the system-psychological analysis is very important in understanding of the mechanisms of socio-psychic adaptation and compensation in motivational system. The article represents the results of  correlation between different types of motivation and psychological mechanisms of defense among the teens on the basis of systemic approach. The features of teens’ motivation profile and different ways of trend in correlation of motivation and psychological mechanisms of defense are shown.

 

Key words: systemic approach, motivation, psychological mechanisms of defense, self-regulation, adaptation.

 

 

 



 


Другие публикации:

  • Смирнова М. В., КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кабанов И. С. Свистунова Е. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХ ...
  • Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ...
  • Филатова О.А. МОТИВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ РЕДУКЦИИ ЭКСТЕРНАЛЬНОЙ ...
  • Кожинова О.В. Ценностные ориентации в подростковых группах
  •