Кожинова О.В. Ценностные ориентации в подростковых группах

Журнал » 2010 том 1 № 1 : Кожинова О.В. Ценностные ориентации в подростковых группах
  Опубликовано на сайте 20-06-2010, 21:30 Просмотров: 17798

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
В ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
Кожинова О.В, МГПУ, Москва 


   В статье представлены исследования социально-психологических характеристик ценностных ориентаций старших подростков с позиций системного подхода. Рассмотрены проблемы самосознания личности, особенности становления мотивации и мировоззрения подростков разных социальных групп. 
   Ключевые слова: системный подход, мотивация, ценностные ориентации, социальная среда, социальная стратификация.

 

Введение
 

   Возрождение идеи кадетских корпусов в России привлекло внимание большинства исследователей, выражающееся в повышении значимости проблем воспитания, обучения и развития учащихся кадетских корпусов. Вместе с тем, мало изученными остаются вопросы о психологических особенностях кадет, в частности, особенностях ценностных ориентаций. Самосознание личности во многом определяется структурой ценностных ориентаций, что в дальнейшем влияет на становление системы отношений к себе, окружающим. В свою очередь, ценностные ориентации представляют собой сложное отражение объективных потребностей и интересов как общества, социальных групп, так и личности отдельного человека, являющегося частью социума, который способствует формированию у него соответствующих ценностных ориентиров, определяя нравственное сознание и поведение человека [3]. Сложная цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью является механизмом социального развития человека в современном ему мире. Процесс формирования ценностных ориентаций — многоплановый, он обусловлен многими факторами и в немалой степени взаимосвязан с явлением стратификации общества. В связи с чем, особое значение обретают исследования доминирования ценностных ориентаций среди представителей разных социальных классов [6].

   Система ценностных ориентаций формируется во многом под влиянием ценностей ближайшего социального окружения: семьи, референтных групп. Среди факторов, влияющих на формирование идеалов и ценностных ориентаций учащихся, особое место принадлежит учебному коллективу. В процессе повседневного общения школьников, студентов осуществляется взаимный обмен идеями, представлениями, интересами и т.д., что в целом влияет на формирование личности, ее ценностных ориентаций [7]. Содержание ценностных ориентаций личности также обусловлено характером общественных отношений, развивающихся по объективным законам и детерминирующих субъективные отношения конкретных личностей, проявляясь в их действиях, переживаниях, стремлениях [8,12,13].

   Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования,  составляющие собой иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов, чувствительных к различным изменениям окружающей среды [12]. Систему ценностных ориентаций личности, можно рассматривать также как подсистему более широкой системы, описываемой как «жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер [14]. Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой ценностных ориентаций личности, определяющий возможность реализации посредством ценности целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов на уровне более общей системы «человек»[2]. Согласно системному подходу, ценности, выступают в преобразованном виде в качестве мотивов поведения, так как ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с личной ценностной структурой. При таком подходе понятие «базовый мотив» тождественен понятию «личная ценность» [5,13]. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее мнению, система ценностных ориентаций — это основа усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы, которые руководят поведением людей [1].

   Ценностные ориентации являются важным регулятором активности человека, поскольку они позволяют соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью нормами социума. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности действительности, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему [4,15]. В настоящей работе представлен анализ ценностных ориентаций в подростковых группах из разных социальных слоёв общества, таких как: средний, базовый и нижний.
    Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций в различных социальных группах было осуществлено в 2008\ 2009 гг. на базе Московского кадетского корпуса юстиции школы-интерната № 8 и образовательного центра № 293. Вся совокупная выборка составила 103 человека в возрасте 16, 17 лет: из них 53 учащихся старших классов школы № 293 и 50 воспитанников старших классов кадетского корпуса. В исследовании была применена стратифицированная выборка. Средняя ошибка выборки составила 0,047 или 4,7%. Доверительные границы в генеральной совокупности равны 0,05 ± 0,077, что составляет от 5% до 7,7% выборки.
    Проверка характера распределения результатов исследуемых показателей в рассматриваемой выборке показала соответствие нормальному распределению (критерий Колмогорова – Смирнова).

 

Методика 

 

   Для определения принадлежности испытуемых к социальным группам, был использован метод анализа документов. Для исследования социального положения подростков в исследовании применялся качественный анализ документов испытуемых, включавший в себя рассмотрение личных дел испытуемых. Полученная информация была обобщена и представлена в качестве дополнения к анкетированию.

   Метод анкетирования был выбран в качестве основного для определения принадлежности старшеклассников гимназии и кадет к социальным группам. В результате были определены следующие критерии принадлежности к социальным группам: уровень жизни, общность социальных интересов, доход, степень обладания собственностью, досуг. С учетом этих критериев были сформулированы вопросы анкеты.

   Для выявления типов доминирующей мотивации испытуемых, были проведены исследования по методике «системного профиля мотивации», Б. Н. Рыжова.
   Дополнительно была разработана анкета с учетом ранжирования доминирующих ценностных ориентаций у старшеклассников школы и учеников кадетского корпуса. Анкета состоит из закрытых и полузакрытых вопросов, с вариантами ответов, представленных в виде перечня ценностей. Испытуемым предлагалось оценить предложенные ответы по степени значимости в той или иной системе оценок, либо выбрать те варианты ответов, которые для них наиболее важны. Вопросы анкеты относятся к номинальной и порядковой шкале. Представленные в анкете ценности были разделены на восемь блоков.

     Сравнение критериев принадлежности испытуемых к социальным группам показало, что семьи школьников, являются материально обеспеченными, так как обладают большим доходом, движимым и недвижимым имуществом. На основании исследования семьи школьников были отнесены к среднему социальному слою общества. Средний класс отличается от прочих социальных групп концентрацией значительных по объему материальных активов, т. е. такой концентрацией материальных благ, которая позволяет говорить о среднем классе как о состоятельной части общества.

 

    Семьи, относящиеся к выборке кадет, в отличие от семей школьников, имеют меньший доход и количество материальных благ, в связи с чем, представители этой группы были отнесены к малообеспеченному, нижнему социальному слою. Сравнительный анализ критериев принадлежности к социальным группам представлен в Таблице 1.

Т а б л. 1

Сравнительный анализ критериев принадлежности испытуемых

к социальным группам

 

№ п.п

Критерии принадлежности к социальным группам

Группы испытуемых

школьники

кадеты

1.

Занятие на дополнительных курсах

73,6%

26%

2.

Возможность семей испытуемых приобретать крупные дорогостоящие покупки (машина, домашний кинотеатр и т.д.)

56,7%

38%

3.

Проведение отпуска на даче

37,7%

26%

4.

Проведение отпуска за границей

56,7%

30%

   Исследование типов доминирующей мотивации учеников старших классов школы № 293, показало, что у старшеклассников преобладает познавательная мотивация, являющаяся одним из видов социальной мотивации, составившая 13,86% от числа всех респондентов. Не менее значимой для этой группы выборки оказалась мотивация защиты личности, представленная у 13,74% от числа всей выборки. Следующая по значимости выступает ценность самосохранения, выраженная у 13,40% учащихся. В равной степени преобладает и репродуктивная мотивация, представленная у 13,39% старшеклассников. Эти ценности представляют собой вид биологической мотивации. У старшеклассников также достаточно высоко представлена ценность нравственной мотивации (12,33%) и самоактулизации (10,33%). Склонность к альтруизму свойственна 12,14% школьников, в то время как доминирование потребностей витальной мотивации выражены лишь у 10,81% старшеклассников. Таким образом, как показывает анализ, социальная и биологическая мотивации находятся в равновесном положении у школьников, что выражает характерные особенности для данной возрастной группы. 

    Аналогичное исследование типов доминирующей мотивации у учеников старших классов кадетского корпуса выявило, что ведущими в этой группе являются мотивации сохранения вида – альтруизм, представленный у 13,72% учащихся; и мотивация продолжения вида - репродуктивная (13,54%). Следом, по значимости, выступает социальная мотивация сохранения социума – нравственная, составившая 13,39% из числа опрошенных. У кадет, также как и у школьников, достаточно выраженными являются индексы мотивации защиты личности (12,79%) и самосохранения (12,43%). Познавательная мотивация развития личности у кадет представлена в меньшей степени, по сравнению с группой школьников и составляет 12,12%. Вместе с тем, у кадет мотивация развития социума – самоактуализация несколько превалирует над показателями школьников и составляет 11,12%. Витальная мотивация среди кадет, так же как и у школьников, является менее приоритетной (10,89%).

    Результаты исследования доминирующей мотивации испытуемых различных социальных групп выявил следующие особенности: у старшеклассников школьников по сравнению с их сверстниками кадетами мотивация самосохранения и защиты личности представлена больше в 1,07 раза.  Познавательная мотивация у школьников по сравнению со старшеклассниками кадетского корпуса представлена больше в 1,14 раза, а индекс альтруизма выражен в 1,13 раза меньше. Индекс нравственной мотивации у кадет по сравнению со школьниками преобладает в 1,08 раза, а индекс самоактуализации больше в 1,07 раза. Равнозначными выступают репродуктивная и витальная мотивации, что соответствует возрастным особенностям (Рис.1.).

 

 

Рис. 1. Сравнение показателей мотивационного профиля  учащихся старших классов школы и кадет

 

    Сравнительный анализ результатов анкетирования подростков показал, что у школьников в отличие от кадет, ценность получения новой информации о мире, науке и искусстве преобладает в 1,44 раза. Ценность личной безопасности у старшеклассников школы, в отличие от кадет, представлена в 1,25 раза чаще. У школьников в отличие от кадет, ценность положения в обществе выше в 1,24 раза. Ценность возможности реализации своих способностей у кадет, в отличие от школьников, преобладает в 1,06 раза. У кадет, в отличие от школьников, ценность личной безопасности представлена в 1,25 раза меньше, а ценность заботы о семье и близких выражена в 1,24 раза больше. У кадет по сравнению со школьниками ценность верности своим моральным принципам оценивается в 1,24 раза выше. Такие ценности как любовь и хорошее питание у старшеклассников школы и у кадет представлены примерно в одинаковом процентном соотношении, что характерно для данного возраста (Рис.2.).

    Сравнение результатов анкетирования и методики «Системный профиль мотивации» Б.Н. Рыжова, показало, что у старшеклассников школы, в отличие от кадет, доминируют следующие ценностные ориентации: получение новой информации о мире, науке и искусстве, личная безопасность, положение в обществе. В отличие от кадет, ведущими мотивациями школьников являются: познавательная, самосохранение, защиты личности и репродуктивная мотивация. Приоритетными ценностными ориентациями у кадет по сравнению со школьниками также является: забота о семье и близких, верность своим моральным принципам. Ценность получения новой информации о мире, науке и искусстве у кадет представлена в меньшем процентном соотношении по сравнению со школьниками. Таким образом, преобладающими мотивациями кадет по отношению к школьникам являются нравственная мотивация, альтруизм и репродуктивная, но занижена значимость познавательной мотивации. Доминирование репродуктивной мотивации у школьников и кадет, является характерным для данной возрастной группы. Результаты, полученные при помощи методики «Системный профиль мотивации» и анкетирования обнаружили значимую корреляцию при r=0,67.

 


 

Рис. 2. Сравнение распределения ценностных ориентаций школьников и кадет по результатам анкетирования

 

    Дополнительный анализ социальных групп и ценностных ориентаций в рассматриваемой выборке обнаружил наличие значимой связи между тем, к какой социальной группе относятся старшеклассники и тем, какие ценностные ориентации у них преобладают. В ходе исследования ценностных ориентаций представителей различных социальных групп, были установлены следующие особенности. У школьников старших классов, относящихся к среднему социальному слою, ведущими оказались такие ценностные ориентации как: получение новой информации о мире, науке и искусстве, положение в обществе и личная безопасность. Доминирующими ценностными ориентациями старшеклассников кадетского корпуса, относящихся к малообеспеченному социальному слою, являются: верность своим моральным принципам и забота о семье и близких. Ценность получения новой информации о мире, науке и искусстве в нижней социальной группе является менее выраженной и соответствует малообеспеченному слою населения (при rs= 0,46).

   Заключение 

 

    Таким образом, можно сделать вывод о значимости исследований ценностных ориентаций в различных социальных группах, поскольку эти исследования позволяют раскрыть процесс формирования групповой жизнедеятельности старшеклассников. Результаты проведённого исследования используются в работе педагогов и психологов со старшеклассниками школы принадлежащих к среднему социальному слою и учениками кадетского корпуса, принадлежащих к малообеспеченному, нижнему социальному слою, для построения учебных и воспитательных программ. В целом полученные результаты указывают на значимость системно-психологических и социологических исследований. 

             Литература 

 

1.      Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

2.      Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С.383.

3.      Василенко В. А. Ценности и оценка. — Киев, 1964.

4.      Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд. – во МГУ, 1984.

5.      Грабовский А.И. Системно-психологическая концепция психической работоспособности.//Монография М.: Пограничная академия ФСБ России, 2008.

6.      Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2003.

7.      Круглое Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. — М., 1988.

8.      Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности – М. 1989.

9.      Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

10.   Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс ,1999 - №6.- С. 153.

11.   Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). - М.: изд. МГПУ,1999.

12.   Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

13.   Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы – 1997.- № 1. – С. 215.

14.   Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности 7 –е изд. – М. «Добросвет», 2003.

15.   Яницкий. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.  - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

 

 

 

THE VALUES OF THE TEENS

IN DIFFERENT GROUPS

Kozhinova O.V., MCPU, Moscow 

 

    The researches of systemic socio-psychological characteristics of teens’ values are represented in this article. The problems of person’s self-consciousness, motivational features and world-view of teens in different social groups are shown. 

    Key words: systemic approach, motivation, values, social environment, social stratification.



 


Другие публикации:

  • Валявко С.М. Аверьянова Е.В. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОС ...
  • Аверьянова Е.В., ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШ ...
  • Львова С.В., Унру О.В., ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ В ПРОЦЕ ...
  • Кожинова О.В., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПО ...
  • Грабовский А.И., Чибискова О.В. Взаимосвязь защитных механизмов личности с ...
  •