Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2024 №49 : Хилханов Д. Л. Системный подход в исследованиях культурной дистанции (на примере типологии Всемирного исследования ценностей)

Просмотров: 196

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.01


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ДИСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТИПОЛОГИИ ВСЕМИРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ)


Д. Л. Хилханов,
МГПУ, Москва,
khilkhanovdl@mgpu.ru


Системный подход наиболее полно проявляет себя при составлении различного рода типологий и классификаций. В настоящей статье мы рассмотрим реализацию системного подхода в определении культурной дистанции в типологии Всемирного исследования ценностей (WVS). Рассмотрены итоги WVS по России за 2017–2022 гг. (7-я волна), которые представлены в открытом доступе1. Р. Инглхарт (куратор и автор Всемирного исследования ценностей) в своей диаграмме реализует системный подход в пространстве двух многокомпонентных факторов: традиционные/секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения.
Все социальное и культурное пространство делится для нас на Я и Другой. Данное деление осуществляется на видимых и невидимых признаках в сложном процессе идентификации/самоидентификации. Культурная дистанция в виде маркеров определяет уникальность и отличие одной культуры или субкультуры от другой. Диакритиками культурной дистанции могут выступать разные признаки, при этом базовыми признаются родной язык и религия. Большинство таких признаков значимы лишь в комплексе. Более того, они постоянно меняются.
Р. Инглхарт переосмыслил теорию модернизации, доказав, что с ростом экзистенциальной безопасности в современном обществе постматериалистические ценности неизбежно трансформируются в ценности светские и ценности самовыражения. Всемирное исследование ценностей 2017–2022 гг. проводилось по 290 тематическим вопросам. В результате было выявлено, что показатели отношений к другим расам, национальностям, носителям других языков тесно взаимосвязаны с религиозным фактором. В данной классификации религиозный фактор является базовым для определения культурной дистанции, что и доказывается результатами исследования по России. В российских условиях религиозный фактор становится еще более весомым в силу того, что большинство респондентов признают, что религия и религиозные институты играют либо значимую, либо важную роль в их жизни.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Дядык Н. Г. Системный анализ музейной арт-терапии как способа формирования конструктивных копинг-стратегий (на примере студентов педагогического вуза)

Просмотров: 252

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.02


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)


Н. Г. Дядык,
ЮУрГГПУ, Челябинск,
djadykng@cspu.ru


Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия — это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.

Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого
диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.

Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.


  Читать полностью...