Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2024 №49 : Титульный лист 1 (49)

Просмотров: 61

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системная психология

 

 и социология

 

 

 

№ 1 (49) 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

 

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

2024

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Содержание 1(49)

Просмотров: 52

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Хилханов Д. Л. Системный подход в исследованиях культурной дистанции (на примере типологии Всемирного исследования ценностей)

Дядык Н. Г. Системный анализ музейной арт-терапии как способа формирования конструктивных копинг-стратегий (на примере студентов педагогического вуза)

Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Системный профиль мотивации и внутриличностный конфликт

Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов

Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП

Сокольская М. В., Волкова А. А., Пекарь Е. В. Представление судоводителей о профессиональном обучении при прохождении тренажерной подготовки

Немов Р. С., Алтунина И. Р. Комплексный подход к психологии мотивации

Лемиш В. В. Система представлений о коммуникативных качествах пожилых и старых людей у социальных работников с различным профессиональным стажем

 

История психологии и психология истории

 

Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы

 

Системные социологические исследования

 

Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 1 (49)


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации

Просмотров: 51

УДК 316.354
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.10


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Э. Н. Рычихина,
МГПУ, Москва,
richihinaen@mgpu.ru,
И. Л. Быкова,
ИНУПБТ, Калуга,
irina.bikova11@yandex.ru


Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятель ности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, — содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной
организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы

Просмотров: 50

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.09


В. Г. КОРОЛЕНКО О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ДЕТСТВЕ: ЭТАПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ


Г. А. Урунтаева,
ИИДСВ РАО, Москва,
lotsman52@mail.ru


В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обре-
тение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика — единственного ребенка богатых родителей, — растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей. Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы. В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Лемиш В. В. Система представлений о коммуникативных качествах пожилых и старых людей у социальных работников с различным профессиональным стажем

Просмотров: 75

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.08


СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВАХ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ


В. В. Лемиш,
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского,
Омск,
verlem2004@yandex.ru


В статье общение позиционируется как системообразующий фактор профессиональной деятельности социального работника, важным компонентом которой являются представления о коммуникативныхкачествах клиента.
Целью исследования являлось изучение мнения социальных работников об особенностях коммуникации у лиц старшего возраста. Были опрошены 492 социальных работника Омска и Омской области; их возраст оказался в диапазоне от 24 до 65 лет.
Отмечается, что социальная работа (СР) с пожилыми людьми осложняется тем, что их образ в общественном сознании существенно стереотипизирован. Эти стереотипические представления в основном негативного характера, что становится существенным барьером для реализации субъектного подхода,
на который ориентирована современная СР с пожилыми людьми. Результаты работы позволили отметить, что представления социальных работников о старом и пожилом человеке различные. Пожилой человек описывается еще положительными качествами, а старый — амбивалентно, с преобладанием негативных характеристик. Наиболее позитивно оценивают коммуникативные качества как пожилых, так и старых своих подопечных социальные работники с профессиональным стажем более 20 лет. Существенно ниже, чем другие, оценивают коммуникативные качества старого человека респонденты-женщины, проработавшие в данной сфере от 15 до19 лет.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Немов Р. С., Алтунина И. Р. Комплексный подход к психологии мотивации

Просмотров: 60

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.07


КОМЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ


Р. С. Немов,
МГПУ, Москва,
nemovrs@mgpu.ru,
И. Р. Алтунина,
МИП, РГГУ, Москва,
inna-altunina@rambler.ru


В статье предлагается расширенное, комплексное понимание мотивации, основанное на том, что практически все известные и изучаемые в психологии процессы и явления вносят свой вклад в регуляцию поведения. Это касается не только специфических мотивационных образований, которые давно и традиционно изучаются в данной области научных знаний, — инстинктов, потребностей, мотивов, целей, интересов, побуждений и влечений, — но также познавательных процессов, свойств личности и психологических состояний. В статье представлена схема такого комплесного понимания мотивации, в которую включены все изучаемые в психологии процессы и явления. Каждое из них далее рассматривается отдельно с точки зрения выполняемых им мотивационных функций.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Сокольская М. В., Волкова А. А., Пекарь Е. В. Представление судоводителей о профессиональном обучении при прохождении тренажерной подготовки

Просмотров: 53

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.06


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ


М. В. Сокольская,
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Минздрава России, Москва,
mvsokolskaya@mail.ru,
А. А. Волкова,
МГУ им. адм. Г. И. Невельского,
Владивосток,
VolkovaAA@msun.ru
Е. В. Пекарь,
МГУ им. адм. Г. И. Невельского,
Владивосток,
pekar@msun.ru


При все более совершенных автоматизированных системах управления сохраняющаяся высокая аварийность на морском транспорте определяет необходимость поиска решений, обеспечивающих безопасность человека, груза и судна. При ведущей роли оператора в системе «человек – техника – среда» изучение представления судоводителей о профессиональном обучении на моделированных комплексах (тренажерах) имеет потенциал черного ящика, так как способно обнаружить имплицитные составляющие — смыслы, мотивы и ценности, — в значительной степени определяющие поведение субъекта в процессе обучения. В исследовании с участием двух групп специалистов — судоводителей, граждан России и граждан КНР, проходящих обучение на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии, был применен метод интервью с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа. Выделены пять компонентов (когнитивный, исполнительный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, профессиональный), объединяющих различные единицы анализа текстов, на основе которых дана интерпретация представления субъектов об учебной деятельности и ее психологическом содержании. Результаты исследования обнаруживают различия в представлениях двух групп респондентов, которые характеризуют учебную деятельность на тренажере как развивающую (группа китайских судоводителей), стабилизирующую, или стагнирующую (группа российских судоводителей). На основе данных структурированных интервью сформулированы рекомендации по содержанию работы с группой специалистов-судоводителей при подведении итогов обучения. Акцент ставится на обсуждении выбранной самими судоводителями главной темы — ошибки оператора судна. Опыт ошибки имеет ведущее значение в представлении совокупного субъекта и выступает связующим звеном между профессиональным обучением и морской практикой.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП

Просмотров: 65

УДК 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.05


РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП


Б. М. Коган,
МГПУ, Москва,
koganbm@mgpu.ru,
М. А. Аникеева,
МГПУ, Москва,
аnikeevaма028@mgpu.ru


Совершенствование неонатальной помощи привело к значительному увеличению выживаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, недоношенных новорожденных, у которых достаточно велик риск развития ДЦП. Таким образом, становится актуальным любое новое знание в области проблем, связанных с появлением в семье ребенка с данным диагнозом, так как оно позволяет разрабатывать наиболее эффективные виды психологической помощи такой семье.

Хотя высокие показатели эмоциональных стрессовых реакций выявлены у всех родителей тяжелобольных детей, характер и сила эмоционального ответа на стрессовую ситуацию имеют как общие, так и индивидуальные особенности, которые в первую очередь обусловлены различиями в индивидуально-психологических свойствах, реализуемых стратегий совладания, духовной зрелости родителей и получаемой ими помощи.
В статье рассмотрена проблема родителей ребенка с ДЦП как со стороны деструктивного влияния родительского стресса (РС), так и со стороны потенциально возможных позитивных личностныхтрансформаций родителей.
Проанализированы особенности родительского стресса (РС) при появлении в семье ребенка с ДЦП, описаны этапы адаптации к травмирующему событию, признаки социально-психологической дезадаптации родителей, деструктивные изменения в семье на соматическом, психологическом и социальном уровнях. Дано понятие посттравматического роста (ПТР) и рассмотрены условия, при которых воспитание детей с особенностями развития может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на семью в целом.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов

Просмотров: 47

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.04


ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ


Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru,
И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru


В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2024 №49 : Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Системный профиль мотивации и внутриличностный конфликт

Просмотров: 65

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.03


СИСТЕМНЫЙ ПРОФИЛЬ МОТИВАЦИИ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ


Б. Н. Рыжов,
МГПУ, Москва,
ryzhovbn@mgpu.ru,
Л. Б. Смоловская,
МИП, Москва,
smolovskajalb@mgpu.ru


Целью настоящей работы стало исследование системных особенностей мотивационных диспозиций личности как фактора развития внутриличностного конфликта. Маркером такого конфликта является противоречие между несколькими актуальными, но нереализованными видами мотивации. Особенностью внутреннего конфликта становится длительное ощущение переживаемого дистресса.

Исследование было проведено в Московском институте психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии в Москве с 2022 по 2023 г. В нем приняли участие 240 обучающихся по программе дополнительного образования: 180 женщин и 60 мужчин в возрасте 24–36 лет. Использовались три методики: тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (ВК) А. И. Шипилова и два варианта теста системного профиля мотивации Б. Н. Рыжова, в том числе вариант ранжирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, наиболее близкий к реальному, или Я-реальное, и вариант шкалирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, в большей мере учитывающий социальное давление на обследуемого социальных норм и требований, или Я-идеальное.

Исследование позволило установить, что в возрастной группе 24–36 лет различия индексов мотивации при разных уровнях внутренней конфликтности прослеживаются только в женской выборке, при этом значение медианы репродуктивной мотивации в группе женщин с высоким ВК статистически достоверно превышало соответствующие данные у женщин с низким ВК. У женщин с низким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации лежит коллизия осознаваемого стремления к более полной реализации своих возможностей (самореализация) и скрытой неудовлетворенности своим социальным и профессиональным статусом (сохранение Я). У женщин молодого возраста с высоким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации чаще лежит коллизия нарративов, определяющая противостояние нереализованной репродуктивной мотивации и переоцененных мотиваций самореализации и нравственности.


  Читать полностью...