Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №48 : Смоловская Л. Б., Машкова Л. А. Внутренний конфликт с позиции системной психологии

Просмотров: 159

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Л. Б. Смоловская

МИП, Москва

smolovskajalb@mgpu.ru

 

Л. А. Машкова

НИУ ВШЭ, Москва

la.mashkova@gmail.com

 

Целью статьи является предложение концептуальной модели и разработка теоретического содержания понятия внутреннего конфликта.

 

В настоящий момент существует множество различных систем описания мотивации, присутствует ряд способов понимания внутренних конфликтов. Однако эти две сферы нуждаются в уточнении и дополнительных теоретических моделях, которые позволяли бы более детально описывать данную проблему. Многие потребности в разных подходах – как психодинамических, так и гуманистических, а также в современных постмодернистских, рассматриваются не с системной позиции, а как наблюдения частных авторов. Этой частью проблемы внутренних конфликтов подробно занимается системная психология, предлагая структуру понимания потребностей и мотиваций человека.

 

В статье рассматривается проблема выделения внутреннего конфликта, его понимание с позиций системной психологии. Дается анализ субъектности конфликта на основе построения уникальной для каждого человека семантической сети, связывающей понятия (объекты, удовлетворяющие потребности) с самими потребностями через базовые концепции — единицы знаний об окружающем мире. Такое понимание позволяет определять и концептуально выстраивать механику внутреннего конфликта. Разбираются случаи, в которых напряженность будет существовать, однако ее уровень недостаточно велик для выделения внутреннего конфликта.

 

Далее рассматривается динамика внутреннего конфликта - через аналогию с эквалайзером. Приводятся факторы, которые влияют на формирование концепций. Приводится понятие уровня психической напряженности, которое может быть осмыслено при помощи с одной стороны - субъективной оценки, а с другой - математического аппарата, позволяющего вводить определенный уровень математической строгости. Коротко описывается симптоматика внутреннего конфликта через термин стресса. Рассматриваются разные пути сглаживания внутреннего конфликта, которые могут быть использованы в практической работе.

 

В разделе «выводы» подводится итог статьи, еще раз обозначаются ключевые аксиоматические моменты, из которых строится все дальнейшее понимание процесса выстраивания внутреннего конфликта.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №48 : Романова Е. С., Абушкин Б. М., Решетина С. Ю. Проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников

Просмотров: 199

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Е. С. Романова,

 МГПУ, Москва,

 RomanovaES@mgpu.ru,

 

Б. М. Абушкин,

 МГПУ, Москва,

 AbushkinBM@mgpu.ru

 

С. Ю. Решетина

 МГПУ, Москва

 reshetinas@rambler.ru

 

В статье дается обоснование необходимости последовательного формирования представлений школьников относительно своих личностных и социальных возможностей для наиболее полной реализации своих ценностных установок. Рассматриваются инновационные развивающие занятия, реализующие проектную деятельность школьников по формированию у себя ведущих социальных качеств – самостоятельности, ответственности и активности. Проектная деятельность школьников в контексте своего личностного развития рассматривается как последовательная этапная работа по формированию у них осознанного понимания содержательных особенностей психологических характеристик, формированию навыка своего личностного развития в реальном социальном окружении; развитию потребности в саморазвитии; вовлечению школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, формированию навыков аналитического суждения о преимуществах и недостатках в своем личностном развитии.

 

Рассматриваемая логика личностного самоопределения и развития представляет новую практику использования тренингов в психологической работе со школьниками. Направленную на активное и целенаправленное формированию личностных качеств школьников. Программа работы школьников, включает в себя 4 последовательных этапа. На первом этапе решается задача первичной диагностики учащихся по наиболее важным для развития школьников качествам. На втором этапе решаются задачи развивающей практики – освоение техник интерпретации количественных показателей диагностических тестов; раскрытие своего внутреннего потенциала; овладение психологическими знаниями; стимулирование потребности в саморазвитии. На третьем этапе осуществляется вовлечение школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, которые определяются личностной природой человека и основываются на его социальных потребностях, ценностных установках и личностных возможностях. На четвертом этапе школьники делают заключение относительно социальной достаточности достигнутого ими уровня развития. У школьников формируется заключение относительно своих личностных ресурсов.

 

Представленные в статье проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников содержат в себе актуальный и необходимый развивающий практикум по формированию у обучающихся новых знаний, умений и навыков.

 


  Читать полностью...