Просмотров: 273
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Л. Б. Смоловская МИП, Москва smolovskajalb@mgpu.ru
Л. А. Машкова НИУ ВШЭ, Москва la.mashkova@gmail.com
Целью статьи является предложение концептуальной модели и разработка теоретического содержания понятия внутреннего конфликта.
В настоящий момент существует множество различных систем описания мотивации, присутствует ряд способов понимания внутренних конфликтов. Однако эти две сферы нуждаются в уточнении и дополнительных теоретических моделях, которые позволяли бы более детально описывать данную проблему. Многие потребности в разных подходах – как психодинамических, так и гуманистических, а также в современных постмодернистских, рассматриваются не с системной позиции, а как наблюдения частных авторов. Этой частью проблемы внутренних конфликтов подробно занимается системная психология, предлагая структуру понимания потребностей и мотиваций человека.
В статье рассматривается проблема выделения внутреннего конфликта, его понимание с позиций системной психологии. Дается анализ субъектности конфликта на основе построения уникальной для каждого человека семантической сети, связывающей понятия (объекты, удовлетворяющие потребности) с самими потребностями через базовые концепции — единицы знаний об окружающем мире. Такое понимание позволяет определять и концептуально выстраивать механику внутреннего конфликта. Разбираются случаи, в которых напряженность будет существовать, однако ее уровень недостаточно велик для выделения внутреннего конфликта.
Далее рассматривается динамика внутреннего конфликта - через аналогию с эквалайзером. Приводятся факторы, которые влияют на формирование концепций. Приводится понятие уровня психической напряженности, которое может быть осмыслено при помощи с одной стороны - субъективной оценки, а с другой - математического аппарата, позволяющего вводить определенный уровень математической строгости. Коротко описывается симптоматика внутреннего конфликта через термин стресса. Рассматриваются разные пути сглаживания внутреннего конфликта, которые могут быть использованы в практической работе.
В разделе «выводы» подводится итог статьи, еще раз обозначаются ключевые аксиоматические моменты, из которых строится все дальнейшее понимание процесса выстраивания внутреннего конфликта.
|
||
Просмотров: 301
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru,
Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru
С. Ю. Решетина МГПУ, Москва reshetinas@rambler.ru
В статье дается обоснование необходимости последовательного формирования представлений школьников относительно своих личностных и социальных возможностей для наиболее полной реализации своих ценностных установок. Рассматриваются инновационные развивающие занятия, реализующие проектную деятельность школьников по формированию у себя ведущих социальных качеств – самостоятельности, ответственности и активности. Проектная деятельность школьников в контексте своего личностного развития рассматривается как последовательная этапная работа по формированию у них осознанного понимания содержательных особенностей психологических характеристик, формированию навыка своего личностного развития в реальном социальном окружении; развитию потребности в саморазвитии; вовлечению школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, формированию навыков аналитического суждения о преимуществах и недостатках в своем личностном развитии.
Рассматриваемая логика личностного самоопределения и развития представляет новую практику использования тренингов в психологической работе со школьниками. Направленную на активное и целенаправленное формированию личностных качеств школьников. Программа работы школьников, включает в себя 4 последовательных этапа. На первом этапе решается задача первичной диагностики учащихся по наиболее важным для развития школьников качествам. На втором этапе решаются задачи развивающей практики – освоение техник интерпретации количественных показателей диагностических тестов; раскрытие своего внутреннего потенциала; овладение психологическими знаниями; стимулирование потребности в саморазвитии. На третьем этапе осуществляется вовлечение школьников в мир актуальных практик социального взаимодействия, которые определяются личностной природой человека и основываются на его социальных потребностях, ценностных установках и личностных возможностях. На четвертом этапе школьники делают заключение относительно социальной достаточности достигнутого ими уровня развития. У школьников формируется заключение относительно своих личностных ресурсов.
Представленные в статье проектные технологии личностного самоопределения и развития школьников содержат в себе актуальный и необходимый развивающий практикум по формированию у обучающихся новых знаний, умений и навыков.
|
||