PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2023 №47 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

  Просмотров: 62

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.1

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

В статье обосновываются задачи развития у школьников самостоятельности, ответственности и активности как целевых факторов их разностороннего личностного и социального развития, необходимых для обеспечения их эффективной образовательной деятельности. Проведенное экспериментальное исследование было направлено на изучение характера различий в проявлении личностных качеств учащихся с высокой и низкой успеваемостью. Данные, полученные на выборке 124 школьников по 35 показателям позволили выявить личностные установки, предопределяющие их эффективную образовательную деятельность.

Результаты исследования свидетельствуют о важности самостоятельности, позволяющей человеку ощутить свою личностную независимость от разнообразных социальных влияний и вмешательств в ситуациях принятия ответственных решений, выбора ближних и отдаленных целей с преимущественной опорой на свои возможности. В исследовании показано, что для школьников с высокой успеваемостью в большей мере характерна социальная ответственность. Свою успеваемость школьники напрямую соотносят с необходимостью в дальнейшем брать на себя ответственность по многим аспектам общественного развития общества. Они выстраивают свою будущую профессиональную перспективу как фактор устойчивого личностного успеха и процветания.

 

Ключевые слова: успеваемость; личностные качества; социальный потенциал; образовательная среда; самостоятельность личности; ответственность личности; активность личности; психологические тесты; показатели; критерии развития.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 5–19. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.1

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 


     Читать полностью...