Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №47 : Титульный лист 3(47)

Просмотров: 152

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 3 (47) 2023

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2023

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Содержание 3(47)

Просмотров: 159

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

 

К юбилею В. И. Лубовского

Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

 

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»?

Просмотров: 279

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.9

 

ЧТО ТАКОЕ «СТРУКТУРА ДЕФЕКТА»?

 

В. И. Лубовский

 

Статья посвящена системному исследованию параметров привязанности и ревности. В целях изучения их взаимосвязей было приведено эмпирическое исследование, в котором участвовали 70 студентов гуманитарных вузов в возрасте от 18 до 21 лет. Для определения стиля привязанности у испытуемых были использованы следующие методики: тест на тип привязанности Э. Чен (в адаптации Е. Кротовой) и «Опросник привязанности к близким людям» Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского. Для определения уровня ревности использовалась шкала ревности Р. Лихи.

Настоящая статья публикуется в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения выдающегося ученого, основателя научной школы российской специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика РАО В. И. Лубовского, более двадцати лет проработавшего в МГПУ. Многоплановость и разносторонность его научных интересов отражены в более чем 200 публикациях, включая несколько известных учебников и монографий, отдельные из которых переведены на иностранные языки. Научный вклад В. И. Лубовского в области специальной психологии и педагогики имеет общемировое значение.

Материал последней статьи В. И. Лубовского был любезно предоставлен редакцией научно-методического журнала «Специальное образование» для репринта. В научной статье автором подчеркивалась невозможность отражения содержания основного понятия специальной психологии и специальной педагогики — «структура дефекта» — как набора определенных количественных показателей психологических / психофизиологических функций. Отмечалось, что существует чрезвычайная вариативность и совпадение количественных показателей ряда функций при нескольких дизонтогенетических типах нарушенного развития. Таким образом, при анализе процесса психодиагностики типов развития В. И. Лубовский выделял этап дифференциальной психодиагностики и ее объект — познавательную сферу и психофизиологические возможности. Им было подчеркнуто, что в пределах каждого типа развития при вариативности показателей отдельных функций сохраняются определенные соотношения: функция, наиболее развитая по сравнению с другими, при всех индивидуальных вариантах и динамических изменениях сохраняет более высокое место, как и остальные, тоже остающиеся на своих местах. Это соотношение и представляет основные компоненты структуры дефекта.

 

Ключевые слова: структура дефекта; недостатки (нарушения) развития; дифференциальная психодиагностика; наглядно-образное мышление; зона ближайшего развития / обучаемость; стандартизованные интеллектуальные тесты; количественные оценки; способ познавательного взаимодействия (или способ взаимодействия с окружающей средой).

 

Для цитаты: Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 95–104. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.9

 

Лубовский Владимир Иванович (1923–2017), кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Москва.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Просмотров: 234

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.8

 

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ В. И. ЛУБОВСКОГО

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Д. В. Лубовский,

МГППУ, Москва,

LubovskiyDV@mgppu.ru

 

В статье проанализировано значение работ В. И. Лубовского, созданных им в последние годы жизни, для теории и практики современного специального обучения. Прослеживается развитие положений культурно-исторического подхода в исследованиях ученого. Показано теоретическое и практическое значение его концепции общих и специфических закономерностей развития, предложенного им подхода к диагностике нарушений развития, представлений о структуре дефекта, о проблемах и противоречиях инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: В. И. Лубовский; диагностика нарушений развития; нарушенное развитие; общие и специфические закономерности; структура нарушений; инклюзивное образование.

 

Для цитаты: Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 90–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.8

 

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психологопедагогического университета, Москва.

E-mail: LubovskiyDV@mgppu.ru

ORCID: 0000-0001-7392-4667

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Просмотров: 12642

УДК 159.922.7

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.7

 

 В. И. ЛУБОВСКИЙ И СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

BogdanovaTG@mgpu.ru,

Н. М. Назарова,

МГПУ, Москва,

NazarovaNM@mgpu.ru

 

Статья написана к 100-летию известного отечественного психолога, одного из ученых, очень много сделавшего для развития современной специальной психологии в нашей стране, — доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования В. И. Лубовского. В ней рассматриваются разные сферы деятельности академика и достижения его самого и основанной им школы. На протяжении многих лет им развивались идеи культурно-исторической теории Л. С. Выготского и его последователей, среди которых главное место занимал А. Р. Лурия, научный руководитель В. И. Лубовского; разрабатывались теоретико-методологические основы специальной психологии, включая исследование общих и специфических закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определение понятия «особые образовательные потребности». Проблемы дифференциальной диагностики нарушений развития и связанные с ее применением на практике психологические аспекты инклюзивного обучения были в центре внимания ученого на протяжении всей его научной деятельности. Значим вклад В. И. Лубовского и его учеников в изучение психологии детей с задержкой психического развития.

Существенным достижением стало создание под руководством ученого первого в нашей стране учебника для вузов «Специальная психология», который до настоящего времени является основным для студентов, обучающихся по специальностям дефектологического и психологического профилей. В создании учебника участвовали отечественные ученые, являющиеся ведущими специалистами в разных областях специальной психологии.

В. И. Лубовский был просветителем в самом точном значении этого слова: он принимал участие в создании терминологических словарей по психологии и дефектологии; своими многочисленными яркими выступлениями привлекал внимание к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ключевые слова: В. И. Лубовский; специальная психология; закономерности психического развития детей; особые образовательные потребности; дети с задержкой психического развития.

 

Для цитаты: Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 81–89. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.7

 

Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: BogdanovaTG@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-5886-6494

 

Назарова Наталия Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: NazarovaNM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-8052-9849

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

Просмотров: 257

УДК 159.923.2

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.6

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕВНОСТИ И ПРИВЯЗАННОСТИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

А. Е. Кучарин,

МГГЭУ, Москва,

kucharin@internet.ru,

Е. В. Котова,

АГЗ МЧС России, Химки,

e.kotova@amchs.ru

 

Статья посвящена системному исследованию параметров привязанности и ревности. В целях изучения их взаимосвязей было приведено эмпирическое исследование, в котором участвовали 70 студентов гуманитарных вузов в возрасте от 18 до 21 лет. Для определения стиля привязанности у испытуемых были использованы следующие методики: тест на тип привязанности Э. Чен (в адаптации Е. Кротовой) и «Опросник привязанности к близким людям» Н. В. Сабельниковой и Д. В. Каширского. Для определения уровня ревности использовалась шкала ревности Р. Лихи.

В результате исследования было выявлено, что между уровнем ревности и стилем привязанности есть определенная зависимость. У респондентов с надежным стилем привязанности достаточно низкие показатели ревности. При тревожно-избегающим стиле привязанности зафиксированы достаточно высокие показатели ревности. Полученные результаты применимы в психологическом консультировании пар, выстраивающих межличностные отношения.

 

Ключевые слова: системное исследование; привязанность; ревность; тревожность; надежный стиль привязанности; тревожно-избегающий стиль привязанности.

 

Для цитаты: Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 73–79. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.6

 

Кучарин Александр Евгеньевич, психолог, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва. E-mail: kucharin@internet.ru ORCID: 0009-0007-0578-400X Котова Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС России, Химки.

E-mail: e.kotova@amchs.ru

ORCID: 0000-0002-2436-5325

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Просмотров: 206

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.5

 

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ВЗАИМОСВЯЗИ БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Н. Г. Дядык,

ЮУрГГПУ, Челябинск,

djadykng@cspu.ru

 

Под буллингом понимают физическое и психологическое насилие, которое испытывают на себе учащиеся. Буллинг — это феномен групповой, и он имеет свою структуру. Настоящая статья посвящена изучению взаимосвязи между структурой буллинга и психологической атмосферой в школьном коллективе. В 2022 г. было проведено исследование структуры буллинга в школах города Челябинска и Челябинской области. Выборку составили 467 школьников от 10 до 16 лет, из них 228 мужского и 239 женского пола. Для сбора эмпирических данных использовались методика выявления буллинг-структуры Е. Г. Норкиной и опросник риска буллинга А. А. Бочавер и др.

Результаты исследования показали, что буллинг-структура связана с психологическим климатом в школе. Предикторы буллинга прямо связаны со склонностью детей занимать позиции жертвы, наблюдателя, помощника инициатора травли и обратно с позицией защитника жертвы и инициатора буллинга. Уровень благополучия прямо связан со склонностью занимать позицию инициатора и защитника, а также обратно связан со склонностью занимать позицию жертвы, наблюдателя и помощника инициатора травли. Таким образом, тип буллинга связан с буллинг-структурой, а также местом нахождения школы, ее типом, уровнем небезопасности в классе и полом школьников.

 

Ключевые слова: буллинг; структура буллинга; системный анализ; агрессия; школьный коллектив.

 

Для цитаты: Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 61–72. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.5

 

Дядык Наталья Геннадьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск.

E-mail: djadykng@cspu.ru

ORCID: 0000-0002-9256-3438

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Просмотров: 201

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.4

 

СИСТЕМНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Л. Г. Лигай,

МГПУ, Москва,

LigajLG@mgpu.ru,

Е. Ю. Данилова,

МГПУ, Москва,

danilovaeyu@mgpu.ru,

В. В. Земченкова,

МГПУ, Москва,

zemchenkovavv@mgpu.ru

 

В статье представлены результаты исследования потенциала образовательной деятельности вуза по подготовке высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в условиях изменений подготовки аспирантов. По результатам анкетирования трех групп респондентов: аспирантов первого года обучения, аспирантов второго и третьего года обучения и их научных руководителей — был проведен сравнительный анализ позиций респондентов о действующей и будущей системе подготовки в аспирантуре.

В результате исследования были выявлены основные цели поступления в аспирантуру, планы аспирантов на защиту кандидатской диссертации, мнение о качестве образования в аспирантуре на текущий момент и об отношении научных руководителей к изменениям в подготовке аспирантов в связи с принятием нового Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Проведенный системный социолого-статистический анализ и контент-анализ полученных в ходе исследования данных позволил сформулировать ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности по подготовке аспирантов к защите кандидатской диссертации и выявить точки зрения научных руководителей на перспективы реализации новой модели подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В настоящий момент остро стоит вопрос совершенствования деятельности аспирантуры как института подготовки высококвалифицированных научных кадров. От повышения эффективности работы этого института во многом будет зависеть будущее российской науки. Разработанная программа и представленный инструментарий могут лечь в основу полевого исследования по мониторингу процесса подготовки аспирантов. Материалы статьи могут быть интересны научным руководителям аспирантов и работникам управления аспирантуры и докторантуры.

 

Ключевые слова: системный анализ; аспирант; аспирантура; научный руководитель; подготовка научных и научно-педагогических кадров; социально-психологический анализ.

 

Для цитаты: Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 45–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.4

 

Лигай Лада Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент департамента философии и социальных наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LigajLG@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-2171-6572

 

Данилова Елена Юрьевна, специалист отдела интеграции образования и науки управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: danilovaeyu@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-6371-468X

 

Земченкова Виктория Викторовна, специалист отдела сопровождения научных проектов и разработок управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: zemchenkovavv@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-3102-4932

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность/интолератность к неопределенности»

Просмотров: 225

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.3

 

МНОГОМЕРНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЕНОМЕНА

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ/ИНТОЛЕРАТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

 

М. В. Злобина,

НГУ, Новосибирск,

marinazlobina1991@mail.ru,

О. М. Краснорядцева,

ТГУ, Томск,

krasnoo@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ в процессе проведения психологического консультирования по проблеме родительских потребностей. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью и родительско-детские отношения. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ позволяет нормализовать внутрисемейные отношения, скорректировать неэффективные модели воспитания и обучения ребенка, создать гармоничные условия для его развития и воспитания.

Статья посвящена системному анализу многомерности психологических характеристик феномена толерантности/интолерантности к неопределенности. На основе теоретического анализа литературы показано, что основными трудностями, с которыми сталкивается исследователь при обращении к феномену толерантности к неопределенности, являются терминологическая неоднозначность, определение размерности феномена, его отделение от смежных конструктов, неоднозначность во взглядах на природу самого феномена (как личностной черты или динамической характеристики).

Эмпирическое исследование проведено на выборке 728 человек с использованием нового опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой, шкалы толерантности к неопределенности Д. Маклейна MSTAT-I и опросника интолерантности к неопределенности IAS С. Баднера (в адаптации Т. В. Корниловой и М. А. Чумаковой). Выявлено, что корреляции показателей по трем шкалам толерантности/интолерантности к неопределенности не превышают значения 0,52 по модулю.

Результаты сравнения групп мужчин и женщин по показателям толерантности к неопределенности отличались некоторой неоднозначностью: в одном случае мужчины демонстрировали большую толерантность к неопределенности по ряду показателей шкалы MSTAT, но на расширенной выборке более толерантными (по показателям опросника НТН) оказались женщины. Размер эффекта во всех случаях был небольшой. Зафиксировано, что толерантность к неопределенности не связана с возрастом, интолерантность к неопределенности слабо положительно связана с возрастом, а межличностная интолерантность к неопределенности — слабо отрицательно. Сравнение разных возрастных групп выявило незначительное различие по показателям межличностной интолерантности к неопределенности. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: толерантность к неопределенности не является характеристикой, однозначно зависящей от пола или возраста, и может по-разному проявляться в разных группах. Корреляции показателей трех методик толерантности к неопределенности свидетельствуют о том, что все они могут измерять смежные, но не идентичные конструкты. Это свидетельствует в пользу многомерности, сложности и многогранности феномена толерантности к неопределенности.

 

Ключевые слова: толерантность к неопределенности; интолерантность к неопределенности; межличностная интолерантность к неопределенности; системный анализ.

 

Для цитаты: Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность/интолератность к неопределенности» // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 32–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.3

 

Злобина Марина Владимировна, психолог, старший преподаватель кафедры психологии личности Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, Новосибирск.

E-mail: marinazlobina1991@mail.ru

ORCID: 0009-0003-8793-9546

 

Краснорядцева Ольга Михайловна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета, Томск.

E-mail: krasnoo@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1549-9994

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №47 : Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Просмотров: 277

УДК 159.973

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.2

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Т. Н. Бразгун,

МГППУ, Москва,

bayzel10@yandex.ru,

В. В. Ткачева,

МПГУ, Москва,

vikt-tkacheva@yandex.ru

 

Статья посвящена исследованию родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ в процессе проведения психологического консультирования по проблеме родительских потребностей. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью и родительско-детские отношения. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ позволяет нормализовать внутрисемейные отношения, скорректировать неэффективные модели воспитания и обучения ребенка, создать гармоничные условия для его развития и воспитания.

В статье представлены программа психологического консультирования семьи ребенка с нарушениями развития по проблеме родительских потребностей для оптимизации характера взаимоотношений и процессов воспитания детей в семье, а также результаты исследования родительско-детских отношений в процессе проведения психологического консультирования родителей детей с ОВЗ. Во время индивидуальной беседы специалист может выявить проблемы и переживания взрослых членов семьи, родительские установки, особенности родительского отношения. Исследование показало, что родительское отношение в семьях детей с ОВЗ характеризуется детоцентристскими установками родителя, неприятием нарушений ребенка, гиперопекой или инфантилизацией ребенка с ОВЗ.

 

Ключевые слова: психологическое консультирование; родительско-детские отношения; родительские потребности; система психологической помощи семьям; дети с ОВЗ.

 

Для цитаты: Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 20–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.2

 

Бразгун Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: bayzel10@yandex.ru

ORCID: 0009-0009-5046-5918

 

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва.

E-mail: vikt-tkacheva@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-5876-3604

 


  Читать полностью...