Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2023 №46 : Титульный лист 2(46)

Просмотров: 220

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 2 (46) 2023

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2023

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Содержание 2(46)

Просмотров: 180

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников

Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Цой Гунвон. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея (с переводом на английский язык)

Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов

Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии

Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности

Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ

Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости

 

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 2 (46)


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости

Просмотров: 274

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОФИЛЕЙ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru,

С. А. Чаганова,

НГПУ, Новосибирск,

aurum94@mail.ru 

 

В статье рассматривается личность с позиции личностного профиля, позволяющего количественно выявить и качественно описать ее особенности, учитывающие преобладание определенного типа чувствительности к справедливости и построить прогноз развития поведенческих реакций личности при нахождении в значимой для нее ситуации несправедливости. Подчеркивается необходимость изучения личностных особенностей во взрослом возрасте, так как к периоду взрослости черты личности приобретают наибольшую устойчивость и стабильность. Личностный профиль строится на основании включения в него следующих радикалов: черт личности, типов психологических границ, мировоззренческих установок и типа поведения.

Приведены результаты эмпирического исследования, осуществленного методом тестирования на взрослой выборке по следующим методикам: Опросник чувствительности к справедливости; Пятифакторный опросник личности; Психологические границы личности; Границы Я; Опросник диагностики агрессии; Шкала веры в справедливый мир. Обработка данных проводилась методами математической статистики: кластерным (метод полной связи, метод Уорда и k-средних), сравнительным (Н-критерий Краскела – Уоллиса) и качественным анализом профилей на основании данных стандартизации тестовых баллов по шкале Маккола.

Выявлены и описаны личностные профили лиц с преобладанием одного типа чувствительности к справедливости: нарушитель, бенефициар, свидетель, жертва. Установлено, что лица с преобладанием определенного типа чувствительности к справедливости отличаются специфическими личностными особенностями, выраженными в разном сочетании черт личности, установок и типа поведения, и по-разному реагируют на ситуации несправедливости. В каждом личностном профиле также отмечена тенденция личности к альтруистическим или эгоистическим ориентациям и их сочетаниям в отношении восстановления нарушенной справедливости.

 

Ключевые слова: системный анализ; личностный профиль; чувствительность к справедливости; ситуация несправедливости; черты личности; психологические границы.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Системно-психологический анализ профилей личности с разными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 93–113. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.8

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

Чаганова Светлана Алексеевна, аспирант по направлению «Общая психология, психология личности и история психологии» Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: aurum94@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7391-5653


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ

Просмотров: 215

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.7

 

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК:

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

О. И. Титова,

КГПУ им. В. П. Астафьева,

Красноярск,

944058@mail.ru,

Е. В. Котова,

АГЗ МЧС России,

Химки,

e.kotova@amchs.ru 

 

Усиление либерализации гендерных отношений потребовало законодательной поддержки традиционных ценностей семьи, при этом содержание гендерного сознания и гендерных установок россиян изучено мало, а в психологических исследованиях применяются типологии, которые давно не пересматривались. В этой связи настоящая статья посвящена определению и систематизации эмпирических типов гендерных установок.

В исследовании приняли участие 456 человек (44 % мужчин, 56 % женщин) в возрасте от 18 до 70 лет. Респондентам было предложено заполнить авторский опросник изучения гендерных установок. С помощью факторного анализа были определены ключевые компоненты системы гендерных установок. Проведенный кластерный анализ позволил описать эмпирические типы гендерных установок.

По результатам исследования установлено, что взаимосвязи отдельных гендерных установок образуют типологические группы. В статье дана психологическая характеристика шести типов гендерных установок: 1) эгалитарный, нивелирующий различия между мужчинами и женщинами (20 %); 2) андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам (23 %); 3) отрицающий личностные взаимоотношения в сексе (13 %); 4) отрицающий равновесие между семьей и работой, с моральными установками к сексу (18 %); 5) патриархально-пуританский (8 %); 6) ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений (18 %). Установлено, что большинство женщин относятся к представителям типа «ценящий эмоционально-личностный компонент гендерных отношений», а большинство мужчин — к представителям типа «патриархально-пуританский». Среди людей старшего возраста выявлено преобладание типа «андрогинный, с ценностно-дифференцированным отношением к мужчинам и женщинам», в то же время для молодежи характерно преобладание «патриархально-пуританского» типа. В практическом плане учет описанных в данной статье типов гендерных установок позволит более адресно осуществлять психологическое консультирование.

 

Ключевые слова: система гендерных установок; гендер; тип гендерных установок; кластерный анализ; половозрастные особенности.

 

 

Для цитаты: Титова О. И., Котова Е. В. Типологическая характеристика гендерных установок: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 82–92. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.7

 

Титова Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск.

E-mail: 944058@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9983-6144

 

Котова Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика, Химки.

E-mail: e.kotova@amchs.ru

ORCID: 0000-0002-2436-5325


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности

Просмотров: 210

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М. В. Сокольская,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова,

Москва,

mvsokolskaya@mail.ru,

О. Ю. Богомолова,

СахИЖТ — филиал ДВГУПС,

Южно-Сахалинск,

bogomolova_ok@mail.ru 

 

Актуальной задачей современного образования является реализация программ, направленных на формирование мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, для решения которой необходима разработка моделирующих представлений о психолого-педагогических условиях и механизмах формирования мотивационной готовности к деятельности в образовательной организации. В настоящей статье рассматривается понятие «психолого-педагогические условия» в концепциях отечественных авторов. Сформулированы, проанализированы и описаны психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, которые позволяют оптимизировать показатели сформированности мотивационной готовности к деятельности. Рассмотрены условия и механизмы их формирования. Представлена модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

По результатам проведенного теоретико-методологического исследования сделаны выводы о поэтапном формировании мотивационной готовности личности к будущей профессиональной деятельности на протяжении всего обучения в вузе. Предложена модель реализации психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к деятельности студентов вуза, разработанная на основе личностного, деятельностного и системного подходов, которая включает несколько блоков и затрагивает все аспекты взаимодействия студентов с преподавателями и кураторами. Модель представлена как комплексный инструмент, который позволяет анализировать и прогнозировать различные процессы на разных этапах профессионального становления, учитывающий все основные характеристики, которые взаимодействуют и зависят друг от друга. В этом смысле модель можно рассматривать как многоуровневую динамическую систему, где каждый уровень представляет собой свою среду, собственные законы и правила функционирования. Взаимодействие между уровнями определяет поведение системы в целом, а их взаимозависимость — ее устойчивость и способность к изменению.

 

Ключевые слова: студенты; модель; учебно-профессиональная деятельность; динамическая система; мотивация; психолого-педагогические условия; профессиональная деятельность.

 

Для цитаты: Сокольская М. В., Богомолова О. Ю. Модель психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности личности к профессиональной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 71–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.6

 

Сокольская Марина Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

E-mail: mvsokolskaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-5693-2021

 

Богомолова Оксана Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и коммерции Сахалинского института железнодорожного транспорта — филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Южно-Сахалинск.

E-mail: bogomolova_ok@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9929-3143


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии

Просмотров: 225

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.5

 

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ

 

Е. М. Корж,

МПСУ, Москва,

kem_66@mail.ru,

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru 

 

Развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их применение в психологической практике имеют важное значение и могут внести существенные изменения в современную психологию. В настоящее время активно разрабатываются новые методы использования искусственного интеллекта в сфере нормализации психического здоровья. В статье рассматриваются разработки в области технологий искусственного интеллекта и их применения в когнитивной, клинической и организационной психологии. Обсуждаются вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в контексте потенциальных рисков их внедрения в повседневную и клиническую практику.

На сегодняшний день проведено значительное количество исследований по использованию роботизированного искусственного интеллекта в психиатрии, психологии и психотерапии. При этом существует потребность в качественном анализе проведенных исследований, включая системную оценку пользы и потенциального вреда применения новых технологий. Преимущества применения искусственного интеллекта очевидны в сфере обслуживания социально незащищенных групп населения, а также в целях улучшения предоставляемых услуг в области нормализации психического здоровья граждан. Однако существует риск возникновения психологической зависимости при длительном использовании специализированных приложений. Кроме того, для эффективного внедрения технологий искусственного интеллекта в практическую психологию необходим системный анализ этических и социальных последствий применения ИИ для своевременного выявления возможных проблем.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект; новые технологии; системная оценка; организационная психология; когнитивная психология; клиническая психология; аватары; интеллектуальные роботы; интеллектуальные агенты.

 

Для цитаты: Корж Е. М., Громова А. В. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 60–70. DOI: 10.25688/2223- 6872.2023.46.2.5

Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: kem_66@mail.ru

ORCID: 0009-0003-6779-7333

 

Громова Анастасия Владимировна, студент Московского психолого-социального университета, Москва.

E-mail: nasooo1993@mail.ru

ORCID: 0009-0007-3827-0902


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов

Просмотров: 188

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ «СВОЙ – ЧУЖОЙ»

СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

 

В. Б. Никишина,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

vbnikishina@mail.ru,

Е. А. Петраш,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

upetrash@mail.ru,

Л. А. Моргун,

РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Минздрава России, Москва,

an_morgun@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию проблемы моральных дилемм, стоящих перед студентами медицинских вузов. В настоящее время в этой области исследований наблюдается нарастание объема публикационной активности. При этом ученые выделяют моральные дилеммы, возникающие в сфере управленческой практики, а также технологические, религиозные и другие. Актуальным остается вопрос изучения моральных дилемм в медицинской практике.

Исследование динамики решения моральных дилемм студентами медицинских вузов реализовано путем разработки анкеты, включающей в себя 10 моральных дилемм. Общий объем выборки составил 187 человек в возрасте 20–26 лет. Респондентами стали студенты медицинских вузов, обучающиеся по медицинским (лечебное дело, стоматология, педиатрия, медико-профилактическое дело — 104 человека) и немедицинским (клиническая психология, фармация — 83 человека) специальностям.

Результаты проведенного исследования показали, что время решения моральных дилемм «свой – чужой» значимо меньше времени решения дилемм «чужой – чужой». Следовательно, можно говорить о том, что фактор личного знакомства с человеком является определяющим в условиях необходимости оказания помощи. Таким образом, выбор в пользу знакомого человека осуществляется значимо чаще, чем в пользу незнакомого, и требует меньше времени при принятии решения. Было установлено, что в ходе решения моральных дилемм «чужой – чужой» требуется значимо больше времени, чем при решении дилемм «свой – чужой». Выбор при этом осуществляется по критерию подобия — в пользу оказания помощи человеку одного пола и возраста с респондентом или по ассоциированию с близкими (друзьями, родственниками).

 

Ключевые слова: моральные дилеммы; свой – чужой; чужой – чужой; студенты медицинских вузов.

 

Для цитаты: Никишина В. Б., Петраш Е. А., Моргун Л. А. Решение моральных дилемм «свой – чужой» студентами медицинских вузов // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 49–59. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.4

 

Никишина Вера Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: vbnikishina@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2421-3652

 

Петраш Екатерина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: petrash@mail.ru

ORCID: 0000-0002-3177-088X

 

Моргун Любовь Александровна, лаборант кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва.

Е-mail: an_morgun@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1099-485X

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея

Просмотров: 238

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.3

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ БУЛЛИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

 

Г. Цой,

Финансовый университет Москва,

gwchoi@mail.ru

 

Буллинг — широко распространенная социально-психологическая проблема, которая затрагивает отдельных лиц, семьи и сообщества. Несмотря на усилия по борьбе с этой проблемой, жертвы буллинга сталкиваются с последствиями физического и психологического воздействия. Настоящая статья посвящена системной оценке распространенности и характера буллинга в Республике Корея, а также их причин и последствий. Конкретные задачи включают исследование культурных, индивидуальных и организационных факторов, влияющих на последствия буллинга.

Проведенное исследование показало, что буллинг — широко распространенная проблема, глубоко укоренившаяся в культуре, психологических установках и социальной иерархии. Индивидуальные факторы, такие как особенности личности, самооценка и качество межличностного взаимодействия, также играют важную роль в динамике развития этой проблемы. Последствия буллинга значительны: это физические травмы, эмоциональные расстройства и долговременный психологический ущерб.

Решение проблемы буллинга требует признания сложностей во взаимодействии культурных, индивидуальных и организационных факторов, которые способствуют ее возникновению. Стратегии профилактики и вмешательства должны учитывать эти факторы, а также потенциальные физические и эмоциональные последствия для пострадавших. Устраняя коренные причины буллинга и развивая культуру уважения и инклюзивности, необходимо работать над созданием социально-психологических условий для формирования более безопасного и справедливого общества.

 

Ключевые слова: буллинг; системная оценка; Республика Корея; социальная проблема; самоубийство; СМИ; справедливость.

 

Для цитаты: Цой Г. Социально-психологический аспект проблемы буллинга в Республике Корея // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 29–48. DOI: 10.25688/2223-6872.2023. 46.2.3

 

Цой Гунвон, кандидат психологических наук, старший преподаватель департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва.

E-mail: gwchoi@mail.ru

ORCID: 0000-0002-8203-8461

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Просмотров: 230

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

С. В. Котовская,

МГГЭУ, Москва,

s.marunyak74@mail.ru,

И. Л. Руденко,

МГГЭУ, Москва,

rudenko@mggeu.ru,

Р. М. Хакимов,

МГГЭУ, Москва,

khakimov@mggeu.ru

 

Вопросы профессионального самоопределения, качественного образования и последующего трудоустройства являются наиболее значимыми для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в период определения их жизненной и профессиональной траекторий. Профдиагностика и профконсультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ имеют свою специфику и должны учитывать доступность профессии и условия труда, личный интерес и собственные возможности, востребованность и перспективы трудоустройства. Серьезной проблемой для лиц с инвалидностью и ОВЗ в период профессионального выбора является наличие противоречий между собственными интересами и возможностями их реализации.

Настоящая статья посвящена системному анализу индивидуальных профессиональных траекторий развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с ориентацией на субъективную оценку собственных возможностей. В исследовании приняли участие 290 респондентов, обучающихся по программам среднего и среднего профессионального образования. Для проведения анализа индивидуальной профессиональной траектории развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ использовалась методика экспресс-диагностики профессиональных склонностей «Ориентир», разработанная для специалистов учреждений образования и службы занятости, занимающихся вопросами профориентации.

В результате проведенного анализа установлено, что обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по программам среднего образования необходима помощь специалистов при выборе индивидуальной профессиональной траектории развития. Состояние здоровья, степень нарушений и расстройств функций организма значимо влияет на выбор и возможности профессиональной деятельности молодежи. Тенденции профессиональных предпочтений девушек и юношей, обучающихся по программам среднего образования, при выборе предмета и характера труда остаются неизменными и при обучении по программам среднего профессионального образования.

 

Ключевые слова: системный анализ; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инвалид детства; обучающиеся с инвалидностью; профориентация; среднее образование; среднее специальное образование.

 

Для цитаты: Котовская С. В., Руденко И. Л., Хакимов Р. М. Индивидуальная профессиональная траектория развития обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 19–28. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.2

 

Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: s.marunyak74@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7832-2702

 

Руденко Игорь Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: rudenko@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4738-8121

 

Хакимов Руслан Мадаминджанович, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета юриспруденции Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва.

Е-mail: khakimov@mggeu.ru

ORCID: 0000-0003-4854-6697

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2023 №46 : Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников

Просмотров: 207

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1

 

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье с позиций системного подхода анализируются социально-психологические аспекты профессиональной деятельности социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому. В качестве системообразующего фактора данной деятельности рассматривается общение, выступающее как механизм активации внутренних ресурсов клиента. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований показано, что характер и эффективность общения социальных работников с клиентами пожилого возраста зависит от ценностного отношения к старости, которое проявляется в социальных представлениях. В данном контексте представления о пожилых людях рассматриваются как фактор, образующий систему профессионального общения социального работника с клиентом.

В ходе анализа источников формирования представлений о пожилых людях у социальных работников выявлено, что и в отечественных, и в зарубежных исследованиях фиксируется доминирование в общественном сознании негативной коннотации образа старости. Проанализированы содержание профессиональной подготовки социальных работников, а также результаты исследований образа пожилых людей в массмедиа (телевидение, пресса, интернет-форумы, кино). Результаты анализа свидетельствуют о том, что эти источники сосредоточены прежде всего на проблемах пожилых людей, обращение к их ресурсам эпизодично. Доминирование негативных представлений о пожилых людях соответствует дефицитарной модели старения, что противоречит современной научной парадигме, рассматривающей данный период через призму развития, т. е. девидентной модели старения.

Намечена перспектива дальнейших эмпирических исследований, направленных на уточнение содержания представлений социальных работников о пожилых людях, выявление факторов, влияющих на изменение данных представлений.

 

Ключевые слова: системный подход; ценностное отношение к старости; дефицитарная модель старения; девидентная модель старения; система представлений; пожилой человек; социальный работник; источники формирования представлений о пожилом человеке.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Ценностное отношение к старости и эффективность профессиональной деятельности социальных работников // Системная психология и социология. 2023. № 2 (46). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.46.2.1

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248

 


  Читать полностью...