PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2022 №44 : Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов

  Просмотров: 370

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.02

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПИЛОТОВ,

ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

М. С. Алексеенко,

НИИЭС, Москва,

ulitsapesen@gmail.com

 

Статья посвящена различиям психологических профилей пилотов гражданской авиации, эксплуатирующих разные типы воздушных судов. Психологический профиль пилота является результатом системной оценки его профессионально важных качеств. В статье проведен сравнительный анализ действующих командиров современных высокоавтоматизированных воздушных судов гражданской авиации. В настоящее время данная проблема не освещалась в научной литературе, однако мнение о существующих различиях между группами пилотов, управляющих самолетами Boeing, Airbus, Embraer и др., высказывается многими летчиками и инструкторами. Отсутствие данных о дифференцированном прогнозировании профессиональной пригодности пилотов с учетом специализации летного состава в зависимости от типа воздушного судна было компенсировано в ходе настоящего исследования.

Участие в исследовании опытных пилотов с большим налетом на конкретном типе самолета позволило оценить степень влияния эксплуатируемой техники на формирование специфических для каждого типа воздушного судна психологических качеств пилота, портрета профессионала. Полученные данные могут стать основой для дифференцированного подбора пилотов с учетом их предрасположенности к управлению разными типами воздушных судов, а также акцентируют внимание на значимости создания новых типов управления воздушными судами на базе принципа активного оператора как наиболее безопасной системы управления летательным аппаратом и гаранта сохранения высокого уровня надежности летной деятельности. Принятие во внимание факта трансформации профессионально важных качеств пилота под воздействием технического фактора позволяет нивелировать диссонанс в структуре его способностей.

 

Ключевые слова: безопасность полетов; человеческий фактор; высокоавтоматизированные воздушные суда; профотбор; психологический портрет пилота самолетов Boeing, Airbus, Embraer; сравнительный анализ пилотов.

 

Для цитаты: Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 19–27. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.02

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог Научно-испытательного института эргатических систем, преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training. Специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва.

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026

 

 

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2022 №44 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире

  Просмотров: 369

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНИКОВ

В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

 

В статье обсуждаются вопросы понимания школьниками требований общества к развитию личностных качеств, необходимых для развития компетенций самоутверждения в современном мире. На основе диагностики личностных качеств школьников, выбранных на базе теоретического и практического опыта системной оценки ключевых компетенций для профессионального самоутверждения, выявлена типичная для школьной среды (старшеклассников) картина понимания своих личностных ресурсов. Данные, полученные на выборке 204 школьников с использованием 18 личностных показателей, позволили выявить характерные особенности в осознании школьниками своей готовности к самоутверждению в современном мире.

Системная оценка актуальных личностных ресурсов школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире производилась посредством следующих методик: опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, опросник эмоциональной направленности личности Б. И. Додонова, тест жизнестойкости (версия Д. А. Леонтьева – Е. И. Рассказовой), методика исследования самоотношения С. П. Пантелеева, опросник толерантности к неопределенности Т. А. Корниловой.

Полученные результаты выявили типологическое разнообразие в личностных профилях, отражающее реальную картину понимания школьниками своих личностных возможностей в будущем. Системные показатели, характеризующие личностный потенциал школьников, позволяют организовать с ними высокоэффективную развивающую работу, способствующую становлению новых компетенций.

Ключевые слова: личностные качества; системная оценка; компетенции; саморазвитие; личностные профили; самосознание.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 


     Читать полностью...