1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2022 №44
  6. »
  7. Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием
Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием
Просмотров: 1277

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

ДВА ЭФФЕКТА СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

 

Н. Л. Карпова,

ПИ РАО, Москва,

nlkarpova@mail.ru,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru 

 

Статья посвящена исследованию особенностей мотивационной сферы личности заикающихся при оценке эффективности семейной групповой логопсихотерапии. Заикание — одна из наиболее распространенных форм нарушения речи, следствием которой является невозможность полноценного взаимодействия с окружающими. На сегодняшний день метод семейной групповой логопсихотерапии зарекомендовал себя как эффективный способ социореабилитации и развития личностного потенциала лиц с речевыми нарушениями. В этой связи цель настоящей работы состоит в оценке динамических показателей мотивационной сферы участников психокоррекционной работы и выявлении эффектов семейной групповой логопсихотерапии.

Исследование проводилось в разновозрастных группах семейной логопсихотерапии на базе Психологического института Российской академии образования. В исследовании приняли участие лица с нарушением речевого общения в форме заикания, а также их родственники. Общее количество обследуемых — 84 человека в возрасте 16–45 лет. Для оценки динамических показателей мотивационной сферы использовался тест системного профиля мотивации (СПМ).

В ходе оценки результатов социореабилитации заикающихся были выявлены два эффекта семейной групповой логопсихотерапии, нашедших отражение в мотивационном профиле личности испытуемых. Первый эффект состоит в положительной динамике показателей социальных видов мотивации (познавательной мотивации и мотивации самореализации), что выражается в успешном освоении социально-коммуникативных навыков, стремлении к самопознанию, саморазвитию и реализации творческого потенциала. Второй эффект заключается в активизации внутренних ресурсов на индивидуальном и личностном уровнях при актуализации ценности альтруистической мотивации. Таким образом, участие в группах семейной логопсихотерапии является эффективным способом преобразования личности заикающихся в процессе социореабилитации.

 

Ключевые слова: заикание; логоневроз; семейная групповая логопсихотерапия; системная психология; мотивация; психокоррекция; социореабилитация.

 

Для цитаты: Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 68–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва.

E-mail: nlkarpova@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9964-7629

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

 

 

Литература

 

1. Выдающиеся ученые Психологического института: Н. И. Жинкин, Ю. Б. Некрасова, Н. С. Лейтес / ред.-сост. Н. Л. Карпова. М.: ПИ РАО; РШБА, 2021. 400 с.

2. Глозман Ж. М. Психология. Общение и здоровье личности: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд. М.: Юрайт, 2017. 202 с.

3. Глозман Ж. М., Николаева Е. И., Карпова Н. Л., Добрин А. В. Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: ПИ РАО, 2022. 194 с.

4. Карпова Н. Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4 (16). C. 338–342.

5. Карпова Н. Л. Система семейной групповой логопсихотерапии: традиции и новые подходы // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 27–34.

6. Карпова Н. Л. Николаева Е. И. Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований) // Дефектология. 2020. № 3. С. 41–50.

7. Кисельникова Н. В., Кисельников А. А. Соотношение понятий «логоневроз» и «заикание» // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 63–65.

8. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-motiva-u-a-n-leontieva-i-problema-kachestva-motivatsii (дата обращения: 19.11.2022).

9. Мерзлякова В. П., Рау Е. Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: Секачев В. Ю., 2011. 136 с.

10. Миссуловин Л. Я., Зиновьева Е. А. К вопросу о степени тяжести судорожного синдрома при заикании и логоневрозе // Специальное образование: мат-лы XII Междунар. науч. конф., 21–22 апреля 2016 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 2. C. 6–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-stepeni-tyazhesti-sudorozhnogo-sindroma-pri-zaikanii-ilogonevroze (дата обращения: 19.11.2022).

11. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 222 с.

12. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикания: автореф. дис. … д-ра психол. наук в форме научного доклада. М., 1992. 45 с.

13. Пашукова Т. И. Исследование эгоцентризма у заикающихся в процессе логопсихотерапии // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 101–109.

14. Рау Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 67–72.

15. Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. 5–21. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.36.4.1

16. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

17. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2001. 208 с.

18. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

19. Спиридонов В. Ф., Кисельникова (Волкова) Н. В., Данина М. М. Репрезентация личностной проблемы и процесс ее решения как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 27–37.

20. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. М.: В. Секачев, 2005. 128 c.

21. Яковистенко А. Д. Особенности динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии) // Казанский педагогический журнал. 2007. № 6 (54). С. 74–79.

22. Яковистенко А. Д. Психологические аспекты заикания // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 54–58.

23. Янченко И. В. Теоретический обзор проблемы логоневроза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2008. № 1. С. 319–322.

24. Craig A., Blumgart E., Tran Y. The impact of stuttering on the quality of life in adults who stutter // Journal of Fluency Disorders. 2009. Vol. 34. № 2. Р. 61–71. DOI: 10.1016/j.jfludis.2009.05.002

25. Yaruss J. S. Assessing quality of life in stuttering treatment outcomes research // Journal of Fluency Disorders. 2010. Vol. 35. № 3. P. 190–202. DOI: 10.1016/j.jfludis.2010.05.010

26. Yaruss J. S., Quesal R. W. Overall assessment of the speaker’s experience of stuttering (OASES): documenting multiple outcomes in stuttering treatment // Journal of Fluency Disorders. 2006. Vol. 31. № 2. P. 90–115. DOI: 10.1016/j.jfludis.2006.02.002

27. Yaruss J. S., Quesal R. W. Stuttering and the International Classification of Functioning, Disability, and Health (ICF): an update // Journal of Communication Disorders. 2004. Vol. 37. № 1. P. 35–52. DOI: 10.1016/s0021-9924(03)00052-2