Просмотров: 612
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru
Психологическая работа со школьниками своей главной целью ставит обеспечение их личностного и социального развития, отвечающее современным и перспективным запросам общества. Научные и практические разработки в психологии должны целевым образом преломляться в организации конкретной психологической помощи учащимся школ. Последовательная развивающая работа с ними должна обязательно включать в себя совершенствование системы представлений школьников о личностном потенциале и личностных компетенциях. Необходимость такой работы обусловлена общей современной практикой оценки возможностей человека при его поступлении на работу. Агентства по персоналу используют разнообразные психологические тесты, результаты которых влияют на трудоустройство человека. В статье обсуждается системный целенаправленный процесс формирования у школьников навыков самооценивания в категориях личностных черт с развитием представлений о компетенциях. Вектор этого процесса обусловлен задачей овладения необходимыми компетенциями для самореализации в конкурентных социальных условиях. Рассматривается ряд последовательных обязательных этапов развивающей работы со школьниками. Опыт такой работы в школах показывает высокую заинтересованность учащихся в развитии своего потенциала самоутверждения.
Ключевые слова: личностные качества; компетенции; система представлений; социальная среда; саморазвитие; система представлений; самосознание.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая работа со школьниками по формированию компетенций личностного самоутверждения // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 5–14. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.01
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869
Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395
|
||
Просмотров: 924
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРЫ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru,
В статье представлены результаты исследования особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов и предпочтений архитектурных стилей. В исследовании приняли участие учащиеся Московского городского педагогического университета (МГПУ), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Новосибирского педагогического государственного университета (НГПУ). Всего представлены данные обследования 211 респондентов в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе 173 — лица женского и 38 — лица мужского пола. Для оценки мотивационно-ценностной сферы респондентов использовался тест системного профиля мотивации (СПМ). В качестве стимульного материала были использованы фотоизображения архитектурных объектов Москвы, распределенные в зависимости от размеров и назначения по трем сериям: крупные, монументальные сооружения; общественные здания и многоквартирные дома; малоэтажные дома и особняки. Исследование выявило наличие статистически значимой положительной связи между выраженностью у обследуемых мотивации самореализации и уровнем их предпочтения классических архитектурных форм (стили классицизм, ампир, триумф). В то же время отмечается значимая положительная связь между выраженностью у обследуемых витальной мотивации и предпочтением различных вариантов современного стиля в архитектуре. Таким образом предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации студентов. Полученные данные позволяют поставить вопрос о целесообразности отказа в современном градостроительстве от традиций классической архитектуры при возведении зданий, предназначенных для молодежи — университетских корпусов, школ и студенческих общежитий.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера; системная психология; архитектурно-пространственная среда; классическая архитектура; современная архитектура; социоцентрические виды мотивации; антропоцентрические виды мотивации.
Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 15–24. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.02
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622
Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274 |
||