Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2022 №42 : Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В. Системная оценка личностных свойств машинистов в контексте риска внезапной смерти

Просмотров: 843

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ МАШИНИСТОВ

В КОНТЕКСТЕ РИСКА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ

 

В. Е. Богданова,

НИИ МТ, Москва,

salve7@yandex.ru,

В. В. Сериков,

НИИ МТ, Москва,

vasiliy_serikov@mail.ru,

А. А. Закревская,

НИИ МТ, Москва,

sternwanderer@mail.ru,

Е. В. Дмитриева,

НИИ МТ, Москва,

kativladi@list.ru

 

В статье приведены результаты системной оценки индивидуально-личностных свойств работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста) двух групп: условно здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Исследование посвящено научному обоснованию медико-психологических профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов угрозы внезапной смерти, развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад.

Проведен анализ данных периодического психофизиологического обследования работников локомотивных бригад различных видов движения, предоставленных дирекцией медицинского обеспечения компании «Российские железные дороги» (РЖД). Методы исследования: 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля»; личностный опросник Айзенка (EPI); опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО); опросник Спилбергера – Ханина.

По результатам исследования выявлены различия личностных особенностей машинистов в двух группах: практически здоровых и внезапно умерших на рабочем месте в результате сердечного приступа. Психологический профиль работников локомотивных бригад из второй группы характеризуется более низким уровнем эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, энергичности, эгоистичности, самочувствия, настроения, интернальности в области достижений и здоровья. Им присущи застенчивость, конформизм, нейротизм, тревожность, усталость, чувствительность, неуверенность.

Работников локомотивных бригад из первой группы отличают высокий уровень активности, хорошее настроение, оптимизм, нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень тревожности, независимость в суждениях, общительность, уверенность в себе, самостоятельность, ориентация на собственные цели и интересы. Они воспринимают себя как способных к успеху, уверенных, независимых, самостоятельных, ориентированных на собственные цели и интересы.

Таким образом, диагностика личностных черт и состояний посредством надежных психодиагностических методик обеспечивает выявление групп риска с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, переутомления и на сохранение профессионального долголетия.

 

Ключевые слова: системная оценка; работники локомотивных бригад; безопасность профессиональной деятельности; индивидуально-личностные свойства; внезапная смерть на рабочем месте; риск сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Для цитаты: Богданова В. Е., Сериков В. В., Закревская А. А., Дмитриева Е. В. Системная оценка личностных свойств машинистов в контексте риска внезапной смерти // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 14–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.02

 

Богданова Валентина Евгеньевна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: salve7@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-7123-4117

 

Сериков Василий Васильевич, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: vasiliy_serikov@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7523-4686

 

Закревская Анна Александровна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: sternwanderer@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2552-302X

 

Дмитриева Екатерина Владимировна, научный сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики Научно-исследовательского института медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова, Москва.

E-mail: kativladi@list.ru

ORCID: 0000-0002-9204-753X

 

 


 

Журнал » 2022 №42 : Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся

Просмотров: 1411

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.01

 

РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

О. А. Беляева,

ЯГПУ, Ярославль,

olga-alekseevna@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного исследования речевой тревожности как одного из наиболее проблемных проявлений типичного эмоционального состояния современных школьников в различных коммуникативных ситуациях, в том числе связанных с необходимостью публичных выступлений. Акцентируется внимание на отсутствии в психолого-педагогической литературе анализа данной проблемы в отношении детей младшего школьного и подросткового возраста.

В качестве психодиагностического инструментария применен опросник «Контроль состояния речи», основывающийся на самооценке респондентом типичных трудностей и переживаний, связанных с расстройством речи и голоса. На основании исследования с участием 210 обучающихся 3–5-х классов общеобразовательных школ представлены выводы о характерных проявлениях речевой тревожности в коммуникации детей на этапах окончания начальной школы и начала обучения в основной школе. Доказан выраженный высокий и критически высокий уровень тревожности в процессе вербальной коммуникации и в ситуациях публичных выступлений для абсолютного большинства учащихся. Выявлены единичные случаи ответов, демонстрирующих полную уверенность детей в собственных речевых способностях и возможностях.

Представлен качественный уровневый анализ проявлений речевой тревожности обучающихся в каждой из параллелей, в котором отражена специфичная динамика проявлений негативных эмоциональных переживаний школьников. Установлено снижение тревожности у мальчиков и ее нарастание у девочек на протяжении исследуемого периода. Сделаны выводы о необходимости организации психокоррекционной работы с обучающимися по оптимизации их коммуникации и снижения речевой тревожности, определены возможные стратегии ее проектирования и реализации.

 

Ключевые слова: системное исследование; речевая тревожность; коммуникация; обучающиеся; мальчики; девочки.

 

Для цитаты: Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 5–13. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.42.2.01

 

Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

Е-mail: olga-alekseevna@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1524-0803

 

 


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница