Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся
 

Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся

Журнал » 2022 №42 : Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся
    Просмотров: 1445

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.01

 

РЕЧЕВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

О. А. Беляева,

ЯГПУ, Ярославль,

olga-alekseevna@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного исследования речевой тревожности как одного из наиболее проблемных проявлений типичного эмоционального состояния современных школьников в различных коммуникативных ситуациях, в том числе связанных с необходимостью публичных выступлений. Акцентируется внимание на отсутствии в психолого-педагогической литературе анализа данной проблемы в отношении детей младшего школьного и подросткового возраста.

В качестве психодиагностического инструментария применен опросник «Контроль состояния речи», основывающийся на самооценке респондентом типичных трудностей и переживаний, связанных с расстройством речи и голоса. На основании исследования с участием 210 обучающихся 3–5-х классов общеобразовательных школ представлены выводы о характерных проявлениях речевой тревожности в коммуникации детей на этапах окончания начальной школы и начала обучения в основной школе. Доказан выраженный высокий и критически высокий уровень тревожности в процессе вербальной коммуникации и в ситуациях публичных выступлений для абсолютного большинства учащихся. Выявлены единичные случаи ответов, демонстрирующих полную уверенность детей в собственных речевых способностях и возможностях.

Представлен качественный уровневый анализ проявлений речевой тревожности обучающихся в каждой из параллелей, в котором отражена специфичная динамика проявлений негативных эмоциональных переживаний школьников. Установлено снижение тревожности у мальчиков и ее нарастание у девочек на протяжении исследуемого периода. Сделаны выводы о необходимости организации психокоррекционной работы с обучающимися по оптимизации их коммуникации и снижения речевой тревожности, определены возможные стратегии ее проектирования и реализации.

 

Ключевые слова: системное исследование; речевая тревожность; коммуникация; обучающиеся; мальчики; девочки.

 

Для цитаты: Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 5–13. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.42.2.01

 

Беляева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

Е-mail: olga-alekseevna@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1524-0803

 

 

 

 

Литература

 

1. Беляева О. А. Специфика проявления тревожности у школьников на этапе окончания начальной школы // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Вып. 15. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. С. 172–176.

2. Беляева О. А., Линник И. С. Согласованность позиций участников образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации пятиклассников // Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном образовании: материалы Международной заочной научно-практической конференции (Ярославль – Минск. 31 марта 2017 г.). Ярославль: ЯГПУ, 2017. С. 193–195.

3. Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10). С. 48–57.

4. Заиграева Н. В., Кондакова О. И. Помощь педагога, логопеда и психолога в преодолении нарушений чтения у младших школьников с речевой тревожностью //Постулат. 2017. № 10-2 (24). С. 8.

5. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: КАРО, 2006. 672 с.

6. Калягин В. А. Речевая тревога: за и против // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: международный сборник научных трудов / под ред. С. М. Валявко. М.: Спутник+, 2011. С. 81–88.

7. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.

8. Левина Р. Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. № 1. С. 7–13.

9. Литвиненко Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14510 (дата обращения: 13.04.2022).

10. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.

11. Осипова М. Б., Самохвалова А. Г. Психолого-акмеологические условия развития у старших дошкольников когнитивных ресурсов преодоления коммуникативных трудностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 79–85. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-79-85

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологи / под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.; М. и др.: Питер, 2000. 560 с.

13. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 192 c.

14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

15. Савина Е. Г., Бура Л. В. Школьная тревожность как фактор дезадаптации младших школьников // Синергия наук. 2017. № 12. С. 632–635.

16. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. 358 с.

17. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.

18. Bodie G. D. A racing heart, rattling knees, and ruminative thoughts: Defining, explaining, and treating public speaking anxiety // Communication Education. 2010. Vol. 59 (1). P. 70–105. DOI: 10.1080/ 03634520903443849

19. Fremouw W. J., Breitenstein J. L. Speech anxiety // Handbook of Social and Evaluation Anxiety / ed. by H. Leitenberg. New York; London, 1990. P. 455–474. DOI: 10.1007/978-1-4899-2504-6_15