Просмотров: 561
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 2 (42) 2022
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223-6880
Москва 2022
|
||
Просмотров: 570
СОДЕРЖАНИЕ
Психологические исследования
Беляева О. А. Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе
История психологии и психология истории
Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в ранних диалогах Платона
Социологические исследования
Хилханов Д. Л. Системный подход в современных культурных типологиях
Информация
Юбилей Галины Анатольевны Урунтаевой! Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2022, № 2 (42)
|
||
Просмотров: 811
УДК 316.6 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.10
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТИПОЛОГИЯХ
Д. Л. Хилханов, МГПУ, Москва, khilkhanovdl@mgpu.ru
Системный подход активно применяется в социологии при исследовании сложных многофакторных социальных процессов и феноменов. Одним из актуальных направлений применения системного подхода является построение типологий и различных классификаций. В настоящей работе представлен анализ классификационных факторов современных культурных типологий. Самой известной классификацией культурных различий является типология культурных измерений Г. Хофстеде. Автор обработал обширную базу данных социологического опроса и разместил исследуемые страны в пространстве шести факторов, которые основываются на определенных культурных ценностях. При этом выбранная классификация по странам подчеркивает их национальную детерминированность. В целом представленные этнометрические признаки являются сложносоставными компонентами культурной идентичности и отражают системный подход в исследованиях традиционных ценностей. Такую методологию используют Р. Инглхарт и Л. Харрисон. Для многолетнего изучения динамики изменения всемирных ценностей Р. Инглхарт рассматривал такие критерии, как традиционные — секулярно-рациональные ценности, и ценности выживания — самовыражения. В случае с типологией Р. Инглхарта прослеживается применение всего двух многокомпонентных факторов, что значительно упрощает визуальную презентацию культурных различий в графическом выражении. Именно возможности системного подхода позволяют оценить степень культурных различий между социумами посредством количественных параметров. Подводя итоги, можно сказать, что системный подход является наиболее репрезентативной методикой, поскольку позволяет представить многообразие вариаций культурной идентичности в малом количестве факторов.
Ключевые слова: системный подход; количественные параметры; культурные типологии; культурная идентичность; факторы.
Для цитаты: Хилханов Д. Л. Системный подход в современных культурных типологиях // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 105–111. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.10
Хилханов Доржи Львович, доктор социологических наук, доцент, профессор общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: khilkhanovdl@mgpu.ru ORCID:0000-0002-9382-7757
|
||
Просмотров: 1317
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.09
СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РАННИХ ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье показано, что этико-психологические представления Платона, внесшего существенный вклад в становление психологической мысли, прошедшей длительный путь своего развития, ориентированы на поиск упорядоченности и обоснованности человеческих отношений. Философскую позицию раннего Платона обозначают в науке как сократический интеллектуализм. Мыслителем утверждается диалектика как искусство управления человеческим познанием и обществом. Отмечается необходимость в проверке возможностей, которыми обладает человек для самостоятельного поиска истины. Ставится вопрос о целомудрии как о благе и возможности его достижения, что происходит на фоне исторических изменений, когда обществу становится интересен каждый индивид. Платоновские этико-психологические представления упорядочиваются социальными законами, становятся системными и позволяют объяснять качества конкретного человека. Благодаря правильному воспитанию человек, обладающий определенными внутренними качествами, способен к достижению гармонии прекрасного и доброго.
Ключевые слова: Платон; Сократ; система; этико-психологические представления; сократический интеллектуализм; калокагатия; майевтика; диалектика; знание; душа; благо; целомудрие.
Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в ранних диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 95–104. DOI: 10.25688/2223-6872. 2022.42.2.09
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468
|
||
Просмотров: 747
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.08
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАЗЛИЧНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru, Д. А. Донцов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, dontsov-junior@bk.ru
В статье представлены результаты исследования эмоционального восприятия современной молодежью архитектурных объектов, выполненных в различных архитектурных стилях. Исследование было проведено в 2022 г. Респондентам на большом мультимедийном экране предъявляли изображения 60 фотоизображений архитектурных объектов Москвы, выполненных в различных архитектурных стилях в период XIX – начала XXI вв. В исследовании приняли участие студенты Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Новосибирского педагогического государственного университета. Всего 211 человек в возрасте 17–24 года. Результаты исследования показали, что, оценивая впечатление, производимое крупными монументальными постройками, общественными зданиями и многоквартирными домами, а также наземными вестибюлями и подземными станциями метро, абсолютное большинство респондентов предпочитает сооружения, построенные в классической стилистике. При этом наибольшим предпочтением пользуются строения в стиле триумф (сталинский ампир), за ним следуют исторические здания, построенные в первой половине XIX в. в стиле классицизм и ампир, и здания в стиле магно второй половины 1930-х гг. Стиль модерн оценивается как предпочтительный для небольших домов и особняков. Ни в одной из представленных групп архитектурных объектов современный стиль не рассматривается как предпочтительный, и только в группе небольших частных строений он занимает второе по предпочтениям место. Главным образом потому, что постройка в таком стиле кажется многим респондентам наиболее доступной для личного приобретения в будущем. Исследование также показало практически полную непопулярность у современной молодежи конструктивистских концепций 1920-х – начала 1930-х гг., несмотря на то что в искусствоведческой литературе целый ряд возведенных в этом стиле строений традиционно признается шедеврами советской архитектуры.
Ключевые слова: психология окружающей среды; эмоциональное восприятие архитектурных стилей; стиль магно; конструктивизм; постконструктивизм; классицизм и ампир; архитектура модерна; стиль триумф; современный стиль в архитектуре.
Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В., Донцов Д. А. Эмоциональное восприятие различных архитектурных стилей студенческой молодежью // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 84–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.08
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622
Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274
Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: dontsov-junior@bk.ru ORCID: 0000-0003-4161-5039
|
||
Просмотров: 824
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07
ВНЕ ФОКУСА ВНИМАНИЯ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА К РАБОТЕ
П. В. Шевченко, МГПУ, Москва, ShevchenkoPV@mgpu.ru
Статья посвящена проблеме подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к работе. Акцентируется внимание на том, что школа основные усилия нацеливает на высокие образовательные результаты и конкурентоспособность выпускника как студента высшего учебного заведения, а не на формирование качеств, востребованных на рынке труда. Исследуется система ожиданий работодателей относительно деятельности школы по подготовке выпускника, выходящего на рынок труда. Сопоставляются их представления о школе как о социальном институте, готовящем своих выпускников к взрослой жизни и о необходимых качествах соискателя рабочего места, в роли которого выступают выпускники школ. Цель исследования состоит в выявлении универсальных ожиданий работодателей, которым не в полной мере соответствуют компетенции и личностные качества, формируемые школой. Эмпирическую основу составляют данные экспертного интервью с 75 работодателями, принимающими на работу как специалистов с профессиональным, так и со школьным образованием. Количественные данные получены в результате контент-анализа текстов интервью, состоявших из открытых вопросов и вопросов в форме ситуаций. Выявлено несоответствие между социокультурным стереотипом — представлением о том, что школа дает знания, социализирует и учит думать, и ожиданием того, что соискатель рабочего места проявит заинтересованность, ответственность и коммуникабельность. Рассматривается вопрос о возможности сближения запросов работодателей и позиции школы. Предлагается трехстороннее партнерство между школами, работодателями и городским университетом. Участие университета в процессе подготовки учителей к практической работе по выработке у выпускников школ востребованных на рынке компетенций будет содействовать более успешному их трудоустройству.
Ключевые слова: выпускник школы; трудоустройство; соискатель; работодатель; система ожиданий; рынок труда.
Для цитаты: Шевченко П. В. Вне фокуса внимания школы: подготовка выпускника к работе // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 75–83. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.07
Шевченко Павел Владимирович, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства, старший научный сотрудник лаборатории управления проектами Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: ShevchenkoPV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-3025-9617
|
||
Просмотров: 746
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
А. А. Стреленко, ВГУ имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь, strelenko@list.ru
Статья посвящена системному анализу проблемы образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения. Основными задачами стали раскрытие понятия образа человека в зарубежной психологии, определение основных линий развития проблемы в отечественной психологии, конкретизация понятия «социально-перцептивные образы». Было определено, что образ человека в философии рассматривался через космоцентрический, теоцентрический, антропоцентрический типы характеристик человека. В зарубежной психологии складывались определенные предпосылки для познания категории образа как сенсорной основы сознания человека, а впоследствии как детерминанты актуального поведения человека. В дальнейшем взгляды ученых были сосредоточены как на целостности и системности психических образов, так и на уровне погруженности образов в сознание и степени их осознанности. Важным шагом в развитии зарубежной психологии стала концентрация на субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях, что активизировало развитие нового взгляда на категорию образа человека как целостной личности, способной к активности, целеполаганию и рефлексии. С середины XX столетия в отечественной психологии проблема образа человека рассматривалась посредством теории отражения в деятельностном, коммуникативном и системном подходах. Однако уже в конце ХХ в. отмечалось снижение интереса к такой проблеме, что объясняется сложностью непосредственного изучения проблемы образа человека и ограниченностью валидного психологического инструментария. Вместе с тем возникновение нового направления на стыке общей и социальной психологии поднимает проблему образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения на новый уровень, где предпринимаются первые попытки дать психологическое обозначение понятию социально-перцептивных образов. В настоящей статье социально-перцептивные образы рассматриваются в качестве образно-смысловых медиаторов, формирующихся под действием социально-перцептивных механизмов, имеющих рефлексивную и арефлексивную природу, образующих связи знаково-символической деятельности с духовным слоем сознания и способствующих возникновению регулирующей, мотивирующей, прогностической, корректирующей и ресурсной функций.
Ключевые слова: системный анализ; сознание; функции сознания; отражательная деятельность; знаково-символическая деятельность; образ человека; социально-перцептивные образы.
Для цитаты: Стреленко А. А. Проблема образа человека как субъекта социально-перцептивного отражения: системный анализ // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 64–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.06
Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Витебского государственного университета имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь. E-mail: strelenko@list.ru ORCID: 0000-0001-9765-5430
|
||
Просмотров: 9670
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05
СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА КАТЕГОРИИ «СЕМЬЯ» В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Е. А. Медведева, МГПУ, Москва, medvedevaea@mgpu.ru, Ю. Н. Данилова, школа № 1151, Москва, ucklya1@rambler.ru
В статье представлен системный анализ теоретических аспектов изучения категории «семья» в исторической ретроспективе. Работа выполнена в контексте заявленной тематики и в русле исследований, раскрывающих условия, учитывающие специфику развития семьи в разные исторические периоды. Рассмотрена трансформация понимания семьи как социального института, социокультурного феномена, системы. Вопросы изучения семьи рассматриваются в контексте теоретической позиции зарубежных, отечественных представителей социологии, философии, психологии. В работе показано смещение акцента c семьи как структурно неделимой единицы общества на личность в семье. Раскрыты представления о семье, имеющие абстрактный характер, и прослежены изменения в сторону практического взаимодействия ее членов. Выявлено, что семья — это необычная социальная общность, восприятие которой трансформируется как от меняющихся общественных условий, так и под влиянием профессиональной деятельности ее членов. Показано, что функции семьи связаны со спецификой исторического периода развития общества. Они обусловлены социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, что, в свою очередь, способствует изменению характера функций семьи, иерархических связей. Представлена динамика изменения восприятия семьи от рассмотрения ее как общности для рождения здоровых граждан до ячейки, являющейся основой государства. Показана роль семьи как социальной группы, объединенной ценностями, совместной деятельностью, межличностными отношениями, внутригрупповыми процессами, и как открытой, самоорганизующейся системы, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, и преобразовании ее внутри самой.
Ключевые слова: семья; системный анализ; личность; общество; государство; брак; социальный институт; социокультурный феномен; система.
Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 53–63. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05
Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru ORCID: 0000-0002-4727-6501
Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва. Е-mail: ucklya1@rambler.ru ORCID: 0000-0002-9964-0256
|
||
Просмотров: 732
УДК 159.9.072 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.04
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ К ЭКСТРЕМИЗМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ
Е. О. Ермолова, НГПУ, Новосибирск, shamka05@mail.ru
В статье обосновывается значимость системного изучения особенностей личности склонной к экстремизму. Акцентируется внимание на росте экстремистского поведения в обществе, с одной стороны, и недостаточной разработанности феномена экстремизма в психологии — с другой. Уделяется внимание изучению молодежного экстремизма как одной из разновидностей этого явления. Анализируются основные психологические характеристики субъекта экстремистской деятельности, одной из которых выступают психологические границы как функции системы «Я», направленные на отграничение себя от других людей, и как место встречи личности с внешней средой. Основополагающим положением данной работы стало представление о нарушенных психологических границах личности как одном из условий формирования склонности к экстремизму. В статье приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке 105 респондентов-женщин. Возрастной диапазон — от 24 до 32 лет (средний возраст — 27,5), что соответствует периоду молодости. Общая выборка респондентов дифференцирована на две группы с целью реализации замысла исследования по критерию «сохранные/нарушенные психологические границы» на основании тестовых норм методики «Границы Я» (Н. У. Браун, 1998) в адаптации Е. О. Шамшиковой и двум дополнительным критериям — «работающие/неработающие» (социальный статус) и «наличие/отсутствие детей». В исследовании использовались также шкалы «внешнее Я-отграничение», «внутреннее Я-отграничение», «агрессия», «тревога» опросника «Я-структурный тест Аммона» (ISTA), русскоязычная версия которого разработана Ю. Я. Тупицыным, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой, Е. В. Бродской, и «Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма» (VEAS) Д. Г. Давыдова, К. Д. Хломова. В ходе исследования было установлено существование значимых различий в склонности к экстремизму у респондентов двух групп, а также системных особенностей психологических границ личности, склонной к экстремизму. Показано значение и роль психологических границ в развитии личности, в том числе при формировании склонности к экстремизму в период молодости, как психологического предиктора, а также социального статуса и наличия детей как социального предиктора. Полученные данные позволяют внести вклад в разработку полноценных программ профилактики экстремистской деятельности молодежи, плана психологического консультирования с целью выявления группы риска молодого населения при угрозе вступления в экстремистские организации и своевременной коррекции личностных характеристик.
Ключевые слова: системный анализ; экстремизм; склонность личности к экстремизму; молодежь; психологические границы личности; личностные особенности.
Для цитаты: Ермолова Е. О. Системный анализ склонности личности к экстремизму в зависимости от типа психологических границ // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 36–52. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.04
Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: shamka05@mail.ru ORCID: 0000-0002-1636-1527
|
||
Просмотров: 993
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Екжанова, МГПУ, Москва, ekjanovaea@mgpu.ru
Статья является результатом аналитического исследования в области обеспечения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях специального и инклюзивного образования. В основу изучения состояния указанных условий положены критерии, заданные в нормативных документах и сложившиеся в результате мониторингов, проведенных на территории Российской Федерации. Специальные образовательные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения. Для их обеспечения необходимы достаточность финансово-экономических и нормативноправовых условий, информационное и кадровое обеспечение учебного процесса. В ходе исследования выделены три группы региональных субъектов, в которых специальные образовательные условия серьезно различаются между собой: столицы, региональные центры и малые города с сельскими поселениями. Проведенная системная оценка позволяет говорить о необходимости создания условий для эффективного федерального и регионального взаимодействия в вопросах обеспечения качества специального и инклюзивного образования с целью обеспечения функционирования единого образовательного пространства и предоставлении образовательных услуг всем нуждающимся в них детям, независимо от места их проживания.
Ключевые слова: специальные образовательные условия; специальное образование; инклюзивное образование; системная оценка; мониторинг; показатели качества; диагностико-прогностический скрининг; популяционные исследования.
Для цитаты: Екжанова Е. А. Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). С. 26–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
Екжанова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: ekjanovaea@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-7669-875
|
||