Просмотров: 1404
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ШКОЛЬНИКОВ ОТ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДЫ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, AbushkinBM@mgpu.ru
В статье представлен комплексный психологический подход к защите школьников от агрессивных проявлений среды, включающий в себя выбор ключевых личностных показателей оценки ценностной сферы и жизненных установок учащихся, характеризующих их актуальный личностный потенциал; проведение опроса старшеклассников и осуществление комплексного психологического анализа особенностей личностного развития современных школьников; определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование личностных установок на противодействие деструктивному воздействию социальной среды. В статье представлены результаты системного анализа личностных профилей старшеклассников. Анализ построен на индивидуальных личностных профилях, основанных на данных об отклонении конкретного результата конкретного школьника от среднего значения по выборке школьников. Оценочным является вторичный показатель — стен (стандартная десятка), отражающий меру отклонения результата от среднего значения показателя по выборке школьников. В ходе анализа личностных профилей были выделены устойчивые типологические индивидуальные особенности школьников, свидетельствующие о направленности их активности и возможностях противодействия разнообразной социально-деструктивной информации. Все личностные профили были сведены к шести устойчивым личностным профилям, которые рассматриваются как типологии личностных профилей школьников. Проведенное исследование показывает, что только примерно у 30 % школьников все показатели находятся в пределах значений, характеризующихся как норма для детей их возраста. Результаты системного анализа содержательных особенностей профилей позволили выйти на содержание и критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: системный анализ; личностные показатели; личностный профиль; общение в социальных сетях; психолого-педагогические подходы; коррекционно-развивающая работа.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая практика защиты школьников от агрессивных проявлений среды // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 5–18. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.1
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869 Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395
|
||