Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения

Журнал » 2022 №41 : Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения
    Просмотров: 1778

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.7

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

«юношеская сексуальность» эпохи Возрождения

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системной периодизации развития европейской цивилизации и сопоставлению этапов ее развития с отдельными периодами жизни человека. Ранее опубликованные статьи включают описание аналогий в психологическом развитии человека от рождения до ранней юности и развития европейской цивилизации от темных столетий до XV века. В последних из ранее опубликованных статей рассматриваются в том числе параллели психологического развития в раннем юношеском возрасте и развития искусства и культуры в северном (Фландрия) и южном (Италия) очагах европейской цивилизации в XV столетии.

Настоящая статья продолжает эту тематику. Она посвящена аналогии между гормональным штормом, который наблюдается в 14–17-летнем возрасте у человека, и взрывом чувственности и героикой в культуре и искусстве Италии XV – первой половине XVI вв. Эта эпоха стала временем важнейших преобразований сексуальных норм и ценностей элитарных кругов Центральной и Северной Италии, сломавших в верхах общества традиции религиозной морали. По своей сущности этот процесс, происходивший в одном из двух исторических центров цивилизации, имел много общего с тем, что происходит в психологическом развитии человека в ранней юности. Приведенные аналогии подтверждают конгруэнтность рассматриваемых эпох жизни человека и цивилизации.

 

Ключевые слова: системная периодизация развития; системная психология; психологический возраст цивилизации; очаги европейской цивилизации; ранняя юность; Мазаччо; Донателло; Верроккьо; Филиппо Липпи, Боттичелли; Рафаэль; Джулио Романо.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 81–99. DOI: 10.25688/2223- 6872. 2022.41.1.7

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

 

 

 

Литература

 

1. Агриппа Неттесгеймский. Речь о достоинстве и превосходстве женского пола: [философский трактат] / пер. с лат. М. Шумилина. М.: Эннеагон Пресс, 2010. 64 с.

2. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996. XII, 259 с.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 23–35.

4. Брекоткина И. П. Истоки творческого индивидуализма ренессансного художника // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2010. № 15 (58). С. 179–187.

5. Булгаров В. С., Ляшенко И. В. Образы кондотьеров в итальянском искусстве эпохи Возрождения // Universum: филология и искусствоведение: электрон. науч. журнал. 2019. № 4 (61). С. 22–26. URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/7172 (дата обращения: 22.03.2022). 

6. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: [б. и.], 2004. 288 с.

7. Гомбрих Э. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения. М.: Алетейя, 2017. 408 с.

8. Золотарева Л. Р. «Художественная картина мира» итальянского Ренессанса в контексте освоения истории искусства // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). С. 182–187.

9. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 651 с.

10. Стендаль. Раннее Возрождение. М.: ОЛМА Медиа групп, 2014. 127 с.

11. Успенский Б. А. Гентский алтарь Яна ван Эйка. М.: РИП-холдинг, 2013. 328 с.

12. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002. 208 с.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 342 с.

14. Lucie-Smith E. Sexuality in western art. Repr. London: Thames & Hudson, 1993. 288 p.

15. Soest М. Caterina Sforza ist Mona Lisa: die Geschichte einer Entdeckung. Baden-Baden: Deutscher Wissenschafts-Verlag, 2011. 454 p.