1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2022 №41
  6. »
  7. Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом
Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом
Просмотров: 1640

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.5

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

У ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

 

С. С. Шарова,

КМБ № 4, Москва,

lightgp@mail.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена использованию авторской методики выявления ведущей руки при диагностике лиц с нарушенным слухом. В настоящий момент существует несколько подходов к выявлению ведущей руки у детей и взрослых: анкеты-опросники, теппинг-тесты, комплексы заданий на выполнение различных действий и аппаратные методики. В рамках школы и колледжа наиболее эффективными являются анкеты-опросники. Авторская методика предназначена для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих обучающихся, но может применяться и для других категорий обучающихся и взрослых.

Апробация и валидизация методики проходила на базе колледжа малого бизнеса № 4 г. Москвы. В качестве эталона использовалась методика М. Аннет по выявлению ведущей руки. В авторскую методику был включен вопрос, выявляющий наличие наследственного фактора при леворукости/праворукости. Кроме того, учащиеся рисовали фигуры обеими руками по очереди, воспроизводили заданные психологом действия, что позволило выполнить системную оценку полученных результатов.

Результаты валидизации выявили высокий уровень статистической значимости корреляции авторской методики с методикой М. Аннет. В статье показано: разработанная методика удовлетворяет необходимым требованиям по критериям надежности и валидности, что позволяет использовать ее для выявления ведущей руки у глухих и слабослышащих учащихся.

 

Ключевые слова: леворукие учащиеся; праворукие учащиеся; системная оценка; лица с нарушенным слухом; глухие учащиеся; слабослышащие учащиеся; тест на выявление ведущей руки.

 

Для цитаты: Шарова С. С., Машкова Л. А. Методика выявления ведущей руки у лиц с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.41.1.5

 

Шарова Светлана Сергеевна, педагог-психолог колледжа малого бизнеса № 4, Москва.

E-mail: lightgp@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7740-1254

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Ахильгова М. Б. Модификация методики по определению ведущей руки для молодежи в возрасте 18–20 лет // Материалы Всероссийского научного форума с международным участием «Неделя молодежной науки – 2021», посвященного медицинским работникам, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией (г. Тюмень, 26–28 марта 2021 г.). Тюмень: Айвекс, 2021. С. 202–203.

2. Бердичевская Е. М. и др. Динамика формирования межполушарных отношений на ранних этапах онтогенеза // Асимметрия. 2011. Т. 5. № 4. С. 4–14.

3. Булгаков О. М. и др. Моделирование надежности тестов с усложненной структурой тестовых заданий // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 2. С. 62–70.

4. Воронин Н. А., Строганова Т. А. Исследование латерализованных модулей зрительнопространственного внимания // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 119–129.

5. Воронин Н. А., Строганова Т. А. Латерализация модулей зрительно-пространственного внимания и эффект перцептивного научения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 138–149.

6. Гутник Б., Нердер П., Архангельская Ю. Критика некоторых традиционных подходов к исследованиям в области асимметрии и ЦНС // Асимметрия. 2010. Т. 4. № 4. С. 38–46.

7. Николаева Е. И., Борисенкова Е. Ю. Cравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Ассиметрия. 2008. Т. 2. № 1. С. 32–39.

8. Рыжов Б. Н., Шарова С. С. Особенности речевого развития школьников при сочетании факторов нарушенного слуха и мануальной асимметрии // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 105–112. DOI: 10.25629/HC.2018.05.11

9. Соболева И. В. и др. Индивидуальные особенности межполушарного взаимодействия и качество мыслительной деятельности при обучении // Асимметрия. 2008. Т. 2. № 4. С. 29–33.

10. Чуприков А. П. и др. Распределение рукости и некоторые латеральные антропологические признаки среди практически здорового населения Москвы // Асимметрия. 2010. Т. 4. № 1. С. 54–71.

11. Шарова С. С. Влияние ФАГМ на речевое развитие учащихся юношеского возраста с нарушенным слухом // Новации педагогики и психологии: сб. науч. трудов по итогам Международной научно-практической конференции (г. Рязань, 25 марта 2017 г.) / Федеральный центр науки и образования «Эвенсис». Вып. 2. Рязань: [б. и.], 2017. С. 72–74.

12. Шарова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нарушенным слухом и разной мануальной асимметрией: методическое пособие: программа психолого-педагогического сопровождения. М: Спутник +, 2017. 18 с.

13. De Kovel C. G. F., Carrión-Castillo A., Francks C. A large-scale population study of early life factors influencing left-handedness // Scientific Reports. 2019. № 9 (1). P. 1–11. DOI:10.1038/s41598-018-37423-8

14. Papadatou-Pastou M. et al. Human handedness: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2020. № 146 (6). P. 481–524. DOI:10.1037/bul0000229

15. Schmitz J. et al. The neurophysiological correlates of handedness: Insights from the lateralized readiness potential // Behavioural Brain Research. 2019. Vol. 364. P. 114–122. DOI: 10.1016/j.bbr.2019.02.021

16. Yang N. et al. Translation, cultural adaption, and test – retest reliability of Chinese versions of the Edinburgh Handedness Inventory and Waterloo Footedness Questionnaire // Laterality: Asymmetries of Body, Brain and Cognition. 2017. № 23 (3). P. 255–273. DOI: 10.1080/1357650x.2017.1357728