PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №39 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации
Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от полаСистемный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Данилова А. Г., Митина О. В. Системный анализ ценностных ориентаций русской культуры по данным исторических документов
Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
Котовская С. В. Системные особености эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ
Коржова Е.Ю., Стебенёв А.С. Психологическая мысль России конца XIX – начала XX в.: студенческое психологическое общество Санкт-Петербургской духовной академииСистемные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Социологические исследования

Ткаченко А.В. Системный подход в социологических работах П. А. Сорокина и А. Тойнби

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 3 (39)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния

Журнал » 2021 №39 : Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
    Просмотров: 116

 

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

 

Т. В. Белашина,

НГПУ, Новосибирск,

tatyanabelashina@mail.ru

 

Статья посвящена изучению системных особенностей мотивации личности. Представлено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния. Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого – И. Ю. Кулагиной и тестов Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Для измерения доминирующего психического состояния использована методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. В исследовании приняли участие 100 человек — сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин.

Анализ данных показал, что для испытуемых ЭГ-1 (сотрудники-мужчины) более характерно проявление активной жизненной позиции, которая во многом зависит от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Испытуемые ЭГ-2 (сотрудники-женщины) отличаются стремлением к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе. Для испытуемых ЭГ-3 (сотрудники со стажем службы менее пяти лет) более характерно проявление высокого уровня активности, стремление своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 (сотрудники со стажем профессиональной деятельности более пяти лет) склонны к тому, чтобы особо не рисковать ради достижения каких-то определенных целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе. Исследование взаимосвязи параметров мотивации и доминирующего психического состояния показало, что сотрудники мужского пола, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя более сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Сотрудники женского пола склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях. С увеличением стажа профессиональной деятельности обнаружены тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.

 

Ключевые слова: системные особенности; мотивация; личность; доминирующее психическое состояние; системный анализ.

 

Для цитаты: Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39) С. 61–71. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

 

Белашина Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: tatyanabelashina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4656-0439

 

 

Литература

  

1. Белашина Т. В., Бурлакова С. С. Роль индивидуально-типологических особенностей и жизнестойкости в профессиональной деятельности сотрудников силовых структур // Развитие человека в современном мире. 2021. № 1. С. 86–95.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоций: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Галюк Н. А., Иванов Д. В. Акмеотренинг в психологическом сопровождении сотрудников правоохранительных органов // Педагогический профессионализм в образовании: сб. в 3 ч. Ч. 2 / под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: НГПУ, 2016. С. 23–27.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 512 с.

5. Казакова Е. В. Понятие содержание термина «мотивация» // Тенденции развития экономики и менеджмента. Вып. 3. Казань: ИЦРОН, 2016. С. 224–226.

6. Куликов Л. В. Доминирующие чувства как характеристика духовных и душевных сил // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 568–574.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2012. 352 с.

8. Ловягина А. Е. Психические состояния человека. СПб.: СПбГУ, 2014. 120 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. М.; СПб.: Евразия, 2016. 478 c.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2011. 461 с.

11. Прохоров А. О. Психология состояний. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021. 720 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

14. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2016. 860 с.

16. Deci E. L., Koestner R., Ryan R. M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 6. Р. 627–668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627

17. Dweck C. S. Motivational process affects learning // American Psychologist. 1986. Vol. 40. № 10. Р. 1040–1048.

18. Muenks K., Yang J. S., Wigfield A. Associations between grit, motivation, and achievement in high school students // Motivation Science. 2018. Vol. 4. № 2. Р. 158–176. DOI:10.1037/mot0000076

19. The future of feedback: Motivating performance improvement through future-focused feedback / J. Gnepp et al. // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 6. e0234444. DOI: 10.1371/journal.pone.0234444

20. Vansteenkiste M., Ryan R. M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. P. 1–31. DOI: 10.1007/s11031-019-09818-1