PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №39 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации
Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от полаСистемный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Данилова А. Г., Митина О. В. Системный анализ ценностных ориентаций русской культуры по данным исторических документов
Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
Котовская С. В. Системные особености эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ
Коржова Е.Ю., Стебенёв А.С. Психологическая мысль России конца XIX – начала XX в.: студенческое психологическое общество Санкт-Петербургской духовной академииСистемные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Социологические исследования

Ткаченко А.В. Системный подход в социологических работах П. А. Сорокина и А. Тойнби

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 3 (39)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования

Журнал » 2021 №39 : Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
    Просмотров: 125

 

УДК 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.4

 

СИСТЕМА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ

В ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

З. В. Румянцева,

КГУ, Кострома,

rumschmus@mail.ru

 

В статье охарактеризована система акмеологических аспектов психологии музыкального образования и развития личности. Целью исследования является определение и систематизация основных ориентиров музыкально-психологического развития личности в русле акмеологической науки. Достижение продуктивности музыкально-педагогического образования зависит от преодоления ряда внешних и внутренних проблем под непосредственным воздействием акмеологических ориентиров в поиске решения задач прогрессивного функционирования.

Определение акмеологических ориентиров содействует повышению качества содержания музыкально-педагогического образования и способствует достижению высшей ступени индивидуального развития личности. Результаты проведенного системно-аналитического исследования показывают, что к акмеологическим ориентирам профессиональной подготовки педагогов-музыкантов относятся реализация интонационного и сенсорного воспитания личности; расширение области психологических знаний в направлении понимания специфики содержания музыкальной деятельности; изучение сущности творческого развития личности; обеспечение исследовательской направленности профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Следование акмеологическим ориентирам как целевым установкам, содействующим саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации будущих педагогов-музыкантов, является необходимым условием системного формирования их психологической компетентности в процессе осуществления профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: психология музыкального образования; акмеологические ориентиры; системный анализ; принципы акмеологического развития личности; музыкально-исполнительское искусство; художественно-творческое саморазвитие личности; интонационное воспитание; сенсорное воспитание.

 

Для цитаты: Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 52–60. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.39.3.4

 

Румянцева Зоя Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры музыки Института культуры и искусств Костромского государственного университета, Кострома.

E-mail: rumschmus@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4499-206X

 

 

 

Литература

  

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 375 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 413 с.

3. Грибкова О. В., Квартальнова Е. А. Музыкальное образование как фактор всестороннего развития личности // Искусство и образование. 2021. № 2 (130). Р. 99–105. DOI: 10.51631/2072- 0432_2021_130_2_99

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Воронеж, 2004. 752 с.

5. Запорожец А. В. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 98 с.

6. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

7. Корчагина Н. В. Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. № 3. С. 116–122.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

9. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX веков: очерки. М.: Музыка, 1990. 191 с.

10. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2011. 383 с.

11. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. 300 с.

12. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Academia, 2003. 368 с.

13. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост.: Д. В. Ушаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 624 с.

14. Румянцева З. В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учебное пособие. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 128 с.

15. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

16. Селюч М. Г. Развитие творческого потенциала личности руководителя образовательной организации: монография. Благовещенск: ГОАУ ДПО Амурский обл. ИРО, 2014. 115 с.

17. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. 335 с.

18. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН, 1947. 335 с.

19. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Юрайт, 2016. 245 с

20. Торопова А. В. Психология музыкального образования и развития личности (методологический аспект) // Вестник МГУКИ. 2008. № 5. С. 200–204.

21. Чупина В. А. Акмеология профессионального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 97 с.

22. Щербакова А. И. Методы аксиологического анализа в совершенствовании современной системы музыкального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 15. С. 11–15.

23. Budoiu-Balan O. The psycho-neurologic implications in musical phenomenon: Music and personal development // Psychology. 2019. Vol. 10. Iss. 08. P. 1217–1234. DOI: 10.4236/psych.2019.108078

24. Olefyr V. The development of schoolchildren’s individuality during musical activities // Psychological Journal. 2020. № 6 (10). P. 29–37. DOI: 10.31108/1.2020.6.10.3