Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола

Журнал » 2021 №39 : Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола
    Просмотров: 1150

 

УДК 159.9.072

DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.2

 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ

ПСИХОЛОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru,

Т. Ю. Петровская,

НГПУ, Новосибирск,

element_t@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость изучения системы личностных качеств представителей психологической профессии. Акцентируется внимание на незначительной представленности ранних дезадаптивных схем (РДС) как важного личностного предиктора профессионального становления и отсутствии эмпирических исследований РДС психологов. Анализируются ранние дезадаптивные схемы как важные системно-психологические характеристики представителей психологической профессии. Схемы рассматриваются как фактор риска, снижающий адаптационный потенциал специалиста в профессии и эффективность его деятельности, в связи с чем они являются важной единицей анализа в области психологии труда.

Объектом эмпирического исследования стали 166 студентов психологических направлений подготовки и специальностей, из них 83 мужчины и 83 женщины. В качестве психодиагностического инструментария был применен опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем» Дж. Янга (YSQ S3R). В ходе исследования было установлено существование значимых различий между системой РДС психологов мужского и женского пола. Выраженность схем в обеих группах респондентов имеет общее ядро, состоящее из следующих компонентов: самопожертвование, завышенные стандарты, грандиозность и покинутость, — и различия: для мужчин свойственно ожидание использования, для женщин — пунитивность. Фиксация схем, характерных для представителей исследуемой профессиональной группы, позволит внести вклад в разработку более полноценных программ профориентации, подготовку будущих психологов, сопровождение их трудовой деятельности, а также в создание мер профилактики и коррекции профессиональных нарушений.

 

Ключевые слова: система ранних дезадаптивных схем; профессионально важные качества; профессионально негативные качества; убеждения; профессиональная деятельность; профессия; психолог; индивидуально-психологические особенности.

 

Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 21–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.2

 

Перевозкина Юлия Михайловна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru

ORCID: 0000-0003-4201-3988

Петровская Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: element_t@mail.ru

ORCID: 0000-0002-6243-9487

 

 

Литература

  

1. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / пер. с англ. Е. Плотниковой. М.: Научный мир, 2016. 320 с.

2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 139 с.

3. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. № 3. С. 109–125. DOI: 10.21638/11701/ spbu16.2016.310

4. Глэддинг С. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe / [пер. с англ. А. Можаев]. 4-е изд. СПб.: Питep, 2002. 729 c.

5. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования: электронное учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с.

6. Карпов А. В., Чемякина А. В. Понятие профессионально-негативных качеств личности // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сб. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 158–162.

7. Касьяник П. М., Романова Е. В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Политехнический ун-т, 2016. 151 с.

8. Перевозкина, Ю. М. Петровская Т. Ю., Шабанов Д. М. Влияние половозрастных особенностей на специфику выраженности ранних дезадаптивных схем будущих психологов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (90). С. 194–203. DOI: 10.35750/2071-8284-2021-2- 194-203

9. Поваренков Ю. П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 186–194. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29948051 (дата обращения: 01.07.2021).

10. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

11. Чемякина А. В. Представленность профессионально-негативных качеств в структуре личности // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 111–114.

12. Шамшикова Е. О., Петровская Т. Ю. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «Я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7. С. 259–265.

13. Bach B., Lockwood G., Young J. E. A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas // Cognitive Behaviour Therapy. 2017. Vol. 47 (4). P. 328–349. DOI: 10.1080/ 16506073.2017.1410566

14. Doyle M. Exploratory trial of schema-focussed therapy in a forensic personality disordered population / M. Doyle et al. // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2015. Vol. 27 (2). P. 232–247. DOI: 10.1080/14789949.2015.1107119

15. Koerner N., Tallon K., Kusec A. Maladaptive core beliefs and their relation to generalized anxiety disorder // Cognitive Behaviour Therapy. 2015. Vol. 44 (6). Р. 441–455. DOI: 10.1080/16506073.2015.1042989/

16. Koppers D. Psychological symptoms, early maladaptive schemas and schema modes: predictors of the outcome of group schema therapy in patients with personality disorders / D. Koppers et al. // Psychotherapy Research. 2020. Vol. 31 (7). Р. 831–842. DOI: 10.1080/10503307.2020.1852482

17. Lukас J., Popelkovа M. The relationship between early maladaptive schemas and attachmen // Pomаhajuce Profesie. 2020. Vol. 3 (1). P. 5–19. DOI: 10.17846/pp.2020.3.1.5-19

18. Mahboubeh М. The Relationship between Early Maladaptive Schemas and Esfahan Guidance School Teachers’ Job Burnout / M. Mahboubeh et al. // International Journal of Indian Psychology. 2015. Vol. 3 (1). Р. 67–73. DOI:10.25215/0301.100

19. Martean L. [Review] // The Psychiatrist. 2013. Vol. 37 (6). P. 216–216. Book Review: Schema therapy in practice: An introductory guide to the schema mode approach by Arnoud Arntz, & Gitta Jacob. Wiley-Blackwell, 2013. 276 p. DOI: 10.1192/pb.bp.112.042234

20. Rittenmyer G. J. The relationship between early maladaptive schemas and job burnout among public school teachers // Dissertation Abstracts International. 1997. Vol. 58 (5-A). P. 15–29. 

21. Young J., Klosko J., Weishaar M. Schema therapy: A practitioner’s guide. New York: Guilford Press, 2003. 449 p.

22. Young J. E., Brown G. Young schema-questionnaire // Young J. E. Cognitive therapy for personality disorders: A schema-focused approach. 3rd ed. Sarasota, FL: Professional Resource Press, 1999. P. 63–76.

23. Zeynel Z., Uzer T. Adverse childhood experiences lead to trans-generational transmission of early maladaptive schemas // Child Abuse & Neglect. 2020. Vol. 99 (5). Р. 1–14. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104235