Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола
Журнал » 2021 №39 : Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола |
Просмотров: 1150
УДК 159.9.072 DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.2
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ ПСИХОЛОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Ю. М. Перевозкина, НГПУ, Новосибирск, per@bk.ru, Т. Ю. Петровская, НГПУ, Новосибирск, element_t@mail.ru
В статье обосновывается значимость изучения системы личностных качеств представителей психологической профессии. Акцентируется внимание на незначительной представленности ранних дезадаптивных схем (РДС) как важного личностного предиктора профессионального становления и отсутствии эмпирических исследований РДС психологов. Анализируются ранние дезадаптивные схемы как важные системно-психологические характеристики представителей психологической профессии. Схемы рассматриваются как фактор риска, снижающий адаптационный потенциал специалиста в профессии и эффективность его деятельности, в связи с чем они являются важной единицей анализа в области психологии труда. Объектом эмпирического исследования стали 166 студентов психологических направлений подготовки и специальностей, из них 83 мужчины и 83 женщины. В качестве психодиагностического инструментария был применен опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем» Дж. Янга (YSQ S3R). В ходе исследования было установлено существование значимых различий между системой РДС психологов мужского и женского пола. Выраженность схем в обеих группах респондентов имеет общее ядро, состоящее из следующих компонентов: самопожертвование, завышенные стандарты, грандиозность и покинутость, — и различия: для мужчин свойственно ожидание использования, для женщин — пунитивность. Фиксация схем, характерных для представителей исследуемой профессиональной группы, позволит внести вклад в разработку более полноценных программ профориентации, подготовку будущих психологов, сопровождение их трудовой деятельности, а также в создание мер профилактики и коррекции профессиональных нарушений.
Ключевые слова: система ранних дезадаптивных схем; профессионально важные качества; профессионально негативные качества; убеждения; профессиональная деятельность; профессия; психолог; индивидуально-психологические особенности.
Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 21–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.2
Перевозкина Юлия Михайловна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988 Петровская Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: element_t@mail.ru ORCID: 0000-0002-6243-9487
Литература
1. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / пер. с англ. Е. Плотниковой. М.: Научный мир, 2016. 320 с. 2. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 139 с. 3. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. № 3. С. 109–125. DOI: 10.21638/11701/ spbu16.2016.310 4. Глэддинг С. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe / [пер. с англ. А. Можаев]. 4-е изд. СПб.: Питep, 2002. 729 c. 5. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования: электронное учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с. 6. Карпов А. В., Чемякина А. В. Понятие профессионально-негативных качеств личности // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сб. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 158–162. 7. Касьяник П. М., Романова Е. В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Политехнический ун-т, 2016. 151 с. 8. Перевозкина, Ю. М. Петровская Т. Ю., Шабанов Д. М. Влияние половозрастных особенностей на специфику выраженности ранних дезадаптивных схем будущих психологов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (90). С. 194–203. DOI: 10.35750/2071-8284-2021-2- 194-203 9. Поваренков Ю. П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 186–194. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29948051 (дата обращения: 01.07.2021). 10. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 11. Чемякина А. В. Представленность профессионально-негативных качеств в структуре личности // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 111–114. 12. Шамшикова Е. О., Петровская Т. Ю. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «Я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7. С. 259–265. 13. Bach B., Lockwood G., Young J. E. A new look at the schema therapy model: organization and role of early maladaptive schemas // Cognitive Behaviour Therapy. 2017. Vol. 47 (4). P. 328–349. DOI: 10.1080/ 16506073.2017.1410566 14. Doyle M. Exploratory trial of schema-focussed therapy in a forensic personality disordered population / M. Doyle et al. // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2015. Vol. 27 (2). P. 232–247. DOI: 10.1080/14789949.2015.1107119 15. Koerner N., Tallon K., Kusec A. Maladaptive core beliefs and their relation to generalized anxiety disorder // Cognitive Behaviour Therapy. 2015. Vol. 44 (6). Р. 441–455. DOI: 10.1080/16506073.2015.1042989/ 16. Koppers D. Psychological symptoms, early maladaptive schemas and schema modes: predictors of the outcome of group schema therapy in patients with personality disorders / D. Koppers et al. // Psychotherapy Research. 2020. Vol. 31 (7). Р. 831–842. DOI: 10.1080/10503307.2020.1852482 17. Lukас J., Popelkovа M. The relationship between early maladaptive schemas and attachmen // Pomаhajuce Profesie. 2020. Vol. 3 (1). P. 5–19. DOI: 10.17846/pp.2020.3.1.5-19 18. Mahboubeh М. The Relationship between Early Maladaptive Schemas and Esfahan Guidance School Teachers’ Job Burnout / M. Mahboubeh et al. // International Journal of Indian Psychology. 2015. Vol. 3 (1). Р. 67–73. DOI:10.25215/0301.100 19. Martean L. [Review] // The Psychiatrist. 2013. Vol. 37 (6). P. 216–216. Book Review: Schema therapy in practice: An introductory guide to the schema mode approach by Arnoud Arntz, & Gitta Jacob. Wiley-Blackwell, 2013. 276 p. DOI: 10.1192/pb.bp.112.042234 20. Rittenmyer G. J. The relationship between early maladaptive schemas and job burnout among public school teachers // Dissertation Abstracts International. 1997. Vol. 58 (5-A). P. 15–29. 21. Young J., Klosko J., Weishaar M. Schema therapy: A practitioner’s guide. New York: Guilford Press, 2003. 449 p. 22. Young J. E., Brown G. Young schema-questionnaire // Young J. E. Cognitive therapy for personality disorders: A schema-focused approach. 3rd ed. Sarasota, FL: Professional Resource Press, 1999. P. 63–76. 23. Zeynel Z., Uzer T. Adverse childhood experiences lead to trans-generational transmission of early maladaptive schemas // Child Abuse & Neglect. 2020. Vol. 99 (5). Р. 1–14. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104235 |